УДК 346.26
Орехов Сергей Александрович
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
Кафедра общего менеджмента и предпринимательства
Россия, Москва Доктор экономических наук, профессор E-Mail: [email protected]
Бебрис Александр Олегович
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
Кафедра общего менеджмента и предпринимательства
Россия, Москва E-Mail: [email protected]
Повышение конкурентоспособности в интернете как важнейший фактор повышения эффективности в бизнесе
Аннотация: В статье говорится о повышении конкурентоспособности инновационных организаций в Интернет-пространстве. Вначале речь идет о росте популярности венчурного инвестирования в целом. Далее более детально рассматривает феномен стремительного развития Интернета, вследствие чего возникает объективная необходимость повышения конкурентоспособности в интернет-пространстве. Описывается успешная бизнес-модель в сфере образования на примере таких компаний как Abby Lingvo и Lingualeo. Данные проекты являются далеко не единственными успешными проектами в венчурном бизнесе, однако они представляют собой типичную модель реализации венчурного инвестирования, где высокий риск и венчурные инвестиции способствовали стремительному развитию компании и успеху в максимально короткие сроки. В статье выделены показатели определения уровня конкурентоспособности венчурной фирмы в Интернете, среди которых особое место занимают следующие: трафик, индекс цитируемости, регистрация в популярных сервисах и каталогах, количество ссылающих ресурсов, число оптимизированных изображений и других. Инновационная деятельность практически всех компаний так или иначе затрагивает Интернет, в связи с чем можно сделать вывод о том, что ведение бизнеса с помощью Интернета крайне важно для повышений общего уровня эффективности компании.
Ключевые слова: Конкурентоспособность; образовательная организация; венчурная фирм; эффективность; стратегия; инновация; интернет; бизнес; компания; показатели.
Идентификационный номер статьи в журнале 57EVN613
Sergey Orehov
Moscow State University of Economics; Statistics and Informatics Department of General Management and Entrepreneurship;
Russia, Moscow PhD in Economics, Associate Professor E-Mail: [email protected]
Alexander Bebris
Moscow State University of Economics; Statistics and Informatics Department of General Management and Entrepreneurship;
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Improving the competitiveness of the internet as a major factor efficiency in business
Abstract: The article refers to increasing competitiveness of innovative organizations in the Internet space. Initially, the rising popularity of venture capital investment in general is considered. Next it is said in more detail about the phenomenon of the rapid development of the Interne so that there is an objective need to improve competitiveness in the Internet space. What is described is a successful business model in the field of education as an example of companies such as Abby Lingvo and Lingualeo. These projects are not the only successful projects in the venture business, but they are a typical pattern of the venture capital investment where a high risk and venture capital investments have contributed to the rapid development of the company and success in the shortest possible time. The article highlights indicators for measuring the competitiveness of a venture capital firm in the Internet among which the following took place: traffic, citation index , registration in popular services and directories, number of linked resource, number of optimized images and others. Innovative activities of virtually all companies in one way or another affects the Internet, in connection with which it can be concluded that the conduct of business with the help of the Internet is essential to improve the overall efficiency of the company.
Keywords: Competitiveness; educational organization; the VC firms; efficiency; strategy; innovation; internet; business; company; indicators.
Identification number of article 57EVN613
В последнее время наблюдается рост популярности использования венчурного капитала [4]. Среди многих успешно реализованных проектов на основе венчурных инвестиций все чаще встречаются образовательные проекты. Как показывает статистика, большая часть успешно реализованных венчурных проектов в сфере образования можно обнаружить именно в Интернете. Притом следует заметить, что данная тенденция относится не только к таким компаниям, которые занимаются исключительно электронной коммерцией и предоставляют различные сервисы онлайн (обучающие курсы, поисковые системы, интернет-магазины и др.), но это также относится к обычным компаниям, привлекающих основную часть своих клиентов через Интернет. Особенно яркими примерами являются компании Abby Lingvo и Lingualeo. «Как компании повысить свою конкурентоспособность в интернет пространстве?» - данный вопрос интересует все возрастающее число компаний. Для повышения эффективности проекта или деятельности компании в целом крайне важно понимать, какие критерии являются основными для оценки уровня конкурентоспособности в Интернете.
