ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
УДК 378
ОСКОЛОК Кирилл Владимирович, кандидат химических наук, доцент кафедры аналитической химии
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ХИМИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ УНИВЕРСИТЕТОВ СССР
В статье изложены основные результаты исследования по проблеме повышения качества учебного процесса на химических факультетах советских университетов. Показан передовой опыт вузов по повышению качества учебной работы профессорско-преподавательского состава. Даны примеры использования результатов научных исследований в учебном процессе со студентами. Сделан вывод о целесообразности использования лучшего советского опыта организации учебного процесса при подготовке студентов-химиков в университетах Российской Федерации. Совершенствование содержания и структуры университетского химического образования, подготовка новой учебной литературы составляли одно из центральных направлений в работе профессорско-преподавательских коллективов. Опыт построения учебных планов, курсов и программ по химическим дисциплинам, организации лабораторной работы и производственной практики, а также комплекс учебной и учебнометодической литературы, созданной в рамках советской университетской химии, требует глубокого изучения.
Ключевые слова: химические факультеты советских университетов, организация учебного процесса, учебно-методическая документация, качество образования студентов.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -383-389
OSKOLOK Kirill Vladimirovich, Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor, Chair for Analytical Chemistry
IMPROVEMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESSES AT THE FACULTIES OF CHEMISTRY OF THE UNIVERSITIES IN THE USSR
The article describes the main results of the research on the problem of improving the quality of educational processes at the chemical faculties of the Soviet universities. It highlights the best practices of universities in improving the quality of academic work of university professors and teachers, gives the examples of using results of scientific researches in educational processes of the students, and makes the conclusion about the advisability of using the best Soviet experiences in organization of educational processes for training students-chemists at the universities of the Russian Federation.
Improvement of the content and structure of university chemical education, preparation of new textbooks and learning materials was one of the central directions in the work of university professors and teachers. It is necessary to study the experience of preparing curricula, courses and programs on chemical disciplines, organization of laboratory work and practical work, learning aids and methodical aids created in the framework of Soviet university education in the field of chemistry.
Key words: chemical faculties of the Soviet universities, organization of educational processes, learning-methodical documentation, quality education of students.
Автор статьи ставит перед собой задачу показать читателям журнала динамику процесса повышения качества учебного процесса со студентами на химических факультетах университетов СССР с конца 1920-х по конец 1980-х гг. С этой цель им проведено комплексное историческое исследование, основанное на архивных и опубликованных источниках, а также на анализе специальной литературы. В своей работе над темой автор публикации использовал сравнительно-исторический, статистический, аналитический и другие методы исследования.
Проблемы качества образования становятся все более актуальными для ученых, специалистов и практиков, работающих в учебных заведениях. Основная часть публикаций по этой важной теме относится к проблемам повышения качества школьного образования. Реже встречаются работы по вопросам качества образования студентов высшей школы. Проблемы повышения качества университетского химического образования в историческом плане до сих пор специально не рассматривались. Начнем с определений основных понятий, использованных в исследовании. Автор статьи согласен с приведенными ниже определениями специалиста по систематизации образовательной терминологии В.М. Полонского.
Качество образования - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду в зависимости от его интересов и возможностей получать полноценное непрерывное образование соответствующего уровня в очной, заочной или дистанционной форме.
Качество образования выпускников - определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания [1, с. 109].
Рассмотрим изменение качества университетского химического образования в СССР по мере его исторической эволюции в контексте действовавшей нормативно-правовой базы.
В рамках эволюции концепций советского высшего естественного образования в 1920-е -1980-е гг. неоднократно подвергалось изменениям содержание университетских программ по
- 383 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
химии, корректировалось соотношение объемов и порядок преподавания различных учебных дисциплин на протяжении курса обучения в университете.
В 1920-х - начале 1930-х гг. вновь организованные химические отделения и факультеты советских университетов должны были работать по «втузовской» программе, которая отражала господствовавшую в советской образовательной политике этого периода идею технизации химического образования [2, с. 57-58]. Учебные программы и планы часто корректировались в соответствии с приоритетными задачами образовательной системы СССР по подготовке квалифицированных кадров химиков для промышленности и сельского хозяйства.
