Бизнес в законе
5’2014
18. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И ИНВЕСТИЦИЯМИ
18.1. ПОВЫШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ1
Чурсин Александр Александрович, д-р. экон. наук, проф., канд. техн. наук, директор Института прикладных технико-экономических исследований и экспертиз РУДН, зав. базовой кафедрой «Прикладная экономика» РУДН Место работы: РУДН
Аннотация: В статье сформулированы и раскрыты приоритетные направления государственной политики в области повышения конкурентоспособности на основе управления инновациями, в том числе: обновление продукции, основанное на использовании в производстве новых инновационных технических принципов и физических законов; активизация процессов коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и усиленное развитие сегментов высокотехнологичных производств; развитие государственно-частного партнерства в высокотехнологичных отраслях экономики; развитие импортозамещающих производств с акцентом на инновационные разработки. По мнению автора статьи, управление инновациями в указанных направлениях будет способствовать росту темпов социально-экономического развития России, формированию и развитию новых рынков сбыта, укреплению национальной безопасности
Ключевые слова: национальная конкурентоспособность, управление инновациями, импортозамещение, диверсификация, обновление продукции, государственно-частное партнерство
THE IMPROVEMENT OF RUSSIAN NATIONAL COMPETITIVENESS BASED ON INNOVATION MANAGEMENT IN THE PRIORITY SPHERES OF STATE POLICY
Chursin Alexandr A., PhD in Economics, Professor Director of Institute of Applied Technical and Economic Research and Expert Assessment
Work place: Peoples’ Friendship University of Russia
Annotation: The article is dedicated to priority spheres of the state policy in the sphere of improving competitiveness through innovation management, including product upgrades, based on the using of new and innovative engineering principles and physics laws in production; activation of the commercialization of the results of research and development activities and the increased development of high-tech industries segments; development of public-
1 Исследование подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант №14-02-00443 «Разработка теоретических подходов к выбору наиболее эффективных путей реструктуризации ракетно-космической промышленности России в современных условиях».
private partnerships in high-tech industries; development of import-substitution industries focused on innovation. According to the authors, the management of innovations in these spheres will contribute to the growth of Russian socio-economic development rate, development of new markets, reinforcement national security.
Keywords: national competitiveness, innovation management, import substitution, diversification, product upgrades, public-private partnerships
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года стратегической целью нашей страны является доведение уровня социальноэкономического развития, до уровня, который соответствовал бы статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в мировой экономике и обеспечивающей укрепление национальной безопасности. Согласно поставленным целям, в 2015-2020 гг. Россия должна стать одной из пяти стран-лидеров по показателю объема валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности) на основе повышения конкурентоспособности отраслей национальной экономики. Достижение указанной цели означает формирование качественно нового образа России к концу 2020 года и возможно посредством реализации следующих направлений государственной политики, основанных на управлении инновациями.
Первое направление - обновление продукции, основанное на использовании в производстве новых инновационных технических принципов и физических законов. Указанное направление является одним из позволяющих решить вопрос повышения конкурентоспособности отечественных компаний на мировом рынке, укрепления их конкурентных позиций за счет обновления продукции, внедрения инновационных технологий, повышения качества продукции и расширения номенклатуры продукции и услуг. Все это позволит привлечь новых покупателей, увеличить экспортные поступления и получить дополнительные средства на дальнейшее развитие предприятий РФ. Обновление продукции тесно связано с рассмотренной проблемой модернизации и финансирования перспективных НИОКР.
В частности, с позиции обновления продукции рекомендуется пересмотреть существующие программы по модернизации. Так, например, в соответствии с заданными приоритетами и государственными интересами, а также принимая во внимание деятельность в данном направлении, которую ведут США, рекомендуется разрабатывать ракета-носитель с увеличенным диаметром блоков (по сравнению с ракета-носителем (РН) «Ангара»), а также рассмотреть вопросы связанные с использованием новых двигателей, что может положительно сказаться на стоимости РН, а следовательно и конкурентоспособности ракетно-космической техники.
Приведем некоторые направления по обновлению продукции:
- пилотируемые космические системы нового поколения, использующие двигатели на новых физических принципах;
- космическое глобальное информационное поле, создаваемое путем интеграции космических систем навигации, наблюдения и связи, использующих перспективные сигналы, средства их формирования и обработки;
- космическая энергетика как альтернатива энергетике на основе углеводородов, запасы которых ограничены и близки к исчерпанию в достаточно короткой временной перспективе.
270
Чурсин А. А.
ПОВЫШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
В частности, в направлении создания двигателей на новых физических принципах имеются наработки:
- по созданию антигравитаторов, использующих эффект воздействия лазерного излучения на воздушную среду, обеспечивающего образование вакуумного пространства перед летательным аппаратом, «втягивающего» его в это пространство и приводящее к самодвижению аппарата2;
- по созданию вакуумного электромагнитного двигателя (на основе явления электродинамического взаимодействия токов проводимости с электромагнитной волной) в виде линейного электрического мотора, у которого статором служит физический вакуум. Движение КА происходит в результате его «отталкивания» от физического тела в виде космического вакуума, подобно тому, как человек передвигается, отталкиваясь от поверхности земли.
Разработка инновационной продукции с качественно новыми характеристиками, востребованными у потребителей, на основе внедрения инновационных технологий в производство позволит сформировать новые рынки сбыта и занять российским компаниям передовые позиции на них. Кроме того, инновационные разработки могли бы быть использованы в смежных отраслях промышленности, что позволило бы сделать значительный шаг вперед на пути научно-
технологического развития и стимулировало бы рост темпов экономического развития России.
Здесь важным будет отметить, что разработка и внедрение инновационных технологий позволило бы диверсифицировать деятельность отдельных предприятий и экономики России в целом. Важность диверсификации деятельности подтверждается значительным количеством примеров из зарубежной практики. В качестве примера можно привести политику по диверсификации производства компаний Airbus,
Boeing, Lockheed Martin Corporation, Thales Alenia Space и т.д.
■ Ракетно-космическая техника В Авиационная техника □ Электроника
□ Информационные системы ■ Судостроение О Прочая продукция
Рисунок 1. Производственная структура зарубежных компаний
Для сравнения можно рассмотреть
производственную структуру российских предприятий РКП, таких как ФГУП «ГкнПЦ», ОАО «РКК «Энергия» и ОАО «ИСС им.Решетнева».
российских компаний
Из приведенных иллюстраций видно, что в сравнении с зарубежными конкурентами российские организации РКП уступают в части диверсификации деятельности. При этом основная проблема заключается в том, что обозначенные 4% относятся к производству невысокотехнологичной продукции, почти отсутствует любое другое наукоемкое производство с высокой добавленной стоимостью. Организация такого производства является необходимой ввиду того, что в случае падения рынка или ухудшения ситуации по одному направлению деятельности организации РКП была возможность перенести активы из другого более успешного направления.
Второе направление - активизация процессов коммерциализации результатов научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ и усиленное развитие сегментов высокотехнологичных производств, в перспективе приносящих наибольший доход, функционирующих в более широком спектре массового потребления.
Российская Федерация занимает сегодня четвертое место в мире по объемам финансирования гражданской космической деятельности, имея при этом около 1% доли мирового рынка космических услуг. Однако в Российской Федерации сохранился большой научнотехнологический потенциал, развитие и коммерциализация которого позволят нашей стране укрепить позиции на мировом рынке и получить дополнительный источник финансирования высокотехнологичных производств.
Рекомендуется экономическую политику государства выстраивать в соответствие с принципами США и европейских стран, где основной упор делается на повышении количества сотрудников занятых на коммерческой реализации проектов. Данная особенность находит свое отражение в нормативно-правовой базе, где наряду с техническими требованиями от предприятий требуется предоставлять и бизнес-планы по коммерческому использованию создаваемых за государственный счет технологий.
Например, внедрение системы мониторинга GLONASS System в автопарке, состоящем из 30 автомобилей, может принести годовую прибыль порядка 7 млн. руб3. Если учитывать, что на начало 2013 г. Российская Федерация располагала парком в количестве 3,68 млн. грузовых автомобилей, то внедрение такой системы в стране будет приносить общую прибыль автохозяйствам 857,44 млрд. руб. в год. Даже 10% этой прибыли, определенным образом возвращенной в РКП, превышает годовые расходы на выполнение федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» 2012-2020 гг.
2 http://zverev-kazan.narod.rU/antigravitator.htm#22
3 http://www.glonasssystem.ru/effektivnost
271
Бизнес в законе
5’2014
Третье направление - развитие государственночастного партнерства в высокотехнологичных отраслях экономики.
Государственно-частное партнерство может быть реализовано по следующим основным направлениям:
- предоставление частному сектору возможности использования государственной инфраструктуры на определенных условиях в целях доведения высокотехнологичной продукции и услуг до конечного пользователя;
- совместное финансирование инновационных проектов, результаты реализации которых продвигаются на рынок частным сектором;
- привлечение операторских компаний частного сектора к оказанию отдельных государственных услуг потребителям;
- участие государства в финансировании научноисследовательских и опытно-конструкторских разработок по созданию пользовательской аппаратуры и программноаппаратных комплексов, которые продвигаются на внешние рынки частным сектором;
- софинансирование проектов в форме образования совместных предприятий.
