УДК 378.1
ББК 4481.00+Х.рЗ+Х489.4
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Г. Шрайбер
Южно-Уральский государственный университет
IMPROVING THE QUALITY OF HIGH LAW EDUCATION
E.G. Shraiber South Ural State University
Рассматриваются некоторые вопросы повышения качества высшего юридического образования за счет совершенствования процесса воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: качество, высшее юридическое образование, воспитание профессионально значимых качеств, будущие юристы, совесть, справедливость, ответственность.
The article dwells upon the problem of improving of high law education quality that could be possible by means of refining of the upbringing process of professionally important personal qualities of future lawyers.
Keywords: quality, high law education, upbringing of professionally important personal qualities, future lawyers, conscience, justice, responsibility.
В настоящее время изменения в социально-экономической и юридико-правовой области развития нашего государства потребовали повышенного внимания к формированию личности современного юриста. Задача высшего образования состоит в том, чтобы студенты не только приобрели глубокие знания в области юриспруденции, но и стали настоящими юристами с высокой общей и профессиональной культурой, подлинными гуманистами, сознательно принимающими решения и несущими ответственность за свои поступки. Глава Российского государства Д.А. Медведев на встрече с членами президиума Ассоциации юристов России 16.04.2009 г. отметил, что качество юридического образования необходимо повышать, поскольку плохо подготовленные специалисты могут быть попросту опасны. По словам Д.А. Медведева, если неграмотный юрист помогает компании, юридическому лицу, то это может создать проблемы для предприятия, но если такой выпускник оказывается в кресле следователя, адвоката или, что еще хуже, судьи, это может иметь очень серьезный негативный эффект для всей страны. Поэтому, улучшая качество образования будущих юристов, необходимо уделять более
пристальное внимание воспитанию профессионально значимых личностных качеств специалистов. В связи с этим в рамках решения общей проблемы повышения качества образования юристов нами была поставлена задача выявления их профессионально значимых личностных качеств. Их сформирован-ность на уровне, достаточном для качественного осуществления юридической деятельности, является внешним критерием качества образования, связанным с потребностями в таких специалистах, с их востребованностью, а также с удовлетворенностью заказчика уровнем сформированности профессиональных качеств у сотрудников. В свою очередь, отличительные признаки выявленных профессионально значимых личностных качеств юристов могут интерпретироваться как внутренние критерии измерения и оценки качества результатов образовательного процесса.
Для решения задачи выявления профессионально значимых личностных качеств специалиста нами были изучены документы и научная литература по данному предмету. В программе профессионального образования особое внимание уделяется двум составляющим модели выпускника: профессиональной
компетентности и личностным качествам будущего специалиста, которые являются составной частью профессиональной компетентности, если они влияют на эффективность (продуктивность) исполнения профессиональных компетенций [6]. Профессиональная деятельность юриста имеет свою специфику, обусловленную особенностями его нравственного и социального положения. В этических кодексах судьи, адвоката, нотариуса, начальствующего состава органов внутренних дел РФ и др., в Государственном образовательном стандарте специальности 030501 «Юриспруденция», квалификационной характеристике специалиста (юриста), литературе по юридической этике и психологии перечисляются многие важные для осуществления профессиональных полномочий качества личности юриста, например, такие как честность, организованность, патриотизм, смелость, но охватить все качества не представляется возможным [6, 12]. Поэтому мы поставили задачу выявить «ядро» всех нравственных качеств личности юриста, наряду с которым могут быть задействованы и другие качества: совесть, справедливость и ответственность. Выявив данную триаду качеств, которую, согласно логике системного отражения мира, мы рассмотрели как систему со свойственными ей морфологическими, структурными, функциональными и генетическими характеристиками, мы пришли к выводу о том, что в основе всей нравственной сущности личности специали-ста-юриста лежит именно чувство совести (системообразующее качество), являющееся его нравственным стержнем, способностью личности к нравственному самоконтролю.
Справедливость, проявляющаяся в способности устанавливать правильное соотношение между деянием и воздаянием (преступлением и наказанием), по праву считается одним из основных качеств, которым должен обладать юрист, так как все решения и действия должны быть беспристрастными и объективными, то есть справедливыми. Чувство же ответственности как способности человека осознанно выполнять профессиональные и моральные требования замыкает данную триаду, характеризуя личность с точки зрения выполнения ею правовых норм. Кроме того, на современном этапе развития естествознания приоритетным направлением считается проведение анализа явлений именно с позиции трихотомии [2, 10].
