Научная статья на тему 'Повышение компетентностного уровня информационно-библиотечных специалистов Научной библиотеки Дальневосточного федерального университета'

Повышение компетентностного уровня информационно-библиотечных специалистов Научной библиотеки Дальневосточного федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАДРЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / БИБЛИОТЕКИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / LIBRARY STAFF / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF THE PERSONNEL / LIBRARIES OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION / FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зборовская Елена Геннадьевна

В статье перечисляются причины объективного и субъективного характера, обусловливающие изменение требований к профессиональным компетенциям информационно-библиотечных специалистов вузовских библиотек. Рассматривается опыт работы Научной библиотеки Дальневосточного федеральногоуниверситета по организации системы повышения квалификации и компетентностного уровня сотрудников; приводятся результаты анкетирования библиотекарей по проблемам повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зборовская Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upgrading of the level of professional competence of library and informational staff of the scientific library of the Far Eastern Federal University

The role of university library staff in the task of information support of the educational, research and educational processes of the university is viewed there. The problems existing in the development of university libraries associated with insufficient funding for education programs, the lack of a system of methodical assistance to regional educational institutions by the Federal Centers for additional library education; the inaccessibility of the Federal and regional levels for the far East because of its remoteness are listed there. Some internal environment factors influencing the need for updating knowledge of library professionals are highlighted there. For the scientific library of the far eastern Federal University such a factor was the consolidation of the 2011 year libraries of four universities leading to revision of personnel skills improvement programmes. We summed up the results of questionnaire survey of the scientific library of the FEFU conducted in order to determine employee satisfaction level of their professional qualification, identifying the need for new forms of organization of the system of qualification and competence level improvement, determine the resource base, the specific proposals in the areas of library activity and information for that employees need informational and methodological support. Priority areas are identified: learning new features ILS VIRTUA, the library and information services in an electronic environment, electronic resources, cataloguing and systematization of documents, archaeography, organizing mass events with students. The multi-level system of library and informational personnel skills improvement existing in the scientific library of FEFU is discussing there.

Текст научной работы на тему «Повышение компетентностного уровня информационно-библиотечных специалистов Научной библиотеки Дальневосточного федерального университета»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17)

УДК 023

DOI 10.17223/22220836/17/10

Е.Г. Зборовская

ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО

УНИВЕРСИТЕТА

В статье перечисляются причины объективного и субъективного характера, обусловливающие изменение требований к профессиональным компетенциям информационно-библиотечных специалистов вузовских библиотек. Рассматривается опыт работы Научной библиотеки Дальневосточного федералъногоуниверситета по организации системы повышения квалификации и компетентностного уровня сотрудников; приводятся результаты анкетирования библиотекарей по проблемам повышения квалификации.

Ключевые слова: библиотечные кадры, повышение квалификации, библиотеки высших учебных заведений, Дальневосточный федеральный университет, компетентность специалиста.

Возрастание роли образования в качестве катализатора общественного развития, совершенствование системы образования повлияли на изменение миссии вузовской библиотеки и рост требований к деятельности персонала в новой информационной среде. Высококвалифицированный персонал является гарантом в достижении целей современной вузовской библиотеки, призванной обеспечить оперативное и полное информационное сопровождение образовательной и научно-исследовательской, воспитательной деятельности высшего учебного заведения.

Идеология непрерывного образования принята на вооружение библиотечным сообществом, поскольку только обучаясь постоянно, непрерывно, можно продуктивно работать в условиях столь стремительно меняющейся среды. Библиотека вуза сегодня сама становится обучающим центром, помогающим освоить новые технологии, без которых невозможна адаптация в информационном обществе [1. С. 13]. Непрерывный характер инновационных процессов в образовании принципиально меняет не только содержание и формы обучения информационно-библиотечных специалистов, но и способствует формированию новых подходов к системе обучения. Сложившаяся в настоящее время практика повышения квалификации не соответствует все более возрастающим потребностям специалистов. Эта ситуация вызвана причинами объективного характера:

- сокращением финансирования мероприятий, связанных с переподготовкой и повышением квалификации;

- отсутствием нормативных документов, ставящих деловую карьеру специалиста в прямую зависимость от уровня его профессионализма и регулярности обновления знаний в системе непрерывного образования;

- отсутствием системы методической помощи региональным образовательным структурам со стороны федеральных центров дополнительного библиотечного образования;

- работой в условиях дефицита кадров (старение; переход специалистов на более высокооплачиваемые должности в учреждения других ведомств и систем; увеличивающееся количество неспециалистов и отсутствие возможности на их обучение);

- недоступностью центров федерального и межрегионального уровней для специалистов Дальнего Востока в силу его удаленности, дорогостоящих транспортных расходов.

