Научная статья на тему 'Повышение квалификации педагогов через организацию сетевого взаимодействия'

Повышение квалификации педагогов через организацию сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
995
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖКУРСОВОЙ ПЕРИОД / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНДРАГОГИКА / POSTGRADUATE EDUCATION / NETWORK COOPERATION / BETWEEN COURSE PERIOD / CONTINUING EDUCATION / ANDRAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гололобова Надежда Леонидовна

В своей статье автор описывает процесс повышения квалификации педагогов в условиях организации сетевого взаимодействия. Сложившийся на сегодняшний день порядок прохождения курсов повышения квалификации (один раз в пять лет), отсутствие преемственности между курсовым и межкурсовым периодами повышения квалификации не обеспечивают непрерывность развития профессиональной компетентности педагогов. Поэтому становится актуальным не только вопрос о поиске эффективных форм, методов, средств развития профессиональной компетентности педагогов в межкурсовой период, но и вопрос создания организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность процесса развития профессиональной компетентности в межкурсовой период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers postgraduate education through organization of network cooperation

The article describes the process of teachers' postgraduate education through the organization of network cooperation. The traditional system of further teachers training (once every five years) and the lack of succession between internal instruction course and between course period do not provide the continuity of professional development. Attention is drawn both to the actual question of searching effective forms, methods and means to develop professional competency and to the question of organization the pedagogical conditions to provide it successfully in between course period.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации педагогов через организацию сетевого взаимодействия»

УДК 37.018.46:004.77:37.013.83

Н. Д. ГОЛОЛОБОВА

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ_

В своей статье автор описывает процесс повышения квалификации педагогов в условиях организации сетевого взаимодействия. Сложившийся на сегодняшний день порядок прохождения курсов повышения квалификации (один раз в пять лет), отсутствие преемственности между курсовым и межкурсовым периодами повышения квалификации не обеспечивают непрерывность развития профессиональной компетентности педагогов. Поэтому становится актуальным не только вопрос о поиске эффективных форм, методов, средств развития профессиональной компетентности педагогов в межкурсовой период, но и вопрос создания организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность процесса развития профессиональной компетентности в межкурсовой период.

Ключевые слова: повышение квалификации, сетевое взаимодействие, межкурсовой период, непрерывное образование, андрагогика.

Необходимость быстрого реагирования образовательной практики школы на постоянно изменяющиеся условия, связанные с разработкой новой образовательной парадигмы, введением и реализацией новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования актуализировала проблему повышения квалификации педагогов. На современном этапе развития образования необходима новая модель повышения квалификации, при реализации которой педагог становится активным субъектом планирования, реализации и оценки процесса повышения квалификации; при этом процесс повышения квалификации должен характеризоваться как непрерывный, длительный по срокам, сопровождаемый систематической помощью и поддержкой высококвалифицированными специалистами в межкурсовой период, выстраиваемый на основе совместного решения проблем.

Изменения, происходящие в современном образовании, находятся в прямой зависимости от особенностей педагогов, их личностных качеств, степени профессиональной компетентности, а также от уровня развития их мотивационно-ценностной ориентации на свою профессию. Поэтому одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие учительского потенциала: «...школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность современной школы» [1, с. 23 — 24]. Поэтому, безусловно, для современной школы требуется не просто учитель — носитель информации, а учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс,

самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. Удовлетворение потребностей современного общества требует от учителя высокой культуры, сформированной системы ценностей, заинтересованности в развитии творческого потенциала своих учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности.

Образование взрослых предполагает право взрослого на самостоятельный выбор цели, ценностей и способов обучения. Образование взрослых помимо формальной подструктуры включает неформальную, ориентированную на удовлетворение конкретных потребностей и интересов обучаемых, и информальную, связанную с освоением новых знаний, умений и ценностных установок в процессе повседневной жизнедеятельности.

Система повышения квалификации, построенная, прежде всего, на принципах андрагогики, является моделью, в которой диалог доминирует над монологом, а активное участие группы занимает место пассивного слушания.

