Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности будущих специалистов-нефтянников'

Повышение конкурентоспособности будущих специалистов-нефтянников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / РАБОЧАЯ ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДОПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НЕФТЕХИМИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РROFESSIONALISM / WORKING TRADE / PROFESSIONAL COMPETENCE / THE PETROCHEMICAL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиннурова О. В., Журавлева М. В.

Наличие рабочей квалификации у выпускников обеспечивает востребо-ванность на рынке труда, более углубленную профессиональную подготовку и успешную профессиональную адаптацию на производстве выпускника вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиннурова О. В., Журавлева М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presence of working qualification at graduates provides is demand on a la-bour market, more profound vocational training and successful professional adapta-tion on manufacture of the graduate of high school

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности будущих специалистов-нефтянников»

О. В. Зиннурова, М. В. Журавлева

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-НЕФТЯННИКОВ

Ключевые слова: профессионализм, рабочая профессия, профессиональная адоптация, профессиональные компетенции, нефтехимические предприятия.

Наличие рабочей квалификации у выпускников обеспечивает востребованность на рынке труда, более углубленную профессиональную подготовку и успешную профессиональную адаптацию на производстве выпускника вуза.

Keywords: рrofessionalism, working trade, professional competence, the petrochemical enterprises.

Presence of working qualification at graduates provides is demand on a labour market, more profound vocational training and successful professional adaptation on manufacture of the graduate of high school.

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к системе образования в целом, в том числе к профессиональному образованию, особенно к высшему профессиональному образованию (ВПО). Одной из задач в области подготовки специалистов является поиск и применение механизмов образовательного процесса, обеспечивающих формирование настоящего профессионала.

В настоящее время возрастают объективные требования со стороны работодателей к уровню профессиональной подготовки выпускников технологического вуза. Одним из таких показателей профессиональной подготовки будущих специалистов работодатель отмечает наличие рабочей квалификации у выпускника вуза, т.е. его профессиональная компетенция [1,2].

Факультет нефти и нефтехимии (ФННХ) готовит специалистов по направлению 240400- «Химическая технология органических веществ и топлив» для нефтяной и нефтехимической промышленности. Присвоение рабочей квалификации по профессиям 20.1 «Аппаратчик-оператор» и 1.3 «Лаборант-аналитик» студентам специальностей 240401 -«Химическая технология органических веществ» и 240403 - «Химическая технология природных энергоносителей и топлив» на этапе обучения в вузе имеет своей целью:

- повышение качества профессиональной подготовки выпускников университета;

- обеспечение конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

КГТУ имеет лицензию А№ 256147 от 28 апреля 2007 года на право ведения образовательной деятельности по программам НПО. Образовательная программа по направлению 240400 - «Химическая технология органических веществ и топлив» включена в государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (ГОС НПО) по подготовке квалифицированных рабочих и государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по подготовке специалистов.

Механизм присвоения квалификации по рабочим профессиям студентам ФННХ предполагает:

1. Анализ содержания ГОС НПО подготовки по рабочим профессиям 20.1 «Аппаратчик-оператор» и 1.3 «Лаборант-аналитик».

2. Вычленение содержания ГОС НПО в учебных планах подготовки инженеров по специальностям 240401 - «Химическая технология органических веществ» и 240403 -«Химическая технология природных энергоносителей и топлив» с целью перезачета учебных дисциплин НПО.

3. Разработка индивидуального учебного плана дополнительного образования по подготовке квалифицированных рабочих (табл. 1), где отражены недостающие дисциплины ГОС НПО и дополнительные часы производственной практики [3].

Таблица 1 - Индивидуальный учебный план НПО

Наименование дисциплин Количество часов

Общепрофессиональный цикл

Технические и технологические измерения 34

Специальный цикл

Обслуживание сосудов работающих под давлением 34

Производственная практика (дополнительно) 80

Итого 148

4. Организация и реализация учебного процесса дополнительного образования.

5. Выдача диплома НПО.

Получение диплома о начальном профессиональном образовании в процессе обуче-

ния в вузе обеспечивает более углубленную профессиональную подготовку, конкурентоспособность, востребованность на рынке труда и успешную профессиональную адаптацию на производстве выпускника вуза с имеющейся рабочей квалификацией.

Литература

1. Журавлева, М.В. / М.В Журавлева, Н.Ю.Башкирцева, П.Н. Осипов // материалы научнопрактической конференции «Взаимосвязь профессионального образования, бизнеса и производства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста», Казань. 2008.

2. Журавлева, М.В. Концептуальные и методологические основы создания региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса / М.В. Журавлева, Н.Ю. Башкирцева // Вестник Казанского технол. ун-та. - 2008. - № 6.- С.315-321.

3. Положение о практике студентов КГТУ, Казань, 2004. - С. 9.

© О. В. Зиннурова - методист деканата ФННХ, асп. каф. ПМиВПО КГТУ, [email protected]; М. В. Журавлева - канд. техн. наук, зам.декана по воспитательной работе ФННХ, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.