Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности российских университетов на мировой арене: проблемы и пути решения'

Повышение конкурентоспособности российских университетов на мировой арене: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
799
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗОВ / МИРОВЫЕ РЕЙТИНГИ ВУЗОВ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ / МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕПУТАЦИЯ ВУЗОВ / UNIVERSITY COMPETITIVENESS / GLOBAL UNIVERSITY RATINGS / INTERNATIONALIZATION OF UNIVERSITY FUNCTIONING / INTERNATIONAL ACADEMIC UNIVERSITY REPUTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришин Виктор Иванович, Штыхно Дмитрий Александрович, Шубенкова Евгения Валериевна

В статье представлены основные пути решения задачи, стоящей перед системой высшего образования России по повышению конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве. Анализируется продвижение российских вузов в ведущих международных рейтингах, при этом особое внимание уделяется участию в них вузов, не входящих в Проект 5-100, в том числе РЭУ им. Г. В. Плеханова, вопросу необходимости расширения числа участников этого проекта, их ротации, ужесточения требований к участникам проекта. Авторы рассматривают основные проблемы, с которыми сталкиваются вузы при международном продвижении: необходимость изменения подхода к обучению студентов на основе использования новых технологий, развития кадрового потенциала как за счет воспитания собственных молодых научно-педагогических кадров, их закрепления, так и привлечения зарубежных ученых и преподавателей, талантливых иностранных студентов, развития вузовской науки, повышения качества и востребованности результатов научных исследований российских вузов, повышения публикационной активности научно-педагогических работников при постоянном наращивании качества публикаций. Авторами показано, что в кардинальном решении всех этих и многих других проблем не обойтись без активного участия производственных и бизнес-компаний, охарактеризованы наиболее эффективные направления взаимодействия бизнеса и вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гришин Виктор Иванович, Штыхно Дмитрий Александрович, Шубенкова Евгения Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAISING COMPETITIVENESS OF RUSSIAN UNIVERSITIES ON THE GLOBAL SCENE: PROBLEMS AND THEIR SOLUTION

The article shows key ways of resolving the problem facing the system of higher education in Russia, i.e. raising competitiveness in global education space. It analyzes the promotion of Russian universities in leading international ratings, special attention is paid to participation of universities that are not included in the Project 5-100, for instance the Russian Plekhanov University of Economics, to the necessity of extending the number of participants, their rotation and toughening requirements to project participants. The authors study problems facing universities in international promotion: the need to change the approach to students’ teaching on the basis of advanced technologies, the development of personnel potential at the expense of training young academic and pedagogical staff, their retaining and attraction of foreign scientists and lecturers, talented overseas students, development of university science, raising the quality and demand for findings of Russian universities’ research, increasing publication activity of academic and pedagogical staff and improving the quality of their publications. The authors show that in order to resolve these and many other problems participation of production and business companies is essential and they also characterize the most effective ways of interaction between business and universities.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности российских университетов на мировой арене: проблемы и пути решения»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

DOI: http: // dx. doi. org/10.21686/2413-2829-2019-4-85-95

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В. И. Гришин, Д. А. Штыхно, Е. В. Шубенкова

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия

В статье представлены основные пути решения задачи, стоящей перед системой высшего образования России по повышению конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве. Анализируется продвижение российских вузов в ведущих международных рейтингах, при этом особое внимание уделяется участию в них вузов, не входящих в Проект 5-100, в том числе РЭУ им. Г. В. Плеханова, вопросу необходимости расширения числа участников этого проекта, их ротации, ужесточения требований к участникам проекта. Авторы рассматривают основные проблемы, с которыми сталкиваются вузы при международном продвижении: необходимость изменения подхода к обучению студентов на основе использования новых технологий, развития кадрового потенциала как за счет воспитания собственных молодых научно-педагогических кадров, их закрепления, так и привлечения зарубежных ученых и преподавателей, талантливых иностранных студентов, развития вузовской науки, повышения качества и востребованности результатов научных исследований российских вузов, повышения публикационной активности научно-педагогических работников при постоянном наращивании качества публикаций. Авторами показано, что в кардинальном решении всех этих и многих других проблем не обойтись без активного участия производственных и бизнес-компаний, охарактеризованы наиболее эффективные направления взаимодействия бизнеса и вузов.