В 1923 г. на физико-математическом факультете Московского университета были введены так называемые практические уклоны - специализации, ориентированные на работу выпускников в различных отраслях промышленности, в том числе химической. На химическом отделении 1-го МГУ появились уклоны: аналитико-технический, по химии редких металлов, электрохимии, химии нефти и ее перегонки, химии красок и текстильной промышленности. Тем самым должна была решаться задача пополнения корпуса кадров инженеров и специалистов [3, с. 142].
В этот период осуществлялось введение большого количества достаточно узких специализаций химиков и сокращение теоретических курсов за счет практических занятий и производственной практики. В Объяснительной записке к плану преподавания химического факультета 1-го МГУ 1930 г. говорилось: «Химический факультет Университета имеет целью подготовку квалифицированных лабораторных работников для нужд различных химических производств и научно-исследовательских институтов. В связи с этой установкой Химфак ставит себе задачу сообщить своим студентам ряд теоретических сведений по основным вопросам химии и по необходимым для их усвоения ряду других дисциплин (математика, физика); дать необходимые лабораторные навыки и уменье экспериментально решать поставленные теоретические задачи; и, наконец, пользуясь методом непрерывной производственной практики, подготовить их к непосредственной работе в связи с производством по избранной специальности» [4, л. 1]. Химическим факультетом МГУ был намечен выпуск работников следующих специальностей: 1) по циклу физической химии - электрохимия, катализ, фотохимия, коллоидная химия, термохимия; 2) по циклу неорганической химии - химия редких элементов, галургия (учение о солях), химия радиоактивных элементов; 3) по циклу органической химии - химия полупродуктов и красителей, химия нефти и химия белковых веществ, химия целлюлозы; 4) по циклу биологической химии - биохимические процессы, химия пищевых продуктов, переработка сельскохозяйственных продуктов.
Против наименования каждой специальности указывались не только предполагаемые промышленные отрасли для будущей профессиональной деятельности выпускников, но и в ряде случаев - конкретные предприятия и учреждения. Так, окончивших химфак по специальности «фотохимия» предлагалось использовать в лабораториях Фотохимического треста, по специальности «химия редких элементов» - в лабораториях Горнохимического треста, выпускников цикла биологической химии - на пивоваренных, консервных, хлебопекарных, крахмальнопаточных и других предприятиях пищевой промышленности.
Объем и характер подготовки выпускников по каждой специальности определялся теми производственными функциями, которые им предстояло выполнять. Несколько особняком в программе стоял цикл аналитической химии, план преподавания на котором формально был также увязан с развитием промышленного производства. Его задачей являлась «подготовка высококвалифицированных работников для ведения научно-исследовательских работ по разработке стандартов по химическим продуктам и реактивам, ведения контрольно-аналитических работ в самых разнообразных химических и физических лабораториях» [5, л. 1-2]. С 1926 г. в МГУ действовала военная кафедра, на которой студенты химического факультета получали военную подготовку по химическому профилю.
В контексте приоритета практической подготовки студентов по сравнению с их теоретическими знаниями приходилось сокращать или исключать из университетской программы некоторые курсы для «более напряженной целеустремленности всего преподавания». Некоторые вспомогательные предметы (минералогия, кристаллография) исключались из учебного плана, однако наиболее важные компоненты отмененных дисциплин включались в базовые химические курсы. Энциклопедический курс химической технологии был распределен в виде технологических примеров в соответствующих дисциплинах, которые должны были стать более конкретными и увязанными с программами производственной практики и военно-химическими предметами [6, л. 3].
Во второй половине 1930-х гг. профессорско-преподавательскими коллективами химических факультетов и кафедр создавались обновленные курсы лекций, лабораторные практику-
- 384 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
мы, учебные пособия, соответствовавшие задачам формирования классических университетских программ по химическим наукам. Ряд образцов учебной литературы этого периода был широко востребован в СССР и за рубежом на протяжении нескольких последующих десятилетий. Например, знаменитый «Курс общей химии» Б.В. Некрасова к 1962 г. выдержал 14 переизданий.
В годы Великой Отечественной войны в университетах СССР осуществлялась подготовка химиков-исследователей и химиков-практиков для различных отраслей промышленности. Несмотря на трудности того времени, формировались и внедрялись новые учебные планы и программы университетов по химическим наукам [7, с. 23-30].
