Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности российской фармацевтической промышленности в современных условиях'

Повышение конкурентоспособности российской фармацевтической промышленности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИМПОРТА / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ДЖЕНЕРИКОВЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ / ОТСТАЛЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УСТАРЕВШИЙ АССОРТИМЕНТ / ОТСУТСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ / PHARMACEUTICAL BRANCH / DEPENDENCE ON IMPORT / COMPETITIVENESS INCREASE / STATE SUPPORT / GENERIC PREPARATIONS / INNOVATIVE SCRIPT OF DEVELOPMENT / BACKWARD TECHNOLOGIES / ABSENCE OF THE INTERNATIONAL STANDARDS / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / INNOVATION MEDICAL PRODUCTS / BRANCH REFORMING / OUTDATED ASSORTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блинова Елена Юрьевна

В статье рассмотрены особенности развития фармацевтической отрасли в современных условиях, определены причины отставания отечественной фарминдустрии, проведен сравнительный анализ подходов к регулированию фармрынка в России и за рубежом, а также выделены основные мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности российской фармацевтической промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The increase of competitiveness Russian pharmaceutical industry in modern conditions

In the article features of development of pharmaceutical branch in modern conditions are considered, the reasons of domestic pharmaceutical industry backlog are defined, the comparative analysis of approaches of pharmmarket regulation in Russia and abroad is leaded and so, the basic actions are allocated for increase of competitiveness Russian pharmaceutical industry is carried out

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности российской фармацевтической промышленности в современных условиях»

Е. Ю. БЛИНОВА

Елена Юрьевна Блинова — аспирантка кафедры международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (СПбГУАП).

В 2005 г. закончила Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет.

Работает старшим государственным таможенным инспектором отдела контроля за таможенным транзитом Санкт-Петербургской таможни.

Автор 7 публикаций.

Область научной специализации — мировая экономика.

^ ^ ^

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ*

Состояние отечественного рынка фармацевтической продукции характеризуется двумя основными чертами: преобладанием среди поставляемой продукции устаревших, потерявших клиническую эффективность субстанций и готовых лекарственных средств, а также предельно высокой и постоянно растущей долей импорта.

Отечественный сегмент рынка характеризуется преобладанием препаратов, запущенных в производство в 70-80-е годы XX в. Доля современных высокотехнологичных препаратов минимальна. Производство собственных субстанций в России практически прекращено. Усиливающаяся зависимость рынка от импортной продукции увеличивает «зону риска» в социальной, экономической и политической безопасности страны. Отставание отечественной индустрии происходит за счет стремительного устаревания ассортимента выпускаемой продукции, а также отсутствия собственной сырьевой базы, изношенных производственных мощностей и отсталых технологий. Помимо этого, отсутствует комплексная государственная программа в поддержку отечественной фарминдустрии.

В связи с этим напрашивается решение о реформировании подхода к управлению отраслью. В большей степени требуется активное инвестиционное государственное участие в инновационных проектах и разработках — финансирование НИОКР и поддержка отечественного производителя через совершенствование нормативно-правовой базы, гарантированного рынка сбыта и т. д. В результате предпринятых мер отечественный производитель обретет статус конкурентоспособного не только в российских условиях, но и на международной бизнес-арене.

Фармацевтическая индустрия России сегодня — это система обеспечения лекарственными средствами (ЛС) населения в условиях рыночных механизмов одновременно с активной государственной позицией в отношении регулирования рыночного пространства и финансирования программ по обеспечению необходимыми ЛС отдельных категорий граждан [1].

Усиливающаяся зависимость рынка от импортной продукции увеличивает «зону риска» в социальной, экономической и политической безопасности страны. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств во внешнеполитических взаимоотношениях риск возникновения кризиса в лекарственном обеспечении населения существенно возрастает.

Государственные программы по обеспечению медикаментами стали для многих фармкомпаний «зоной риска». За последние несколько лет фармпроизводители столкнулись с множеством проблем, связанных с ликвидностью собственного бизнеса. Если мультинациональные игроки, обладая мощной финансовой подушкой, смогли пережить этот кризис сравнительно безболезненно, то отечественные компании, зависимые от устаревшего портфеля, становятся менее конкурентоспособными [2]. Решить эту проблему самому предпринимателю, существенно увеличив бюджет на разработку новых препаратов и их продвижение на протяжении нескольких лет,

ГРНТИ 06.71.03 © Е. Ю. Блинова, 2009

Статья публикуется по рекомендации доктора технических наук, профессора А. А. Оводенко.