В настоящее время Интернет-технологии стремительно развиваются и становятся всё более важным маркетинговым инструментом компании. Успешное применение возможностей, которые предоставляет Интернет, является важнейшим фактором конкурентоспособности компании [6].
В последнее время Интернет стал неотъемлемым элементом жизни подавляющего большинства, как хозяйствующих субъектов, так и домохозяйств. Отчетливо видны значительные темпы роста Интернет-пользователей. Если, проанализировать статистику, то к середине 2009 г. размер суточной Интернет-аудитории в России составил 21,3 млн. пользователей, в то время как в 2012 г. уже 31, 2 млн. пользователей. В последнее время наблюдается стремительное увеличение людей, регулярно пользующихся Интернетом. При этом следует также заметить, что потенциал для дальнейшего роста остается значительным. И, в первую очередь, это станет возможным благодаря большему проникновению Интернета в регионы.
Другим важным показателем все более возрастающей важности эффективного применения Интернет-технологий является значительное увеличение зарегистрированных доменов в зоне RU за последнее время [7].
Виден значительный рост новых зарегистрированных сайтов, что прямым образом влияет на популяризацию Интернета в целом. Новые представленные ресурсы в Интернете вызывают повышенный спрос пользователей; они привлекают и удерживают новых посетителей. В сентябре 2007 г. общее количество доменов в зоне .RU составило более одного миллиона, в то время как уже в октябре 2013 г. количество зарегистрированных доменов почти достигло отметки 5 млн.
Рассмотренные выше тенденции говорят о необходимости использования Интернета в качестве важнейшего инструмента продвижения компании. Особенно это относится к инновационным компаниям, венчурным фирмам [1]. Как известно, значительная часть венчурных фирм были созданы именно в области Интернет-технологий, в сфере электронной коммерции (Google, Amazon, eBay, Netscape, Yandex, Ozon и др.).
Если мы говорим про российские образовательные проекты на основе венчурного капитала, то особо успешными можно считать следующие: Abby Lingvo и Lingualeo [3]. Если первая компания фокусируется больше на программном обеспечении для образования (словари и прочие программные продукты), то вторая компания предоставляет образовательные услуги посредством дистанционного обучения через Интернет (E-learning). Данный феномен в сфере образования становится все более популярным. Если мы говорим
про эффективность деятельности старт-апа Lingualeo, то мы видим очень высокую отдачу инвестиций. Данный сервис насчитывает миллионы зарегистрированных пользователей и сотни тысяч посетителей ежедневно.
В декабре 2010 года компания Lingualeo получила венчурные инвестиции в размере $200.000, при этом фирма была оценена $1 млн. сразу несколькими бизнес-ангелами. В настоящее время проект очень успешен. В данный момент Lingualeo помогает освоить английский язык через аудио и тексты, видео, созданные носителями языка. При этом используются очень удобные инструменты для запоминания новых слов во время виртуальной игры — обучение происходит в то время как проходятся задания-квесты и другие игровые упражнения.
Сервис монетизируется по схеме freemium — базовые функции бесплатны, однако для более качественного и глубокого погружения в представленные на сайте джунгли английского языка пользователь должен заплатить внутренней валютой — фрикадельки, которые каждый может купить за обычные деньги. Сейчас компания планируют активно развиваться в таких странах как Китай, США, Япония, Германия и других странах.
Очень важным является анализ такого понятия, как конкурентоспособность инновационной фирмы в Интернете. Следует сказать, что до недавнего времени данному направлению ведения бизнеса не уделялось должное внимание, и конкурентоспособность в основном анализировалась для компаний, занимающихся производственной деятельностью или же предоставлением услуг без учета важнейших особенностей новой экономики, в том числе, всё возрастающей роли всемирной паутины для успешного ведения бизнеса.
Вместе с тем, вопросы конкурентоспособности компаний, активно занимающихся продвижением сайтов и привлечения онлайн пользователей для дальнейшего развития своего бизнеса, становятся всё более актуальными. Для повышения уровня конкурентоспособности компании в Интернете, необходимо иметь представление о двух важнейших составляющих разработки эффективной стратегии развития:
1. Рассмотрение показателей конкурентоспособности венчурной фирмы (как количественных, так и качественных);
2. Определение факторов, позволяющих улучшить выделенные показатели конкурентоспособности.