Ключевые слова: конкурентоспособность вузов, мировые рейтинги вузов, интернационализация деятельности вузов, международная академическая репутация вузов.

RAISING COMPETITIVENESS OF RUSSIAN UNIVERSITIES ON THE GLOBAL SCENE: PROBLEMS AND THEIR SOLUTION

Victor I. Grishin, Dmitry A. Shtykhno, Evgeniya V. Shubenkova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

The article shows key ways of resolving the problem facing the system of higher education in Russia, i.e. raising competitiveness in global education space. It analyzes the promotion of Russian universities in leading international ratings, special attention is paid to participation of universities that are not included in the Project 5-100, for instance the Russian Plekhanov University of Economics, to the necessity of extending the number of participants, their rotation and toughening requirements to project participants. The authors study problems facing universities in international promotion: the need to change the approach to students' teaching on the basis of advanced technologies, the development of personnel potential at the expense of training young academic and pedagogical staff, their retaining and attraction of foreign scientists and lecturers, talented overseas students, development of university science, raising the quality and demand for findings of Russian universities' research, increasing publication activity of academic and pedagogical staff and improving the quality of their publications. The authors show that in order to resolve these and many other problems participation of production and business companies is essential and they also characterize the most effective ways of interaction between business and universities. Keywords: university competitiveness, global university ratings, internationalization of university functioning, international academic university reputation.

На глобальном рынке высшего образования обостряется конкуренция, причем не только за кадры и ресурсы, но и за студентов. По оценкам специалистов, число иностранных студентов в мире к 2025 г. составит около 8 млн человек, и Российская Федерация имеет все шансы привлечь значительную часть из этого количества, а для этого наше образование должно быть привлекательным в глазах зарубежных студентов. От качества российского образования, позиций на международных рынках абитуриентов, преподавателей, ученых и научных исследований зависят престиж и конкурентоспособность образования в мире.

В 2012 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем Указе № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поставил амбициозную задачу перед российским образованием: войти не менее пяти российским университетам в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу1 (британские Quacquarelli Symonds (QS) и Times Higher Education (THE), китайский The Academic Ranking of World Universities (ARWU)). Данный факт позволит подтвердить высокий статус и уровень российского образования, а также создать полюса роста, которые окажут синергетический эффект российскому образованию в целом и обеспечат повышение конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве.

В рамках Проекта 5-100 были выделены следующие основные направления деятельности:

- интернационализация всех областей деятельности, развитие инфраструктуры для привлечения лучших ученых, преподавателей, менеджеров и студентов;

- активное продвижение российской системы высшего образования на ключевых рынках, наращивание позиций и авторитета в мировых сообществах, в том числе рейтингах;

1 URL: https://base.garant.ru/70170946/ 86

- формирование выдающейся академической репутации ведущих университетов за счет ведения прорывных исследований и привлечения мировых ведущих ученых.

Итогом проекта, как известно, должно стать появление в России к 2020 г. группы современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных соответствовать мировым тенденциям развития и мобильно реагировать на глобальные изменения.

По итогам 2018 г. в институциональных, отраслевых и предметных рейтингах представлено 47 российских университетов, в том числе 19 вузов - участников Проекта 5-100.

Число российских университетов, входящих в топ-200 ведущих мировых рейтингов (отраслевых, предметных и институциональных), равно 18, в том числе 8 вузов - участников Проекта 5-100; в топ-100 -11, в том числе 6 вузов Проекта 5-100. Однако следует отметить, что аналогичные инициативы других стран распространяются на большее число университетов, чем Проект 5-100, в котором сейчас 21 вуз.

Что происходит с остальными вузами российской системы образования, растет ли их конкурентоспособность? Однозначного ответа нет. Вузы, которые являются участниками какого-либо иного проекта (НИУ, опорных университетов), имеют административную, методическую и финансовую поддержку, в то время как остальные должны самостоятельно решать вопросы собственной конкурентоспособности, зачастую в условиях неполного финансового обеспечения норматива затрат на образовательные услуги. Поэтому можно приветствовать тот факт, что в 2021 г. предполагается расширение числа участников Проекта 5-100, тем более что не все вузы-участники входят в ведущие мировые рейтинги, а из тех, кто входит, не все участники Проекта 5-100. Вероятно, имеет смысл ужесточить требования к участникам продолжения этого проекта, преду-

сматривать ротацию по результатам, например, каждые 2 года.

