Научная статья на тему 'Повышение качества процесса сопровождения подготовки кадров высшей квалификации в вузе'

Повышение качества процесса сопровождения подготовки кадров высшей квалификации в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АСПИРАНТУРА / СКВОЗНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / SCIENTIFIC POTENTIAL / POSTGRADUATE STUDY / THROUGH TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Г. П., Медова О. В., Боровин Ю. М., Тихановская С. М.

В статье предложены направления повышения качество подготовки специалистов на основе внедрения сквозной подготовки кадров и информационно-аналитической системы организации процессов сопровождения подготовки кадров высшей квалификации в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the maintenance process of highly qualified personnel quality in the university

The article offers the directions to increase quality of specialists training on the basis of introduction the special staff preparation and information and analytical system of the supporting processes organization of training the top skills in higher education institution.

Текст научной работы на тему «Повышение качества процесса сопровождения подготовки кадров высшей квалификации в вузе»

Раздел 6. Инженерная экология и смежные вопросы

ми было предложено [3] для экстраполяции значений переменных процесса использовать степенную функцию. Как показали сравнения с экспериментальными данными, для моделирования и экстраполяции концентрации ферментов лучше подходит монотонная экстраполяция кубическими сплайнами, хотя возможно использование и других методов, дающих монотонную экстраполяцию. Использование формальной аппроксимации по экспериментальным данным имеет то преимущество, что может применяться для разных типов процессов, хотя и обеспечивает небольшое время прогноза с удовлетворительной точность.

Использование компьютерной техники позволяет существенно улучшить традиционные методы анализа, повысить его точность и оперативность. Используя более точные данные о ходе процесса возможно его моделировать и рассчитывать оптимальное время передачи ферментационной среды на стадию выделения, что позволит уменьшить расходы на снизить нагрузку на системы нано- и ультрафильтрации, уменьшить расход воды и реагентов на их чистку и регенерацию.

Литература

1. Зубов Д.В., Сергеева A.B., Толчёнов A.A. Оперативный метод определения активности целлюлаз // Переславль-Залесский Программные системы: теория и приложения// Труды международной конференции. Переславль-Залесский: Изд-во «Университет города Пере-славля», т. 2, с. 207-216

2. Зубов Д.В., Толчёнов A.A. Определение активности ферментов. БиоАнализ 2009, Свидетельство о регистрации программного продукта № 2010613446.

3. Шотин А.Б, Парамонов Е.А., Зубов Д.В. Адаптивное управление процессом биосинтеза лизина // Научная конференция студентов и молодых учёных МГУИЭ: Тезисы докладов. М.: МГУИЭ, 2009. с. 120-124

4. Волков Ю.С. О монотонной интерполяции кубическими сплайнами // Вычислительные технологии, № 6, 2001, с. 14-24.

Повышение качества процесса сопровождения подготовки кадров высшей

квалификации в вузе

к.э.н. доц. Сорокина Г.П., Медова О.В., к.т.н. доц. Боровин Ю.М.,

к.п.н. доц. Тихановская С.М. Университет машиностроения, ФГБОУ В ПО «МГИУ»

(495) 644-16-73, [email protected]

Аннотация: В статье предложены направления повышения качество подготовки специалистов на основе внедрения сквозной подготовки кадров и информационно-аналитической системы организации процессов сопровождения подготовки кадров высшей квалификации в вузе.

Ключевые слова: научный потенциал, аспирантура, сквозная подготовка кадров.

Сквозная целевая подготовка подразумевает объединение современных принципов и процесса непрерывной, методически связанной, многоэтапной подготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями целевой аудитории - рынка труда.

Начинается процесс взаимодействия с определения общих потребностей экономики в высококвалифицированных кадрах. Прогнозирование потребностей целесообразно проводить на период в 5-7 лет, для своевременного обеспечения исходной информацией всей системы образования.