После войны ситуация быстро улучшалась. Одной из новаций в университетском химическом образовании второй половины 1940-х гг. стало повышенное внимание к изучению истории химии. Слабые знания студентов в данной области были зафиксированы в отчетах некоторых университетов еще в военные годы [8, л. 96]. Так, ректор МГУ профессор И.С. Галкин охарактеризовал отсутствие курса истории химии как большой пробел в научно-педагогической работе университетов. В конце 1940-х гг. курсы по истории науки, в том числе химии, были введены в учебные планы университетов СССР [9, с. 93-99]. В 1948 г. на химическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова начала работу кафедра истории химии во главе с профессором Н.А. Фигуровским [10, с. 77-80].
В течение периода 1950-х - начала 1970-х гг. происходило изменение и расширения спектра специальностей химических факультетов, в том числе развитие межкафедральных и межфакультетских образовательных программ. Неоднократно осуществлялось обновление учебных планов, в которых была увеличена доля практической подготовки студентов в лабораториях и НИИ, расширено привлечение студентов к научно-исследовательской работе. Началось внедрение в учебный процесс методов математического анализа с применением ЭВМ, укреплялась материально-техническая база химических факультетов и кафедр.
Во второй половине 1950-х гг. учебный план химического факультета был самым насыщенным в Московском университете, причем происходило это не по указанию сверху, а по инициативе кафедр. «Не Министерство навязало вам такой план, и не ректорат, а вы такой план предлагали. Я старался по возможности ужать этот план, а вы возражали», - заявлял по этому поводу на заседании Совета МГУ его ректор, академик АН СССР И.Г. Петровский [11, л. 112].
Химический факультет МГУ являлся лидером в области внедрения в университетский образовательный процесс ряда перспективных направлений химической науки и по развитию междисциплинарных специализаций. Так, с 1959 г. на химфаке Московского университета были организованы спецгруппы физико-химиков с усиленной подготовкой по физике и математике. Была усилена общетеоретическая подготовка студентов химфака МГУ с учетом наиболее актуальных направлений развития химической науки с распространением этого опыта на всю систему университетского химического образования. Например, по предложению члена-корреспондента АН СССР В.А. Каргина с 1958 г. курс химии высокомолекулярных соединений читался для всех студентов химических факультетов университетов страны.
Появление новых лабораторных помещений и современного оборудования во второй половине 1950-х гг. оказало существенное позитивное воздействие на темпы и качество научноисследовательской и учебно-методической работы химиков Московского университета. За последующие 25 лет число публикаций сотрудников химического факультета МГУ увеличилось в семь раз при росте их общей информационной насыщенности. Химический факультет готовил специалистов-химиков широкого профиля. Его выпускник представлял собой «химика-исследователя и лабораторного работника, владеющего теоретическими основами современной химической науки, современными методами химического и физико-химического исследования, основами технологии главных отраслей химической и металлургической промышленности и знакомый с организацией производства» [12, л. 5].
Представляют интерес архивные документы, раскрывающие специфику образовательного процесса на химическом факультете мГу в начале 1960-х гг. Во втором полугодии 1961 г. педагогическую и научно-исследовательскую работу на его химфаке вели 163 профессора, доцента и ассистента, научной работой занимались 187 старших и младших научных сотрудников. В профессорско-преподавательский состав университета входили девять академиков и пять членов-корреспондентов АН СССР. Послевузовскую подготовку проходили 163 аспиранта-химика.
Таблица 1. Структура химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 1961 год [13,
л. 2-4]
Table 1. The structure of the Chemical faculty of the Lomonosov Moscow state University. 1961 [13, L. 2-4].
