О. В. Зиннурова, М. В. Журавлева
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-НЕФТЯННИКОВ
Ключевые слова: профессионализм, рабочая профессия, профессиональная адоптация, профессиональные компетенции, нефтехимические предприятия.
Наличие рабочей квалификации у выпускников обеспечивает востребованность на рынке труда, более углубленную профессиональную подготовку и успешную профессиональную адаптацию на производстве выпускника вуза.
Keywords: рrofessionalism, working trade, professional competence, the petrochemical enterprises.
Presence of working qualification at graduates provides is demand on a labour market, more profound vocational training and successful professional adaptation on manufacture of the graduate of high school.
Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к системе образования в целом, в том числе к профессиональному образованию, особенно к высшему профессиональному образованию (ВПО). Одной из задач в области подготовки специалистов является поиск и применение механизмов образовательного процесса, обеспечивающих формирование настоящего профессионала.
В настоящее время возрастают объективные требования со стороны работодателей к уровню профессиональной подготовки выпускников технологического вуза. Одним из таких показателей профессиональной подготовки будущих специалистов работодатель отмечает наличие рабочей квалификации у выпускника вуза, т.е. его профессиональная компетенция [1,2].
Факультет нефти и нефтехимии (ФННХ) готовит специалистов по направлению 240400- «Химическая технология органических веществ и топлив» для нефтяной и нефтехимической промышленности. Присвоение рабочей квалификации по профессиям 20.1 «Аппаратчик-оператор» и 1.3 «Лаборант-аналитик» студентам специальностей 240401 -«Химическая технология органических веществ» и 240403 - «Химическая технология природных энергоносителей и топлив» на этапе обучения в вузе имеет своей целью:
- повышение качества профессиональной подготовки выпускников университета;
- обеспечение конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
КГТУ имеет лицензию А№ 256147 от 28 апреля 2007 года на право ведения образовательной деятельности по программам НПО. Образовательная программа по направлению 240400 - «Химическая технология органических веществ и топлив» включена в государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (ГОС НПО) по подготовке квалифицированных рабочих и государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по подготовке специалистов.
Механизм присвоения квалификации по рабочим профессиям студентам ФННХ предполагает:
1. Анализ содержания ГОС НПО подготовки по рабочим профессиям 20.1 «Аппаратчик-оператор» и 1.3 «Лаборант-аналитик».
2. Вычленение содержания ГОС НПО в учебных планах подготовки инженеров по специальностям 240401 - «Химическая технология органических веществ» и 240403 -«Химическая технология природных энергоносителей и топлив» с целью перезачета учебных дисциплин НПО.
3. Разработка индивидуального учебного плана дополнительного образования по подготовке квалифицированных рабочих (табл. 1), где отражены недостающие дисциплины ГОС НПО и дополнительные часы производственной практики [3].
Таблица 1 - Индивидуальный учебный план НПО
Наименование дисциплин Количество часов
Общепрофессиональный цикл
Технические и технологические измерения 34
Специальный цикл
Обслуживание сосудов работающих под давлением 34
Производственная практика (дополнительно) 80
Итого 148
4. Организация и реализация учебного процесса дополнительного образования.
5. Выдача диплома НПО.
Получение диплома о начальном профессиональном образовании в процессе обуче-
ния в вузе обеспечивает более углубленную профессиональную подготовку, конкурентоспособность, востребованность на рынке труда и успешную профессиональную адаптацию на производстве выпускника вуза с имеющейся рабочей квалификацией.
Литература
1. Журавлева, М.В. / М.В Журавлева, Н.Ю.Башкирцева, П.Н. Осипов // материалы научнопрактической конференции «Взаимосвязь профессионального образования, бизнеса и производства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста», Казань. 2008.
2. Журавлева, М.В. Концептуальные и методологические основы создания региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса / М.В. Журавлева, Н.Ю. Башкирцева // Вестник Казанского технол. ун-та. - 2008. - № 6.- С.315-321.
3. Положение о практике студентов КГТУ, Казань, 2004. - С. 9.
© О. В. Зиннурова - методист деканата ФННХ, асп. каф. ПМиВПО КГТУ, [email protected]; М. В. Журавлева - канд. техн. наук, зам.декана по воспитательной работе ФННХ, [email protected]