Научная статья на тему 'Роль методической службы в школьном округе'

Роль методической службы в школьном округе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ШКОЛЬНЫЙ ОКРУГ / METHODICAL WORK / METHODICAL SERVICE / NETWORK INTERACTION / SCHOOL DISTRICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетников Вячеслав Геннадьевич

Целью работы является исследование повышения профессиональной компетентности педагогов в межкурсовой период с учетом возможностей муниципальной методической службы в условиях школьного округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the methodical service in school district

The goal of the work is research of increase of teachers professional competence in the period of courses taking into account opportunities of municipal methodical service in conditions of school district.

Текст научной работы на тему «Роль методической службы в школьном округе»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

6. Философский словарь / под ред. М.М.Розенталя. — М. : Изд-во политической литературы, 1975. — С. 372.

ЛАБИКОВА Марина Николаевна, старший преподаватель кафедры общей педагогики.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.11.2009 г.

© М. Н. Лабикова

УДК 371 в. Г. РЕШЕТНИКОВ

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЬНОМ ОКРУГЕ

Целью работы является исследование повышения профессиональной компетентности педагогов в межкурсовой период с учетом возможностей муниципальной методической службы в условиях школьного округа.

Ключевые слова: методическая работа, методическая служба, сетевое взаимодействие, школьный округ.

В системе непрерывного педагогического образования значительное место занимает методическая работа с педагогами на муниципальном уровне, которая является одним из компонентов государственной системы повышения квалификации работников образования, обеспечивающей связь психолого-пе-дагогической науки с педагогической практикой. Методическими учреждениями (центрами, кабинетами) реализуются принципы непрерывности, индивидуализации, дифференциации в работе с педагогами.

Для современной системы непрерывного педагогического образования свойственны многоструктур-ность входящих в нее педагогических учреждений; разнохарактерность объектов и субъектов учебно-воспитательного процесса; разноцельность этапов подготовки специалистов; многофакторность, влияющая на систему непрерывного педагогического образования в целом; противоречивость двух систем педагогической деятельности (предметно- и личностно-ориентированной); дискретность.

На муниципальном уровне функцию подготовки педагогических кадров в межкурсовой период, направленной на овладение ими педагогическими технологиями, инновационными программами, на разработку и постоянное обновление научного и учеб-но-мегодического оснащения учебно-воспитательно-го процесса, выполняет методическая служба как звено в системе непрерывного образования, как средство достижения высокого профессионализма педагогами.

Тенденции в развитии и совершенствовании содержания и форм методической работы, ее место в системе непрерывного образования педагогов прослеживаются в теоретических исследованиях Ю.А. Долженко, Р.А. Исламшина, Н.А. Лукиной, Э.М. Ни-

китина, В.Н. Никитенко, В.Т. Рогожкина, Е.С. Семеновой, А.П. Ситник, P.M. Шерайзиной.

Методологической основой проектирования деятельности муниципальной методической службы составляют: идеи гуманизации образования, разработанные в научных исследованиях Д. Лихачева, В.П. Зинченко, А. Маслоу, Э. Фромма, А.Д. Спирина; культурологический и ценностный подходы к образованию, отраженные в трудах И.Ф. Исаева, А.Г. Здраво-мыслова, В.А. Караковского; личностно-деятельностный подход в образовании (А.Н. Леонтьев, С.П. Рубинштейн, И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская и др.); теория личностно-ориентированного подхода в образовании (В.А. Беликов, В.Л. Ляудис, Н. Роджерс, И.С. Якиманская и др.); теория педагогической поддержки и психолого-педагогического сопровождения (О.С. Газмана, М.Р. Битянова); теоретические положения об открытых образовательных системах (В.Г. Бочарова, В.А. Караковский, Ю.А. Конаржевский,

О.Е. Лебедев, Л.И. Новикова, М.Н. Певзнер, Н.Л. Семенова); идея программно-целевого управления педагогической системой (В.А. Караковский, М.М. Поташник, Л.Ф. Спирин) [ 1J.

Важнейшим условием и ведущим фактором, во многом определяющим успешность профессиональной деятельности человека, выступает непрерывное образование личности — идея, принятая в мире в качестве ключевой вр всех осуществляющихся или планируемых реформах образования. В полной мере она относится к профессиональному развитию учителя, поскольку адекватна специфике педагогической деятельности, роли, месту личности учителя в педагогическом процессе, которые предполагают непрерывное обогащение его профессиональных возможностей и личностных качеств.