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, не являясь участником данного проекта, активно участвует в реализации национального проекта «Образование», государственных программах, а также в различных российских и международных рейтингах. Так, среди наиболее значимых международных рейтингов, учитываемых в Проекте 5-100, университет участвует в рейтингах QS: всемирном рейтинге университетов (World University Rankings), рейтинге университетов стран развивающейся Европы и Центральной Азии (Emerging Europe and Central Asia Rankings), рейтинге университетов стран БРИКС (BRICS). В следующем году он должен войти в рейтинг Times Higher Education.

Практически по всем международным рейтингам наблюдается рост:

- рейтинг университетов мира QS Stars 2019 - 5 звезд (4 звезды в 2015 г.);

- всемирный рейтинг университетов -776-е место в мире из 1 001 вуза и 22-е - в России на 2019 г. (рост на 26 позиций в мире по сравнению с предыдущим годом);

- рейтинг университетов стран развивающейся Европы и Центральной Азии -84-е место в регионе из 305 и 19-е - в России.

Таким образом, РЭУ им. Г. В. Плеханова, не участвуя в Проекте 5-100 и не получая дополнительное финансирование на продвижение в международных рейтингах, тем не менее проводит серьезную работу по повышению привлекательности и конкурентоспособности российского образования за рубежом и успешно принимает участие в международных рейтингах.

Участники Проекта 5-100 сталкиваются с рядом проблем, которые присущи не только им, но и другим российским вузам.

Цель Проекта 5-100 заключается не только в достижении высоких результатов и показателей университетов - участников проекта, но и в повышении конкурентоспособности и развитии всего российского

образования. Синергетический эффект от участия университетов в проекте должен распространяться как на регионы, в которых находятся эти университеты, так и в целом на всю страну.

Индустрия 4.0, элементы которой активно начинают внедряться в нашу жизнь, требует развития новых навыков, овладения новыми компетенциями, создания инновационных продуктов. В современном университете меняется сам подход к обучению (и содержательно, и организационно), включая обучение метанавыкам в сотрудничестве (collaborative learning); использование современных технологий, проектного и проблемного обучения, исследовательских методов, методов организации групповых дискуссий, игровых технологий; смешивание форматов обучения (blended learning). Все это приводит к необходимости изменения системы подготовки кадров.

К сожалению, процессы развития предпринимательских компетенций, создания предпринимательской среды, внедрения инновационных методов обучения с использованием современных образовательных технологий пока идут недостаточно активно. В РЭУ им. Г. В. Плеханова в учебные планы включаются курсы по повышению финансовой грамотности, у студентов есть возможность создавать собственные предпринимательские проекты в студенческом бизнес-инкубаторе. Вместе с тем возможности внедрения инноваций в университете зачастую бывают ограничены техническими условиями сооружений, невозможностью физически использовать имеющуюся инфраструктуру. С этой целью было принято решение о строительстве нового учебного корпуса цифровых технологий и информационной подготовки, который позволит создать инфраструктурную базу для новых направлений исследований, а также решит проблему дефицита учебно-лабораторных площадок.

Проблемой многих университетов является также кадровый потенциал. В дан-

ном случае подразумевается как развитие и воспитание собственных кадров (для реализации национальных проектов, государственных программ), так и привлечение персонала со стороны (для обеспечения конкурентоспособности в российских и международных рейтингах).

В современных условиях без привлечения зарубежных преподавателей, исследователей, проведения и реализации меж-страновых проектов достаточно непросто проявить себя на глобальном рынке образования. К сожалению, ввиду достаточно высоких требований иностранных преподавателей к уровню оплаты труда, условиям проживания далеко не все вузы, особенно нестоличные, могут позволить себе привлекать действительно высококлассных специалистов. Также сократились возможности привлечения иностранных ученых по причине изменений курса рубля к доллару.

Говоря об иностранных преподавателях в РЭУ им. Г. В. Плеханова, из года в год их число неуклонно растет. Основными формами найма являются трудовой договор и договор гражданско-правового характера. В 2018 г. в университете были заключены договоры со 199 иностранными преподавателями, тогда как в 2017 г. - со 113. Кроме того, была разработана функциональная программа (дорожная карта) развития персонала до 2024 г. с четко прописанными целевыми показателями, механизмами, количественными критериями и ожидаемыми результатами их достижения.

