ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
УДК 378.4
С. Н. ГОЛЕРОВА
Омский государственный педагогический университет
БЕНЧМАРКИНГ: СОВРЕМЕННЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ РОССИИ
Статья представляет мнение автора о бенчмаркинге как инструменте совершенствования качества. На основе проблемно-ориентированного бенчмаркинга автор предлагает решение проблем управления качеством российского высшего профессионально-педагогического образования, сравнивая отечественную практику с практикой университетов Австралии. Ключевые слова: бенчмаркинг, сравнительный анализ, управление качеством образования, совершенствование, профессионально-педагогическое образование, университет.
Вопрос о системах управления качеством в вузах в течение последнего десятилетия находится в центре научных исследований. Наряду с процессом теоретического осмысления проблемы ведется активная работа по созданию систем управления качеством в образовательных учреждениях. Сейчас в нее вовлечены практически все российские вузы. В настоящее время в университетах России модели управления качеством образования выстроены в соответствии с требованиями ИСО 9000:2000 на основе принципов Всеобщего управления качеством. Необходимо осознавать, что создание системы управления качеством не является самоцелью. Главное сегодня — внедрение и использование современных методов управления для повышения качества образования. Большую роль в обеспечении качества образования играют специальные конкурсы на получение премий качества (Правительства РФ, Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), Министерства образования РФ). Поиск моделей совершенствования управления качеством является основной причиной интереса к бенчмаркингу, который является незаменимым инструментом определения и адаптации лучшего опыта, лучшей практики, лучших образцов.
Понятие «бенчмаркинг» присутствует в ряду экономических понятий сравнительно недавно. В общем смысле benchmarking — это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как эталон при сравнении с другими предметами. По сути, бенчмаркинг — это процесс эталонного сопоставления.
В бизнес-среде существует множество трактовок бенчмаркинга. Классическим определением бенчмаркинга является определение, данное основателем этого метода совершенствования Роберта Кэмпа: «Бенчмаркинг — это поиск лучших методов, которые ведут к улучшению деятельности» [1]. Более развернутое определение дает экс-председатель Американского общества качества (ASQ) Грегори Ватсон: «Бенчмаркинг — это процесс систематического и непрерывного измерения: оценка процессов предприятия и их сравнение с процессами предприятий лидеров в мире с целью получения информации, полезной для усовершенствования собственной деятельности» [2].
Перечень различных примеров можно продолжить. Но во всех них присутствуют такие ключевые
слова, как систематический, непрерывный, измерение, конкуренция, процесс, практика, интеграция, кооперация, стратегическое планирование, тактическое планирование.
В области экономики бенчмаркинг — это:
— передовая технология конкурентного анализа;
— концепция развития стремления к непрерывному совершенствованию;
— процесс самосовершенствования [3].
Таким образом, бенчмаркинг — это, во-первых, сравнение своих показателей с показателями других организаций: конкурентами и организациями-лидера-ми, и, во-вторых, изучение и применение успешного опыта других у себя в организации. Традиционный обмен опытом в бенчмаркинге — это лишь незначительная часть сложного и структурированного процесса с четко обозначенными этапами, методологией выбора объектов изучения, сбора и обработки данных.
Теоретические основы бенчмаркинга как целостной системы были заложены в трудах ведущих специалистов по управлению качеством Э. Деминга, Ф. Кросби, К. Исикавы. Научные черты методология бенчмаркинга приобретает в конце 1980-х гг. в трудах Р. Кемпа, Г. Ватсона, Х. Дж. Харрингтона, Б. Андерсена и др.
Изучением особенностей методологии бенчмаркинга и ее практического применения в образовании за рубежом занимаются такие исследователи, как С. Такер, Д. Элстит, Н. Джексон, Х. Ланд, К.Р. МакКиннон, С.Х. Уолкер, Д. Дэвис и др.
Также практические аспекты использования бенчмаркинга в деятельности предприятий, в том числе образовательных организаций, получили развитие в публикациях современных российских исследователей бенчмаркинга Д.В. Маслова, Е.А. Михайловой, М.Р. Михайловой, Е.А. Князева, Я.Ш. Евдокимовой, И.П. Данилова.
