Научная статья на тему 'Повышение качества подготовки современных специалистов технического профиля за счет улучшения взаимосвязи теоретических и практических занятий при изучении дисциплин'

Повышение качества подготовки современных специалистов технического профиля за счет улучшения взаимосвязи теоретических и практических занятий при изучении дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТА СТУДЕНТА / МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ФИЛИАЛ КАФЕДРЫ / WORK OF A STUDENT / METHODS OF TRAINING OF SPECIALISTS / WORK PRACTICE / CHAIR BRANCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моргунов Ю. А., Типалин С. А., Филиппов В. В., Хомякова Н. В.

В статье рассматриваются методы подготовки специалистов при совмещении работы и учебы в ВУЗе. Приводится наиболее эффективный метод, практикующийся кафедрой «Технология машиностроения» Технологического института Машиностроительного университета и ОАО «НПП «Салют».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of quality of preparation of modern experts of a technical profile at the expense of the improvement of interrelation of theoretical and practical training when studying disciplines

In article there are considered the methods of training of specialists combining work and studying in higher educational institution. It is given the most effective method practiced by the cathedra «Technology of mechanical engineering» of the Institute of technology of Moscow State University of Mechanical Engineering and JSC Salyut.

Текст научной работы на тему «Повышение качества подготовки современных специалистов технического профиля за счет улучшения взаимосвязи теоретических и практических занятий при изучении дисциплин»

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования но-ад^штический журнал. 2009. с. 74-75 3. Змазнева О А. «^сский язык и культура речи» как важнейшая гуманитарная составляющая образовательной программы технического вуза. / Известия МГТУ «^АМИ», 2010. № 1. с. 258-262.

Повышение качества подготовки современных специалистов технического профиля за счет улучшения взаимосвязи теоретических и практических

занятий при изучении дисциплин

к.т.н. проф. Моргунов Ю.А., к.т.н. доц. Типалин С.А., Филиппов В В., Хомякова Н.В.

Университет машиностроения (495) 223-05-23 доб. 1113

Аннотация. В статье рассматриваются методы подготовки специалистов при совмещении работы и учебы в ВУЗе. Приводится наиболее эффективный метод, практикуемый кафедрой «Тежология машиностроения» Технологического института Университета машиностроения и ОАО «ШШ «Садют».

Ключевые слова: работа студента, методы подготовки специалистов, производственная практика, филиал кафедры

Конкуренция в современном производстве заставляет предприятия привлекать к себе на работу квалифицированные кадры. В связи с этим постоянно повышается требования к профессиональным качествам выпускников ВУЗов. Можно выделить следующие недостатки, присущие современным выпускникам ВУЗов [1]:

1) отсутствие практических навыков работы в условиях современного производства;

2) неумение применять теоретические знания для практической реализации в конкретной работе;

3) завышенные амбиции;

4) нацеленность на получение максимального материального вознаграждения за отработанное время, а не за полученный результат;

5) неумение анализировать информацию и находить нестандартные решения возникающих проблем;

6) отсутствие навыка оценивать взаимосвязь различных производственных циклов, что приводит к потере времени и сил на исправление конструкторских, технологических, организационных и производственных ошибок.

В связи с этим Технологический институт Университета машиностроения стремится постоянно совершенствовать учебный процесс и делает основной акцент на взаимосвязь теоретической основы обучения и практической деятельности студентов как в рамках лабораторного комплекса ВУЗа, так и обучения на базе профильных предприятий. Для успешного освоения изучаемого материала студент должен не только воспринять и запомнить полученную информацию, но и успешно самостоятельно выполнить практические действия в своей профессиональной сфере. Успешное овладение дисциплиной обычно происходит в три этапа [2, 7, 11, 12]:

1) выполнение задания, которое объясняется на аудиторном занятии;

2) самостоятельное выполнение подобного задания под общим контролем руководителя;

3) контрольное самостоятельное выполнение задания.

К сожалению, не все предприятия способны по достоинству оценить преимущества привлечения студентов для работы по специальности и прохождения практики во время учебы в связи с определенными трудностями:

1) низкая первоначальная квалификация обучающихся студентов;

2) завышенные амбиции молодежи по заработной плате;

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования

3) отсутствие возможности работать полную смену;

4) частая ротация кадров обучающихся.

Однако для предприятия очевидны и преимущества:

1) подготовка специалистов под особенности своего завода;

2) возможность выбрать наиболее перспективные кадры;

3) привлечение молодых амбиционных работников, способных к дальнейшему саморазвитию.