По многим показателям РЭУ им. Г. В. Плеханова уже имеет результаты, превышающие заложенные в федеральных проектах. Так, например, в число четырех ключевых направлений развития системы образования, на которые направлены наиболее значимые мероприятия приоритетного проекта «Образование», входит подготовка кадров, способных разрабатывать и реализовывать передовые образовательные программы высшего образования. Грамотное инвестирование в развитие персонала позволило создать слаженную,

мотивированную, компетентную команду. В нацпроекте заложено достижение к концу 2020 г. доли ППС, реализующих учебные дисциплины, курсы (модули) на иностранном языке, в размере 5%. В университете уже сейчас более 14% преподавателей ведут занятия на иностранном языке. 25% всего состава НПР и 30% молодых преподавателей владеют языком на уровне свободного общения. Ежегодно 12-15% НПР участвуют в программах международной мобильности.

Для привлечения и закрепления молодых преподавателей активно совершенствуется программа развития кадрового резерва: победителям программы повышения квалификации на замещение руководящих должностей предоставляются денежные средства, которые можно потратить на прохождение повышения квалификации или стажировки в российских или зарубежных вузах. Для профессорско-преподавательского состава разработана широкая сеть программ повышения квалификации, программ дополнительного профессионального образования.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются многие вузы, - это количественный и качественный состав иностранных студентов. Известно, что число иностранных студентов непосредственным образом влияет на позиции в рейтингах. Существует специальный британский рейтинг университетов с наибольшим количеством иностранных студентов Times Higher Education (THE). В январе ректор РУДН Владимир Филиппов выразил несогласие с подходом к подсчету количества иностранных студентов в российских вузах, отметив, что этот показатель должен учитывать не только бакалавров и магистров, но и в целом число обучающихся-иностранцев (аспиранты, ординаторы, лица, проходящие повышение квалификации, получающие дополнительное образование). Это, безусловно, расширит возможности экспортного потенциала российского образования, повысит конкурентоспособность иностранных выпускников

на международном рынке труда. Кроме того, по нашему мнению, необходимо учитывать в общем подсчете контингента иностранных граждан студентов-иностранцев, обучающихся в зарубежных филиалах, поскольку это является действенным механизмом экспорта российского образования.

С учетом прогнозируемого падения темпов роста мировой экономики в 2019 г. необходимо разрабатывать новые меры привлечения иностранных студентов для обучения в России.

Так, например, по иностранным студентам в РЭУ им. Г. В. Плеханова наблюдается положительная динамика. Если в 2016 г. число иностранных студентов составляло 969 человек (5,7% от приведенного контингента), то в 2018 г. число студентов выросло до 1 238 человек (7,2% от приведенного контингента). Расширился и перечень зарубежных стран, из которых студенты едут учиться. Если в 2016 г. в РЭУ им. Г. В. Плеханова учились граждане из 64 стран (наибольшее представительство граждан из Украины - 13,2%, Республики Беларусь - 9,6%, Вьетнама и Казахстана -по 7,9%), то в 2018 г. это уже студенты из 71 страны (наибольшее представительство граждан из Украины - 11,3%, Таджикистана - 9,7%, Казахстана - 8,7%, Вьетнама -7,4%).

Следующая проблема - востребованность знаний, исследований и открытий российских вузов. В современном мире происходит ускорение научно-технического развития, технологии стремительно меняются, а некоторые полностью устаревают. Меняется и современная научно-образовательная повестка: еще несколько лет назад тематика цифровой экономики и исследования в этой области были не столь распространены и популярны, тогда как сейчас неучастие в этой теме приводит к отставанию от актуальных тенденций и направлений исследований. Как уже отмечалось, не все вузы готовы идти в ногу со временем, зачастую по независящим от них причинам. Тем не менее наши лиди-

рующие университеты должны в будущем, как и сейчас, определять политику и тенденции развития высшего образования страны.

