Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
6'2016
2.3. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ1
Чурсин Александр Александрович, д-р экон. наук, профессор, директор Института космических технологий РУДН Место работы: Институт космических технологий Российского университета дружбы народов
[email protected] Окатьев Николай Аркадьевич, д-р экон. наук, заместитель генерального директора
Место работы: ООО «ИВЦ «МЕТАТЕК»
Грошева Полина Юрьевна, аспирант кафедры «Прикладная экономика», ведущий специалист отделения прикладных экономических исследований Место работы: Институт космических технологий Российского университета дружбы народов
Аннотация: В статье инновационная деятельность предприятия рассматривается в качестве основного фактора повышения его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке. Эффективность инновационного развития предприятий, прежде всего, зависит от ее ресурсного обеспечения. Предложен алгоритм оценки эффективности применения финансово-экономических инструментов ресурсного обеспечения с учетом влияния внешних и внутренних факторов и сформулированы предложения по оптимизации использования бюджетных и собственных средств высокотехнологичными предприятиями в Союзном государстве.
Ключевые слова: ресурсное обеспечение, финансово-экономические инструменты, трансфер технологий, инновационное развитие, Союзное государство.
Ключевым фактором в достижении высокотехнологичными российскими и белорусскими компаниями лидирующих позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимой продукции, разработка и внедрение инновационных технологий, что в настоящее время предусмотрено в стратегиях и программах инновационного развития предприятий высокотехнологичных
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнау-ки РФ, проект «Аналитическое и методическое сопровождение формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства Беларуси и России» № 29.195.2016
APPROACHES TO ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF FINANCIAL
AND ECONOMIC TOOLS OF RESOURCE MANAGEMENT FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF HIGH-TECH ENTERPRISES
Chursin Alexander A., Doctorate degree in Economics, Professor, Director of the Institute of Space Technologies of People's Friendship University of Russia (RUDN University)
Work place: Institute of Space Technologies of the Peoples' Friendship University of Russia
[email protected] Okatiev Nikolay A., Doctor of Economics, Deputy CEO Work place: JSC «IVTS «METATEK»
[email protected] Grosheva Polina Yu., graduate student of the chair of «Applied Economics», leading expert of applied economic research department
Work place: Institute of Space Technologies of the Peoples' Friendship University of Russia
Annotation: The article is dedicated to innovative activities of enterprise as the main factor of increasing its competitiveness on the domestic and foreign markets. Efficiency of enterprise innovative development primarily depends on its resources. The authors develop the algorithm of assessment of efficiency of financial and economic tools of resource management given the influence of external and internal factors, and offer recommendations for optimization of budget and own funds of high-tech enterprises in the Union State of Russia and Belarus. Keywords: resource management, financial and economic tools, technology transfer, innovative development, the Union State of Russia and Belarus.
отраслей Союзного государства. В настоящее время создание и производство новых видов продукции играет решающую роль в повышении конкурентоспособности предприятия. Расширяя ассортимент производимой продукции, организации осуществляют процесс диверсификации производства, тем самым обеспечивая снижение рисков банкротства за счет уменьшения зависимости от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка потерять свою конкурентоспособность. Следует отметить, что уже сегодня многие предприятия в Союзном государстве, таких высокотехнологичных отраслей, как оборонная и ракетно-космическая промышленность, приступают к серьезной ре-
Чурсин А. А., ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИН-
Окатьев Н. А., СТРУМЕНТОВ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Грошева П. Ю. ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ
структуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налаживают выпуск товаров народного потребления путем трансфера инновационных технологий из оборонного в гражданское направление.
Однако процесс трансфера технологий в рамках Союзного государства требует не только пересмотра подходов к ресурсному обеспечению инновационной деятельности высокотехнологичного предприятия. Многие исследователи рассматривают ресурсное обеспечение как важнейшую функцию, реализация которой определяет уровень развития предприятия и эффективность его функционирования. Механизм ресурсного обеспечения - это система институциональных элементов, необходимая для распределения и перераспределения ресурсов хозяйствующими субъектами и их структурными подразделениями, а также трансформации ресурсов из одной формы в другую.