Признавая природоопределенность совес-
ти (Аристотель, И. Кант, А. Маслоу; H.A. Бердяев, C.H. Булгаков и др.), «через призму» которой мы рассматриваем два других качества, полагаем, что справедливость и ответственность базируются на совести и образуют, как две «чаши весов», наряду с совестью, основу для гармоничного развития нравственной личности специалиста-юриста [1, 3, 5, 8, 9]. Очень важно отметить, что моральные противоречия, возникающие между справедливостью (стремлением установить правильное соотношение между преступлением и наказанием) и ответственностью (соответствием закону), связанные с разрешением той или иной моральной дилеммы в работе юриста, призваны разрешаться при участии совести как внутреннего механизма оценки и самооценки человеком своих поступков.
Поэтому, учитывая особенность юридической профессии, заключающейся в обнаружении противоречия между знанием и внутренней нравственной оценкой нормы закона спе-циалистом-юристом (В.И. Букреев, И.Н. Римская), в нашем диссертационном исследовании сделано предположение, согласно которому чувство совести лежит в основе поиска оптимального соотношения между справедливостью и ответственностью: моралью и правом [4]. Полагаем, что именно данные качества, проявляясь в целостности как некое интегративное свойство личности юриста, способствуют разрешению данного внутриличностно-го конфликта в процессе принятия им профессиональных решений.
Таким образом, под профессионально значимыми личностными качествами будущего юриста мы понимаем развившееся интегративное свойство его личности, проявляющееся в разрешении противоречий между моралью и правом в опоре на совесть при принятии профессиональных решений. Во-первых, данные качества указываются в документах об образования, кодексах чести юриста, специальной литературе по этике и психологии юриста. Во-вторых, как взаимосвязанные качества, образующие целостность, они обусловили появление нового интегративного свойства личности, способствующего принятию юристом взвешенных и обоснованных профессиональных решений при возникновении противоречия между моралью и правом в процессе осуществления профессиональных компетенций. В-третьих, данное «ядро» качеств, как показало исследование, содержит необходимый и достаточный набор профес-
сионально значимых личностных качеств будущего юриста, способствующий решению профессиональных задач. В-четвертых, стабильность, устойчивость понятия зачастую обеспечивается как раз третьим членом системной триады, которая является структурной опорой определения «профессионально значимые личностные качества будущих юристов», обеспечивающим жизнеспособность всего комплекса.
Для определения уровня воспитанности выявленной триады качеств нами были выделены следующие критерии: осведомленность, сознательность, действенность и умелость, разработанные на основе критериев образованности Г.Н. Серикова [11]. Одновременно они служат внутренними критериями измерения и оценки качества одного из результатов образования - сформированное™ профессионально значимых личностных качеств выпускника вуза - будущего юриста.
Осведомленность по отношению к совести, справедливости и ответственности для юриста - это представление о совести, справедливости и ответственности как об этических и правовых категориях, это знание о нравственных нормах, составляющих основу нравственных качеств (совести, справедливости и ответственности), а также представление о сопоставимости указанных категорий и правоприменительной деятельности и представление о значимости вышеуказанных качеств для юриста в его профессиональной деятельности. Сознательность по отношению к совести, справедливости и ответственности для юриста -- это мера воздействия усваиваемых знаний о совести, справедливости и ответственности как этических и правовых категориях и нравственных качествах на его способности выражать собственное отношение к себе и к окружению. Сознательность по отношению к совести, справедливости и ответственности проявляется через убежденность будущих юристов в истинности усвоенных знаний (представлений), то есть в их переходе в субъективные знания. Действенность по отношению к совести, справедливости и ответственности для юриста - это мера воздействия осведомленности и сознательности будущего юриста на его отношение к себе и к окружению, а также на его вовлеченность в практическую реализацию своей профессиональной деятельности. Сталкиваясь с противоречиями между личными знаниями о совести, справедливости и ответственности и наблюдаемыми
явлениями, событиями, юрист стремится реагировать на них, прежде всего, исходя из своих знаний и представлений. Если разрешение такого рода противоречий происходит болезненно, сложно, то это свидетельствует о «силе» действенности как характеристике образованности будущего юриста. Умелость как мера способности человека выражать свои актуализированные потребности, пользоваться знаниями в процессе жизнедеятельности посредством обоснованных (через усвоенные знания) действий характеризуется результативностью, то есть накопленным человеком опытом по применению своих знаний в той сфере жизнедеятельности, по отношению к которой измеряется его умелость.
Показателями осведомленности и сознательности относительно профессионально значимых личностных качеств будущих юристов являются точность и полнота знаний и представлений о совести, справедливости и ответственности как правовых и этических категориях, как качествах, необходимых юристу в его профессиональной деятельности; убежденность в правоте собственных трактовок усвоенных знаний и представлений. Показателем действенности служит активность студентов в проявлении устойчивого позитивного отношения к совести, справедливости, ответственности в индивидуальной интерпретации исполнения профессиональных компетенций, а умелости - опора на триединство совести, справедливости, ответственности при принятии профессиональных решений в ситуациях морального выбора.