Высокая публикационная активность, публикации в высокорейтинговых журналах Q1 и Q2, их цитируемость являются важнейшими показателями, по которым можно судить о качестве научных исследований, их актуальности и востребованности. За последние пять лет число российских публикаций, индексируемых в базах Scopus и Web of Science, увеличилось на 80%.

Глава Минобрнауки России М. М. Ко-тюков заявил: «Сегодня по показателю относительного количества публикаций на одного исследователя, работающего в стране, мы пока отстаем от первой пятерки стран мира. И чтобы прийти туда, нужно увеличить этот показатель в два раза»1. Вместе с тем зачастую результат достигается за счет роста количества статей в так называемых «хищнических» журналах без строгого учета качества статей. Следует уходить от числовых показателей публикаций и переходить к их качественному росту. При ориентации на высокорейтинговые российские научные журналы следует постепенно отходить от перечня ВАК к ядру РИНЦ с целью повышения качества внутрироссийских публикаций.

В РЭУ им. Г. В. Плеханова разработана и реализуется Программа развития науки на период 2017-2021 гг. Программа включает 7 базовых направлений исследований, на основе которых конкретизирована тематика исследований кафедр и научных подразделений. Программа предусматривает ежегодное наращивание количества публикаций в изданиях Scopus и Web of Science. Стратегической задачей 2019 г. является увеличение числа статей в высокорейтинговых изданиях Q1 и Q2. Добиться этого можно, только повысив качество научных исследований. С этой целью в 2019 г. в университете вводится порядка

1 URL: http://www.edu.ru/news/science/glava-minobrnauki-rossii-prizval-uchenyh-vdvoe-uve/

100 штатных единиц научных сотрудников, формируются новые научные подразделения по актуальным исследовательским направлениям.

В университете принимаются дополнительные меры активизации научной деятельности:

- растет объем денежных средств, выделяемых на реализацию внутренних грантов, которые в большей части носят прикладной характер и результаты которых внедряются в университете;

- осуществляется стимулирование сотрудников за публикации в высокорейтинговых журналах;

- разрабатывается система мер поддержки молодых ученых.

В целях увеличения объема научно-исследовательской работы у преподавателей с сентября 2017 г. были снижены нормы учебной нагрузки для всех должностей ППС.

Особое внимание уделяется развитию студенческой науки: тематика курсовых и выпускных квалификационных работ разрабатывается в соответствии с темами внешних и внутренних грантов, активизируется привлечение студентов к участию в грантах, конференциях, профессиональных конкурсах, олимпиадах.

Вместе с тем необходимы дополнительные меры по привлечению молодежи к научной деятельности. Как отметил Михаил Котюков, «это самая трудная задача из всех тех, которые нам предстоит решить. На чем основана цифра? Сегодня по числу исследователей мы в мире на 4-м месте. В то же время динамика в ведущих странах такова, что если мы просто сохраним нынешнее количество, то совсем скоро выпадем из пятерки. Мы сделали прогноз и подсчитали, сколько ученых нам нужно прирастить, чтобы реализовать нацпроект "Наука". Примерно 30-35 тысяч человек за довольно короткий срок. Это очень мно-го»1.

1 ЦКЬ: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/ card/?id_4=1068

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, университеты прикладывают поистине колоссальные усилия по повышению конкурентоспособности российского образования. Однако в кардинальном решении этой задачи нам не обойтись без активного участия производственных и бизнес-компаний, особенно крупных.

При обсуждении роли бизнеса в повышении конкурентоспособности российского образования следует особо выделить практико-ориентированность обучения. Образование становится конкурентоспособным в глазах абитуриентов и их родителей, работодателей, государства, когда складывается ясное и четкое понимание того, где полученные знания могут быть использованы в дальнейшем, какую пользу обществу и государству принесет конкретный выпускник той или иной образовательной программы. Данный процесс невозможен без вовлечения предприятий среднего и крупного бизнеса в образовательный процесс.

