Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности системы образования на основе масштабного бенчмаркинга'

Повышение конкурентоспособности системы образования на основе масштабного бенчмаркинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗОВ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КОНКУРЕНЦИЯ / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / БЕНЧМАРКИНГ / BENCHMARKING / МОНИТОРИНГ / MONITORING / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / ПОТРЕБИТЕЛИ / CONSUMERS / COMPETITIVENESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / COMPETITIVENESS / SCOPE OF AUTHORITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екшикеев Тагер Кадырович

Статья посвящена проблемам повышения конкурентоспособности вузовского образования на основе бенчмаркинга. Мониторинг вузов рассматривается как начальный этап аналитического бенчмаркинга, инициатором которого выступает Министерство образования и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improvement of the education system competitiveness on the basis of large-scale benchmarking

The article is dedicated to the problems of improving the competitiveness of higher education on the basis of benchmarking. The monitoring of HEIs (higher educational institutions) is considered to be the initial stage of the analytical benchmarking initiated by the Ministry of Education and Science.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности системы образования на основе масштабного бенчмаркинга»

опираясь на опыт коллег

повышение конкурентоспособности системы

образования на основе масштабного бенчмаркинга

_Аннотация

Статья посвящена проблемам повышения конкурентоспособности вузовского образования на основе бенчмаркинга. Мониторинг вузов рассматривается как начальный этап аналитического бенчмаркинга, инициатором которого

выступает Министерство образования и науки. _

Ключевые слова: конкурентоспособность вузов, образование, конкуренция, инновации, бенчмаркинг, мониторинг, компетенции, образовательное пространство, потребители _

Реформирование отечественной системы образования направлено на повышение его качества как объективно необходимое условие, сдерживающее развитие инновационного и интеллектуального потенциала государства. Данный тезис подчеркивается в целом ряде публикаций [1, 4, 5, 6], в которых рассматриваются различные аспекты развития отечественной экономики на различных уровнях ее функционирования. Ключевым моментом в данном контексте является вывод о том, что уровень и качество образования в настоящее время должны быть существенно повышены, поскольку это будет в перспективе определять конкурентоспособность страны.

Мониторинг вузов

Современный этап реформирования системы образования затрагивает практически все ее устои, сформировавшиеся за длительный период времени. В рамках реформирования принят новый Закон «Об Образовании», который определяет основной контур проводимых мер. Значительные изменения в этом контексте происходят в высшем образовании. Ежегодно проходит мониторинг вузов, на основе которого определяются неэффективные вузы. Их дальнейшая судьба связана либо с так называемой «оптимизацией», которая на

Екшикеев Тагер Кадырович

канд. экон. наук,

доцент,

Российский

государственный

гидрометеорологический

университет

[email protected]

_ежегодно проходит

_мониторинг вузов,

_на основе которого

_определяются

_неэффективные вузы

чът

деле превращается в закрытие вуза или его присоединение к другому, более успешному, по мнению Министерства образования и науки, учебному заведению, либо вузу предоставляется дополнительная возможность доказать свою состоятельность.

Одновременно с мониторингом эффективности деятельности вузов ведется значительная работа по повышению их конкурентоспособности на мировом уровне. В результате проведенного конкурса 15 российских вузов стали участниками этого проекта и получат дополнительное финансирование. В рамках проекта должна быть активизирована научно-исследовательская и образовательная деятельности, предполагается привлечение к работе в вузах ведущих зарубежных ученых, совершенствуется работа по подготовке научных кадров высшей квалификации и т.д. Мониторинг вузов проводится уже не первый год. Первая волна мониторинга прошла в 2012 г. ала широкий общественный резонанс. зднее стало понятно, что проведение монито-нга будет проходить на постоянной основе. Показатели, пороговые значения и критерии, на основе которых проведено выделение образовательных учреждений, имеющих признаки неэффективности, подготовлены в соответствии с рекомендациями Ассоциации федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, образующих Ассоциацию ведущих университе-тов1 и представлены на сайте Министерства образования и науки. Вторая волна мониторинга была проведена в 2013 г. В настоящее время начинается следующий этап. Следует отметить, что разработанная методика претерпевает определенную модернизацию для более целостного и всестороннего рассмотрения анализируемых процессов.

1 Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, 2012.

Мониторинг проводится по пяти укрупненным позициям: образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность, инфраструктура. По каждому направлению определены соответствующие показатели и их пороговые значения. При проведении мониторинга в 2014 г., по мнению инициаторов, учтены имеющиеся замечания.

Бенчмаркинг в вузе

Повышение эффективности вузов следует рассматривать как комплексную системную задачу, требующую использования научных методов и подходов. В этой связи проведение мониторинга можно рассматривать как аналитический бенчмаркинг, который направлен на сбор, обработку и анализ информации о различных аспектах деятельности вуза в целях разработки мер по повышению его конкурентоспособности. Этот аналитический бенчмаркинг можно рассматривать как начальный этап масштабного бенчмаркинга в сфере высшего образования. Масштабность характеризуется не только количеством вовлеченных высших учебных заведений, но и амбициозностью поставленных целей, их общественной, экономической и социальной значимостью.

Методология бенчмаркинга уже достаточно хорошо известна как по публикации отечественных специалистов, например [2, 7], так и по переводным и оригинальным публикациям [8]. Большинство публикаций по вопросам бенчмар-кинга рассматривают его либо с позиций менеджмента (вклад в развитие конкурентоспособности и качества, инструмент инновационного развития компании, различные функциональные аспекты и области применения, такие как персонал, НИОКР, логистика и т.д.), либо в рамках определенной укрупненной отрасли экономики (например, промышленность, сфера услуг, транспорт и т.д.). Обширное количество публикаций раскрывают общие вопросы бенчмаркинга, такие как история развития, виды бенчмаркинга, этапы проведения, партнеры по бенчмаркингу и т.п. Встречаются публикации, посвященные отдельным частным вопросам бенчмаркинга, в том числе и примени-

методология бенчмаркинга

достаточно_

хорошо известна по публикации отечественных и зарубежных специалистов

тельно к образованию [3]. В этих работах создан необходимый теоретический задел, позволяющий достаточно полноценно использовать данную методологию для развития университетского и вузовского образования.

Проведенный анализ, позволяет говорить, что целями проведения бенчмаркинга в вузе является:

• совершенствование ключевых процессов и повышение качества обучения;

• развитие применения инновационных технологий и методов обучения;

• активизация креативного потенциала и мотивации студентов за счет использования активных форм обучения, создания творческой атмосферы;

• развитие деловых и профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава, в том числе за счет активизации научно-исследовательской и публикационной активности;

• развитие использования информационно-коммуникативных технологий, в том числе дистанционных и виртуальных методов обучения;

• укрепление конкурентных позиций вуза в глобальном образовательном пространстве и на отечественном рынке и т.д.

Считается, что в бизнес-практике инициатором и организатором проведения бенчмаркинга является либо компания, стремящаяся к развитию, как это было, например, в случае с компанией Ксерокс - одним из пионеров использования бенчмаркинга в бизнесе, либо консалтинговая фирма, проводящая аналитический бенчмаркинг. Причем участники проекта реализуют его на добровольной основе, понимая возможные выгоды от полученного результата. В нашем случае в роли инициатора проекта выступает соответствующее министерство, а его участники вовлечены в проект на основе административных методов, что существенно снижает потенциал бенчмаркинга.

__Реакция потребителей

__Современные информационно-коммуникатив-

__ные технологии позволяют обеспечить гласность

__и широкую доступность полученных результатов,

__а рынок образовательных услуг должен быть вос-

__приимчивым к подобным результатам. Поскольку

__потребителями услуг в данном секторе экономики

|

проведение можно рассматривать

енчмаркинг, направленный на анализ

информации

о различных аспектах _деятельности вуза

ЧЫЖ1

I

Таблица

Реакция потребителей образовательных услуг вуза

Потребители Возможные формы реакции Комментарий

Государство Образовательные стандарты; нормативно-правовое обеспечение; лицензии и аккредитация и т.д. Прямое и косвенное государственное регулирование

Родители Восприятие вуза, доверие, впечатления; поиск вуза на основе критериев восприятия; рекомендации влиятельных лиц, анализ альтернатив, принятие решений Качество образования, имидж и престиж вуза, трудоустройство, ценность обучения

Студенты Восприятие, анализ альтернатив, рекомендации друзей и других влиятельных лиц Желание, воспринимаемое качество, доверие

Компании Пересмотр статуса, изменение условий договоров, прекращение (развитие) взаимодействия и сотрудничества Инновационность, научный потенциал, имидж и престиж, квалификация будущих студентов, совместные проекты

являются как минимум несколько экономических субъектов (государство, родители, студенты, компании), то они и должны быть вовлечены в процесс реформирования и соответствующим образом реагировать на полученную информацию (см. табл.).

Вывод

Для повышения эффективности вузовского образования необходимо проведение комплексного бенчмаркинга, учитывающего не только современные международные тенденции и образовательные тренды, но и заинтересованность всех экономических субъектов агентов, участников отечественного рынка образовательных услуг.

Литература

1. Аренков И.А., Салихова Я.Ю. Особенности интеллектуальной конкуренции на микро- и макро уровне // Перспективы промышленного бизнеса. Международная научная конференция. Сборник докладов. - Болгария, Варна, 6-7 декабря 2013. -С. 15-18.

2. Аренков И.А., Багиев Е.Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.

3. Аренков И.А., Соловьева Ю.Н. Маркетинговые исследования и бенчмаркинг. - СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2013.

4. Аржанова И.В., Райчук Д.Ю. Бенчмаркинг как инструмент формирования международных сов-

местных образователь ных программ в России // Университетское управление: практика и анализ. -2005. - № 4. - С. 56-59.

5. Бляхман Л.С., Чернова Е.Г. Образовательная политика в условиях перехода России к инновационной экономике // Вестник С.-Петерб. Ун-та. Серия 5.: Экономика. - 2012. -Вып.4. - С.44-60.

6. Мельников О.Н. От «материалистичности» к «человечности» экономики // Российское предпринимательство. - 2012. - № 2 (200). - с. 58-63. -http://www.creativeconomy.ru/articles/22783/.

7. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Современный университет и вызовы инноваций // Университетское образование: практика и анализ. - № 1(83), 2013. -С. 28-43.

8. Язенков Е.И. Применение бенчмаркинга в обеспечении экономической эффективности трудовых ресурсов предприятий промышленности // Креативная экономика. - 2012. - № 7 (67). - с. 17-23. - http://www.creativeconomy.ru/articles/24105/.

9. Сamp R.C.Benchmarking. The Search for IndustryBest Practices That Lead to Superior Performance.

ASQC Industry Press, Milwaukee, Wisconsin, 1989.

TagerK. Ekshikeev

Candidate of Science, Economics, Associate Professor, Russian State Hydrometeorological University

The improvement of the education system competitiveness on the basis of large-scale benchmarking

Abstract

The article is dedicated to the problems of improving the competitiveness of higher education on the basis of benchmarking. The monitoring of HEIs (higher educational institutions) is considered to be the initial stage of the analytical benchmarking initiated by the Ministry of Education and Science.

Keywords: competitiveness of higher educational institutions, education, competitiveness, innovations, benchmarking, monitoring, scope of authority, educational space, consumers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.