Научная библиотека Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на протяжении многих лет возглавляет методическое объединение вузовских библиотек Дальневосточного региона. В функции методического центра входят организация и проведение мероприятий по повышению квалификации библиотечных кадров (научно-практических конференций, семинаров-тренингов, межвузовских секций по отдельным направлениям информационно-библиотечной деятельности и т. д.). Научная библиотека располагает необходимой ресурсной базой для обеспечения профессионального развития сотрудников вузовских библиотек, которая включает в себя учебные классы, компьютерный парк, программное обеспечение, комплекс технических средств. Ведущие специалисты библиотеки имеют большой опыт практической, а также педагогической деятельности.

Кроме внешних факторов, необходимость обновления знаний обусловлена многими факторами внутренней среды. В Научной библиотеке ДВФУ этому способствовало объединение в 2011 г. библиотек четырех вузов, имеющих разное программное обеспечение, разный уровень организационной культуры и подготовки персонала. В Концепции развития Научной библиотеки на период до 2019 г., утвержденной в 2014 г., акцентируется внимание на усилении кадрового потенциала путем профессиональной переподготовки и обучения сотрудников, что является непременным условием перехода к технологическому обновлению библиотеки.

После объединения научно-методический отдел библиотеки провел анкетирование сотрудников с целью определения удовлетворенности уровнем своей профессиональной квалификации, выявления потребности в новых формах организации системы повышения квалификации и компетентностно-го уровня, определения ресурсной базы, получения конкретных предложений по тем направлениям информационно-библиотечной деятельности, по которым сотрудникам нужна информационно-методическая поддержка. В анкетировании приняли участие 70 сотрудников Научной библиотеки. Первый вопрос предполагал оценку уровня своей профессиональной зрелости. 67% респондентов (47 чел.) чувствуют себя на рабочем месте уверенно; 34% (24 чел.) собираются повышать свою профессиональную квалификацию; 8,6% (6 чел.) затруднились ответить на этот вопрос. Заинтересованы в повышении своей профессиональной квалификации 86% (60 чел.), не заинтересованы - 14% (10 чел.). Показательным в плане профессиональной зрелости является участие в работе конференций, семинаров, круглых столов: подготовка докладов, сообщений, презентаций и т. д. На вопрос «Как часто Вы вы-

ступаете на конференциях, семинарах, совещаниях?» ответы распределились следующим образом: очень часто - 1% (1 чел.), часто - 13% (9 чел.), редко -40% (28 чел.), никогда - 44% (31 чел.). Следующий блок вопросов касался организации системы самообразования. Здесь немаловажное значение принадлежит ресурсной базе: ее контенту, доступности. Регулярно следят за профессиональным информационным потоком 50% (35 респондентов), редко - 41% (29 чел.). Из выписываемых профессиональных изданий наиболее востребованными являются: «Библиотечное дело» - 48,6% (35 чел.), «Научные и технические библиотеки» - 44,3% (31 чел.), «Библиотековедение» -30% (21 чел.), «Библиосфера» - 15,7% (11 чел.); 37% (26 чел.) пользуются другими источниками информации. Как показал опрос, наиболее часто сотрудники используют ресурсы Интернета - 80% (56 чел.); 77% (54 чел.) - ресурсы Научной библиотеки ДВФУ. Подавляющее большинство респондентов - 92% (65 чел.) считают, что необходимо обучаться постоянно; 5,7% (4 чел.) не видят в этом необходимости. Такую форму повышения квалификации, как методический час, считают эффективной 77% (54 чел.), не считают - 19% (13 чел.). Необходима методическая помощь по отдельным направлениям информационно-библиотечной деятельности 29 сотрудникам (41%). Указаны следующие направления, в основном связанные с функциональной деятельностью сотрудников Научной библиотеки: изучение новых возможностей АБИС У1ЯТиЛ, библиотечно-информационное обслуживание в электронной среде, электронные ресурсы, каталогизация и систематизация документов, археография, организация массовых мероприятий со студентами.

Данное анкетирование явилось основанием для оптимизации работы по повышению компетентностного уровня сотрудников Научной библиотеки; новый импульс получила работа по формированию кадрового резерва библиотеки. Учитывая предпочтения коллег в области самообразования, была создана папка «ПрофИнфо» на внутренней сети БЫВ для размещения профессиональных материалов в электронном виде.

Организуя систему профессионального развития, мы исходим из того, что непрерывное образование характеризуется ориентированностью на обучаемого, дифференцированным подходом, ситуационностью, доступностью. На сегодняшний день в нашей библиотеке функционирует многоуровневая система повышения компетентностного уровня библиотечно-информационных специалистов.

1-й уровень предусматривает вводный курс по всем направлениям биб-лиотечно-информационной деятельности вузовской библиотеки для начинающих библиотекарей, не имеющих профессионального (библиотечного) образования;

2-й уровень - расширенный курс с учетом функционально-производственной специализации по направлениям работы различных отделов Научной библиотеки;

3-й уровень - обучение новым библиотечно-информационным технологиям: работе в условиях интегрированной библиотечно-информационной системы, в локальных и глобальных телекоммуникационных сетях ит. д.;

4-й уровень - обучение современным технологиям управления, системе менеджмента качества, основам библиотечного маркетинга.