Система повышения квалификации в современных условиях выполняет адаптивную функцию образования, эффективность которой проявляется в степени удовлетворения и развития потребностей личности в самореализации. Современный персонифицированный андрагогический процесс в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования отличается свободой выбора, мобильностью реализуемых программ.

Выделяются следующие факторы развития системы непрерывного повышения квалификации: усиление общекультурной и гуманитарной направленности образования; его инновационный характер; универсализация; преодоление технократического характера; интеграция образования в общество, объективное повышение его социальной востребованности; повышение требований к социально-профессиональной мобильности личности; фунда-

ментализация и информатизация образования; повышение роли коммуникативной культуры как компонента образования.

С. Г. Вершловский [2, 3] в качестве важнейших средств, нацеленных на обеспечение развивающего эффекта образования взрослых и превращающих его в непрерывный процесс обучения и самообразования, определяет: обсуждение в процессе обучения значимых для взрослых проблем в разных сферах деятельности и поиск их решения; формирование и развитие ключевых компетентностей, необходимых в профессиональной, общественной и других сферах; применение учебных технологий, делающих взрослых субъектами образовательного процесса, а их профессиональный и жизненный опыт востребованным в процессе обучения; создание учебных ситуаций, формирующих у взрослых потребность в продолжении образования и самообразовании.

Межкурсовой период повышения квалификации является важной составляющей процесса развития профессиональной компетентности педагогов, специфика которого определяется возможностью органичного сочетания обучения педагогов с их производственной деятельностью и самообразованием.

Сложившийся на сегодняшний день порядок прохождения курсов повышения квалификации (один раз в пять лет), отсутствие преемственности между курсовым и межкурсовым периодами повышения квалификации не обеспечивают непрерывность развития профессиональной компетентности педагогов. Поэтому становится актуальным не только вопрос о поиске эффективных форм, методов, средств развития профессиональной компетентности педагогов в межкурсовой период, но и вопрос создания организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность процесса развития профессиональной компетентности в межкурсовой период.

Очевидно, что добиться построения системы непрерывного образования, которая бы обеспечивала всем желающим в любой период их жизни и в наиболее удобное для них время доступ к имеющимся образовательным ресурсам, только силами и средствами формальных учебных заведений абсолютно нереально ни в одной стране мира. Решение такой задачи возможно только при объединении всех субъектов, заинтересованных в развитии образования. Это глобальное объединение реально осуществить только на базе сетевых коммуникаций.

Неслучайно в рамках направлений образовательной политики государства поставлена задача по созданию гибкой, мобильной системы дополнительного профессионального образования педагогических кадров, построенной на принципах сетевой организации с учетом современных требований и с применением прогрессивных информационно-педагогических технологий.

Современная модель образования к 2020 году диктует, что бучение в течение всей жизни становится необходимым и всё более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде; сообщество преподавателей и научных сотрудников будет одним из главных участников принятия решений и контроля качества в системе образования как на уровне педагоги-

ческих коллективов и ученых советов, так и в виде воссозданных предметных профессиональных ассоциаций. В. В. Путин отметил, что следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов — словом, всего того, что формирует профессиональную среду. Особенно это важно для педагогов, работающих в сельской местности и удаленных территориях. Как следствие, формирование устойчивой среды профессионального общения как важнейшего элемента повышения квалификации педагога — необходимая характеристика модернизации образования как системы.

Особого внимания заслуживает создание единой системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки педагогов в процессе их профессиональной деятельности. Направлениями данной работы могут быть: педагогическое взаимодействие; взаимодействие на основе научно-исследовательской деятельности; межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса; взаимодействие на основе адресной психологической помощи и педагогической поддержки учителю. Формами сопровождения учителей могут быть: педагогические мастерские, проблемные группы, коммуникативные группы, сетевые сообщества.

В настоящий период становится очевидным, что для успешной профессиональной деятельности уже недостаточно получить высшее образование и на том остановиться. У профессионала возникает потребность пополнять свои знания, расширять их возможно за счет информации из совсем других областей. Как результат такого явления в современном образовании становится актуальной и востребованной концепция непрерывного образования.