Что касается показателей конкурентоспособности венчурной фирмы в Интернете, то можно, в первую очередь, выделить следующие [4]:
1. Трафик (число уникальных посетителей, а также общее число просмотров).
Это наиважнейший показатель, так как от числа посетителей сайта зависит и общий интерес к предлагаемым продуктам или услугам. Чем больше трафик, тем больше потенциальных потребителей. Клиенты переходят на сайт компании с различных ресурсов: поисковых машин, каталогов, порталов, других сайтов, посредством рекламных объявлений, баннеров и др. Очень важной стратегической задачей является увеличение размера постоянной аудитории. Высокая посещаемость ресурса свидетельствует о высокой популярности сайта, благотворно влияет на улучшение общего имиджа компании. Кроме того, значительное число посетителей приходит через различные рейтинги сайтов, которые составляются именно по размеру трафика (Rambler Top100, LiveInternet и др.).
2. Индекс цитируемости (ИЦ) и Google Page Rank (PR).
Данные показатели определяют, насколько авторитетными являются те или иные сайты. Один из основных критериев, заложенных в эти показатели - количество и
авторитетность ссылающихся сайтов на данный ресурс. Действительно, если ресурс интересный для пользователей и представляет значительный интерес, то количество ссылаемых ресурсов будет велико. Если пользователям ресурс кажется интересным, то они, как правило, рекомендуют его другим и даются всё новые ссылки на сайт, что увеличивает авторитетность сайта. Показатель PR варьируется от 0 до 10. Чем больше данный показатель, тем лучше. ИЦ начинается от 0, а верхнего предела не установлено. Данные показатели конкурентоспособности фирмы особенно важны, так как обеспечивают более лучшую видимость сайта в поисковых системах. Чем больше PR, тем обычно больше вероятность сайта оказаться среди первых результатов поисковой выдачи в поисковой системе Google. Чем больше ИЦ, тем обычно больше вероятность сайта оказаться среди первых результатов поисковой выдачи в поисковой системе Yandex. Хорошая видимость сайта в поисковой системе обеспечивает более высокий приток потенциальных клиентов, минимизируя затраты на рекламу.
3. Регистрация в таких популярных каталогах как Yaca, Mail и Dmoz.
Несмотря на то, что основный приток потенциальных потребителей приходит с поисковых систем, многие пользователи находят интересующий ресурс именно через выше приведенные каталоги. В добавление также можно отметить, что регистрация сайта в данных каталогах позволяет не только привлекать больше целевой аудитории, но также позволяет повысить общую авторитетность сайта. Кроме того, следует заметить, что регистрация сайта в данных каталогах в основном случае платная, а также принимаются, например, в каталог DMOZ только высококачественные сайты. Готовность венчурной фирмы вкладывать дополнительные средства для продвижения своего ресурса через упомянутые каталоги позволяет сделать вывод потребителям, инвесторам и прочим заинтересованным сторонам о более высокой надежности данных проектов, о более серьезных намерениях фирмы, а также о более продуманной инновационной стратегии развития.
Помимо выше упомянутых показателей, также можно выделить и другие важнейшие показатели определения уровня конкурентоспособности компании:
1. Количество ссылающихся ресурсов на сайт (как с сайтов, так и с блогов);
2. Упоминание сайта на различных популярных сервисах (например, Ответы@Mail .Ru);
3. Число оптимизированных изображений, проиндексированных поисковой системой, непосредственно связанных с предлагаемым сервисом (при рациональном использовании данной возможности, это дает очень большой приток потенциальных клиентов).
Также следует сказать, что помимо предложенных критериев, которые являются основными для оценки уровня конкурентоспособности в Интернете, существуют и другие показатели [5]. Вместе с тем, следует особенно понимать, что важно не просто оценить позиции той или иной компании, но оценить их в сравнении с компаниями-конкурентами и особое внимание уделить выявлению факторов конкурентоспособности венчурной фирмы в Интернете.