Здесь важным будет отметить, что выше приведены укрупненные основные направления, в действительности, таких направлений, тем более детализированных, множество.
Четвертое направление - развитие импортозамещающих производств с акцентом на инновационные разработки.
Сегодня на фоне нестабильной политической ситуации, вызванной событиями на Украине, западных санкций против нашей страны, на государственном уровне вновь поднят вопрос об импортозамещении. 16 мая 2014 г. Президент России В.В. Путин провел в г. Сочи совещание по вопросам развития обороннопромышленного комплекса России, где была поставлена задача на импортозамещение, которое Россия и ее оборонно-промышленный комплекс в состоянии по финансовым и технологическим возможностям осуществить. По прогнозам, по разным видам продукции этот процесс займет 1,5-2,5 года4.
Реализация этого направления предлагается поэтапно от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции посредством роста уровня развития производства и технологий. На наш взгляд, стратегия импортозамещения должна опираться на развитие промышленного производства, повышение качества производимого товара, технологий, применяемых на предприятиях, развитие и управление инновациями. В результате импортозамещения должна быть создана отечественная продукция, аналог, импортируемой сегодня из-за рубежа, на основе внедрения российских инновационных разработок. Создаваемая продукция должна быть не только конкурентоспособной на российском и мировом рынке, но обладать такими новыми характеристиками и свойствами, которые бы обеспечили формирование и рост спроса на нее со стороны стран-импортеров ее сегодняшних аналогов.
На пути решения поставленной проблемы, в первую очередь, в настоящее время России необходимо решить следующие вопросы: замещение украинских комплектующих для отечественного ракетостроения и ликвидация зависимости от иностранной, преимуществен-
4 Путин провел последнее совещание по выполнению гособоронзаказа. URL:
http://fedpress.ru/news/poNt_vlast/news_poNt/1400246567-putin-provel-poslednee-soveshchanie-po-vypolneniyu-gosoboronzakaza (дата обращения 16.05.2014).
но западной, электроники, составляющей значительную часть «начинки» российских систем вооружения5.
Реализация политики импортозамещения в российской оборонной промышленности будет способствовать модернизации и активизации работы смежных отраслей хозяйства России, станет стимулом для повышения инновационной активности. Программа импортозамещения приведёт к созданию новых образцов вооружения, востребованных на мировом рынке, положительно скорректирует работу научных школ, повысит репутацию Академии наук, увеличит финансирование оборонно-промышленного комплекса России.
В целом, поэтапное развитие импортозамещения приведет к следующим позитивным сдвигам в экономике России:
- росту занятости населения, сокращению безработицы и повышению уровня жизни;
- повышению уровня научно-технического прогресса и уровня образования;
- повышению национальной конкурентоспособности;
- укреплению экономической и продовольственной безопасности страны;
- росту спроса на товары внутреннего производства, что в свою очередь стимулирует развитие экономики страны, расширение производственных мощностей;
- сохранению валютной выручки внутри страны и росту валютных резервов и улучшению торгового баланса страны.
Следует также отметить, что развитие производства в процессе реализации политики импортозамещения может идти несколькими путями - созданием мощной технологической базы или созданием инноваций, или одновременно, дополняя и расширяя друг друга.
По мнению профессора Кембриджа Карлота Перес6, для выбора подходящих отраслей для развития производства, необходимо выделить те сегменты, которые имеют большой потенциал роста и именно в них искать актуальные инновационные решения, которые можно применить и последовательно улучшить условия развития производственного потенциала и создать развитые технологии, таким образом, выведя эти отрасли в авангард промышленности.
Другой путь - определить наиболее развитые технологии и основываясь на них начинать развитие соответствующих отраслей промышленности. Этот способ основывается на том, что развитие инновации имеет определенную временную логику. Инновации, которые обновляют промышленный потенциал, возникают всегда ориентировочно за 30 лет до этого. Соответственно в России есть еще задел инноваций созданных в советское время и сейчас мы можем на него опираться.
После того, как отобраны приоритетные направления государственной политики в обеспечение наращивания конкурентоспособности необходимо рассчитать стоимость реализации мероприятий по выбранным направлениям развития. Более реальным с практической точки зрения, представляется определение приоритетных мероприятий с учетом прогнозируемой фондоотдачи. Другой, схожий по характеру критерий -ожидаемая (с учетом дисконтирования) объем совокупной прибыли W(T) от вложения инвестиций в реализацию определенного мероприятия через Т лет:
5 Амбициозная программа импортозамещения в ОПК способна стать локомотивом для развития всей страны. URL: http://maxpark.com/community/5134/content/2744645 (дата обращения 16.05.2014).
6 http://protestirui.ru/pravo/49
272
Чурсин А. А.
ПОВЫШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
‘о +т
W (T) = J P(t)e -r°-‘о) dt - F ‘о ,
где P(t) - доход, полученный от использования результатов данного мероприятия в момент времени t > t0; r - прогнозируемое на рассматриваемом временном интервале значение ставки банковского процента (в случае изменения ее величины со временем среднее значение можно легко заменить на соответствующее интегральное выражение); F - ассигнования на развитие этого направления в момент времени t0.
Ранжирование мероприятий в рамках приоритетных направлений государственной политики по показателю прогнозного суммарного дохода для государства позволит оценить эффективность этих мероприятий в средне- и долгосрочной перспективе, запланировать определенные объемы финансовых ресурсов на их развитие.
Исходя из сказанного предлагается в целях повышения национальной конкурентоспособности, наращивания темпов социально-экономического роста и развития сосредоточить внимание государственных органов управления на развитии следующих основных, на наш взгляд, направлений государственной политики: обновление продукции, основанное на использовании в производстве новых инновационных технических принципов и физических законов; активизация процессов коммерциализации результатов научноисследовательских и опытно-конструкторских работ и усиленное развитие сегментов высокотехнологичных производств; развитие государственно-частного партнерства в высокотехнологичных отраслях экономики; развитие импортозамещающих производств с акцентом на инновационные разработки.
Список литературы:
1. Анфимова М.Л.И. Об импортозамещении в ракетнокосмической промышленности. // Бизнес в законе. №2, 2014. - 36-38 с.
2. Каширин А.И. Семенов А.С. «Инновационный бизнес: венчурное и бизнес-ангельское инвестирование». - М., Дело, 2010.
3. Теоретические основы управления конкурентоспособностью. Теория и практика: монография / А.А. Чурсин. - М.: Спектр, 2012. - 521 с.
4. Трейер В.В. Концепция стратегического планирования для России начала XXI века / Трейер В.В., Каширин А.И., Швырков Ю.М. - М.: Диалог-МГУ, 2000. - 124 с.
5. Чурсин А.А., Васильев С.А. Конкуренция, инновации и инвестиции (нелинейный синтез). М.: Машиностроение, 2011. - 480 с.
6. Чурсин А.А., Окатьев Н.А. Инновации и инвестиции в деятельности организации М.: Машиностроение, 2011. -469 с.
Reference list:
1. Anfimova M.L.I. On import substitution in the aerospace industry. // Business-in-law. №2, 2014. - 36-38p.
2. Kashirin A.I., Semenov A.S. " Innovative Business: venture and business-angels investing." - M., Case, 2010.
3. Theoretical bases of competitiveness management. Theory and practice: a monograph / Aa Chursin. - M .: Spectrum, 2012
- 521p.
4. Treier V.V. The concept of strategic planning for Russia at the beginning of the XXI century / Treier V.V., Kashirin A.I., Shvirkov Y.M. - M .: Dialog-MGU, 2000 - 124p.
5. Chursin AA Vasiliev SA Competition, innovation and investment (non-linear synthesis). M .: Mechanical Engineering, 2011
- 480p.
6. Chursin A.A., Okatiev N.A. Innovation and investment in the organization M.: Engineering, 2011 - 469p.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Повышение национальной конкурентоспособности России на основе управления инновациями в приоритетных направлениях государственной политики»д-ра экон. наук, проф., канд. техн. наук Чурсина А.А.
Статья посвящена рассмотрению приоритетных направлений государственной политики по повышению конкурентоспособности на основе управления инновациями. Повышение национальной конкурентоспособности продукции высокотехнологичных наукоемких отраслей промышленности (в т.ч. ракетно-космической промышленности), предприятий и отраслей в целом является чрезвычайно важной и актуальной задачей на современном этапе развития экономики России, поскольку на данный момент отечественная наукоемкая инновационная продукция уступает по уровню конкурентоспособности зарубежным аналогам.
В статье автор рассматривает управление инновациями в приоритетных направлениях государственной политики как способ повышения конкурентоспособности, темпов экономического развития России, укрепления национальной безопасности, развитие новых рынков сбыта продукции высокотехнологичных отраслей промышленности.
Научная статья д-р. экон. наук, проф., канд. техн. наук Чурсина А.А. «Повышение национальной конкурентоспособности России на основе управления инновациями в приоритетных направлениях государственной политики» соответствует всем требованиям, предъявляемым к научным работам, обладает научной новизной, практической значимостью и актуальностью.
В целом статья д-р. экон. наук, проф., канд. техн. наук Чурсина А.А. «Повышение национальной конкурентоспособности России на основе управления инновациями в приоритетных направлениях государственной политики» выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Данная статья может быть рекомендована для публикации в журналах ВАК.
Доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор
Ю.Н. Макаров
273