Самый общий смысл понятия «методология» заключается в понимании методологии как учения о методе, теории метода. Л.А. Шипилина определяет методологию как логическую схему действий, которая определяется пониманием путей, средств и возможностей достижения целей [4].
Бенчмаркинг как методология управления качеством образования представляет собой логическую схему действий, нацеленную на оценку, поиск и
Таблица І
Виды бенчмаркинга
Признак Вариация признака Вид бенчмаркинга
Уровень целей,задач по улучшению деятельности Стратегический (сильные и слабые стороны, установление целей и ориентиров, выработка конкурентной стратегии, ключевые аспекты деятельности в стратегических областях) Стратегический
Операционный (задачи улучшения внутренних процессов, функций организации или деятельности конкретных подразделений для удовлетворения требований потребителя) Операционный
Объект бенчмаркинга Процесс (все аспекты, связанные с процессом: сам процесс, результат, ресурсы) Процессно-ориентированный
Конкретная проблема Проблемно-ориентированный
Субъекты бенчмаркинга Внутри одной организации Внутренний
В разных организациях Внешний (конкурентный, функциональный, глобальный)
Таблица 2
Опыт применения моделей бенчмаркинга в системах образования
Название модели Реализация Цель Примеры проектов
1. Групповая исследовательская Стремление группы университетов узнать как можно больше полезного для себя через изучение опыта других. Характеризуется общими для всех целями участников, широким обменом данных Выявление лучшей практики и факторов, ей способствующих, для дальнейшего совершенствования Проекты NACUBO, CHEMS, ESMU, бенчмаркингового клуба немецких технических университетов BMC
2. Индивидуальная исследовательская «один на один», причем вузом-инициатором проекта ведется сбор информации, накопление базы данных, анализ и прочее Улучшить текущую практику в конкретном вузе Проекты университета Оулу (Финляндия), Копенгагенской бизнес-школы KBC (Дания), университета Торонто (Канада), Гарвардской школы бизнеса, университета штата Орегон, университета штата Пенсильвания (США) и др.
3. Критериальная (эталонная) Поиск эталона, идеальной модели практики или критериев Определение эталона и закрепления его для последующих упражнений, которые вузы-участники могут продлевать самостоятельно в рамках проведения самооценки Австралийская система эталонного тестирования, предлагаемая руководством по бенчмаркингу для университетов Австралии, а также проекты, реализуемые в рамках деятельности CHEMS (ACU), ESMU, ФПРО
4. Посредническая Использование баз данных, формируемых экспертами, консультантами, агенствами, центрами и прочими независимыми структурами без участия самих вузов Сравнительный анализ деятельности (на основе баз данных) Консалтинговые центры, такие как APQC и другие, оказывающие услуги по бенчмаркингу через Интернет (Consortium for Higher Education Benchmarking Analysis, Educational Benchmarking и др.)
реализацию наилучшего опыта, ведущего к превосходству и повышению конкурентоспособности образовательной организации. При этом любая область деятельности, на которой сосредоточено исследование, называется объектом бенчмаркинга.
В специальной литературе упоминается довольно много видов бенчмаркинга [5]. Приведем систематизированные сведения об основных видах бенчмаркинга (табл. 1).
По уровню и масштабности задач и целей, преследуемых при проведении бенчмаркинга, его можно разделить на стратегический и операционный (организационный); по выбору объекта исследования выделяют процессно-ориентированный (бенчмаркинг процесса, результата, входа) и проблемно-ориентированный бенчмаркинг; по выбору субъекта
бенчмаркинга — внутренний и внешний (который, в свою очередь, можно разделить на конкурентный, функциональный или отраслевой, глобальный).
Выделяются четыре модели бенчмаркинговых проектов [6]:
1) групповая исследовательская
2) индивидуальная исследовательская
3) критериальная (эталонная)
4) посредническая.
Следует отметить, что критериальная модель может принимать форму как индивидуальной, так и групповой или посреднической модели бенчмаркинга.
Рассмотрим опыт применения данных моделей бенчмаркинга в высшем образовании (табл. 2).
Если говорить о бенчмаркинге только как об инс-
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
Таблица 3
Программа совершенствования управления качеством профессионально-педагогического образования в университетах России на основе методологии проблемно-ориентированного бенчмаркинга
Уровень анализа Опыт управления качеством образования в России Проблемы управления качеством отечественного опыта Эффективный опыт управления качеством образования в Австралии Возможности использования австралийского опыта в России
Государственная образовательная политика Управление качеством образования выстроено на основе ИСО 9000:2000, является самоцелью. Осуществляется контроль деятельности образовательного учреждения в виде аттестации и аккредитации на соответствие нормативным требованиям. Поиск моделей совершенствования управления качеством образования Управление качеством выстроено на основе модели совершенствования управления качеством используя критериальную (эталонную) модель бенчмаркинга. Оценивается достижение целей по совершенствованию качества образования. Использование бенчмаркинга как механизма управления качеством образования и в таком случае будет измеряться портфолио университетов по реализации программы изменений и соответствие результатов деятельности намеченным целям, определяемым бенчмаркингом
о г о к с е ч и г о г а д е пя ё в 3 8 я ° § * со е ф о р п ь сль а р т О Представителям работодателей не предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. Структура направлена на достижение уровня соответствия стандартам, а не требованиям рынка. Содержание ГОСов по отраслевым разновидностям ППО отличается более чем на 60%. Возможность совершенствования качества профессионально-педагогического образования с учетом требований работодателей Возможности совершенствования оценки качества результата ППО Совместимости технико-технологической и педагогической компонент содержания ППО Оценивание качества ООП ППО и результатов их реализации, отраженных в компетенциях выпускников общественной профессиональной организацией. Регулярный мониторинг качества основной образовательной программы и учебных дисциплин. Мониторинг трудоустройства выпускников, удовлетворенности выпускников, работодателей. Привлечение студентов и выпускников бывших лет к оцениванию качества ППО. Создание общественной профессиональной организации педагогов для разработки стандартов педагогического образования и для оценивания качества ООП ППО и качества ППО как результата
Осуществление подготовки профессионально-педагогических кадров на базе полученной отраслевой специальности, стажа работы по специальности не менее 4 лет
Содержание стандартов ФГОС ППО выстраивать на основе технологических компетенций
Университеты, реализующие программы профессионально-педагогического образования Отсутствует прямая ответственность факультетов, кафедр за трудоустройство выпускников, нет обратной связи о карьерном росте выпускников Отсутствует заинтересованность в качестве ППО и его улучшении В возможности взаимодействия факультетов, кафедр, обеспечивающих формирование резульрирующего качества ППО и работодателей с целью обеспечения трудоустройства выпускников; Поиск возможностей стимулирования совершенствования качества ППО. Взаимодействие основного поставщика качества ППО на уровне программы с общественной профессиональной организацией Коллегией педагогов, представляющей интересы работодателей. Разветвленная децентрализованная структура управления, четкое разграничение полномочий и обязанностей по обеспечению качества ППО, применение критериальной (эталонной) модели бенчмаркинга как механизма управления качеством ППО. Системное взаимодействие факультетов, кафедр с общественной профессиональной организацией представляющей интересы работодателей; Использование оценивания студентами и выпускниками бывших лет изученных дисциплин, программ, преподавания как форму обратной связи в управлении качеством ППО; осуществление мониторинга качества ППО на входе, характеристик выпускников, результатов трудоустройства выпускников, их дальнейшего обучения, а также удовлетворенности выпускников, работодателей и профессионального признания.
трументе мониторинга и сравнения (для построения рейтингов) или как о способе выработки неких обобщенных стандартов отрасли, то в России такая работа, конечно, ведется. Однако существующая в настоящее время практика мониторинга качества образования далека от совершенства.
Как любая методология организации деятельности, бенчмаркинг предполагает следование определенному алгоритму действий, осуществление последовательных шагов, которые приведут к желаемому результату (рис. 1).
Стандартный процесс бенчмаркинга можно описать при помощи модели «колесо бенчмаркинга».
