ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Жарова А.В., Горбач Н.А.
Сибирский государственный технологический университет,
Сибирский юридический институт МВД России, г. Красноярск
Качество жизни - понятие важное не только для здравоохранения, но и для всех сфер жизни современного общества, поскольку конечной целью активности всех социальных институтов является благополучие человека. Развиваясь с середины двадцатого века, к 80-м годам система показателей динамики качества жизни населения эволюционировала и отражает индекс развития человеческого потенциала, в котором учитывается не только потребление материальных благ, но и возможности развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования. Поэтому сегодня качество жизни рассматривается только в связи со здоровьем. В условиях снижения показателей здоровья населения, на фоне кризиса системы образования и подготовки квалифицированных кадров, особое значение имеет повышение уровня здоровья и качества жизни студенческой молодежи. Исследование состояния здоровья студентов и факторов, его определяющих, а так же качества жизни как интегральной характеристики здоровья, проведенных на репрезентативной выборке (1856 студентов 1-5 куров пяти вузов разного профиля г. Красноярска), показало взаимосвязь и взаимообусловленность уровня здоровья (в соответствии с группой здоровья) и социально-психологических характеристик студенческой молодежи: психоэмоциональной напряженности (г = -0,65; = -0,7), уровня адаптации (г = 0,61; = 0,4), уровня
ответственности за здоровье (г = 0,41; = 0,5). Состояние здоровья студентов обусловливают так же и адекватность
профессионального самоопределения (г = 0,44), несоответствие избранной студентами профессии и собственных интересов, когда молодые люди не имеют четкого представления о предъявляемых к ним требованиях и особенностях профессии.
Являясь управляемыми, выявленные факторы, определяющие здоровье и качество жизни студентов, могут быть скорректированы на групповом и индивидуальном уровне в период обучения в вузе в рамках мероприятий по социально-психологической поддержке студентов и преподавателей. Центром социально-психологической помощи Сибирского государственного технологического университета разработаны и применяются различные по формам и содержанию технологии социально-психологической поддержки. Первокурсникам предлагаются тренинги, направленные на сплочение группы, командообразование; проводятся публичные лекции о способах эффективного обучения. В рамках консультативно-диагностической деятельности выявляются группы студентов, склонных к дезадаптации и формируется банк данных для осуществления мониторинга проводимой с такими студентами индивидуальной и групповой психокоррекционной работы. В дружественной неформальной обстановке студенческого психологического клуба, организованного в общежитиях, студенты имеют возможность обсуждать насущные для молодых людей вопросы, что значительно снижает психологическую напряженность и уязвимость иногородних студентов. В периоды сессий среди студентов особенно пользуются спросом сеансы психологической разгрузки и релаксации. Реализуемая специалистами Центра факультативная дисциплина «Трудоустройство и карьера» готовит студентов выпускных курсов к действиям в условиях неопределенности прогноза будущего, где решающее значение имеют активность, инициативность и творческое начало личности, её гармоничность, полноценность использования задатков и способностей.
Меры социально-психологической поддержки студентов, осуществляемые на научно обоснованных принципах и в тесном взаимодействии с заинтересованными сторонами, позволяют повысить качество жизни студенчества и являются здоровьесберегающим фактором в системе высшего профессионального образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва