УДК 378.018+378.026 ББК 4481.352+4481.2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Е.Г. Шрайбер ЮУрГУ
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE INSTITUTE OF HIGHER EDUACTION
E.G. Shraiber SUSU
Представлен комплекс педагогических условий, необходимых при реализации модели воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов в вузе. Рассматривается их сущность, связь с методологией исследования, меры, обеспечивающие их реализацию.
Ключевые слова: педагогические условия, образовательный процесс, гуманно ориентированная системно-синергетическая методология> межпредметная интеграция, содержание образования, сотрудничество.
The article dwells upon the complex of pedagogical conditions, which are necessary for the model of upbringing of professionally important personal qualities of future lawyers to be realized within the frame of higher education system. One can find the essence of the pedagogical conditions, their connection to the methodology of the research work and the measures provided with their realization.
Keywords: pedagogical conditions, educational process, humane oriented and sys-tem-sinergy methodology, interdiscipline integration, content of the educational process, cooperation.
Важным элементом в организации образовательного процесса является создание педагогических условий осуществления образовательной деятельности. Речь идет о внедрении в образовательный процесс намеренно созданных обстоятельств, ситуаций, в которых происходит образовательная деятельность обучающихся. Функциональное назначение педагогических условий может быть разнообразным. Однако оно предопределено воплощаемым методическим замыслом. Поэтому организация образовательного процесса направлена на педагогическое содействие образующимся людям в условиях воспринимаемого содержания образования. Педагогические условия, сопровождающие процесс образования, призваны (по замыслу) способствовать повышению качества результативности образовательной деятельности.
Создавая (организуя) педагогические условия осуществления образовательной деятельности в процессе обучения и воспитания, педагог стремится влиять на образующихся
людей косвенно. Не пользуясь прямым влиянием на кого-то конкретно, педагог, фактически, ставит обучающихся в положение (в условия), в котором они направляют образовательную деятельность на участие в претворении методического замысла в действительность. Тем самым педагогические условия становятся фактором косвенного влияния на образовательную деятельность обучающихся [4].
Занимаясь проблемой воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов в образовательном процессе вуза, мы попытались определить комплекс педагогических условий, необходимых для эффективного функционирования модели воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов в вузе.
Для выявления педагогических условий нами были намечены следующие пути: определение социального заказа общества высшей школе, анализ научной литературы и эффективного педагогического опыта по проблеме исследования, выявление специфики процесса
Теория и методика профессионального образования
воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов в высшей школе, использование возможностей системно-синергетического и гуманно ориентированного подходов.
В XXI веке общество объективно испытывает острую потребность в высокообразованных и целеустремленных специалистах юридической профессии, способных эффективно решать задачи создания и укрепления законодательной и правовой базы нашего государства. В связи с этим возросли требования к формированию личности современного юриста. Задача высшего образования состоит в том, чтобы образующиеся люди не только приобрели глубокие знания юриспруденции, но и стали профессиональными юристами, людьми с высокой общей и профессиональной культурой, подлинными гуманистами, сознательно принимающие решения и несущие ответственность за свои поступки.
Поставленная проблема решается на госу-дарственно-правовом уровне. Важность подготовки будущих специалистов отражена в законе РФ «Об образовании», «Законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепции модернизации Российского образования до 2010 г.», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», где говорится о том, что «...развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой». На Восьмом конгрессе ООН «По предупреждению преступности и обращению с правонарушителями» были приняты основные принципы профессиональной деятельности юриста, согласно которым «.. .юристы должны содействовать защите прав и основных свобод человека, признанных национальным и международным правом, и во всех случаях действовать независимо и добросовестно в соответствии с законом и нормами профессиональной этики».
В нашей работе предпринята попытка выявить комплекс личностных качеств юриста, необходимых для успешного осуществления профессиональных компетенций. Данными качествами являются совесть, справедливость и ответственность, рассматриваемые нами как целостное образование, являющиеся «ядром» нравственной сущности юриста - человека и специалиста. Обоснована ведущая роль совести в данной триаде качеств, которая является мерой значимости нравственной ценности в ситуации морального выбора и основой для дальнейшего самосовершенствования личности на пути достижения духовности.
Изучив и проанализировав психологопедагогическую литературу и литературу, отражающую вопросы профессиональной (юридической) этики, мы пришли к выводу о том, что вопросы воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов недостаточно разработаны в теории и методике профессионального образования, несмотря на то, что актуальность воспитания личностных качеств будущих специалистов (в том числе юристов) признается многими исследователями: М.Ю. Бар-щевским, А.Т. Боннер, А.Ф. Кони, М.П. Реди-ным. Необходимость воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов, в том числе совести, справедливости и ответственности, подтверждается Ю.В. Александровым, О.В. Афанасьевой, А.Р. Васильевым, М.И. Еникеевым, А.Э. Жалинским, Б.З. Зельдовичем, В.Я. Кикотя, А.С. Кобли-ковым, А.П. Кореневым, Е.А. Красниковой, В.М. Кукушкиным, И.Д. Мариновской, С. Пашиным, A.B. Пищелко, В.В. Романовым, А.М. Столяренко, М.И. Фетюхиным и др.