На рисунке 1 представлены результаты анкетирования студентов выпускников проведенных авторами статьи среди студентов специальностей «Те^ология машиностроения» и «Машины и оборудование обработки металлов давлением» в 2011-12 учебном году, которые показали как студенты оценивают в процентах привлекательность будущей работы.

6

5 4%

□ 1 ■ 2

□ 3

□ 4 ■ 5

□ 6

18% 24%

Рисунок 1 - Оценка критериев привлекательности будущей работы: 1 - зарплата, 2 - возможность карьерного роста, 3 - совершенствование профессионального мастерства, 4 - интересная работа, 5 - условие работы, 6 - другое

На основании данных опроса можно выделить группы студентов, с которыми наиболее целесообразно работать предприятиям. К ним относятся 2, 3 и 4 категории (рисунок 1).

Опыт привлечения студентов для работы по специальности в летнее время и во время преддипломной практики был апробирован на предприятиях «^тнский автобусный завод», ОАО «НПП «Респиратор», ООО «АвтоЭлприн», ООО МЗ «Тонар» расположенных в Орехово-Зуевском районе Московской области и УНТЦ МАМИ в г. Ивантеевка. Как показал опыт сотрудничества, те студенты, которые в летние месяца работали на заводах, лучше осваивали технические дисциплины, чем те, кто только на практиках производил сбор материала для дипломных проектов.

Результаты научной деятельности сотрудников данных предприятий, совмещающих профессиональную работу с учебой в аспирантуре, представлены в работах [3, 4, 7 - 10].

Наиболее интересен опыт, полученный на ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Садют».

Ежегодно лучшие студенты после третьего курса имеют возможность устроиться на работу на данное предприятие, где работают по своей будущей специальности. Руководство предприятия, идя навстречу студентам, дает им возможность использовать скользящий график работы. Если студент отрабатывает более 20 часов в месяц, то ему по итогам работы, помимо основной зарплаты, выплачивается премия. Программа практики, разработанная предприятием совместно с кафедрой «Те^ология машиностроения» Технологического института Университета машиностроения, предусматривает также ротацию рабочих мест студентом. В результате этого обучающийся имеет возможность расширить свой практический опыт в освоении новых технологий и нового оборудования и тем самым расширить свои знания в производственной сфере. Вуз и предприятие постоянно следят за успеваемостью студентов. Если у студентов наметились отставания в учебе, то до работы он не допускается.

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования

На четвертом и пятом курсах студенты проходят две практики на данном предприятии и имеют возможность собрать необходимый материал на курсовой и дипломный проекты, по которому им предстоит выполнить работу, в которой заинтересовано предприятие. Благодаря этому ее результаты будут востребованы производством. После успешной защиты дипломной работы эти студенты, как правило, остаются работать на предприятии.

Для успешного освоения студентами общеобразовательных программ и освоения навыков в практической работе кафедра «Тежология машиностроения» Технологического института открыла на ФГУП «ШЩ газотурбостроения «Сшпот» свой филиал. Основными направлениями деятельности филиала кафедры являются не только организация практики, но и совместная с предприятием научно-исследовательская работа, которая позволяет внедрять новые разработки и совершенствовать технологический процесс на производстве. Результаты совместной научно-исследовательской работы, описаны в научных статьях [5, 6], неоднократно докладывались на научно-тежштеских конференциях и представлялись на выставках. На некоторые технические решения получены патенты.

Успешно апробирована система практического образования, внедренная на НПО «Тех-номаш». Сейчас готовится договор с предприятием о создании на нем филиала кафедры Технологического института.

Заключение

Опыт кафедры «Те^ология машиностроения» Технологического института Машиностроительного университета и ОАО «ШЩ «Сшпот» является наиболее перспективным в плане подготовке современных специалистов. В процессе учебы студенты могут подробно ознакомиться с оборудованием и производственными технологиями, которые существуют на данном предприятии, а предприятие имеет возможность выбора для себя перспективных специалистов.

Литература

1. Типалин С.А., Типалина А.В., Афанасьева НИ. Повышение уровня качества образования за счет улучшения взаимосвязи теоретических и практических занятий при изучении дисциплин / Известия МГТУ «^МИ» № 2 , 2010, с. 273-275.

2. Типалин С.А., Петров ПА., Типалина А.В. Возможность повышение успеваемости студентов с помощью электронных учебно-методических пособий / Материалы 5-й Международной научно-методической конференции "Непрерывное профессиональное образование в автотракторостроении" Международного научного симпозиума «Авто^>акторо-строение - 2009». Книга 2, Москва, МГТУ «^МИ», 2009, с. 37-40.

