Научная статья на тему 'Анализ конкурентной среды Кабардино-Балкарской республики'

Анализ конкурентной среды Кабардино-Балкарской республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гешев Артур Валерьевич

В статье рассматриваются инструменты развития конкуренции, индикаторы результативности конкурентной политики, а также краткая характеристика конкурентной среды республики. Оценка конкурентоспособности Кабардино-Балкарской республики необходима для обеспечения конкурентных преимуществ своей территории и создания необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гешев Артур Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF COMPETITIVE ENVIRONMENT OF KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC

The article considers the instruments of the development of competition, the indicators of effectiveness of competition policy, and also brief description of the competitive environment of the republic. Evaluation of the competitiveness of the Kabardino-Balkarian republic is needed to provide the competitive advantages of its territory and creation of necessary conditions for the appearance of new participants in the goods markets of the republic

Текст научной работы на тему «Анализ конкурентной среды Кабардино-Балкарской республики»

Гешев А. В.

12.8. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Гешев Артур Валерьевич, соискатель кафедры «Менеджмента и маркетинга» Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова

[email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются инструменты развития конкуренции, индикаторы результативности конкурентной политики, а также краткая характеристика конкурентной среды республики. Оценка

конкурентоспособности Кабардино-Балкарской республики необходима для обеспечения конкурентных преимуществ своей территории и создания необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках республики.

Ключевые слова: конкурентная среда, конкурентные преимущества, конкурентоспособность, КабардиноБалкарская республика.

ANALYSIS OF COMPETITIVE ENVIRONMENT OF KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC

Geshev Arthur Valerievich, chair of Management and marketing Kabardino-Balkarian state University. Oil on canvas, Berbekov

Place of employment:

[email protected]

Annotation: The article considers the instruments of the development of competition, the indicators of effectiveness of competition policy, and also brief description of the competitive environment of the republic. Evaluation of the competitiveness of the Kabardino-Balkarian republic is needed to provide the competitive advantages of its territory and creation of necessary conditions for the appearance of new participants in the goods markets of the republic

Keywords: The competitive environment, competitive

advantages, competitiveness, Kabardino-Balkarian republic.

Регион, максимально эффективно использующий имеющиеся конкурентные преимущества, способен добиться успехов в своем социально-экономическом развитии. Формирование отраслей экономики, в наибольшей степени отвечающих исторически сложившимся условиям, в соответствии с

принципом мультипликатора могут стимулировать

рост и других отраслей. Это придает динамичное

1

развитие экономике региона .

Оценка конкурентоспособности республики необходима для обеспечения конкурентных

преимуществ своей территории и создания необходимых условий для появления новых

участников на товарных рынках республики.

В Кабардино-Балкарской республике на 1 января 2012 года осуществляли хозяйственную деятельность 12280 организации, из которых 11797 являются юридическими лицами, 483 - филиалами,

представительствами и другими обособленными подразделениями юридических лиц.

1 Зухова Л.М. Анализ конкурентных преимуществ КабардиноБалкарской Республики // Российское предпринимательство. — 2006. — № 12 (84). — а 78-80.

Наибольшее число хозяйствующих субъектов сосредоточено в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов,

бытовой техники и предметов личного пользования, обрабатывающих производств, сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства, строительства.

Оценка развития малого и среднего предпринимательства в республике

Малое предпринимательство является

неотъемлемой составной частью экономики

Кабардино-Балкарской республики. На 1 января 2012 года свою деятельность осуществляли 24798

индивидуальных предпринимателей и 4210 субъектов малого предпринимательства.

Уровень развития малого предпринимательства в

городских округах и муниципальных районах республики остается неравномерным. Наибольший удельный вес по количеству субъектов малого предпринимательства приходится на городской округ Нальчик, в котором сосредоточено максимальное количество занятых в малом бизнесе.

В Кабардино-Балкарской республике реализуется Республиканская целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике на 2012 - 2015 годы». На ее реализацию предусмотрено направить из всех источников финансирования 3 млрд. 327 млн. рублей. Средства федерального бюджета составят 662 млн. рублей, республиканского - 629,35 млн., внебюджетных источников - 2036,4 млн. рублей.

В ней предусмотрено большее количество мероприятий по созданию объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в республике.

В частности, в районах, где нет бизнес-инкубаторов, они будут построены, появится второй микрофинансовый центр, продолжится капитализация Гарантийного фонда.