В современных условиях очевидна необходимость стратегического подхода к ресурсному обеспечению инновационной деятельности предприятий Союзного государства, обусловленному его трансформацией в условиях глобализации и предполагающему неуклонное увеличение внутренних финансовых затрат на НИОКР, повышение расходов на воспроизводство научно-технических кадров, перераспределение ресурсов в пользу различных форм совместных предприятий, создающих и распространяющих инновации, формирование прогрессивных структур, способствующих взаимодействию науки, инновационной сферы и промышленности.
В настоящее время в научной литературе выделяют две группы государственных финансово-экономических инструментов ресурсного обеспечения инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Финансово-экономические инструменты ресурсного обеспечения
С целью оптимизации ресурсного обеспечения инновационной деятельности предприятий высокотехнологичных отраслей необходимо оценить потенциальную эффективность финансово-экономических инструментов, представленных в таблице 1. Целью оценки эффективности этих должно стать получение количественных критериев эффективности (плановых и фактических) от реализации тех или иных стратегий или программ инновационного развития.
Задачами оценки эффективности финансово-экономических инструментов должны стать:
- получение количественных показателей для принятия обоснованных решений о целесообразности сохранения, совершенствования или разработки новых финансово-экономических инструментов поддержки инновационного развития предприятий;
- получение количественных показателей оценки эффективности используемых финансово-экономических инструментов;
- получение математически обоснованных данных о возможности достижения целей и решения поставленных задач в стратегии инновационного развития предприятий РКП на долгосрочную перспективу.
Ключевые принципы оценки эффективности финансово-экономических инструментов:
- осуществление оценок на каждом этапе реализации стратегии инновационного развития предприятий на долгосрочную перспективу;
- учет влияния внешних факторов по отношению к предприятиям;
- системность, т.е. учет всей системы взаимоотношений между участниками проекта и их окружением, факторов, влияющих на затраты и результаты каждого участника, а также внутренних, внешних и синерге-тических эффектов;
- сравнение ситуаций «до» и «после» реализации стратегии инновационного развития, «с» и «без» нее.
Любая стратегия или программа инновационного развития должна включать систему показателей, или показателей прогресса. В этом случае есть возможность произвести количественную оценку эффективности применяемых финансово-экономических инструментов и сравнить полученные результаты с ранее реализованной стратегией или программой инновационного развития. В случае долгосрочной стратегии, включающей несколько этапов - возможно сравнить полученные результаты в ходе одного этапа с аналогичными по другому этапу. Иными словами, если на первом этапе применялся один набор финансово-экономических инструментов и по его завершению на основе произведенных расчетов были получены неудовлетворительные результаты, необходимо совершенствование этих инструментов. Затем, на последующих этапах, когда будет применяться модифицированный набор финансово-экономических инструментов, возможно произвести аналогичные оценки и сравнить полученные результаты с предшествующими, сделав на основании этого обоснованные выводы об эффективности или неэффективности применения тех или иных финансово-экономических инструментов ресурсного обеспечения инновационного развития предприятий высокотехнологичных отраслей.
Безусловно, при принятии тех или иных управленческих решений относительно эффективности финансово-экономических инструментов ресурсного обеспечения инновационного развития предприятий высокотехнологичных отраслей следует разработать алгоритм оценки эффективности их применения, учитывая влияние внешних и внутренних факторов, не связанных с воздействием этих инструментов. Такой алгоритм может иметь следующий вид:
Этап 1. Анализ основных финансово-экономических инструментов ресурсного обеспечения инновационного развития предприятий высокотехнологичных отраслей на долгосрочную перспективу, действующих в соответствии с законодательством РФ: группировка их по направлениям воздействия со стороны государства: прямые и косвенные.
Этап 2. Анализ эффективности финансово-экономических инструментов прямого регулирования на основе определения показателей: уровня достижения планируемого эффекта; отклонения фактического уровня эффективности применения финансово-экономических инструментов от планового показателя; коэффициента роста эффекта от применения финансово-экономических инструментов.
Этап 3. Выявление факторов, которые в анализируемый период могли оказать значительное влияние на изменение пока-
Прямые Косвенные
- специальные фонды (могут создаваться государством или действовать совместно с крупными корпорациями, банками и как самостоятельные организации); - «Пакетные гранты» и реагирование; - инструменты банковского финансирования (льготное кредитование инновационных проектов или финансирование через гарантийные фонды); - фондовое финансирование (возможности фондового рынка при финансировании инноваций); - долевое (смешанное) финансирование; - организация государственно-частного партнерства - амортизационная политика; - льготное налогообложение фонда оплаты труда; - налоговый кредит. - другие виды налогового стимулирования - специфические инструменты (легализация «теневого» капитала при условии его вложения в инновационную сферу (Аргентина, Чили); поощрение создания докторами, аспирантами, другими научными сотрудниками малых инновационных предприятий (Франция))
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
6'2016
зателей оценки эффективности финансово-экономических инструментов прямого регулирования.