Как показала практика, традиционная модель повышения квалификации педагогических кадров не может удовлетворить потребности всех педагогов в позициях непрерывности и адресности. Поэтому стали востребованными новые формы сетевой организации: клубы, проблемные и творческие группы, ассоциации, межрайонные творческие и проблемные группы, виртуальные сообщества, позволяющие поддерживать учителя.

Сетевое взаимодействие педагогов проявляется в различных формах сетевой активности учителей: создание образовательных сайтов в сети Интернет, совместная реализация несколькими учреждениями программы повышения квалификации, представление и распространение инновационного опыта в сети, он-лайн общение, а формой образования такого взаимодействия являются сетевые педагогические сообщества [4]. Сетевое сообщество педагогов, в нашем понимании, — это профессиональное объединение педагогов, создаваемое на принципах добровольности, открытости, многоуровневости, предоставляющее возможность участникам устанавливать контакты, налаживать сетевое взаимодействие и получать опыт познания себя через работу с другими; осуществляющее совместную деятельность, направленную на стимулирование и развитие инновационных процессов в школе, повышение профессиональной компетентности учителей, оказание им непрерывной, адресной методической помощи, выявление и поддержку творческих педагогов.

Главным условием развития той или иной формы сетевого общения является активное и систематическое участие каждого, обмен опытом, представление результатов собственных экспериментов, проектов. Это, с одной стороны, возможность само-

выражения, самореализации, с другой — разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами, что является важным для нашего исследования. Организация сетевых сообществ педагогов строится на принципах открытости и доверия; высокого профессионализма; развития общественной инициативы; поддержки и стимулирования инноваций.

Сетевое образовательное сообщество обладает самостоятельной ценностью. В ходе сетевого взаимодействия ее участники сталкиваются с серьезными разноплановыми проблемами. Решая их, участники сотрудничают, конкурируют, что можно рассматривать как стимул к саморазвитию, повышению профессиональной компетентности, а следовательно, качества образования в целом.

Библиографический список

2010 г. Пр-271] [Текст] // Вестник образования. — 2010. — № 4. - С. 23-24.

2. Вершловский, С. Г. Социально-педагогические и психологические вопросы подготовки и повышения квалификации учителей [Текст] : метод. рек. для ИУУ НИИ образования взрослых / С. Г. Вершловский. - Л. : НИИООВ, 1985. - 94 с.

3. Вершловский, С. Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя [Текст] / С. Г. Вершловский. - М. : Сентябрь, 2002. -160 с.

4. Патаракин, Е. Д. Сетевые сообщества и обучение [Текст] / Е. Д. Патаракин. - М. : ПЕР СЭ, 2006. - 112 с.

ГОЛОЛОБОВА Надежда Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования. Адрес для переписки: [email protected]

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [утв. Президентом РФ Д. А. Медведевым 04 февраля

Статья поступила в редакцию 22.12.2014 г. © Н. Л. Гололобова

УДК 377/378 Т. Э. ДУСЬ

Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Омск

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ_

Статья посвящена обоснованию понятийного аппарата исследования системы непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова: понятийный аппарат, система непрерывного профессионального образования.

Вопросу о взаимосвязи развития экономики и эффективного функционирования системы непрерывного профессионального образования в последнее десятилетие в научных исследованиях уделяется достаточно пристальное внимание. Причиной этому стал инновационный взгляд на определение движущих сил экономики [1, с. 12]: «... на данном этапе экономического развития страны следует исходить из нового положения, согласно которому главным фактором экономического развития региона, города или других населенных пунктов является творчество людей, человек нового типа. Основой развития становится обеспечение реальных прав на творческий труд, а основным ресурсом становятся человеческие

знания». Авторы другого исследования [2, с. 17- 18] развивают данную идею до её логического завершения и утверждают, что современные социально-экономические условия можно охарактеризовать как стадию перехода к обществу, основанному на знаниях. В этой связи возникает вопрос об определении социального института, ответственного за реализацию идеи данного перехода на практике. На наш взгляд, ответ на данный вопрос очевиден: таким социальным институтом является система непрерывного профессионального образования. Поддержку нашей позиции мы находим в трудах Ба-тышева С. Я. [3], Новикова А. М. [4], Навазовой Т. Г. [5] и др. Таким образом, зависимость темпов развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.