- 385 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
Отделение неорганической химии
1. Кафедра неорганической химии Лаборатории: неорганической химии и солевых равновесий, химии редких элементов, химии комплексных соединений, рентгенографии
2. Кафедра аналитической химии Лаборатории: микроанализа, химических методов анализа, физико-химических методов анализа, радиометрических методов анализа
3. Кафедра химической технологии Лаборатория химической технологии
Отделение физической химии
1. Кафедра физической химии Лаборатории: химической термодинамики, кинетики и катализа, адсорбции, термохимии имени М.Ф. Лугинина, молекулярной спектроскопии, катализа и газовой электрохимии, электрографического исследования строения молекул
2. Кафедра коллоидной химии Лаборатория коллоидной химии
3. Кафедра высокомолекулярных соединений Лаборатория физики и химии высокомолекулярных соединений
4. Кафедра электрохимии Лаборатории: электрохимии, коррозии металлов
5. Кафедра химической кинетики Лаборатории: химической кинетики, химии свободных радикалов
6. Кафедра физики и химии высоких давлений Лаборатория физики и химии высоких давлений
7. Кафедра радиохимии
8. Межкафедральная лаборатория кристаллографии
Отделение органической химии
1. Кафедра органической химии Лаборатории: элементорганических соединений, химии белка, химии нуклеопротеидов, химии гетероциклических соединений, органического микроанализа, органического синтеза, теоретических проблем органической химии, специального органического синтеза, физико-химических методов исследования органических соединений
2. Кафедра органического катализа Лаборатории: органического катализа, каталитического синтеза
3. Кафедра химии нефти Лаборатории: химии нефти, химии искусственного жидкого и газового топлива, химии высокомолекулярных углеводов и смазочных масел
Учебным планом химического факультета было предусмотрено пять специализаций: неорганическая химия, органическая химия, физическая химия, аналитическая химия, радиохимия. В рамках общих направлений существовали углубленные специализации, по которым профессора и преподаватели факультета вели 59 спецкурсов [14, с. 19-20].
По направлению неорганической химии на факультете велась учебная и научная работа в области изучения и использования минерального сырья, химии редких металлов, химии комплексных соединений и применения их в промышленности, химии металлов и их сплавов, изыскания новых производственных методов получения неорганических веществ. Большое внимание уделялось подготовке химиков-аналитиков, основной задачей которых являлась разработка новых рациональных методов анализа на физико-химической основе. Студенты, специализировавшиеся по аналитической химии, изучали новейшие методы анализа (оптический, электрохимический и микрохимический), анализ минералов, руд, металлов и сплавов.
По направлению органической химии подготовка специалистов осуществлялась по разделам: органический синтез, исследование строения органических природных и синтетических веществ, химия металлургических соединений, органический катализ. Кафедра физической химии готовила специалистов для работы в научно-исследовательских учреждениях и химической промышленности, при ней действовало семь лабораторий, оборудованных первоклассными приборами для разнообразных физико-химических исследований. Студенты и аспиранты кафедры имели возможность специализироваться по молекулярной спектроскопии, химической кинетике и катализу, теоретической электрохимии, газовой электрохимии, фотохимии, физикохимии изотопов, химической термодинамике, термохимии, адсорбции, физико-химии растворов, химии процессов при высоких давлениях. На кафедре радиохимии велась подготовка специалистов, владеющих методами получения радиоактивных элементов и применения меченых атомов в различных областях химических исследований.
Новые образовательные направления и специализации вводились в 1950-е - 1960-е гг. и в других университетах страны, как правило, с учетом региональных потребностей в научных и производственных кадрах, а также структуры их химических факультетов.
- 386 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
В марте 1964 г. начались занятия со студентами Университета дружбы народов (УДН) в рамках курсов атомной физики, физической химии, минералогии. Учащиеся из Аргентины, Бразилии, Индонезии, Индии, стран Африки проявляли интерес к химии редких и цветных металлов, поскольку специалисты данного профиля были востребованы в промышленности этих государств. У студентов и аспирантов УДН большой популярностью пользовалась кафедра агрохимии: в 1965-1968 гг. по ней специализировалось более 20 человек [15, л. 37].
В послевоенный период все более рельефной становится проблема трансформации базовых основ советского университетского образования: стремительное нарастание объемов специальной информации, входившей в учебные программы, неизбежно вело к тому, что идея подготовки «образованного человека» заменялась формированием «профессионала», что нивелировало уникальную образовательную миссию университетов. При этом возникла тенденция противопоставления университетского химического образования химико-технологическому, которое выглядело более эффективным и актуальным в контексте политики химизации народного хозяйства.