Подводя итог, можно сказать, что использование инноваций, которые могут быть реализованы в Интернете, необходимы любой организации. Lingualeo и Abby Lingvo далеко не единственные успешные образовательные венчурные проекты, однако они представляют две типичные модели развития бизнес-инноваций в Интернете: создание программного обеспечения для образования и непосредственное предоставление образовательных услуг в режиме онлайн.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бебрис А.О. Основные принципы успешной стратегии в рисковом бизнесе.
Инновации в науке. 2013. № 25. С. 193-196.
2. Бебрис А.О. Оценка конкурентоспособности интернет-магазинов. Экономика и
предпринимательство. 2013. № 11. с. 901-904.
3. Бебрис А.О. Пути повышения эффективности деятельности инновационно-
ориентированных компаний. Инновации в науке. 2013. № 25. С. 188-192.
4. Бебрис А.О. Разработка стратегии инновационного развития как механизма
обеспечения конкурентоспособности венчурной фирмы. диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Москва, 2011.
5. Бебрис А.О. Разработка стратегии инновационного развития как механизма обеспечения конкурентоспособности венчурной фирмы. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Москва, 2011
6. Бебрис А.О. Современные особенности функционирования венчурных фирм:
общеэкономическая ситуация. В сборнике: Модель менеджмента для
экономики, основанной на знаниях материалы V международной научнопрактической конференции. Институт менеджмента кафедра общего менеджмента и предпринимательства. 2013. с. 9-13.
7. Орехов С.А. Анализ методов, форм и источников финансирования инвестиционного проекта. Инновации и инвестиции. 2011. № 1. с. 53-60.
8. Орехов С.А. Оценка современных тенденций развития российского рынка венчурных инвестиций. Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО.
2012. № 6-2. с. 39-42.
9. Орехов С.А. Влияние глобальных тенденций развития информационного общества на формирование экономики знаний. Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2008. № 2. с. 37-40.
10. Ягудин С.Ю., Митюшкин А.И., Бебрис А.О. Венчурное инвестирование инновационной деятельности России. Транспортное дело России. 2009. № 10. С. 125-127.э
11. Ягудин С.Ю., Орехов С.А., Бебрис А.О. Формирование механизмов оценки конкурентного потенциала венчурных фирм в рамках стратегии инновационного развития. Вопросы статистики. 2011. № 4. с. 10-14.
Рецензент: Д.э.н., Кузнецов Владимир Иванович, МЭСИ (Московский
государственный университет экономики, статистики и информатики), профессор кафедры Общего менеджмента и предпринимательства Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.
REFERENCES
1. Bebris A.O. The basic principles of a successful strategy in the risky business.
Innovations in science. 2013. Number 25. p. 193-196.
2. Bebris A.O. Assessment of competitiveness of online stores. Economics and Business.
2013. Number 11. p. 901-904.
3. Bebris A.O. Ways to improve the effectiveness of the innovation- oriented companies.
Innovations in science. Of 2013. Number 25. p. 188-192.
4. Bebris A.O. The development strategy of innovative development as a mechanism to
ensure the competitiveness of a venture capital firm. A thesis for the degree of candidate of economic sciences / Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI). Moscow, 2011.
5. Bebris A.O. The development strategy of innovative development as a mechanism to ensure the competitiveness of a venture capital firm: dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences / The Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) . Moscow, 2011
6. Bebris A.O. Modern features of the functioning of venture capital firms: the general economic situation. The model for the management of the economy, based on knowledge of the V International Scientific and Practical Conference. Institute of Management Department of General Management and Entrepreneurship. 2013. p. 913.
7. Lisichkin V.A, Korjagin N.D, M.N. Konotopov, Ivanov A.A. Strategic management. Teaching Materials / Moscow, 2009.
8. Yagudin S.Y., Mityushkin A.I., A.O. Bebris Venture investment innovation Russia . Transportation business in Russia. 2009. Number 10. p. 125-127.
9. Yagudin S.Y., Smith S.A., A.O. Bebris. Formation mechanisms for assessing the competitive potential of venture capital firms in the strategy of innovative development. Statistical Issues. 2011. Number 4. p. 10-14.