1. Планирование (выбор объекта бенчмаркинга, проведение самооценки, анализ текущей ситуации, выбор партнера по бенчмаркингу).
2. Организация (сравнительный анализ своей практики с практикой университета-партнера по бенчмаркингу).
3. Поиск (анализ и планирование программы совершенствования).
4. Реализация (адаптация и реализация программы изменений).
5. Оценка совершенствования (повторный анализ ситуации после внедрения изменений для определения степени улучшения).
Рис. 1. Методология бенчмаркинга, основанная на модели «колесо бенчмаркинга»
Количество шагов бывает разным, поскольку процесс можно разбить на более мелкие этапы. Но базовые принципы бенчмаркинга везде одинаковы.
В нашем сравнительном исследовании объектом сравнительного анализа является управление качеством профессионально-педагогического образования (ППО). С методологических оснований системного подхода качество ППО представляет собой динамическую систему качеств — потенциала ППО (ресурсов и условий их использования), преподавательского корпуса, информационного и методического обеспечения, образовательной программы ППО и технологий образования, воспитательной работы в вузе, обеспечивающих формирование итогового качества — педагога профессионального обучения, способного реализовать себя в сфере начального и среднего профессионального образования, выполнять полный спектр профессионально-педагогических функций по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов для различных сфер народного хозяйства. В нашем исследовании, опираясь на концепцию Э.М. Короткова [7], управление качеством профессионально-педагогического образования мы рассматриваем в триединстве системы, процесса и механизма.
Основу нашей концепции составляет бенчмаркинг, как методология управления качеством образования, в основе которой метод сравнения, позволяющий определить объекты сравнения управления качеством профессионально-педагогического образования и выстроить сравнение опыта по уровням. Механизмом организации настоящего сравнительного исследования управления качеством профессионально-педагогического образования выступает проблемно-ориентированный бенчмаркинг. Следуя логике реализации бенчмаркинга проводим самооценку, анализ текущей ситуации (практики) управления качеством ППО в университетах России, поскольку прежде чем отправляться на поиски эталона, необходимо точно точно
знать, что происходит внутри собственной организации. В качестве объекта бенчмаркинга выявляем проблемы управления качеством ППО. Используя глобальный бенчмаркинг, выявляем проблемы управления качеством высшего образования на уровне государственной образовательной политики, используя функциональный бенчмаркинг — на уровне отрасли ППО и на основании конкурентного бенчмаркинга — на уровне университетов.
Следуя логике реализации бенчмаркинга, проводим сравнение своей практики с лучшей практикой университетов-партнеров. В качестве партнера по бенчмаркингу мы выбрали университетскую систему Австралии. Обращение к опыту австралийской системы высшего образования обусловлено, во-первых, тем, что Австралия входит в первую пятерку стран по значению индекса развития человеческого потенциала, который состоит из трех показателей — показатель образования, ожидаемой продолжительности жизни и доходов на душу населения. Во-вторых, при всей своей самобытности и многочисленных отличиях от стран Европы и США Австралия опережает большую часть развитых стран по темпам интернационализации и занимает первое место по темпам развития транснационального обучения. Качество австралийских дипломов весьма высоко и подтверждено международным университетским сообществом [8]. В третьих, университеты Австралии демонстрируют высокий уровень развития менеджмента, соответствующий самообучающимся и саморазвивающимся организациям, использующим модель совершенствования управления качеством на основе бенчмаркинга — модель эталонного тестирования для австралийских университетов [9], [10], [11].
Проведя сравнительную характеристику профессионально-педагогического образования в университетах России и Австралии, выявлено, что в Австралии подготовка педагогов профессионального обучения
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
*
осуществляется в течение 2 лет (бакалавриат), 1 года (магистратура) на базе полученной отраслевой специальности, стажа работы по специальности не менее 4 лет и при наличии минимального уровня педагогического образования. В университетах России студенты, обучающиеся по специальности «Профессиональное обучение», получают высшее бипрофессиональное образование в течение 5 лет обучения, приобретая и отраслевую специальность, и педагогическую профессию одновременно.