Увлечение практической химией было характерно для советской университетской молодежи. Так, на совещании химического факультета МГУ еще в 1956 г. отмечалось, что студенты, в том числе хорошо подготовленные теоретически, не хотят заниматься чисто теоретическими проблемами. «Они настолько проникнуты экспериментальными навыками, что даже студентов III курса невозможно уговорить заниматься - так же, как и аспирантов - только теоретической работой» [16, л. 92].
Критика университетских программ нередко исходила от педагогического сообщества самих университетов, особенно в тех регионах, где выпускники химических факультетов трудоустраивались на предприятия химической промышленности. «Химик - выпускник университета, как правило, не имеет даже элементарных знаний в области инженерных дисциплин, не умеет читать чертежи, не подготовлен к технико-экономическому анализу процессов, слабо владеет технической терминологией, - утверждал заведующий кафедрой неорганической химии Иркутского государственного университета, доктор технических наук, профессор А.С. Черняк. - Это снижает плодотворность его сотрудничества с инженером-химиком, затрудняет в первые годы работы активное участие в решении производственных задач» [17, с. 89].
Советскими специалистами в области теории и методики изучения химии предлагались различные модели решения данной проблемы. Для химического факультета МГУ и других ведущих центров университетской химии в 1960-е - 1970-е годы было характерно дальнейшее расширение спектра учебных дисциплин и создание новых специализаций в соответствии с тенденциями развития химической науки, что позволяло обеспечивать академические учреждения и научно-производственную систему химической отрасли кадрами специалистов для работы по наиболее актуальным проектам. Уделялось внимание и усилению подготовки будущих химиков по математике и электронике, необходимых для эффективного использования молодыми учеными современных исследовательских методов и технологий. Так, в 1959 г. на химическом факультете МГУ были созданы специальные группы физико-химиков с усиленной подготовкой по физике и математике, в 1971 г. - спецгруппа студентов с расширенной подготовкой по математике. Развивалось и междисциплинарное взаимодействие естественных факультетов. В частности, кафедра общей химии химфака вела курсы для студентов биологического, геологического, географического факультетов и факультета почвоведения университета.
В 1970-е гг. на химическом факультете МГУ была расширена подготовка по новым специальностям, усовершенствован учебный план в целях достижения оптимального соотношения теоретических дисциплин с технологической и производственной практики. С 1971/72 учебного года началась подготовка в спецгруппе студентов с дополнительной математической подготовкой, включавшая обучение современным методам моделирования химических процессов и методам обработки экспериментальных результатов с применением ЭВМ [18, с. 25, 43].
С 1974 г. химический факультет МГУ начал работу по новым учебным планам [19, с. 514]. В течение первых двух семестров обучения студенты изучали неорганическую химию, третий и четвертый семестры посвящались аналитической химии, пятый и шестой - органической химии, шестой и седьмой - физической химии. Во втором и восьмом семестрах проводилась технологическая практика, в шестом семестре - ознакомительная производственная практика на профильных химических предприятиях. В восьмом семестре начинались теоретические спецкурсы и работа в спецпрактикумах. Девятый семестр отводился на преддипломную практику, участие в научно-исследовательской работке кафедр, в ходе которой студенты выполняли функции лаборантов. В течение десятого семестра обучения шла подготовка дипломной работы.
В 1960-х - начале 1970-х гг. существенно возросло количество часов, отводившихся на специализацию. В 1971/72 учебном году на химическом факультете МГУ студентам читалось 135 специализированных и факультативных курсов. В 1974/75 учебном году для изучения сту-
- 387 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
дентами были добавлены 44 новых факультативных спецкурса и введены 100 задач в лабораторные практикумы, в том числе по химии полимеров, фосфорорганических соединений, по методике концентрирования и определения примесей в высокочистых веществах [20, с. 23-25]. В середине 1970-х гг. на химическом факультете действовало 15 кафедр, 5 проблемных и 60 кафедральных лабораторий. От каждого структурного подразделения требовалось повышать качество образования студентов.