Этап 4. Анализ эффективности финансово-экономических инструментов косвенного регулирования в соответствии с показателями, перечисленными на этапе 2.
Этап 5. Выявление факторов, которые в анализируемый период могли оказать значительное влияние на изменение показателей оценки эффективности финансово-экономических инструментов косвенного регулирования.
Этап 6. Принятие решений на отраслевом уровне о целесообразности совершенствования применяемых финансово-экономических инструментов, с тем чтобы достичь предусмотренных стратегией или программой инновационного развития ракетно-космической промышленности на долгосрочную перспективу целей и решения ее задач.
Этап 7. Разработка и совершенствование финансово-экономических инструментов ресурсного обеспечения инновационного развития предприятий высокотехнологичных отраслей на долгосрочную перспективу.
Этап 6. Разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ в целях обеспечения применения отобранных финансово-экономических инструментов ресурсного обеспечения инновационного развития предприятий на долгосрочную перспективу.
На основе анализа финансово-экономических инструментов ресурсного обеспечения инновационного развития предприятий высокотехнологичных отраслей, применяемых в отечественной и зарубежной практике и показавших эффективное стимулирование инноваций и повышение конкурентоспособности предприятия можно выделить из них следующие наиболее перспективные и возможные для развития в Союзном государстве:
- развитие государственно-частных партнерств;
- создание специальных фондов при государственной поддержке или действующих совместно с крупными корпорациями, банками -долевое (смешанное) финансирование;
- активизация применения инструментов банковского финансирования:
- льготное кредитование инновационных проектов;
- предоставление ссуд предприятиям, занимающимся инновационным развитием;
- финансирование через гарантийные фонды;
- развитие фондового финансирования (возможности фондового рынка при финансировании инноваций);
- повышение эффективности использования собственных средств корпораций;
- расширение налоговых льгот:
- предоставление возможности переноса сроков использования налоговых льгот;
- предоставление налоговых каникул;
- создание особых экономических зон для предприятий высокотехнологичного сектора, активно занимающихся инновационными разработками - так называемых ракетно-космических кластеров, аккумулирующих различного рода ресурсы: научные, технические, производственные, кадровые и др.
Следует отметить, что вышеуказанные инструменты являются финансово-экономическими инструментами ресурсного обеспечения инновационного развития со стороны государства. Тем не менее, необходима также оптимизация деятельности самих предприятий: оптимизация использования бюджетных и собственных средств.
Выделим ряд направлений оптимизации деятельности, в ходе реализации которых могут быть высвобождены средства для инновационного развития предприятий:
- производственное направление: совершенствование технологий производства, применение менее энерго-, капитало- и ресурсоемких технологий;
- транспортное направление: оптимизация логистических потоков (закупочная, сбытовая, производственная логистика);
- диверсификация производственной деятельности по смежным областям;
- сдача в аренду оборудования и площадей предприятий РКП.
За счет осуществления вышеуказанных мероприятий возможно высвобождение средств, которые могут быть направлены на инновационное развитие, что на фоне совершенствования финансово-экономических инструментов ресурсного обеспечения инновационного развития даст значительный положительный эффект в долгосрочной перспективе. Список литературы:
1. Окатьев Н.А., Чурсин А.А. Решение задач по оптимизации распределения выпуска продукции // Вестник машиностроения. 2012. № 1. С. 78-83.
2. Панов Д.В., Чурсин А.А., Русинов А.А. Методические подходы к оценке вероятностной экономической реализуемости мероприятий космической программы с учетом состава включенных в мероприятие работ // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 6. С. 184-191.
3. Чурсин А.А., Филиппов П.Г., Шамин Р.В., Мильковский А.Г., Дани-люк А.Ю. Концептуальные подходы по созданию автоматизированной системы оценки эффективности использования бюджетных ресурсов в РКП // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55). С. 808-815.
4. Чурсин А.А., Шмаков Е.В. Экономико-математическая модель оптимального распределения инвестиций при модернизации наукоёмких предприятий // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 3. С. 239-243.