В современных научных исследованиях в основном решаются проблемы формирования чувства ответственности различных специалистов, очень мало внимания уделяется воспитанию совести, справедливости будущих юристов, отсутствует разработка методик воспитания данных качеств в образовательной системе вуза. Необходимым этапом в решении проблем профессионального образования является разработка теоретических обоснований подходов к воспитанию профессионально значимых личностных качеств (совести, справедливости и ответственности) в образовательном процессе вуза.
На основе выбранной нами гуманно ориентированной системно-синергетической методологии [3] была разработана и реализована
модель воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов в образовательном процессе вуза, которая включает субъект-субъектное взаимодействие, опору на принцип гуманизма, учет антропосинергизма, а также учет природоопределенных свойств образующихся людей.
Научно доказано, что модель эффективно функционирует при определенных педагогических условиях. В результате мы пришли к выводу, что эффективное функционирование модели воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов возможно при следующих педагогических условиях:
1) учет изменения содержания образовательного процесса, методов и форм его осуществления на каждом этапе в зависимости от достигнутого уровня воспитанности профессионально значимых личностных качеств образующимися людьми;
2) интеграция предметных областей общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента (ГСЭ.Ф) и общих профессиональных дисциплин федерального и вузовского компонентов (ОПД.Ф и ОПД.В);
3) согласованное сотрудничество педагогов и образующихся людей.
Понятие «условие» относится к числу философских категорий, которая «характеризует то, от чего зависит другое» [5]. Педагогические же условия нами понимаются как «намеренно созданные обстоятельства, ситуации, в которых происходит образовательная деятельность обучаемых» [4, с. 213].
Первое педагогическое условие - учет изменения содержания образовательного процесса, методов и форм его осуществления на каждом этапе в зависимости от достигнутого уровня воспитанности профессионально значимых личностных качеств образующимися людьми - вытекает из гуманно ориентированного подхода, учитывающего природоопределенные свойства студентов, которые, в конечно счете, влияют на результат усвоения учебного материала в ходе образовательного процесса. В связи с чем при проведении запланированных контрольных срезов, позволяющих выявить уровень воспитанности профессионально значимых личностных качеств будущих юристов, появляется возможность произвести коррекцию содержания образовательного процесса, методов и форм его реализации уже с учетом выявленного уровня вос-
питанности студентов. Так, при недостаточном усвоении знаний и представлений об основных этических и правовых категориях -совести, справедливости и ответственности, студентам предлагаются для изучения дополнительные тексты, отражающие данные вопросы, для более глубокого и детального изучения примеры социального опыта, заключающие в себе моральные стороны профессиональной деятельности.
Возможно изменение методов и форм организации образовательного процесса. Если проводились работа с текстом и последующий его анализ, то предлагается применить активные методы обучения и воспитания: беседу, дискуссию и т.д. Также возможно изменение традиционных практических занятий на форму конференции и ролевые игры. Вопрос о целесообразности применения того или иного метода или формы организации образовательного процесса целиком зависит от преподавателя. Однако нельзя игнорировать и роль самих образующихся людей, необходимо учитывать их пожелания и склонности, признавать их активное участие в отборе содержания, методов и форм организации образовательного процесса. В этом также мы видим отражение положения гуманно ориентированного подхода.
Сущность второго условия - интеграция предметных областей общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента (ГСЭ.Ф) и общих профессиональных дисциплин федерального и вузовского компонентов (ОПД.Ф и ОПД.В) -заключается в интеграции предметных областей следующих дисциплин: иностранного языка, философии, социологии, истории государства и права, профессиональной этики юриста, уголовного права, гражданского права на уровне межпредметных связей.
Под межпредметными связями мы будем понимать взаимодействованную согласованность учебных предметов, обусловленную единой системой и общими дидактическими целями [2].
Выбор данных предметов обусловлен их содержательными возможностями в осуществлении процесса воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов. В курсе отобранных нами дисциплин, согласно государственному образовательному стандарту, выделены необходимые для содействия воспитанию совести, справедливости и ответственности элементы содер-
Теория и методика профессионального образования
жания образовательного процесса, направленного на воспитание профессионально значимых личностных качеств будущих юристов. Это совесть, справедливость и ответственность как категории этики и права; сведения о социальном опыте, касающемся моральной стороны юридической профессии; вопросы о соотношении ключевых понятий профессиональной этики - права и морали, соотношении законности и справедливости, а также ряд общеизвестных моральных дилемм, свойственных юридической профессии. Более подробное описание вклада каждой отдельной дисциплины в отобранное нами содержание образования представлено в описании к базовой модели педагогического партнерства в воспитании профессионально значимых личностных качеств будущих юристов (совести, справедливости, ответственности) [6].