Вместе с тем, несмотря на положительные сдвиги, дальнейшее развитие малого бизнеса невозможно без решения следующих проблем:

- снизить высокий уровень административных барьеров, особенно со стороны контрольно-надзорных органов, коррупции во всех сферах регламентации бизнес-деятельности;

- обеспечить доступ к банковским кредитным

ресурсам - банковское финансирование не решает проблем развития малого бизнеса из-за отсутствия должного залогового обеспечения, непрозрачности финансовых потоков субъектов малого

предпринимательства, осторожности банков в

кредитовании малого бизнеса;

- развить систему кредитной кооперации;

- развить механизмы стимулирования развития

малого инновационного предпринимательства, системы технопарков, которые могли бы оказывать стартовую поддержку компаниям, занятым

высокотехнологичным производством, что приведет к практической невозможности системного развития инновационного бизнеса в республике;

- решить проблему повышения качества и

конкурентоспособности продукции малых

предприятий, их выхода на российские и

международные рынки;

Бизнес в законе

4’2013

- повысить уровень официально зарегистрированных работников малого бизнеса, уровень их заработной платы и социального обеспечения.

В целях реализации положений Федерального закона от 21.07. 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 11.07. 2011) в Кабардино-Балкарской республике были разработаны и приняты необходимые нормативные правовые акты, создана централизованная система управления закупками через уполномоченный орган, а также сформированы механизмы реализации принципов и положений

Закона в рамках централизованной системы2 .

Действующая в Кабардино-Балкарской республике система размещения заказа для государственных нужд направлена на повышение эффективности проводимых закупок, минимизацию затрат и пресечение коррупции. Данные о результатах

проводимых торгов свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении конкурентной борьбы за поставку товаров государственным и муниципальным заказчикам. Значительное влияние на экономику в целом и формирование конкурентной среды обусловлено общим размером бюджетных средств, освоенных в рамках размещения государственного заказа.

В целях обеспечения открытости, гласности и прозрачности закупок в Кабардино-Балкарской

республике были приняты меры, которые позволили создать на уровне субъекта достаточно эффективную систему информационного обеспечения

государственных закупок.

Приоритетным направлением развития системы размещения заказов для государственных нужд Кабардино-Балкарской республики является переход к использованию открытых аукционов в электронной форме в качестве превалирующей формы торгов, что позволяет снизить издержки участников размещения заказа, связанные со сложностями представления необходимых документов для участия в процедурах торгов, а также вероятность сговора участников за счет обеспечения анонимности участия в электронных аукционах. Кроме того, электронная форма проведения аукционов позволяет обеспечить максимальный доступ предпринимателей к торгам, а также снижение рисков изменения рыночной конъюнктуры, выражающейся в изменении уровня цен в период размещения заказа, за счет сокращения сроков проведения торгов.

Важным фактором усиления конкурентной среды в сфере размещения заказов для государственных нужд Кабардино-Балкарской республики является обеспечение расширения доступа малых предприятий к процессу осуществления государственных закупок посредством увеличения количества процедур, участниками которых являются исключительно субъекты малого предпринимательства.

В современных условиях целесообразно сделать упор на стадию инвестиций с последующим переходом к инновационному развитию. Но уже сегодня существует объективная потребность в

2 Федеральный закон от 21.07. 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 11.07. 2011).

инновационной «наполненности» привлекаемых инвестиций. В создании конкурентного преимущества региона немаловажное значение имеют научные знания, образование - и как факторы развития производства, и как факторы формирования инновационного потенциала региона.

Развитие конкурентоспособности региона, как и страны в целом, осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства - конкуренция на основе инвестиций - конкуренция на основе нововведений -конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя

обусловливает застой и спад.

Конкурентоспособность региона дает возможность экономике развиваться по инновационному пути. Поэтому в современных условиях повышение

конкурентоспособности становится одной из главных стратегических целей экономического развития регионов и страны в целом.

В КБР необходимо развивать агропромышленный комплекс, объединяющий производства по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья и

обеспечивающий высокое качество продукции

премиум-сегмента с высокой добавленной стоимостью, пользующейся растущим спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Производством сельскохозяйственной продукции в Кабардино-Балкарской республике занимаются 6173 субъекта хозяйствования (без учета личных подсобных хозяйств населения), в том числе 39 крупных и средних сельскохозяйственных предприятия, 140 малых предприятий, 957 крестьянских (фермерских) хозяйства и 5037

индивидуальных п ред приним ателей.

Основная масса продукции, производимой

предприятиями отрасли, потребляется внутри республики, однако, по таким видам продукции, как плодоовощные консервы, алкогольная продукция, минеральная вода и безалкогольные напитки, кондитерские изделия, доля продукции, вывозимой за пределы республики, доходит до 80 процентов.

В целом агропродовольственный комплекс характеризуется низким уровнем концентрации и развитой конкурентной средой.

В числе факторов, препятствующих развитию конкуренции на агропродовольственном рынке,

основных барьеров доступа на рынок и деятельности на рынке следует выделить:

- высокий уровень износа основных средств и недостаточность финансовых ресурсов (в том числе недостаточная доступность кредитных ресурсов) для модернизации производства;

- отсутствие прямого доступа большинству предприятий агропродовольственного комплекса в розничную торговую сеть;

- отсутствие крупных стабильных каналов

реализации сельскохозяйственной продукции для вовлечения сельскохозяйственных

товаропроизводителей в конкурентную борьбу;

- низкий уровень государственной финансовой

поддержки сельскохозяйственных

товаропроизводителей по низкорентабельным видам продукции (в частности, по молоку) за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской республики;

Гешев А. В.

- снижение кадрового потенциала

агропродовольственного комплекса, вызванное низким уровнем и качеством жизни на селе.

Состояние потребительского рынка в республике за последние годы остается стабильным, сохраняется положительная динамика роста оборота розничной торговли.

По состоянию на 1 января 2012 года в республике в сфере оптовой и розничной торговли, оказания бытовых услуг осуществляют деятельность 1733 организации. Функционируют 15 рынков, получивших соответствующие разрешения на право организации рынков.

В Кабардино-Балкарской республике осуществляют деятельность продовольственные сетевые магазины, к наиболее крупным из них относятся сети магазинов «Магнит», «Караван», «Копилка», «Ласточкино гнездо», «Кенгуру».

К основным проблемам в товаропроводящей цепи, требующим оперативного решения, относятся:

- появление большого числа лишних посреднических звеньев как в каналах реализации сельхозпродукции, так и при реализации продовольственных товаров, приводящих к удорожанию продукции;

- слабая информированность участников рынка об экономической конъюнктуре последнего: возможных контрагентах, разбросе цен, целесообразных каналах сбыта, формах кооперации и поставок и, как следствие, нерациональность хозяйственных связей (высокие трансакционные издержки, издержки обращения);

- неудовлетворительное качество сырья и высокая его стоимость (проблема характерна для мясной, молочной, мукомольной отрасли);

- недостаточное внимание со стороны местных товаропроизводителей вопросам продвижения своей продукции;

- низкая развитость договорных отношений между

производителями и заготовителями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сельскохозяйственной продукции;

- отсутствие в республике крупных заготовителей, оптовых покупателей сельскохозяйственной продукции при сокращении объемов закупок заготовительными организациями и неадаптировавшейся к рынку потребительской кооперацией при одновременном формировании новой многоканальной рыночной системы реализации сельхозпродукции.

Конкурентоспособность Кабардино-Балкарской республики как субъекта рыночных отношений определяется совокупностью таких условий, как: наличие конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли; способность органов государственной власти создать условия предприятиям республики для достижения и удержания конкурентного преимущества.

Инструментом достижения целей социальноэкономического развития республики является конкурентная политика.

Цель конкурентной политики - повышение эффективности и конкурентоспособности

региональной экономики на основе модернизации предприятий, снижения инфраструктурных и административных барьеров, совершенствования ценовой и налоговой политики, развития малого и среднего предпринимательства и тем самым создание условий для удовлетворения потребностей граждан в

Кабардино-Балкарской республике в товарах и услугах экономически эффективным образом.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 21.07. 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 11.07. 2011).

2. Зухова Л.М. Анализ конкурентных преимуществ Кабардино-Балкарской Республики // Российское предпринимательство. — 2006. — № 12 (84). — C. 78-80.

Reference list:

1. Federalnij zakon ot 21.07. 2005g. № 94-FZ «О razmezenii zakazov na postavki tovarov, vipolnenie rabot, okazanie uslug dlja gosudarstvennih i municipalnih nuzd» (v red. ot 11.07. 2011).

2. Zuhova LM Analiz konkurentnih preimuzustv Kabardino-Balkarskoj respubliki// Rossijskoe predprenimatelstvo. — 2006. — № 12 (84). — S. 78-80.

ОТЗЫВ

на статью Гешева А.В. «Анализ конкурентной среды кабардино-балкарской республики»

В статье рассматриваются инструменты развития конкуренции, индикаторы результативности конкурентной политики, а также приводится краткая характеристика конкурентной среды Кабардино-Балкарской республики. Оценка конкурентоспособности любого региона необходима для обеспечения конкурентных преимуществ своей территории и создания необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках республики.

Вместе с тем, несмотря на положительные сдвиги, дальнейшее развитие малого бизнеса в регионе невозможно без решения целого ряда проблем, которые выявляет автор, в частности, обеспечение расширения доступа малых предприятий к процессу осуществления государственных закупок посредством увеличения количества процедур, участниками которых являются исключительно субъекты малого предпринимательства.

При этом конкурентоспособность Кабардино-Балкарской Республики как субъекта рыночных отношений определяется совокупностью таких условий, как: наличие

конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли; способность органов государственной власти создать условия предприятиям республики для достижения и удержания конкурентного преимущества.

Среди инструментов достижения целей социальноэкономического развития республики автор обоснованно называет и подробно рассматривает конкурентную политику.

В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».

Доцент кафедры «Экономика и управление социально-экономическими системами»

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств»,

кандидат экономических наук Л.Я.Казакова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.