ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ В РЕГИОНЕ
УДК 338.46: 334.12
Петимат Исаевна Ахмадова,
старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова» Эл. почта: [email protected]
Наталья Николаевна Аушева,
старший преподаватель кафедры Экономической теории и бухгалтерского учета ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет» Тел. 8(928)6341432, Эл. почта: [email protected]
В статье рассмотрены условия, факторы, стратегии достижения и пути реализации конкурентных преимуществ предприятий сферы торговли в регионе. Рассмотрены региональные особенности данной проблемы в условиях Ставропольского края.
Ключевые слова: сфера торговли, конкурентоспособность, тенденции развития, Ставропольский край.
Petimat I. Akhmadova,
senior lecturer of tiie Department of state and municipal management ФГБОУ VPO «the Grozny state petroleum technical University named afterAcad. M.D. Miliionzhikova» E-mail:
Natalia N. Ausheva,
senior lecturer of the chair of Economic theory and accounting <3>rBOy VPO «Pyatigorsk state humanitarian University of technology» Tel. 8(928) 6341432, E-mail: [email protected]
INCREASING OF COM PETITIVENESS OF THE SERVICES OF THE ENTERPRISES OF SPHERE OF TRADE IN THE REGION
The article deals with the conditions, factors, strategies and ways to achieve the competitive advantages of enterprises of trade in the region. Consider the regional characteristics of the problem in the Stavropol region.
Keywords: trade, competitiveness, development trends, the Stavropol region.
1. Введение
Развитая конкуренция во многих отраслях экономики формирует новые требования ко всем рыночным контрагентам. Такая ситуация требует обеспечения устойчивости предприятий, которая возможна на основе постоянного повышения уровня качества товаров и услуг, предлагаемых предприятиями сферы торговли, а также эффективного управления их деятельностью ориентированного на достижение своих целей путем повышения уровня конкурентоспособности. Важнейшей составляющей этой характеристики является система конкурентных преимуществ торговой организации, базирующихся на её внутренних ресурсах, которые в своем единстве составляют «потенциал торговой организации». Достижение реальных успехов в конкурентной борьбе характеризует способность торговой организации реализовать свой конкурентный потенциал. В совокупности потенциал и действия по его реализации выступают основой процесса обеспечения конкурентоспособности торговой организации.
Потенциал торговой организации - это имеющиеся у неё возможности: наличие современной технологии, оборудования, подготовленного персонала, совокупность необходимых ресурсов (товарно-материальных, финансовых, инновационных и др.), обеспечивающих функционирование и стратегическое развитие организации в условиях конкуренции.
Обеспечение шнкурентоспособности в своем функционировании использует комплекс средств стратегического менеджмента, инновационного менеджмента, управления операциями и управления персоналом. В своем системном единстве комплекс средств обеспечительного воздействия, используемый с целью создания конкурентных преимуществ торговой организации, определяет её конкурентоспособность.
2. Формирование категориального аппарата конкурентных преимуществ
Конкурентное преимущество торгового предприятия определяется совокупностью внутрисистемных факторов (производственный потенциал), совокупностью системных факторов (ресурсный потенциал, включая производственный), совокупностью внешнесистемных факторов (интеграционный потенциал, включающий производственный и ресурсный). Каждая из указанных совокупностей является значимой для формирования конкурентного преимущества предприятия и его конкурентоспособности. В то же время конкурентное преимущество определяется целевыми факторами, их структурой и пропорциями, организацией эффективного использования факторов и условий развития предприятия, скоростью создания, совершенствования и обновления, степенью развитости и спе-циализированности факторов. В масштабе предприятия все параметры факторов в их системном единстве влияющие на конкурентное преимущество определяются интегральным потенциалом.
Наибольшее влияние на формирование конкурентных преимуществ предприятий оптовой торговли в условиях нестабильности рыночной среды оказывают следующие факторы: государственные исполнители и законодательные органы, поставщики, потребители продукции и торговых услуг, состояние экономики, конкуренты, социокультурные и политические факторы. Вместе с тем необходимо отметить важность организации торгового процесса, факторы, определяющие состав и содержание технологических процессов и операций. Степень воздействия отдельных факторов внешней среды, в которой функционируют торговые предприятия, зависит от размера предприятий, территориального расположения, ассортимента товаров различного назначения и потребления, выбранных целей развития. Наибольшее влияние факторов внешней среды испытывают крупные оптовые торговые предприятия.