В 1960-е - 1970-е гг. общественная жизнь в высшей школе стала более демократичной, но идеологический компонент сохранял существенное значение в методологии образовательного процесса, в том числе в преподавании естественных наук. Так, учебный план химического факультета МГУ начала 1960-х гг. включал 220 часов курса истории КПСС, 150 часов - политэкономии, 120 часов - марксистско-ленинской философии [21, л. 12]. Аналогичную структуру имели учебные планы химических факультетов других университетов СССР.
13 марта 1987 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве». Министерству высшего и среднего специального образования СССР было поручено осуществить коренную перестройку учебного процесса и структуры подготовки кадров, обеспечить переход к подготовке специалистов широкого профиля на основе сочетания фундаментальных общенаучных, общепрофессиональных знаний и направлений практической подготовки, для более полного учета интересов отраслей народного хозяйства в процессе обучения студентов проводить специализацию их подготовки с участием предприятий и организаций.
Отмечалось, что содержание и сроки подготовки специалистов нужно дифференцировать в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности - технологической, эксплуатационной, управленческой, конструкторской, исследовательской и другой. Требовалось организовать подготовку кадров для научных учреждений, конструкторских и проектных организаций, наукоемкого производства и научных подразделений предприятий по их заявкам, в том числе путем перевода студентов, проявивших склонности к научному и техническому творчеству, на индивидуальные научные планы с продлением общего срока обучения до 6 лет, а также в форме научной стажировки.
Учебным заведениям предоставлялось право использовать, по их усмотрению, до 15% учебного времени для оперативного отражения в учебных планах и программах новейших достижений в соответствующих областях науки и техники, а также характера будущей работы специалиста [22, с. 246-247]. Это способствовало, в том числе, повышению качества университетского химического образования. Однако новые политические реалии конца ХХ в. привели к ломке отечественной системы высшей школы.
В целом, на протяжении всего рассматриваемого периода вектор развития химических факультетов и кафедр университетов СССР был направлен на разработку наиболее актуальных проблем химической науки и технологий, внедрение их в учебный процесс. Совершенствование содержания и структуры университетского химического образования, подготовка новой учебной литературы, составляли одно из центральных направлений в работе профессорскопреподавательских коллективов. Опыт построения учебных планов, курсов и программ по химическим дисциплинам, организации лабораторной работы и производственной практики, а также комплекс учебной и учебно-методической литературы, созданной в рамках советской университетской химии, требует глубокого изучения. Этот опыт целесообразно использовать для повышения качества университетского химического образования в Российской Федерации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высшая школа, 2004. - С. 109.
2. Саратовский университет. 1909-1959. - Саратов: Саратовский университет, 1959. - С. 57-58.
3. Андреев А.И., Змеев В.А., Ильин И.В. История студенчества Московского университета. Том II. 1905-1955. - М.: Изд-во МГУ, 2013. - С. 142.
4. Центральный государственный архив Москвы (ЦГАМ). Ф. 1609. Оп. 1. Д. 1485. Л. 1.
5. ЦГАМ. Ф. 1609. Оп. 1. Д. 1485. Л. 1-2.
6. Там же. Л. 3.
7. Осколок К.В. Химические факультеты университетов СССР в годы Великой Отечественной войны // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 6 (23). - С. 23-30.
8. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-8080. Оп. 2. Д. 476. Л. 96.
9. Лунин В.В., Богатова Т.В., Зайцева Е.А., Зефирова О.Н. Преподавание истории химии в Московском университете: лекторы и их курсы. Ч. 2. (К 100-летию профессор Н.А. Фигуровского )// Вестник Московского университета. Серия 2. Химия. 2002. Т. 43. - № 2. - С. 93-99.
10. Профессора Московского университета. 1755-2004: Биографический словарь. Том II: М-Я. / Авторы-составители А.Г. Рябухин, Г.В. Брянцева. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - С. 561-562.
- 388 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
11. ЦГАМ. Ф.1609. Оп. 2. Д. 412. Л. 112.
12. Там же. Л. 5.
13. Там же. Л. 2-4.
14. Химический факультет / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 1977. - С. 19-20.
15. ЦГАМ. Ф. 1609. Оп. 2. Д. 891. Л. 37.
16. ЦГАМ. Ф.1609. Оп. 2. Д. 412. Л. 92.
17. ЧернякА.С. Об университетской специализации по химии // Вестник высшей школы. - 1978. - № 11. - С. 89.
18. Химический факультет / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 1977. - С. 25, 43.
19. Луценко И.Ф. Химический факультет МГУ за годы Советской власти // Вестник Московского университета. Серия
2. Химия. - 1979. - № 6. - С. 514.
20. Химический факультет / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 1977. - С. 23-25.
21. ЦГАМ. Ф. 1609. Оп. 2. Д. 588. Л. 12.
22. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов. - М., 1987. - С. 246-247.
REFERENCES
1. Polonskij V.M. The Dictionary of education and pedagogy.[ Slovar' po obrazovaniju i pedagogike] Moskva: Higher school, 2004. PP. 109.
2. Saratov University. 1909-1959. - Saratov: Saratov University, 1959. Pp. 57-58.
3. Andreev, A. I., Serpents, V. A., Ilyin I. V., The History of the students of Moscow University.[ Istorija studenchestva Moskovskogo universiteta.]. Vol. II. 1905-1955. Moskva.: Publishing house of Moscow state University, 2013. P. 142.
4. Central state archive of Moscow (CHAM). F. 1609. Op. 1. D. 1485. L. 1.
5. CHAM. F. 1609. Op. 1. D. 1485. L. 1-2.
6. Ibid. L. 3.
7. Oskolok K.V. DEPARTMENTS OF CHEMISTRY AT UNIVERSITIES OF THE USSR IN THE PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR. [Himicheskie fakul'tety universitetov SSSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny]. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2013. no. 6 (23). PP. 23-30.
8. State archive of the Russian Federation. F. P-8080. Op. 2. D. 476. L. 96.
9. Lunin V. V., Bogatova T. V., Zaitseva E. A., Charges O. N. Teaching the history of chemistry at Moscow University: lecturers and their courses. Part 2. (To the 100 anniversary of Professor N. And. Figurovskogo [Prepodavanie istorii himii v Moskovskom universitete: lektory i ih kursy. Ch. 2. (K 100-letiju professor N.A. Figurovskogo)] Bulletin of Moscow University. Series 2. Chemistry. 2002. T. 43. No. 2. Pp. 93-99.
10. Professor of Moscow University. 1755-2004: a Biographical dictionary. Volume II: M-Ya / Authors-authors: A. G. Ryabu-khin, G. V. Bryantseva. [ Professora Moskovskogo universiteta. 1755-2004: Biograficheskij slovar'. Tom II: M-Ja. Avtory-sostaviteli A.G. Rjabuhin, G.V. Brjanceva.]. Moskva.: Publishing house of Moscow state University, 2005. pp. 561-562.
11. CHAM. F. 1609. Op. 2. D. 412. L. 112.
12. Ibid. L. 5.
13. Ibid. L. 2-4.
14. Chemistry Department. MSU M. V. Lomonosov. Moskva., 1977. pp 19-20.
15. CHAM. F. 1609. Op. 2. D. 891. L. 37.
16. CHAM. F. 1609. Op. 2. D. 412. L. 92.
17. Chernyak, A. S. On University specialization in chemistry. [Ob universitetskoj specializacii po himii]. Bulletin of the higher school. 1978. No. 11. P. 89.
18. Chemistry Department. MSU M. V. Lomonosov. Moskva, 1977. pp. 25, 43.
19. Lutsenko, I. F. Chemical faculty of Moscow state University during the years of Soviet power [Himicheskij fakul'tet MGU za gody Sovetskoj vlasti]. Bulletin of Moscow University. Series 2. Chemistry. 1979. No. 6. p. 514.
20. Chemistry Department. MSU M. V. Lomonosov. Moskva., 1977. Pp. 23-25.
21. CHAM. F. 1609. Op. 2. D. 588. L. 12.
22. Public education in the USSR. Collection of normative acts. Moskva, 1987. Pp. 246-247.
Информация об авторе Information about the author
Осколок Кирилл Владимирович, кандидат химических наук, доцент кафедры аналитической химии
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия k_oskolok@mail.ru
Oskolok Kirill Vladimirovich, Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor, Chair for Analytical Chemistry, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. k_oskolok@mail.ru
Received: 28.07.2015
Получена: 28.07.2015
- 389 -