В. С. Зашихин
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ БОЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ
Рассматривается актуальная проблема формирования у преподавателей образовательных учреждений ФСИН России ряда профессиональных и педагогических качеств, которые способствуют успешному овладению специальными навыками и преодолению затруднений, встречающихся в педагогической деятельности.
Повышение квалификации выступает в этом процессе необходимым средством формирования готовности к преодолению затруднений в педагогической деятельности преподавателей боевой и физической подготовки образовательных учреждений ФСИН России.
Профессиональная деятельность работника Федеральной службы исполнения наказаний сопряжена с большими сложностями, обусловленными спецификой пенитенциарной системы. Одним из важнейших компонентов в формировании готовности к служебной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы является огневая и физическая подготовка, где ведущая роль отводится преподавателям данных дисциплин.
В настоящее время существует ряд противоречий между требованиями, предъявляемыми к преподавателю, и реальным уровнем их педагогической компетентности. Недостаточный уровень педагогической компетенции определяется следующими причинами:
- слабое знание преподавателями основ общей и возрастной физиологии, теории и методики обучения двигательному действию, ориентировочной основы действия, мер безопасности на занятиях;
- недостаточный учет особенностей индивидуального подхода к курсантам и слушателям;
- недостатки в умении планировать занятия, в том числе цикла занятия по одной теме и т. д.
В настоящее время в уголовно-исполнительной системе отсутствуют специальные научные и методические разработки по организации и проведению курсов повышения квалификации преподавателей боевой и физической подготовки.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», от 13.01.99 г. (ст. 28 п.1) закреплено положение о том, что к профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документы установленного образца о профессиональном образовании по специальности «физическая культура и спорт», выданные образовательными учреждениями, или разрешения, выданные в установленном порядке соответственно федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Статистические данные управления по кадрам учебных заведений ФСИН России показывают, что среди преподавателей БиФП в большинстве вузов, сузов и учебных центров высшее спортивное образование имеют 25 %, педагогическое - 10 %, спортивный разряд - 90 % имеющих практику работы в колонии или в СИЗО - 15 %. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в учебных заведениях ФСИН России достаточно низкий процент преподавателей, имеющих высшее спортивное и педагогическое образование. Таким образом, большая часть преподавателей огневой и физической подготовки не имеет соответствующих знаний по теории и методике физического воспитания и по педагогическим дисциплинам при постановке на должность, в то время как ни одно учебное заведение не выпускает специалистов в области боевой и физической подготовки для работы в учебных заведениях уголовно-исполнительной системы, а также в других силовых структурах. Следовательно, актуальной проблемой является формирование у преподавателей ряда профессиональных и педагогических качеств, способствующих успешному овладению специальными навыками и преодолению затруднений, встречающихся в педагогической деятельности.
Исследуя проблему дидактических затруднений преподавателей боевой и физической подготовки, разработали анкету, опирающуюся на аспекты педагогической деятельности и виды деятельности по реализации проблем процесса обучения, носящих интегральный характер. Анкета была предложена преподавателям по боевой и физической подготовке (БиФП) - как начинающим преподавателям (стаж работы до пяти лет), так и и тем, кто имеет стаж работы от пяти лет и выше.
Результаты изучения затруднений преподавателей стали основой качественного и количественного анализа.
Средние баллы самооценки преподавателей дают представление о значимости отдельных видов деятельности по степени убывания затруднений:
1) Преподаватели, имеющие стаж работы до пяти лет: содержательный аспект (65%); организационно-методический аспект (55%); освоение новых программ (65%); работа со слабоуспевающими (65%); коммуникативный аспект (52,5%); развитие представления целостного двигательного действия (60%); приобретение навыков отработки изученного двигательного действия (57,5); диагностический аспект (50%); проектировочноцелевой аспект (45%); стимулирующе-регулировочный аспект (35%); контрольнооценочный аспект (20%).
2) Преподаватели, имеющие стаж работы пять лет и более: содержательный аспект (66%); освоение новых программ (65%); работа со слабоуспевающими (60%); организационно методический аспект (60%); развитие представления целостного двигательного действия (55%); приобретение навыков отработки изученного двигательного действия (55%); диагностический аспект (40%); коммуникативный аспект (50%); проектировочно-целевой аспект (50%); стимулирующе-регулировочный аспект (30%); контрольно-оценочный аспект (20%).
Выявленные данные показывают, что к доминирующим затруднениям преподавателей боевой и физической подготовки (с незначительной разницей в зависимости от стажа педагогической деятельности) относятся: в аспектах педагогической деятельности - содержательный, коммуникативный, организационно-методический; в видах деятельности по реализации наиболее актуальных проблем процесса обучения - освоение новых программ, работа со слабоуспевающими. Таким образом, основой для разработки плана повышения квалификации, предлагаемого автором, являются основные аспекты деятельности
преподавателей, а также виды деятельности по реализации наиболее актуальных проблем процесса обучения, в которых преподаватели испытывают наибольшие затруднения.
Нами разработан примерный план повышения квалификации преподавателей боевой и физической подготовки, который включает в себя необходимый минимум разделов и тем, необходимых для успешной работы и повышения педагогической компетентности на начальной стадии педагогической деятельности.
Необходимыми разделами для изучения в процессе повышения квалификации являются:
- роль и место физической культуры в жизни сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС);
- научные основы физкультурной работы, включающие в себя санитарногигиеническое обеспечение в процессе проведения занятий по физической подготовке, психорегулирующую (аутогенную) тренировку, методику комплексного использования физических упражнений, рационального сна и питания, закаливания и других средств в формировании здорового образа жизни, врачебный контроль и лечебную физкультуру в процессе проведения занятий;
- организационно-управленческие основы проведения занятий и физкультурномассовой работы в учебном заведении, состоящие из организационных форм и методов проведения занятий и спортивно-массовой работы, духовно-нравственного воспитания в процессе проведения занятий, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность преподавателя по боевой и физической подготовке, материально-технического обеспечения проведения занятий и спортивно-массовой работы;
- методические основы проведения занятий и спортивно-массовой работы, в которые входит педагогическое мастерство преподавателя, социально-педагогические методы управления коллективом курсантов, характеристика основных средств физического воспитания, методика проведения занятий по физической подготовке с профессионально-прикладной направленностью, основы педагогического контроля в процессе проведения занятий и спортивно-массовой работы, дозирование физических нагрузок в процессе проведения занятий;
- специализация по боевым приемам борьбы, включающая в себя характеристику средств и особенностей воздействия физических нагрузок на организм занимающихся с учетом возраста и пола, методику обучения, методику совершенствования двигательных умений и навыков, методику поддержания уровня тренированности, методику стимулирования и поддержания постоянного интереса к занятиям, методику использования технических средств, практическое проведение и анализ занятий в учебном подразделении;
- стажировка с целью практического применения и закрепления приобретенных знаний.
На наш взгляд, введение предложенного плана повышения квалификации преподавателей является обязательным условием повышения уровня знаний, умений и навыков, необходимых для преодоления затруднений в их педагогической деятельности, формирование познавательной активности и рефлексии, повышение их педагогической компетенции.
Таким образом, курсы повышения квалификации становятся необходимой и неотъемлемой частью профессиональной подготовки преподавателя и формирования его готовности к преодолению затруднений, встречающихся в педагогической деятельности.
© В. С. Зашихин - адъюнкт каф. юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России г. Рязань.