При определении конкурентных преимуществ важно ориентироваться на запросы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые [1]. Иначе может оказаться, например, что предприятие считает себя известным на местном рынке и не тратит средств на рекламу, а потребители не имеют информации об этом предприятии. Такая ситуация характерна для многих российских предприятий.
Главное требование — отличие от конкурентов должно быть реальным, выра-
Экономика, Статистика и Информатика 187 №3(2), 2012
зительным, существенным. Б. Карлоф отмечает, что, «к сожалению, слишком легко заявить о наличии у себя конку -рентных преимуществ, не дав себе труда проверить, соответствуют ли эти предполагаемые преимущества потребностям клиентов... В результате появляются товары с вымышленными преимуществами» [2]. Фирма должна иметь несколько (четыре-пять) конкурентных преимуществ, которые необходимо защищать. Средствами защиты конкурентных преимуществ могут быть: монополия; патенты, ноу-хау (например, рецепты изготовления напитков), секретность; доступ к источникам сырья или коммуникациям и т.д.
Э. Исследование инструментарного аппарата управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтом)' не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.
Развитие сферы торговли осуществляется одновременно с развитием производства и товарно-обменных процессов, обусловленных действием товарного рынка - сферы обмена товаров и услуг, совокупности форм и способов торговли, отношений между производителями и потребителями. По мнению автора, рынок услуг представляет собой совокупность социально-экономических связей с целью достижения сбалансированности торгового предложения и удовлетворения потребительского спроса на блага; рынок же товаров -совокупность экономических отношений в процессе перемещения товаров, обладающих определенной потребительной стоимостью, предназначенных для продажи с целью дальнейшего потребления.
Сфера торговли выполняет две стержневые функции - обмен произведенных благ на деньги и удовлетворение потребностей населения в услугах, подкрепленных финансовыми ресурсами. Насыщенность рынка услугами (благами), своевременность и качество их оказания (предоставления) определяют направления развития сферы услуг в целом и торговой отрасли, в частности, степень удовлетворения потребностей и уровень жизни населения, эффективность функционирования национальной экономической системы.
Таким образом, сфера торговли представляет собой сложную систем}', совокупность субъектов торговой деятельности, занимающихся куплей-продажей товаров и оказанием иных торговых услуг, функционирование которых регулируется общими и специфическими мерами организационно-экономического и нормативно-правового характера в целях достижения рыночной сбалансированности торгового предложения и покупательского спроса.
Основой системы обеспечения конкурентоспособности предприятий и организаций сферы торговли являются следующие принципы; целевой направленности, означающий постановку целей и ее корректировку в случае необходимости; принцип устойчивости к изменениям внешней и внутренней среды; принцип упорядоченности, определяющий направления формирования и функционирования организации; принцип соблюдения последовательности, означающий, что система должна развиваться в соответствии с жизненным циклом услуги; принцип соответствия условиям рынка, отражающий усилия и возможности предприятия по формированию конкурентных преимуществ; принцип инновационности, проявляющийся в совершенствовании средств обслуживания, технологий, организации труда, повышении качества торговой услуги, снижении затрат и устранении недостатков; принцип корпоративности, предполагающий развитие организации путем совместной деятельности (корпоративного единства, духа), позволяющей достигать комплекса взаимосвязанных целей на разных уровнях управления; принцип креативности, предполагающий внесение в деятельность элементов творческого подхода, маркетинговой деятельности; принцип интегрирован-ности, означающий наличие уникаль-
ной системы самоорганизации для участия по внешних бизнес процессах.
4. Исследование мер государственного и рыночного регулирования сферы торговли
Проводимые меры государственного и рыночного регулирования сферы торговли не представляют сбалансированную систему отношений участников рынка и не способствуют устойчивому экономическому и социальному развитию отрасли. Возрастание роли и значения товарообменных процессов и их усложнение в новых социально-экономических условиях, обусловливает существенное повышение важности эффективности в управлении экономическими и социальными процессами.
Каждое предприятие уникально, а его поведение на рынке определяется только ему одному свойственной комбинацией стратегических идей. Тем не менее, выбор стратегии диктуется определенными правилами и, в первую очередь, зависит оттого, в рамках стандартного или специализированного бизнеса находится рыночная ниша предприятия.