Обеспечение непрерывности в муниципальной

мы психологии / Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. — С. 334.

3. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломенский. — СПб.: Питер, 2000. — С. 135.

4. Удачина, Л.В. Категория «структура» и «функция» и их методологическая роль в физике : автореф. дис.... канд. философ. наук/Л.В. Удачина. — Свердловск, 1973. — С.7.

5. Сергеев, Н.К. О категории «связь» и ее применении в исследовании целостного педагогического процесса / Н.К. Сергеев // Методологические основы совершенствования учебно-вос-питательного процесса. — Волгоград, 1981. — С. 95 — 103.

системе образования означает:

• создание особого, управляемого образовательного пространства, оптимально сочетающего обязательные (базовые) и неформальные структуры, позволяющие повысить мобильность, доступность профессионального развития для каждого педагога, предоставить каждому возможности реализации собственной системы повышения квалификации, права свободного выбора, гарантируя педагогическую и психологическую поддержку педагогического сообщества;

• создание динамичной системы связей и взаимодействий между качественным разнообразием учреждений, видов и форм образовательной деятельности, структур профессиональной социализации личности, применяемых управленческих технологий, условий, адекватных потребностям и возможностям человека;

• утверждение многоуровневого целостного образования — становления личности с результатом, который не выражается в стандартизированном, количественном наборе знаний и профессиональных умений и навыков, а проявляется как развитость способностей системного характера и высокой степени их продуктивности) [2].

Особая роль в системе непрерывного образования отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает как развивающаяся личность, а с другой — в силу своей профессиональной деятельности, как человек, который отвечает за условия, характер и перспективы развития личности другого человека. С учетом того, что главная ценность — развитие в человеке потребности и возможности выйти за пределы изученного, способности самореализации творческого потенциала, направленности на самосовершенствование, саморазвитие и самообразование в течение всей жизни, выделяются сущностные характеристики концепции непрерывного образования: гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве

Особенности современной социально-образовательной ситуации предъявляют новые требования к педагогическим кадрам, в связи с чем целью непрерывного педагогического образования, в частности, методической службы на муниципальном уровне, становится формирование деятельностной модели современного учителя.

Современный учитель — человек высокой культуры, широкой эрудиции, умеющий ориентироваться в постоянно увеличивающемся объеме научной информации. Познавательная направленность в структуре личности учителя занимает большое место. Она проявляется в том, что учитель готов и умеет ставить перед собой познавательно-поисковые задачи и находить способы их решения, применяя приобретенные знания и навыки в новой практической деятельности. Учителю чаще, чем работнику другой профессии, приходится обновлять свои знания, пересматривать методы работы, овладевать новыми умениями. Как отмечает В.А. Сластенин, непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного совершенствования педагогического опыта [2].

Муниципальная методическая служба выстраивает программы обучения в соответствии с теми задачами, которые решаются в системе образования, в соответствии с позитивным опытом деятельности и

профессиональными затруднениями педагогов, обеспечивая личностную направленность обучения. Оно эффективно, так как такое обучение в межкурсовой период помогает впоследствии внедрению его результатов в практику.

В соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми обществом к методической службе, она постепенно превращается в корпоративную сеть, в рамках которой находят сочетание тьюторская и консультативная деятельность, способствующие эффективному росту профессионального саморазвития и самообразования учителей. В результате этого методическая служба переходит от простого обслуживания педагогов к формированию сетевого взаимодействия посредством создания различных методических структур. Выстраивая методическую работу на принципах сетевой организации, методические учреждения тем самым способствуют обновлению деятельности учителя, оказывают влияние на личную мотивацию, когда наиболее активная часть педагогов критически переосмысливает свой опыт. Помощь в присвоении нового опыта, форм и методов педагогического труда, включение педагогов в конструктивную деятельность, их мотивации к результативному и творческому труду оказывает, прежде всего, методическая служба [2].

Среди основных образовательных услуг мы выделяем следующие:

— получение общего базового среднего образования;

— профильное обучение (информационно-технологический, гуманитарный, оборонно-спортивный и другие профили);

— углубленное изучение ряда предметов;

— интенсивное и раннее изучение иностранных языков;

— обучение, учитывающее особенность физического и умственного развития больных детей — инвалидов, слабослышащих, умственно отсталых и т.д. и их дальнейшая социальная адаптация.