Есть несколько магистральных направлений, по которым возможно использовать потенциал компаний на благо российского образования:

1. Создание базовых кафедр совместно с заинтересованными представителями бизнеса, органов исполнительной власти, государственных структур. Базовые кафедры существуют в различных вузах, как участников Проекта 5-100 (НИУ ВШЭ, МФТИ, НГУ, ИТМО, УрФУ и пр.), так и не входящих в него (МАИ, Финуниверситет, МГИМО, РГУ и т. д.). В РЭУ им. Г. В. Плеханова действуют 14 базовых кафедр. Кафедры выпускают специалистов по образовательным программам (как бакалавров, так и магистров), организуют для студентов курсы, лекции и семинары экспертов-практиков, а также стажировки на производстве или в действующих лабораториях. Опыт показал эффективность и целесообразность создания таких кафедр. Однако для полномасштабной реализации идеи проведения занятий представителями

бизнеса, практическими работниками из реального сектора экономики, желающими и имеющими возможность осуществлять преподавательскую деятельность в сфере профессионального образования, необходимо внесение изменений/дополнений в соответствующие нормативно-правовые акты в части введения в перечень должностей педагогических работников профессиональных образовательных организаций должностей преподавателей-практиков с особым статусом их аттестации и учета в рамках лицензионных и ак-кредитационных программ [5].

2. Привлечение представителей бизнеса к формированию тематик выпускных работ, проведение защит работ с участием работодателей, использование имеющегося у крупных и бизнес-компаний опыта, знаний и умений при подготовке специалистов. Это будет способствовать повышению уровня выпускников и всего российского образования. Вместе с тем здесь есть одна проблема.

К сожалению, многие отечественные профильные компании, в особенности среднего бизнеса, не заинтересованы и не настроены на сотрудничество с университетами. Причина этой ситуации в том, что большинство компаний считают, что подготовка специалистов - это прежде всего задача государства. Данный факт отмечают ректоры ряда ведущих университетов, в том числе осуществляющих подготовку специалистов инженерно-технической направленности.

Одной из идей, обсуждаемых в прессе, является необходимость более активного включения предпринимателей в воспроизводство кадров через механизм софинан-сирования подготовки специалистов. Нехватка финансирования приводит к огромной дифференциации между вузами из топ-10, топ-20 и, возможно, топ-30 (у которых относительно благополучно обстоят дела с финансами) и всеми остальными. Можно отметить, что абитуриенты с высокими баллами предпочитают уезжать из своего региона, даже если там есть филиа-

лы вузов из топ-10 или опорные университеты.

Таким образом, недостаточная ориентация региональных вузов на местный рынок труда, нехватка финансирования по многим проектам приводят к продолжающемуся оттоку абитуриентов и дисбалансу в подготовке кадров по всей стране. Не стоит забывать и о дифференциации уровня жизни по регионам страны, которая также влияет на выбор места дальнейшего обучения.

3. Развитие системы дуального обучения. Сегодня в России дуальное обучение называется самым перспективным направлением в подготовке специалистов с участием крупного бизнеса (успешные примеры -Челябинский трубопрокатный завод, ООО «Фольксваген групп РУС», ОАО «РЖД») и получило большее развитие в системе среднего профессионального образования. Вероятно, и в высшем образовании у этой системы есть серьезные перспективы, однако отсутствует соответствующая правовая база. В этой связи вызывают одобрение подготовленные изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», направленные на создание законодательных основ реализации прак-тико-ориентированной (дуальной) модели обучения в России. Рассмотрение указанных дополнений в закон показывает, что они требуют доработки, например, в части уточнения правового статуса наставника, определения его функций и обязанностей. Необходимо также прописать условие заключения договора между работодателем, студентом и образовательной организацией на период прохождения обучения и определить структуру и содержание договора (ответственность работодателя за наставничество и обучение студента и др.). Особое внимание стоит уделить формированию организационно-экономических механизмов осуществления дуального образования (например, какие налоговые льготы, преференции будут иметь организации, принимающие на обучение студентов).

4. Целевое обучение. Внесенные в августе 2018 г. изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федера-ции»1 в части совершенствования целевого обучения позволили дать необходимые уточнения и ликвидировать узкие места. Тем не менее следует отметить ряд проблем, которые так и не были решены этими уточнениями.

Во-первых, согласно изменениям в условиях договора о целевом обучении отсутствуют обязательства заказчика по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина. Однако абсолютно очевидно, что не только образовательная организация, но и работодатель должен нести свою долю ответственности за организацию производственной, особенно преддипломной, практики студентов. Для предприятия преимуществом прохождения студентом практики является то, что оно фактически получит выпускника, прошедшего период адаптации на новом рабочем месте. Отказ предприятия от участия в организации практики приведет к тому, что студенты с большей долей вероятности будут проходить практику в организациях иного профиля. В таком случае организация -заказчик целевого обучения только проигрывает. В случае если студент направляется на практику не в организацию - заказчик целевого обучения, актуален вопрос о заключении трехстороннего договора между гражданином, заказчиком целевого обучения и образовательной организацией.