мешает нехватка собственных оборотных средств, а также негибкая кредитная политика банков. Наиболее благоприятным выходом из сложившегося положения видится создание особенно благоприятных условий для отечественного производителя (уменьшение налогового бремени, государственные беспроцентные займы, финансирование отдельных стратегически важных направлений в разработках).

Сегодня доля отечественной продукции в стоимостном выражении на рынке незначительна — около 20 % [3]. Тенденция определена не в пользу российских компаний.

Сущность проблемы лежит в дешевом ассортименте, на выпуске которого в основном сосредоточена отечественная индустрия. Постепенное смещение спроса населения в сторону более дорогой продукции, а также реализация государственных программ по обеспечению необходимыми (эффективными, инновационными) ЛС отдельных категорий граждан отражается и на соотношении импортной и отечественной продукции в натуральных показателях (т. е. в штуках, упаковках, баночках и т. п.).

Более 80 % рынка — дженериковые препараты . Программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) — сегмент реализации высокоэффективных лекарственных средств, в связи с чем доля инновационной продукции здесь около 25 %. Отечественная промышленность выпускает всего несколько наименований инновационных ЛС, в основном это разработки времен СССР. Появлению новых отечественных разработок мешает слабая финансовая заинтересованность науки в исследовательском процессе, а также слабая заинтересованность частного отечественного капитала в инвестициях в фармотрасль.

Отечественная фармпромышленность теряет свою конкурентоспособность на коммерческом рынке за счет постепенного увеличения зависимости от государственных компенсационных программ. Низкая ликвидность бизнеса, ориентированного под госпрограммы, определяет невозможность для частного предпринимателя перенаправлять достаточный объем финансовых потоков на разработку новых ЛС, а также на обновление производственных мощностей.

Отставание отечественной индустрии, на наш взгляд, определяется тремя основными причинами:

— устаревшим ассортиментом выпускаемой продукции, отсутствием сырьевой базы;

— устаревшими производственными мощностями и отсталостью технологий;

— отсутствием комплексной государственной программы в поддержку отечественной фарминдустрии.

Доля российского рынка в общемировом объеме составляет около 1 %. Однако уже сегодня он практически

сопоставим по своим объемам с рынками Мексики, Аргентины, Канады, Испании, Турции, Польши. Большое количество населения со средним, и ниже среднего, достатком и одновременно низкая культура потребления медикаментов не позволяют России перейти в клуб стран с большой долей в общемировом масштабе. Только продолжение курса реформ, доведение начатого дела до логического конца, а также экономическая стабильность, гарантированная высшими должностными лицами страны, позволят России сделать существенный шаг вперед в рейтинге ведущих стран мира на фармацевтическом рынке.

Продукция российских фармкомпаний не востребована в странах дальнего зарубежья по причине ветхости производственных мощностей, устаревшего ассортимента, а также практического отсутствия внедренных стандартов производства ЛС (GMP — Good Manufacturer Practice — мировой стандарт производства ЛС) [там же]. Экспорт российской продукции происходит преимущественно в страны Европы и Азии. Объемы экспортируемой продукции минимальны (около 10 млн долл. в год). В основном экспортируется иммунобиологическая продукция и вакцины. Страны ближнего зарубежья более активны в закупке российской продукции. Однако уже сегодня наблюдается обратная динамика — спрос на российские ЛС постепенно уменьшается в связи с тем, что на местных рынках также происходит реформирование локальной фарминдустрии. Такие фармрынки, как Украинский, Грузинский и Азербайджанский, практически полностью отказались от российских лекарственных средств из-за пересекающегося ассортимента с собственным производителями. Этому поспособствовала также нестабильная внешнеполитическая ситуация взаимоотношений России с этими странами. В тех ассортиментных группах, где не была представлена локальная продукция, место было занято иностранными компаниями из Восточной Европы и Азии.

Принципиально различные подходы к здравоохранению в странах Запада и в странах бывшего СССР, а значит, и различные цели в плане разработок новых молекул послужили своего рода истоком проблем отечественной фарминдустрии. ВПК СССР как основной заказчик новых разработок получал то, что работало не на него самого, укрепляя мощь и увеличивая неуязвимость советской военной безопасности. Отголоски этой гонки вооружения сегодня в большей степени видны на российском рынке. Практически все отечественные инновационные препараты — это бывшие засекреченные проекты [2].