По мнению академика В.Н. Келбакина [1], МПС есть такая конструкция содержания учебного материала, принадлежащая двум и более дисциплинам, основными характеристиками которой являются:
• смысловое соотношение элементов содержания, входящих в состав двух и более учебных предметов;
• методические приемы обучения (а также формы учебного процесса), адекватные предметам, между которыми устанавливается связь.
Из чего следует, что помимо грамотно отобранного содержания образования, направленного на содействие воспитанию совести, справедливости и ответственности, необходимо выделить методы и формы организации образовательного процесса, подходящие для всех выбранных учебных дисциплин и в то же время способствующих воспитанию профессионально значимых личностных качеств будущих юристов. Данные методы и формы выделены при описании педагогической модели воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов [7].
Внедрение данного условия осуществлялось нами в ходе преподавания таких дисциплин, как «Иностранный язык», входящего в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента (ГСЭ.Ф), и «Профессиональной этики юриста», входящей в цикл общих профессиональных дисциплин федерального и вузовского компонентов (ОПД.Ф и ОПД.В). Важно отметить уникальную способность учебной дисциплины «Иностранный язык» интегрировать
самые разнообразные сведения, что обусловливает большой потенциал этого предмета в осуществлении процесса воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов в образовательном процессе вуза. В данном аспекте межпредметные связи -есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей.
Третье условие - согласованное сотрудничество педагогов и образующихся людей -методологически обусловлено положениями системно-синергетического и гуманно ориентированного подходов. Общими усилиями участников образования, в нашем случае педагогов и студентов, руководствующихся сходными представлениями о гуманизме и настроениями на претворение их в действительность во взаимодействии друг с другом, достигаются положительные результаты в воспитании профессионально значимых личностных качеств будущих юристов.
Совместные решения педагогов и студентов при отборе содержания образования, достижение согласия в распределении полномочий между собой, достижение доброжелательных межличностных взаимоотношений существенно влияют на эффективность образовательного процесса, в рамках которого происходит воспитание профессионально значимых личностных качеств будущих юристов. Известно, что если учебно-преподавательское взаимодействие базируется на взаимопонимании, на сотрудничестве, если оно направлено на взаимосодействие друг другу при осуществлении компетенций в обучении, то оно представляется продуктивным и повышает качество результативности обучения. Считаем, что согласованное сотрудничество педагогов и образующихся людей, выраженное в учебнопедагогическом взаимодействии и педагогической партнерстве, является продуктивным и в отношении качества результативности реализации всего образовательного процесса, и в том числе процесса воспитания.
Реализуя данное педагогическое условие, мы применяли такие методы и формы организации образовательного процесса, как ролевые игры, анализ кейсов, беседы, дискуссии, конференции и т.д.
Ответственным лицом за реализацию
данных педагогических условий функционирования модели образовательного процесса, направленного на воспитание профессионально значимых личностных качеств будущих юристов, выступает выпускающая кафедра в сотрудничестве с кафедрой иностранных языков. Данный опыт может явиться попыткой достижения одной из целей повышения качества образования, состоящей в создании комплексных межкафедральных и межфакультетских лабораторий.
Нормативное подтверждение данной ответственности мы находим в Уставе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет», в котором прописаны обязанности преподавателей, заключающиеся в выполнении учебной, воспитательной и методической работы на высоком профессиональном уровне, в проявлении заботы о нравственном, культурном и физическом развитии студентов. В Положении о кафедрах сказано, что преподаватель, доцент, профессор кафедры должны руководить учебно-исследовательской работой студентов, организовывать студенческие научные конференции, олимпиады, конкурсы и другие массовые мероприятия учебного и воспитательного характера (приказ № 46 от 01.04.2003 г. «Об утверждении Положения о кафедрах»). Кроме того, в планах работы кафедры прописываются основные направления воспитательной работы со студентами. Одним из таких направлений является нравственное воспитание, в рамках которого и происходит воспитание совести, справедливости и ответственности как профессионально
значимых личностных качеств будущих юристов. Каждый преподаватель всех вовлеченных в образовательный процесс дисциплин является ответственным за реализацию данных условий, что должно быть отмечено в индивидуальных планах преподавателя, в разделе - воспитательная работа.
Литература
1. Келбакин, В.Н. Межпредметная функция в подготовке будущих учителей /В.Н. Келбакин. - Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1994. -360 с.
2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. - М.: Академия, 2005. -173 с.
3. Сериков, Г.Н. Основание педагогических исследований / Г.Н. Сериков. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. - 238 с.
4. Сериков, Г.Н. Педагогика. Кн. I: Объект исследований / Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2995. - 440 с.
5. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - 559 с.
6. Шрайбер, Е.Г Межпредметная интеграция в воспитании профессионально значимых личностных качеств будущих юристов / Е.Г. Шрайбер // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -№36(77). Аспирантские тетради: научный журнал. - СПб., 2008. -436 с.
7. Шрайбер, Е.Г. Модель воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов / Е.Г Шрайбер // Вестник Башкирского университета. - 2008. - Т. 13, №4.-С. 1103-1108.
Поступила в редакцию 5 февраля 2009 г.