Во-вторых, в пункте 2 статьи 56 закона прописано, что одним из обязательств заказчика целевого обучения является предоставление гражданину в период обучения мер социальной поддержки, в том числе мер материального стимулирования и т. д. При этом важно конкретизировать размер социальной поддержки граждан. Так, сумма академической стипендии и социальной поддержки, включая стипендию от работодателя, должна быть не

1 ИКЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/

меньше прожиточного минимума в регионе обучения. Необходимо также более подробно описать содержание мер социальной поддержки, которые, безусловно, должны применяться в случае, если студент не имеет академической задолженности.

В-третьих, рынок труда должен быть конкурентоспособным, только тогда студенты будут иметь возможность и желание возвращаться в свой регион. Необходимо заключение трехстороннего соглашения университет - студент - работодатель, когда уже при обучении в вузе за студентом будет закреплено рабочее место в регионе. Об этом заявлял министр науки и высшего образования М. М. Котюков.

5. Привлечение представителей бизнеса к программам дополнительного профессионального обучения (ДПО) в вузах. Программы ДПО, в том числе для профессорско-преподавательского состава вузов, должны стать одним из приоритетов в сфере высшего образования. Федеральный проект «Новые возможности для каждого» как раз и является своеобразной дорожной картой по развитию системы допобразования. Надо более полно использовать налаженные связи с компаниями и организациями для привлечения их к программам ДПО, возможности онлайн-обучения при переподготовке и повышении квалификации, в том числе ППС.

Если оценивать качество образовательных программ и их конкурентоспособность, то в первую очередь необходимо ориентироваться на результаты прохождения международной и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Так, в РЭУ им. Г. В. Плеханова доля образовательных программ высшего образования, имеющих международную аккредитацию, в общем числе программ в наборе 2018 г. составляет 37,6%. Это программы, признанные международным экспертным сообществом, конкурентоспособные на международном рынке образовательных услуг.

Повышение качества образовательного процесса в РЭУ им. Г. В. Плеханова осуществляется с помощью различных методов. По окончании модуля проводится оценка удовлетворенности студентов работой преподавателей в соответствии с международными критериями оценки качества преподавания QS. С 2015 г. осуществляется рейтингование преподавателей и формируется список топ-300 преподавателей с учетом достижений в научно-исследовательской, учебно-методической, имиджевой, социальной деятельности университета. С другой стороны, в университете проводится независимая оценка знаний студентов в форме тестирования на компьютере, при этом преподаватель не присутствует на экзамене.

С целью повышения практической направленности образовательных программ в университете реализуется дорожная карта внедрения технологий проектного обучения в учебный процесс, реализация которой обеспечила:

- включение в учебные планы подготовки бакалавров и магистров междисциплинарных проектов (в 2018/19 учебном году реализуются 24 междисциплинарных проекта);

- привлечение студентов к участию в прикладных и исследовательских проектах (в 2017/18 учебном году было реализовано

10 прикладных и исследовательских проектов, к участию в которых были привлечены студенты);

- расширение перечня дисциплин, в рамках которых реализуются элементы проектного обучения (в 2018/19 учебном году доля таких дисциплин достигла 75%).

Подводя итог, следует отметить, что Проект 5-100 задает для всей системы российского высшего образования новые стандарты и правила, которым должны следовать все вузы на пути повышения конкурентоспособности в международном образовательном пространстве. Участие РЭУ им. Г. В. Плеханова в Проекте 5-100 позволит укрепить заложенный фундамент, станет основой активизации реализуемых мероприятий, повышения их качества, расширения области применения. Таким образом, мы поддерживаем идею ротации участников Проекта 5-100. Во-первых, это позволит усилить конкуренцию между российскими вузами за достижение более высоких показателей в международных рейтингах, а во-вторых, станет стимулом для вузов, в большей части региональных, к борьбе за повышение конкурентоспособности образовательной, научно-исследовательской и других видов деятельности. В итоге в целом выиграет российская система образования.