На Западе во главе угла всегда стоял социальный фактор. В связи с этим фармпромышленность в развитых странах — самая наукоемкая отрасль в мире.

* Дженерик (иногда — генерик, женерик) (от англ. Generic) — лекарственное средство, которое выпускается без лицензии компании-разработчика инновационного лекарственного средства, и размещается на рынке после окончания срока действия патента или других исключительных прав. Другими словами, дженерик — копия оригинального препарата.

Проблему еще более усугубил распад СССР. Исторически сложилось так, что на территории России были сосредоточены производства сырья — субстанций для ЛС. Производства готовых ЛС были сосредоточены в странах Восточной Европы, Прибалтике, Украине и Беларуси. Начиная с 1991 по 1999 г. из-за внутренней экономической и политической нестабильности Россия постепенно теряла свою значимость на рынке субстанций. Страны Юго-Восточной Азии смогли воспользоваться этой ситуацией и предложили рынку свою продукцию. За 8 лет нестабильности в России сырьевой бизнес Индии и Китая умножился и занял доминирующую долю на мировом рынке. Российская субстанция оказалась невостребованной.

Крайне медленный процесс формирования отечественной фармпромышленности, обусловленный слабой инвестиционной привлекательностью, был спровоцирован осторожным оптимизмом иностранного капитала, с одной стороны, и наличием более привлекательных отраслей (нефть, газ, лес и т. д.) для российского инвестора — с другой.

Органически развиваясь, отечественная фармпромышленность сегодня работает на пределе своих возможностей. За время существования рыночного пространства государством не было предпринято каких-либо существенных мер для совершения прорыва в этой отрасли.

Значительно отличается структура российского фармрынка от стран Европы и США. Отметим, что доля инновационной продукции на них составляет порядка 60-80 % (Франция — 60 %, США — 82 %).

Сегодня многими аналитиками рынка сознательно не просчитывается тренд развития отечественной фарм-отрасли в долгосрочной перспективе. В особенности осторожные прогнозы звучат в отношении отечественной фарминдустрии. У фармацевтического рынка России есть три варианта возможного развития: инерционный, сырьевой и инновационный [3]. В зависимости от того, какой путь выберет государство, отечественный фарм-рынок обязательно отреагирует на эти решения.

Безусловно, наиболее выгодным с точки зрения социальной безопасности, а также экономически ликвидным для отечественной индустрии будет инновационный курс развития. Вариант, предусматривающий инновационный подход развития экономики страны в целом, требует от государства значительных инвестиций в отрасль. Не обязательно эти инвестиции должны быть выражены в прямом финансировании инновационных проектов, хотя этот вид поддержки отечественного производителя был бы наиболее ощутимым. Помимо этого требуется кардинальным образом пересмотреть нормативно-правовую базу в пользу отечественной фарминдустрии, позволяющей ей более гибко реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка; гарантировать рынок сбыта отечественной продукции в подконтрольных государству сегментах (госпрограммы, госпитальный рынок); активнее лоббировать интересы отечественной фармпромышленности во внешнеполитическом окружении.

Потенциальные и реальные рынки сбыта российской фармпродукции — страны СНГ, Прибалтики, страны Юго-Восточной Азии и Китай. Темпы роста этих рынков, а также способствующая геополитическая обстановка создают благоприятный климат для проникновения российского капитала, а также определяют за этими территориями изначально лояльный и повышенный спрос на российскую продукцию в целом и лекарственные препараты в частности.

Таким образом, повышение конкурентоспособности отечественной фармацевтической промышленности можно достигнуть путем гармонизации российских стандартов по разработке и производству лекарственных средств с международными требованиями; стимулирования разработки и производства инновационных лекарственных средств и поддержки экспорта российских лекарств, в том числе за счет выработки дополнительных механизмов финансирования оригинальных разработок; защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и выравнивания условий доступа на рынок для отечественных и зарубежных производителей; осуществления технологического перевооружения российской фармацевтической отрасли; совершенствования системы подтверждения соответствия качества лекарственных средств, включая меры по устранению избыточных административных барьеров по регистрации отечественных лекарств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мелик-Гу сейнов Д. В. Фармацевтический рынок России — больше, чем рынок // Фармакоэкономика. 2008. № 1. С. 22-24.

2. Проект Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». М., 2008.

3. Гнускина А., Катасонова И. Аналитический обзор фармацевтического рынка // ЦМИ «Фармэксперт». 2009. Вып. 2 (67). С. 15-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.