Воспитание профессионально значимых личностных качеств будущих юристов осуществляется в рамках образовательного процесса в вузе. Образовательный процесс, направленный на воспитание профессионально значимых личностных качеств будущих юристов, призван достичь некой общности, выраженной в согласованном педагогическом партнерстве, в гуманном учебно-педагогическом взаимодействии. Цель данного взаимодействия - содействовать изменению определенных свойств участников образования и достижению ими определенного уровня воспитанности; способствовать самореализации студентов в социально приемлемых проявлениях; а также дать студентам векторное направление развития их духовности как предпосылки дальнейшего самообразования.
Реализация образовательного процесса будет успешнее, если он будет протекать при
специальным образом созданном комплексе педагогических условий.
Для выявления комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование модели воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов в вузе, нами был определен социальный заказ общества высшей школе, нашедший отражение в нормативных документах в области образования, проанализированы научная литература и эффективный педагогический опыт по проблеме исследования, учтены особенности модели, использованы возможности избранной методологии.
В результате мы пришли к выводу, что процесс воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов в вузе будет более успешным при следующем комплексе педагогических условий: 1) ориентация содержания, методов и форм организации образовательного процесса на выявленный уровень воспитанности профессионально значимых личностных качеств будущих юристов; 2) интеграция предметных областей общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента и общих профессиональных дисциплин федерального и вузовского компонентов; 3) согласованное сотрудничество педагогов и студентов.
Сущность первого педагогического условия вытекает из положений синергетического и гуманно ориентированного подходов, учитывающих природоопределенные свойства студентов и особенности субъект-субъектного взаимодействия. Выявленный уровень воспитанности профессионально значимых личностных качеств будущих юристов посредством промежуточных контрольных срезов позволил выбрать максимально эффективные на каждом конкретном этапе реализации модели воспитания методы и формы организации образовательного процесса, к примеру, произвести замену групповых форм на индивидуальные. Ориентация содержания образования на выявленный уровень воспитанности путем последовательно или в сочетании используемых его (содержания образования) компонентов, способствует более эффективному достижению поставленной цели каждого этапа с учетом достигнутых результатов, показанных студентами.
Сущность второго условия, основанного на методологических положениях синергетического и гуманно ориентированного подходов о педагогическом партнерстве, заключа-
ется в интеграции предметных областей следующих дисциплин: иностранный язык, философия, социология, история государства и права, профессиональная этика юриста, уголовное право, гражданское право на уровне межпредметных связей. Выбор данных предметов обусловлен их содержательными возможностями в осуществлении процесса воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов в вузе. В отобранных дисциплинах установлено смысловое соотношение элементов содержания, отобраны методы и формы организации образовательного процесса, адекватные предметам, между которыми устанавливается связь. В рамках нашего исследования реализация второго условия осуществлялась в ходе преподавания иностранного языка (ГСЭ.Ф) и профессиональной этики юриста (ОПД.В) на уровне межпредметных связей. Согласно рабочей программе дисциплины «Профессиональная этика юриста», студенты знакомятся с понятием и сущностью морали, соотношением морали и права, со спецификой нравственных проблем юридической деятельности, с нравственными основами законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности разных стран, с нравственными началами уго-ловно-процессуального доказывания, рассматривают основные категории этики, личностные качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности, и т.д. В свою очередь, «беспредметность» иностранного языка (И.А. Зимняя) позволяет адаптировать разработанное содержание образования на предметном уровне с учетом поставленной цели, с привлечением элементов содержания образования на уровне понятий и идей из предметных областей философии, социологии, истории государства и права, профессиональной этики юриста и др. [7].
Третье педагогическое условие методологически обусловлено положениями синергетического и гуманно ориентированного подходов и состоит в том, что общими усилиями педагогов и студентов, руководствующихся сходными представлениями о гуманизме и настроенными на претворение этих представлений в действительность во взаимодействии друг с другом, достигаются положительные результаты в воспитании профессионально значимых личностных качеств будущих юристов в вузе. При согласованном сотрудничестве мотив достижения поставленной цели становится внутренней предпосылкой со-
трудничества, приводящей к реализации всего богатства форм взаимодействия как педагогов со студентами, так и студентов друг с другом. Третье условие реализуется при определении содержания образования, при распределении полномочий между педагогами и студентами, при достижении доброжелательных межличностных взаимоотношений.
Ответственным лицом за внедрение выявленного комплекса педагогических условий воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов в вузе выступает выпускающая кафедра в сотрудничестве с кафедрами всех задействованных дисциплин (философии, иностранного языка и др.). Данное исследование может явиться попыткой достижения одной из целей в области качества образования, состоящей в создании комплексных межкафедральных и межфа-культетских лабораторий.