В связи с этим формулируется цель: создание модели сетевого взаимодействия сопровождения методической работы в школьном округе.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

— определить тактику сетевого развития и координацию деятельности методической службы в школьном округе;

— создать обоснованную, разветвленную систему непрерывного повышения квалификации работников образования в школьном округе;

— обеспечить условия самореализации педагогов и методистов в образовательном процессе и вне его в школьном округе;

— продолжить создание информационного банка по актуальным направлениям развития образования на базе муниципальных, региональных , государственных и зарубежных материалов с использованием всех современных видов носителей информации;

— обеспечить методические условия для реализации муниципальных программ по приоритетным направлениям развития образования;

— создать сеть творческих групп по отдельным направлениям развития муниципального образования;

— осуществлять мониторинг организации и содержания воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях школьного ок-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

руга и разработать рекомендации по его совершенствованию;

— участвовать в практической реализации муниципальных программ в образовании;

— сформировать систему нормативно-правового обеспечения в образовательных учреждениях школьного округа;

— обеспечить возможность выбора педагогом форм методической работы, способствующих его профессиональному росту, позволяющих обеспечить высокое качество образования;

— обеспечить внедрение в практику преподавания образовательных технологий, способствующих повышению качества образования;

— подготовить педагогические и административные кадры образовательных учреждений, методистов, способных эффективно использовать новейшие информационные технологии в учебном процессе и управлении;

— изучать, обобщать и внедрять лучший педагогический опыт через информационно-издательскую деятельность;

— совершенствовать систему деятельностного подхода в работе с одаренными детьми;

— использовать современные формы, методы, технологии коррекционно-развивающего образования;

— сформировать современную материальную базу методической службы школьного округа.

Направления методической работы:

• нормативно-регулирующая деятельность;

• деятельность, направленная на повышение уровня профессиональной компетентности учителей школ сети;

• система управления в школах сети;

• деятельность, направленная на обеспечение профильного обучения;

• работа с одаренными детьми и школьниками, обладающими высокой мотивацией к обучению;

• инновационная и опытно-экспериментальная деятельность;

• деятельность по предоставлению услуг дополнительного образования, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования) [3, 4].

Сетевая организация — это форма, децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придает данной форме гибкость и динамичность. Быть узлом сети — значит иметь собственное авторское содержание относительно общей проблематики сети, иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания, понимать, что это содержание частично и за счет других узлов сети приобретает дополнительные ресурсы.

Деятельность сетевой организации (школьного округа) осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов иных учреждений.

Сетевая организация — это установка на преодоление автономности и закрытости всех учреждений; взаимодействие на принципах социального партнерства; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между учрежденческими структурами, сколько между профессиональными командами, работающими над об-

щими проблемами; когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой.

Основной принцип сетевой организации — принцип сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие — это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

Принципы построения модели методического сопровождения сетевого взаимодействия:

• системность;

• внутрисистемная дифференциация;

• принцип адресности;

• индивидуализация;

• деятельностный подход;

• модульность.

Этапы:

• объединение ресурсов;

• подготовка педагогов-тьюторов;

• создание сообщества эффективно действующих команд;

• учет и отбор ресурсов;

• создание банка элективных курсов;

• отбор современных технологий;

• создания условий для развития исследовательской, проектной деятельности школьников;

• внедрение в образовательный процесс учреждений сети инновационных образовательных технологий, Интернет-технологии;

• внедрение диагностики и мониторинга.

Новое качественное состояние сетевого взаимодействия сопровождения методической работы предполагает:

1. Сущностные изменения отношений подразделений муниципальной методической службы с субъектами внешней среды.

Эти отношения должны обеспечивать:

— открытость системы, ее мобильность и гибкость;

— ориентацию на основных заказчиков и потребителей;

— развитие социального партнерства, активный поиск деловых партнеров и дополнительных источников внебюджетного финансирования.

2. Сущностные изменения внутренней среды сетевого взаимодействия школьных методических служб (качество результатов, процесса, условий).

Эти изменения должны обеспечить следующие аспекты:

— признание сущностного права педагога на свободное самоопределение и самореализацию, права на свободу выбора. Ориентация на приоритет свободного выбора предоставляет педагогу возможность выбора программы повышения квалификации, индивидуального маршрута на уровне содержания, методики, опыта, сложности, конечного результата для удовлетворения своих интересов, потребностей, осуществления своих целей, развития способностей, творческой самореализации;

— творческое сотрудничество или изменение личностных установок участников образовательного процесса в совместной продуктивно разделенной деятельности. Прежде всего, это переход к отношениям добровольного содействия, творческого соучастия в едином процессе поисково-разработческой деятельностной, живой коммуникации, где педагоги вместе с организаторами методической работы ста-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

новятся проектировщиками и реализаторами своих же замыслов и, дополняя друг друга, достигают качественно нового уровня индивидуального и коллективного развития) [2].

3. Сущностные изменения структуры и содержания управления муниципальной методической службы, которые должны обеспечить:

— экономическую целесообразность;

— управляемость структур муниципальной методической службы при их самостоятельности и относительной автономности.

Предложенные концептуальные идеи являются фундаментом для оптимального сочетания традиций, прошлого опыта деятельности с процессом системного преобразования методического пространства.

Библиографический список

2. Шевченко, А. Современный подход к муниципальной методической службе/А. Шевченко//Методист. — 2004. — №2. — С. 21-26.

3. Маслов, А. Организация работы методических объединений в школе/А. Маслов//Школьное планирование. — 2007. — № 1. - С. 82-94.

4. Галкина, Т. И. Организация и содержание методической работы в современной школе / Т. И. Галкина. — М. : Феникс, 2007. - 156 с.

РЕШЕТНИКОВ Вячеслав Геннадьевич, аспирант кафедры педагогики и андрагогики Тюменского областного государственного института развития регионального образования, методист отдела образования администрации Викуловского муниципального района Тюменской области.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

1. Кричевский, В. Методическая служба / В. Кричесвкий // Методист. - 2002. — №2. — С. 6 —7.

Статья поступила в редакцию 15.03.2010 г. © В. Г. Решетников

уДк 371 3. Н. ФЕСЕНКО

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 85»,

г. Омск

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена проблеме организации профильного обучения в общеобразовательной школе. Раскрываются понятия: профильное обучение, управление, внутришкольное управление, маркетинговый подход. В статье представлены данные опроса школьников по проблеме организации профильного обучения, подтверждающие актуальность данной темы.

Ключевые слова: организация, профильное обучение, маркетинговый подход.

В настоящее время функционирование общеобразовательных школ в России осуществляется в условиях модернизации образования. Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования предполагает освоение руководителями школ новых механизмов управления образовательным процессом.

Организация профильного обучения в школе является сложной, многоступенчатой процедурой, включающей в себя формирование и реализацию образовательного запроса старшеклассников. Данные исследования, проведенного нами в мае 2009 г. в школах г. Омска (№ 75, 77, 85), показывают, что у 30% опрошенных такой запрос к концу 9-го класса отсутствует. Следовательно, предпрофильная подготовка, которая должна подвести учащихся к осознанному выбору профиля обучения, дает сбои. Для того, чтобы сформировать правильный образовательный запрос необходимо создать организационные условия, которые позволят школьникам выявить свои способности, оценить возможности и сопоставить их с потребностями рынка труда. Школьник, выбирая направление образования в старшей школе, должен

быть готов к последующей самореализации в данном образовательном профиле. Администрация школы, в свою очередь, формируя перечень профильных классов, должна опираться на образовательный запрос учащихся, а также на потребность общества в специалистах разных направлений. Процедура формирования профильных классов также включает в себя анализ возможностей педагогического коллектива школы.

Таким образом, проблему выбора направлений профилизации школы можно решить, изучив мнения (потребности) учащихся и их родителей относительно профессиональных планов, сопоставив эти планы с потребностями рынка труда. Далее необходимо учесть возможности школы (материально-техническую базу и кадры) и принять взвешенное решение. Такой подход соответствует целям профильного обучения, но требует больших затрат при его введении. В связи с этим во многих школах выбирается единый профиль, исходя из материальной и учебно-методической базы, кадрового обеспечения, но при этом не учитываются потребности учащихся. Последний вариант наиболее простой организацион-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.