Предлагаем программу совершенствования управления качеством профессионально-педагогического образования в университетах России на основе методологии проблемно-ориентированного бенчмаркинга для решения выявленных проблем в отечественной практике (табл. 3).
В заключение отметим, что бенчмаркинг — это непрерывный процесс совершенствования, это непрерывный поиск новых идей, их адаптация и использование на практике, а не набор единовременных действий, нацеленных на оценку альтернатив, поиск и реализацию наилучшего опыта, ведущего к превосходству и повышению конкурентоспособности организации.
Библиографический список
1. Camp, R.C. Benchmarking. The Search for Industry Best Practices That Lead to Superior Performance. — Wisconsin: ASQC Industry Press, Milwaukee, 1989.
2. Watson G.H. Strategic Benchmarking: How to Rate your Company's Performance Against the World's Best. — New York: John Wiley, 1993.
3. Данилов, И.П., Данилова, Т.В. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия. — М. : Стандарты и качество, 2005. — 72 с.
4. Шипилина Л. А. Методология психолого-педагогичес-ких исследований : учеб. пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика». — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2001. - 152 с.
5. Князев, Е. А., Евдокимова, Я. Ш., Бенчмаркинг для вузов. — М. : Университетская книга, Логос, 2006. — 208 с.
6. Jackson, N. and Lund, H. Benchmarking for higher education. — Buckingham: The Society for Research into Higher Education and Open University Press, 2000.
7. Коротков, Э.М. Управление качеством образования /
Э.М. Коротков — М. : Академический Проект: Мир, 2006. — 320 с.
8. Вахштайн, В.С., Железов, Б.В., Ларионова, М.В., Мешкова, Т.А. Обзор систем высшего образования стран ОЭСР / отв. ред. М.В. Ларионова — М. : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. — 108 с.
9. Garlick, S., Pryor, G. Benchmarking the university: Learning about improvement. A Report for the Department of Education, Science and Training, Regional Knowledge Works, 2004.
10. Massaro, V. Benchmarking in Australian Higher Education // Benchmarking in Higher Education: An International Review / Ed. by A. Schofield. — London: CHEMS and Paris: UNESCO, 1998. — P. 33-43.
11. McKinnon, K.R, Walker, S.H, Davis, D. Benchmarking: A Manual for Autralian Universities. — Canberra: Dept. of Education, Training and Youth Affairs, Higher Education Division, 2000.
ГОЛЕРОВА Светлана Николаевна, аспирантка кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 03.07.2009 г.
© Голерова С.Н.
Книжная полка
Литературное редактирование [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальности 030602 «Связи с общественностью» / ОмГТУ ; авт.-сост. Е. В. Коськина. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2008. - 127 с. : табл. - Библиогр.: с. 115-116. - ISBN 978-5-8149-0639-7.
Содержит курс лекций, освещающий основные вопросы теории и практики литературного редактирования текстов разных стилей и жанров. Включен практикум, в котором представлена система теоретических вопросов и практических заданий, способствующих формированию навыков профессионального редакторского чтения, анализа и правки текстов. Методические рекомендации содержат материалы для самостоятельного освоения дисциплины. В частности, даются рекомендации по выполнению заданий практических занятий, курсовой работы и домашних заданий, по самостоятельному освоению теоретического материала. Представлен перечень экзаменационных вопросов. В приложении приводятся классификации «рамочных» элементов текста (заголовка, зачина, концовки), даны правила оформления цитат, а также система основных корректурных знаков.
Мартынова, О. В. Основы редактирования [Текст] : учеб. пособие для нач. проф. образования / О. В. Мартынова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 126 с. - (Начальное профессиональное образование). -ISBN 978-5-7695-4297-8.
В учебном пособии изложен теоретический материал по основным разделам учебной дисциплины «Основы редактирования». На конкретных примерах иллюстрируются и анализируются распространенные ошибки, нарушающие языковые нормы. После каждой главы предполагаются контрольные вопросы, темы рефератов и практические задания.
Для учащихся учреждений начального профессионального образования, обучающихся по профессиям «секретарь», «секретарь-референт».