После составления прогноза формируется примерный план приема в вузы и одновременно усиливается профессионально - ориентационная деятельность с учащимися старших

Раздел 6. Инженерная экология и смежные вопросы, классов. Используя информацию прогноза, учащиеся мотивируются на выбор наиболее востребованных экономикой специальностей с целью снижения степени несоответствия между структурой образовательных предпочтений абитуриентов и примерными планами приема вузов.

В процессе мотивационной и профессионально - ориентационной деятельности составляются психограммы, начинают составляться индивидуальные компентностно-особенностные портреты абитуриентов Рс], из которых в дальнейшем будет составлена матрица кадрового потенциала вуза.

Соответственно мотивированные и профессионально ориентированные абитуриенты более осмысленно подходят к выбору вуза и направления обучения. После успешного прохождения абитуриентом вступительных испытаний, он зачисляется в вуз и его индивидуальный компентностно-особенностный портрет Рс] включается в общую матрицу кадрового потенциала вуза.

Вузы, специализированные ассоциативные органы, независимые центры проводят мониторинг взаимосвязанных отраслей промышленности, ближайшего экономического окружения с целью формирования матрицы потребностей, формализованного описания потребностей экономики отрасли/региона с учетом необходимых компетенций, отраслевой и индивидуальной специфики.

Матрица потребностей сравнивается с матрицами вузов и в соответствии с целевой системой функций и выражением формируется индивидуальное кадровое предложение для каждой пары вуз-предприятие, содержащие персоналии и перечень необходимых дополнительных образовательных модулей.

Предложения утверждаются и документально оформляются контрактами на дополнительное обучение (пример документации приведен в приложении Б), формируются индивидуальные программы дообучения. При этом студент, заинтересованный в последующем трудоустройстве, получает возможность целенаправленно проходить учебную и производственную практику на конкретном предприятии.

После окончания обучения выпускник сразу трудоустраивается по специальности и на подходящую позицию, что, несомненно, повышает его экономическую отдачу, исключая длительный срок поиска работы и профессиональной адаптации. Одновременно снижаются издержки работодателя на поиск о переобучение нового сотрудника.

Для реализации предложенного механизма необходима адекватная организационная структура, объединяющая все уровни процесса образования, рынок труда, государственные и социальные институты в единую, монолитную систему общественного воспроизводства человеческого капитала, позволяющую минимизировать общественные издержки и добиться высокой эффективности российской экономики.

Данная схема позволяет выбрать наиболее подготовленных специалистов для продолжения обучения в аспирантуре.

Аспирантура и докторантура на сегодня являются одними из главных институтов по подготовке научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в системе высшего образования.

В значительной степени образовательный процесс в вузе напрямую зависит от уровня подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. В настоящее время востребованы выпускники аспирантуры, у которых развиты ценностное отношение и устойчивый интерес к научно-исследовательской, педагогической деятельности, люди с новым видением мира, развитой профессиональной компетентностью, новым мышлением, свободно ориентирующиеся в своей области исследований и подготовленные к эффективной профессиональной деятельности изменяющегося рыночного общества.

Не секрет, что подготовка будущих кандидатов и докторов наук ведется в очной и заочной аспирантуре и докторантуре вузов и НИИ, также путем соискательства ученой степе-

Раздел 6. Инженерная экология и смежные вопросы

ни и непосредственно самостоятельно, при наличии высшего профессионального образова-

Подготовка аспирантов и докторантов осуществляется в основном по классической схеме (поступление и зачисление (рисунок 1), обучение, защита) и на всем «пути» обучения

Рисунок1- Организация и прием вступительных экзаменов и зачисления в аспирантуру

Кадры высшей квалификации учатся обладать умением ориентироваться в науке, использовать опыт предшественников, получать представление о построении диссертации. В настоящее время каждый аспирант может лично наметить свое обучение, которое будет основано на самостоятельном научном исследовании, конечно же, при помощи научного руководителя, основная функция на начальном этапе которого - помочь аспиранту привыкнуть к научной сфере, а именно: помочь в научном консультировании, найти аспиранту свой стиль научного изложения, составить общий план обучения, направлять аспиранта для участия в конференциях, семинарах и, конечно же, в завершающей стадии оформления и защиты его диссертации. Так же помощь аспирантам оказывает непосредственно отдел аспирантуры и докторантуры.