3. Типалин С А., Гладков В.И., Власов А.И., Никитин М.Ю. Моделирование конструкции клапанной крышки двигателя на основе применения клеевых соединений / Известия МГТУ «^АМИ». Научный рецензируемый журнал. М., МГТУ "^АМИ", № 1 (5), 2008. с. 201-206.

4. Шпунькин Н.Ф., Типалин С.А., Гладков В.И., Никитин М.Ю. Исследование обтяжки с растяжением листового материала / Известия МГТУ «^^МИ». Научный рецензируемый журнал. М., МГТУ ШМИ", № 1 (5), 2008. с. 206-212.

5. Моргунов Ю.А., Саушкин С Б., Вилигданов Т В. Электрохимическое гравирование аэродинамических занижений в оснастке с проточным каналом / Металлообработка. № 2, 2010, с. 50.

6. Моргунов Ю.А., Беников В С., Саушкин С Б., Саушкин Г.Б. Статистический анализ точности операции электрохимической обработки пера лопаток компрессора / Известия МГТУ «тми» Т.1. № 1(7), 2009, с. 134-138

7. Крутина Е В. Индивидуальный стиль педагогической деятельности при подготовке конкурентно способного инженера / Известия МГТУ «^^МИ» № 1(13), 2012, с. 366-269

8. Филиппов Ю.К., Игнатенко В Н., Головина З.С., Рагулин А.В., Анюхин А.С., Гневашев ДА. Экспериментальное исследование течения металла при комбинированном процессе

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования радиального и обратного выдавливания в конической матрице Кузнечно-шт^повочное производство. Обработка материалов давлением. 2011. № 9, с. 33-35.

9. Щедрин А.В., Бекаев А.А., Скоромнов В Н., Ульянов В В., Кембу Г.С., Козлов АЮ. Рациональная область применения эффекта Баушингера в комбинированных методах волочения / Автомобильная промышленность № 6 2012. с. 35-38.

10. Исакова С М., Горичев И.Г., Артамонова И.В., Агеева Ю.С. Влияние фосфат-ионов на стационарное значение потенциала титанового электрода при различных значениях рН. Экология промышленного производства, 1, 2011 г., с. 63-65.

11. Шпунькин Н.Ф., Петров ПА., Строков П.И., Гневашев ДА., Никитин М.Ю. Продвижение инновационных разработок на основе технологи терехмерного параметрического моделирования. Известия МГТУ «^МИ». 2009. № 1. с. 144-147.

12. Шандров Б.В., Балашов В Н. Современные технологии подготовки инженерных кадров на кафедре «Те^ология машиностроения» / Известия МГТУ «^ШМИ» 2009 г., № 1 с. 249-253.

Повышение эффективности освоения образовательной программы

студентами ВУЗа

к.т.н. доц. Типалин С.А. Университет машиностроения (495) 223-05-23 доб. 1113, [email protected]

Аннотация. В работе рассматриваются этапы самостоятельной работы студентов. Определены моменты, когда самостоятельная работа должна пересекаться с коллективным обсуждением и обучением работе в команде. Даны рекомендации по количественному составу обучающейся группы.

Ключевые слова: работа в команде, самостоятельная работа студента, методы подготовки специалистов, этапы обучения, определение численности группы

Современное общество ставит перед выпускниками вуза необходимость не только в освоении определенного набора знаний, но и самостоятельно решать технические задачи при умении слажено работать в команде [1, 3, 6, 10].

Для формирования компетентностного подхода необходимо формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы, которые должны включать по необходимости следующие этапы:

1. Ставить перед собой детализированые задачи для решения требуемого задания.

2. Находить необходимую информацию.

3. Анализировать полученную информацию.

4. Пользоваться набором готовых методик и патентами общедоступных и специализированных программ.

5. Обобщать полученные результаты и делать на основе них необходимые выводы.

6. Представлять в доступном и наглядном виде полученное решение поставленной задачи.

Рассмотрим детально представленные пункты. Большинство поступивших студентов не способны по достоинству оценить степень своей подготовки, полученной до поступления в ВУЗ и на более ранних курсах. Если им предстоит выполнить задания, с подобием которого они до этого не работали, то большинство не могут начать его выполнение. Основным камнем преткновения для них является вопрос: «С чего начать?». Здесь необходимо выделить те моменты, которые требуют сбора необходимой информации и выбор методик, инструмента-риев, а также мест поиска данных, необходимых для получения требуемого результата

Подходя ко второму этапу, студент должен суметь с минимальными затратами време-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.