Список литературы

1. Баранов Б. А., Липатова Л. П., Полякова Р. Т. Корпоративный университет как инновационная модель интеграции бизнеса и образования / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 3 (69). - С. 27-34.

2. Зуев В. М, Манахов С. В., Рыжакова А. В. Оценка эффективности взаимодействия высших учебных заведений с внешними партнерами / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 5 (83). - С. 13-20.

3. Калинина И. А., Карасев П. А., Кулапов М. Н., Скоробогатых И. И. РЭУ им. Г. В. Плеханова как конкурентоспособный университет будущего // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. - № 6 (96). - С. 5-14.

4. Карташова Л. В. Реформирование российской системы образования: перспективы развития подготовки управленческих кадров (зарубежный и российский опыт) // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 4 (82). -С. 3-13.

5. Котюков М. М. Интервью Российской газете. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ ru/ press-center/card/?id_4=1068

6. Кочурова Л. И. Роль высшей школы в укреплении национальной экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. -№ 2 (92). - C. 40-49.

7. Родионов И. И., Архипова Н. И. Новая экономика и задачи образования // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. - № 3 (93). -C. 19-27.

8. Формирование системы непрерывного бизнес-образования в России: теория и практика : монография / главный научный редактор В. И. Гришин. - М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2018.

References

1. Baranov B. A., Lipatova L. P., Polyakova R. T. Korporativnyy universitet kak innovatsionnaya model' integratsii biznesa i obrazovaniya [Corporate University as an Innovative Model of Integration of Business and Education]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 3 (69), pp. 27-34. (In Russ.).

2. Zuev V. M., Manakhov S. V., Ryzhakova A. V. Otsenka effektivnosti vzaimodeystviya vysshikh uchebnykh zavedeniy s vneshnimi partnerami [Assessing the Efficiency of Universities' Interaction with External Partners]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 5 (83), pp. 13-20. (In Russ.).

3. Kalinina I. A., Karasev P. A., Kulapov M. N., Skorobogatykh I. I. REU im. G. V. Plekhanova kak konkurentosposobnyy universitet budushchego [Plekhanov Russian University of Economics as a Competitive University of a Future]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2017, No. 6 (96), pp. 5-14. (In Russ.).

4. Kartashova L. V. Reformirovanie rossiyskoy sistemy obrazovaniya: perspektivy razvitiya podgotovki upravlencheskikh kadrov (zarubezhnyy i rossiyskiy opyt) [Reforming of the Russian Education System: Prospects of Development of Preparation of Administrative Shots (Foreign and Russian Experience)]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 4 (82), pp. 3-13. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kotyukov M. M. Intervyu Rossiyskoy gazete [The Interview to the Rossiyskaya Gazeta]. (In Russ.). Available at: https://minobrnauki.gov.ru/ ru/press-center/card/?id_4=1068

6. Kochurova L. I. Rol' vysshey shkoly v ukreplenii natsional'noy ekonomiki [The Role of Higher School in National Economy Strengthening]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2017, No. 2 (92), pp. 40-49. (In Russ.).

7. Rodionov I. I., Arkhipova N. I. Novaya ekonomika i zadachi obrazovaniya [New Economy and Education Objectives]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2017, No. 3 (93), pp. 19-27. (In Russ.).

8. Formirovanie sistemy nepreryvnogo biznes-obrazovaniya v Rossii: teoriya i praktika, monografiya [Developing the System of Life-Long Business Education in Russia: Theory and Practice, monograph], chief academic editor V. I. Grishin. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, 2018. (In Russ.).

Сведения об авторах

Виктор Иванович Гришин

доктор экономических наук, профессор, ректор РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. Е-шаИ: [email protected]

Дмитрий Александрович Штыхно

кандидат экономических наук, проректор по развитию РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. Е-шаИ: [email protected]

Евгения Валериевна Шубенкова

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ развития образования РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. Е-шаИ: [email protected]

Information about the authors

Viktor I. Grishin

Doctor of Economic, Professor, Rector of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Dmitry A. Shtykhno

PhD, Vice-Rector for Development of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Evgeniya V. Shubenkova

Doctor of Economic, Professor, Chief Researcher of Research Institute for Development of Education of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.