Аспирантура представляется высшим образовательным этапом в системе многоуровневого профессионального образования, поэтому актуализируется необходимость её реформирования и соответственно, повышение качества подготовки в данной сфере возможно посредством активизации инновационных процессов.

В условиях быстротечного обновления технологий снижается традиционная (привычная) организация обучения и необходима смена подходов к разработке содержания образования и технологий обучения.

В связи с этим, мы выделяем следующие ключевые направления в изменении качества организации подготовки аспирантов: модернизация и развитие научно-методических материалов организации процесса сопровождения и функциональной модели информационно-аналитической системы.

Разработка новых научно-методических материалов позволит улучшить качество под-

Раздел 6. Инженерная экология и смежные вопросы, готовки аспирантов в течение всего срока обучения и в будущем, соответственно, укрепить его позиции на рынке труда в условиях реальной экономики.

Разработанная информационно-аналитическая система предназначена, конечно же, в первую очередь, для сотрудников отдела аспирантуры и докторантуры, она объединяет и хранит информацию, является инструментом для научных руководителей, заведующих кафедрами и иного профессорско-преподавательского состава вуза.

Функциональная модель информационно-аналитической системы включает следующие основные компоненты: учет движения контингента аспирантов (прием, переводы, отчисления и пр.); учет и контроль над работой аспирантов; сбор, обработка информации, мониторинг эффективности работы аспирантов и соответственно их научных руководителей; организация электронного взаимодействия между участниками, привлеченными к процессу подготовки научных кадров (в стенах вуза); учебно-методическое и информационное обеспечение аспирантов (предоставление доступа к информационным ресурсам отдела аспирантуры и докторантуры).

Каждой категории пользователей предоставлен индивидуальный доступ к возможностям системы и к информации о составе аспирантов, о личных данных каждого аспиранта, приказы о зачислении, итоги аттестации, количество публикаций, патентов и т.п.

Отличительной характеристикой информационно-аналитической системы являются: интеграция - (возможность хранения и обработки данных по всем видам деятельности отдела аспирантуры и докторантуры с аспирантами и ППС вуза в едином информационном пространстве); распределенность (система может функционировать как в пределах вуза, так и вне его); адаптивность (полученные результаты могут быть использованы другими вузами); локализация (поддержка государственного языка во всех экранных формах и выходной документации).

Анализ проблем и недостатков подготовки кадров высшей квалификации позволяют обосновать актуальность и практическую значимость разработки функциональной модели информационно-аналитической системы и научно-методических материалов организации процессов сопровождения подготовки кадров высшей квалификации в вузе.

Литература

1. Аленина Е.Э., Пасхина А.В.Формирование элементов опережающей подготовки студентов высших учебных заведений на основе инновационного подхода Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. М., МГТУ «МАМИ», 2011 ISSN 2074-0530

2. Сорокина Г.П., Захаров А.В., Боронников Д.А.Нематериальный базис конкурентоспособности. Секреты эффективного менеджмента. Монография// Lambert Academic Publishing 2012, 19 п.л.

3. Сорокина Г.П.Направление взаимодействия вузов и промышленных предприятий// Транспортное дело России. № 4 2008. с. 103-104.

4. Сорокина Г.П.,.Захаров А.В, Шарян Э.Г., Барыкин Д.В., Сабитов P.M. Зарубежный опыт в системе взаимосвязи уровней образования и рынка труда // М.: МГТУ «МАМИ», 20102, 5 п.л.

Особенности конкуренции провайдеров корпоративного обучения

к.э.н. Каганов В.Ш.

Департамента образования г. Москвы,

iacaeducom.ru

Аннотация. В статье описаны основания конкурентного целеполагания провайдеров на рынках корпоративного обучения, раскрыты особенности и направления конкуренции между ними.

Ключевые слова: Рынки корпоративного обучения, индивидуальное обучение,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.