Потребительский рынок Ставропольского края - один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, создающий пятую часть валового регионального продукта и около 15% налоговых поступлений.
Значительная часть товарооборота формируется за счёт поставок через мелкорозничную торговую сеть с низким качеством торгового сервиса и в условиях отсутствия эффективного государственного контроля качества пищевых продуктов. Около 30% продовольственных товаров, из которых 80% завезены из-за пределов края, не отвечают требованиям стандартов качества и безопасности.
В крае необходимо создавать многоуровневую управляемую систему товародвижения, включающую современные оптовые торгово-логистичес-кие центры, межрайонные оптовые базы, организованные рынки сельскохозяйственной продукции. Оптовое звено торговли должно быть сориентировано на местных производителей сельскохозяйственной продукции и пищевой продукции, которые удовлетворяют потребность рынка по группе продовольственных товаров только на 38%.
По итогам анализа динамики развития и проблем предприятий и организаций в сфере торговли в крае следует отметить следующие проблемные
№3(2), 2012 188
зоны, существенно сдерживающие ее развитие:
- несовершенная нормативно-пра-вовая база, регулирующая вопросы функционирования предприятий сферы торговли;
- низкий уровень развития инфраструктуры сферы торговли;
- недостаточность удовлетворения спроса различных групп населения на качественные и безопасные продукты. Сфера торговли и бытового обслуживания со средними (умеренными) ценами и качеством товаров и услуг развита недостаточно. Не в полной мере решена проблема по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения, улучшению условий обслуживания инвалидов и ветеранов, пенсионеров, иных льготных групп населения;
- низкий уровень качества, безопасности продуктов;
- отсутствие эффективного контроля за качеством производимых в крае и ввозимых пищевых продуктов. Из числа проверенных не отвечают требованием стандартов треть продовольственных товаров, причем большинство из них (80%) из них импортированы из других регионов страны;
- значительный объем теневого оборота;
-увеличение длительности логистической цепочки по пути продвижения товаров, что крайне негативно сказы-
вается на цене продукции;
- диспропорции в развитии отдельных звеньев торговой системы (оптового, розничного и общественного питания);
- не организован сбор и переработка картонной тары, что негативно влияет на рост издержек обращения;
- слабое развитие информационного обеспечения сферы торговли;
- недостаточная квалификация работников потребительской сферы и др.
Ввиду большего распространения контрафактной и фальсифицированной продукции в среде неорганизованной торговли, актуализируется необходимость активных мер по пресечению несанкционированного доступа продукции на рынок.
5. Заключение
Таким образом, конкурентоспособность предприятий сферы торговли представляет собой аккумз'лирование способностей и возможностей предприятия гибко реагировать и адаптироваться к трансформирующимся условиям рынка, которое реализуется в бизнес идее, направленной на эффективное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах (благах) и собственное перспективное развитие.
Литература
1. Портер, М.Э. Конкуренция [Текст]/ М.Портер; пер. с англ.- М.: Из-
дательский дом «Вильямэ», '2000. -495 с.
2. Долбунов, А. Маркетинговая ион-цепция управления предприятием [Текст]/ А.Долбунов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005,- №2,- С. 17-22.
3. Новоселова, Н.Н. Совершенствование федеральной и региональной политики в отдельных секторах экономики [Текст]/ Н.Н. Новоселова, С.Н. Новоселов; Глава 2.5. в монографии «Социально-экономические аспекты развития Северо-Кавказского федерального округа». - Ставрополь: ООО «Из-дательско-информационный центр «Фабула», 2010.-367с.
References
1. Porter, M. Competition [Text]/ M.Porter; trans, from English. - M.: Publishing house «Vil'yame», 2000. - 495.
2. Dolbimov A. The marketing concept of the management of the enterprise [Text]/ А. Долбунов / / Marketing in Russia and abroad. - 2005. - №2. - With. 17-22.
3. Novoselova, N.N.Совершенствование Federal and regional policy in the individual sectors of the economy [Text]/ N.. Novoselova, S.. Novoselov; Chapter 2.5 of the monograph «the Socioeconomic aspects of the development of the North-Caucasian Federal district». -Stavropol: LLC «Publishing house" information center «Plot», 2010. - 367c.
Экономика, Статистика и Информатика
189
№3(2), 2012