Нормативное подтверждение тому мы находим в Уставе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет», в котором прописаны обязанности преподавателей, заключающиеся в выполнении «учебной, воспитательной и методической работы на высоком профессиональном уровне, в проявлении заботы о нравственном, культурном и физическом развитии студентов».
В «Положении о кафедрах» сказано, что преподаватель, доцент, профессор кафедры должны руководить учебно-исследова-тельской работой студентов, организовывать студенческие научные конференции, олимпиады, конкурсы и другие массовые мероприятия учебного и воспитательного характера (приказ №46 от 01.04.2003 г. «Об утверждении Положения о кафедрах»). Кроме того, в планах работы кафедры прописываются основные направления воспитательной работы со студентами. Одним из таких направлений является нравственное воспитание, в рамках которого и происходит воспитание совести, справедливости и ответственности как профессионально значимых личностных качеств будущих юристов. Каждый отдельный преподаватель всех вовлеченных в образовательный процесс дисциплин является ответственным лицом за реализацию комплекса педагогических условий, что должно быть отмечено в индивидуальных планах преподавателя, в разделе «Воспитательная работа».
Гуманно ориентированный образователь-
ный процесс, направленный на воспитание профессионально значимых личностных качеств будущих юристов, а именно: совести, справедливости и ответственности, предстает как систематически совершающееся согласованное взаимодействие педагогов, сопровождающих образовательную деятельность своих студентов, с каждым из них. Качество подготовки будущих юристов возрастает, если в образовательном процессе происходит взаимодействие между студентами, педагогами и студентами, самими педагогами. Учитываются ресурсы (способности и потенциалы) всех участников образовательного процесса, которые многократно возрастают, если между участниками образовательного процесса зарождается и зреет согласие относительно сотрудничества друг с другом. Многократно возрастает и качество педагогически сопровождаемой образовательной деятельности учащихся, если в процессуальном плане образовательный процесс предстает как вполне согласованное сотрудничество между педагогами.
Таким образом, при решении задачи о выявлении мер повышения качества образования будущих юристов нами получены следующие результаты:
1) уровень сформированное™ профессионально значимых личностных качеств будущих юристов представляет собой один из внешних критериев качества их профессионального образования, а также определяет качество будущей профессиональной деятельности, обусловливая исполнение профессиональных компетенций юриста;
2) в число внутренних критериев измерения и оценки качества образования входят осведомленность, сознательность, действенность и умелость, конкретизированные относительно результатов образования будущих юристов и являющиеся показателями воспитанности профессионально значимых личностных качеств будущих юристов;
3) повышению качества профессионального образования будущих юристов способствует выявленный, обоснованный и апробированный комплекс вышеизложенных условий;
4) качество достижения результатов обусловлено качеством содержания процесса воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов в вузе и его структуры в системе высшего профессионального образования.
Литература
1. Аристотель. Этика / Аристотель; пер. Н В. БрагинскойТ.А. Миллер; вступ. ст. Ф.Х. Кессиди; примеч. Н.В. Брагинской, В.В. Бибихина. — М.: ACT, 2004. - 492 с.
2. Баранцев, Р.Г. Синергетика в совре-
менном естествознании / Р.Г. Баранцев. -СПб, 2003. - Режим доступа: http://
spkurdyumov.narod.ru / Bapantsl0.htm.
3. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. -М.: Республика, 1993. - 383 с.
4. Букреев, В. И. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению: учеб. пособие / В.И. Букреев, ИН. Римская. - М.: Юрайт, 1998. - 336 с.
5. Булгаков, С.Н. Православие / С.Н. Булгаков. - М.; Харьков: ACT: Фолио, 2001. -471 с.
‘ 6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021100 «Юриспруденция». Квалификация - Юрист. - Введ. 2000-27-03. - М.: М-во образования РФ,
2000. - Режим доступа: http://db.informika.ru /spe/os_zip/ 021100.html
7. Зимняя, И.А. Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе: учеб. пособие / И.А. Зимняя; под ред. Г.А. Китайгородской. -М.: Изд-воМГУ, 1987. -157с.
8. Кант, И. Лекции по этике / И. Кант; ред., сост. и вступ. ст. A.A. Гусейнова. - М.: Республика, 2005. - 430 с.
9. Маслоу, А. Мотивация и личность: пер. с англ. /А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2006. - 351 с.
10. Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов по гуманитар, специальностям / В.М. Найдыш. -М.: Гардарики, 2003. -475 с.
11. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.
12. Юридическая педагогика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - 895 с.
Поступила в редакцию 6 октября 2009 г.