В процессе обучения используются различные формы и методы, от постоянно действующих семинаров до создания комплексных рабочих (методических) групп по направлениям деятельности библиотеки. Непрерывность процесса обучения диктуется необходимостью освоения новых технологических процессов, связанных, в частности, с внедрением новых продуктов корпорации VTLS Inc.: VITAL, новой оболочки электронного каталога CHAMO [2]. В ближайшей перспективе - освоение RFID-технологии, так как переезд читальных залов библиотеки с материка на новые площади в кампусе ДВФУ на острове Русский предусматривает переход на обслуживание в условиях открытого доступа, и это ставит сотрудников библиотеки перед необходимостью разработки и предоставления обновленного перечня услуг информационно-библиотечного сервиса.

В обучении нам представляется перспективным персонифицированный подход с учетом функциональной специализации сотрудника. В ряду таких мероприятий стоят семинары-тренинги по электронным ресурсам для сотрудников специализированных читальных залов, которые проводятся силами информационно-библиографического отдела. В Научной библиотеке ДВФУ 10 профильных читальных залов, доступ к электронному каталогу и электронным ресурсам обеспечен через сеть Интернет, при этом сотрудники становятся не только информационными консультантами, но и организаторами управления знаниями. В этом случае от их личной информационной компетентности зависит качество информационно-библиотечного обслуживания.

В настоящее время высшая школа нуждается в библиотекаре, обладающем полипрофессиональными способностями и владеющем полипрофессиональными знаниями. Это требует активного профессионально-личностного развития библиотечных специалистов, умения учиться на протяжении всей жизни и овладевать теми компетенциями, которые понадобятся через 5, 10 лет [3. С. 67].

Литература

1. Бургер И.П. Организационная структура вузовской библиотеки в условиях формирования информационного общества: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2001. 21 с.

2. ГлотоваГ.Г. Векторы развития научных библиотек сегодня // Власть книги: библиотека, издательство, вуз: науч.-информ. альм. 2014. № 14. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dvfu.ru/web/library/almanah-vlast-knigi (дата обращения: 10.01.2015).

3. Библиотечное образование: состояние и перспективы // Университетская книга: ин-форм.-аналит. журн. 2014. Июль - август. С. 66-68.

Zborovskaya Elena G. Scientific library of the Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russian Federation). E-mail: [email protected]. DOI 10.17223/22220836/17/10

UPGRADING OF THE LEVEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF LIBRARY AND INFORMATIONAL STAFF OF THE SCIENTIFIC LIBRARY OF THE FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY

Key words: library staff, improvement of professional skills of the personnel, libraries of institutions of higher education, Far Eastern Federal University, professional competence.

The role of university library staff in the task of information support of the educational, research and educational processes of the university is viewed there.

The problems existing in the development of university libraries associated with insufficient funding for education programs, the lack of a system of methodical assistance to regional educational insti-

tutions by the Federal Centers for additional library education; the inaccessibility of the Federal and regional levels for the far East because of its remoteness are listed there.

Some internal environment factors influencing the need for updating knowledge of library professionals are highlighted there. For the scientific library of the far eastern Federal University such a factor was the consolidation of the 2011 year libraries of four universities leading to revision of personnel skills improvement programmes.

We summed up the results of questionnaire survey of the scientific library of the FEFU conducted in order to determine employee satisfaction level of their professional qualification, identifying the need for new forms of organization of the system of qualification and competence level improvement, determine the resource base, the specific proposals in the areas of library activity and information for that employees need informational and methodological support.

Priority areas are identified: learning new features ILS VIRTUA, the library and information services in an electronic environment, electronic resources, cataloguing and systematization of documents, archaeography, organizing mass events with students.

The multi-level system of library and informational personnel skills improvement existing in the scientific library of FEFU is discussing there.

References

1. Burger I.P. Organizatsionnaya struktura vuzovskoy biblioteki v usloviyakh formirovaniya informat-sionnogo obshchestva: avtoref. dis. kand. ped. nauk [The organizational structure of university libraries in the forming information society. Abstract of Pedagogy Cand. Diss.]. Chelyabinsk, 2001. 21 p.

2. Glotova G.G. Vektory razvitiya nauchnykh bibliotek segodnya [Vectors of academic libraries today]. Vlast' knigi: biblioteka, izdatel'stvo, 2014, no. 14. Available from: http://www.dvfu.ru/web/library/almanah-vlast-knigi. (Accessed: 10th January 2015).

3. Bibliotechnoe obrazovanie: sostoyanie i perspektivy [Library Education: status and prospects]. Uni-versitetskaya kniga, 2014, July - August, pp. 66-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.