Научная статья на тему 'Повышение эффективности освоения образовательной программы студентами вуза'

Повышение эффективности освоения образовательной программы студентами вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТА В КОМАНДЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ГРУППЫ / TEAM WORK / STUDENT SELF-STUDY / METHODS OF TRAINING OF SPECIALISTS / THE STAGES OF LEARNING / DEFINITION OF GROUP SIZE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Типалин С. А.

В работе рассматриваются этапы самостоятельной работы студентов. Определены моменты, когда самостоятельная работа должна пересекаться с коллективным обсуждением и обучением работать в команде. Даны рекомендации по количественному составу обучающей группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Типалин С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving of efficiency of educational program mastering by university students

In this paper there are considered the stages of self-study of students. There are defined the moments when the individual work must meet the collective discussion and learning to work in teams. There are given the recommendations on the membership of the training team.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности освоения образовательной программы студентами вуза»

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования радиального и обратного выдавливания в конической матрице Кузнечно-шт^повочное производство. Обработка материалов давлением. 2011. № 9, с. 33-35.

9. Щедрин А.В., Бекаев А.А., Скоромнов В Н., Ульянов В В., Кембу Г.С., Козлов АЮ. Рациональная область применения эффекта Баушингера в комбинированных методах волочения / Автомобильная промышленность № 6 2012. с. 35-38.

10. Исакова С М., Горичев И.Г., Артамонова И.В., Агеева Ю.С. Влияние фосфат-ионов на стационарное значение потенциала титанового электрода при различных значениях рН. Экология промышленного производства, 1, 2011 г., с. 63-65.

11. Шпунькин Н.Ф., Петров ПА., Строков П.И., Гневашев ДА., Никитин М.Ю. Продвижение инновационных разработок на основе технологи терехмерного параметрического моделирования. Известия МГТУ «^МИ». 2009. № 1. с. 144-147.

12. Шандров Б.В., Балашов В Н. Современные технологии подготовки инженерных кадров на кафедре «Те^ология машиностроения» / Известия МГТУ «^ШМИ» 2009 г., № 1 с. 249-253.

Повышение эффективности освоения образовательной программы

студентами ВУЗа

к.т.н. доц. Типалин С.А. Университет машиностроения (495) 223-05-23 доб. 1113, [email protected]

Аннотация. В работе рассматриваются этапы самостоятельной работы студентов. Определены моменты, когда самостоятельная работа должна пересекаться с коллективным обсуждением и обучением работе в команде. Даны рекомендации по количественному составу обучающейся группы.

Ключевые слова: работа в команде, самостоятельная работа студента, методы подготовки специалистов, этапы обучения, определение численности группы

Современное общество ставит перед выпускниками вуза необходимость не только в освоении определенного набора знаний, но и самостоятельно решать технические задачи при умении слажено работать в команде [1, 3, 6, 10].

Для формирования компетентностного подхода необходимо формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы, которые должны включать по необходимости следующие этапы:

1. Ставить перед собой детализированые задачи для решения требуемого задания.

2. Находить необходимую информацию.

3. Анализировать полученную информацию.

4. Пользоваться набором готовых методик и патентами общедоступных и специализированных программ.

5. Обобщать полученные результаты и делать на основе них необходимые выводы.

6. Представлять в доступном и наглядном виде полученное решение поставленной задачи.

Рассмотрим детально представленные пункты. Большинство поступивших студентов не способны по достоинству оценить степень своей подготовки, полученной до поступления в ВУЗ и на более ранних курсах. Если им предстоит выполнить задания, с подобием которого они до этого не работали, то большинство не могут начать его выполнение. Основным камнем преткновения для них является вопрос: «С чего начать?». Здесь необходимо выделить те моменты, которые требуют сбора необходимой информации и выбор методик, инструмента-риев, а также мест поиска данных, необходимых для получения требуемого результата

Подходя ко второму этапу, студент должен суметь с минимальными затратами време-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ни, сил и средств найти необходимую информацию. При этом большинство студентов, обучающихся в последнее время, стараются, как им кажется, идти по пути наименьшего сопротивления, пытаясь найти информацию в Интернете. Если мы имеем дело с техническими или прикладными узконаправленными предметами, то информация по данному вопросу будет носить ограниченный или поверхностный характер, а возможно, что необходимая информация будет и вовсе отсутствовать. Намного целесообразнее заранее предостеречь студентов от поиска в данном направлении и нацелить на просмотр специализированной литературы. Однако, чтобы не ограничивать зону поиска, нужно представлять только направление или список авторов, которые работали в данной отрасли.

Для эффективного руководства работой студентов требуется производить поэтапный контроль выполнения задания. На данном этапе целесообразно проанализировать список источников информации, который был выбран студентом для дальнейшей работы.

Третий этап анализа и его оценки очень часто целесообразнее проделывать в группе студентов от 3 до 7 человек, где студенты производят краткое выступление по анализу полученных результатов. При этом необходимо настраивать группу не только на рассуждение о правильности или ошибочности выводов, но и оценивать предложения которые помогут студенту быстрее и эффективнее сделать задание. Необходимо подчеркнуть, что в современном производстве технический специалист - это не столько изобретатель, а технолог, умеющий находить необходимое решение из совокупности предложенных разработок. В связи с этим современный специалист должен быстро ориентироваться в имеющихся готовых методиках и программном обеспечении, применяющемся на персональных ЭВМ. Выполнение необходимых построений и расчетов занимает наибольшее время при выполнении задания. Работа над выполнением графической или расчетной части заставляет обучающегося совершенствовать свои навыки как исполнителя, что также необходимо для квалифицированной работы на современном производстве.

Однако, чтобы уровень подготовки постоянно повышался, необходимо обеспечить обобщение полученных результатов. Данное обобщение необходимо представлять в виде анализа, в результате которого можно сделать прогноз развития событий или оценки сложившегося результата с выводами о дальнейших действиях или состоянии полученного продукта.

Современный рынок требует от специалиста умения преподнести полученный результат для заказчика в таком виде, который позволит быстро и доступно показать все положительные стороны и выгоды от выполненной работы. В связи с чем, студент должен наглядно продемонстрировать полученные результаты и выступить публично перед группой с возможностью защитить представленные выводы.

Продолжительность в процентах каждого этапа будет не одинакова и может значительно отличаться в зависимости от специфики направления, задания и объема разрабатываемого и представляемого материала (рисунки 1 и 2).

Однако преподавателю для развития творческого потенциала студентов необходимо наибольшее внимание уделять 1, 3 и 5 разделам.

Причем, как показала практика преподавания, наибольшую эффективность в развитии творческого потенциала дает работа в небольших группах от 3 до 5 человек. Результаты, полученные при обучении студентов по специальности «Мэдшны и технологии обработки металлов давлением», проведенном в 2009, 2010 и 2011 годах по предметам «Тетаология листовой штамповки» и «Проектарования кузнечно-прессовых цехов», показали, что данное распределение интересных и перспективных предложений по творческому решению представленной задачи сосредоточено на одном уровне.

Эти результаты представлены на рисунке 3 .

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования

Рисунок 1 - Сравнительная оценка трудоемкости выполнения этапов

курсового проекта по предмету «Технология листовой штамповки»

Рисунок 2 - Сравнительная оценка трудоемкости выполнения этапов практическое задание по проектированию Кузнечно-прессовых цехов

п - количество студентов в группе Рисунок 3 - Зависимость эффективности работы группы от количества студентов

Заключение

Данная методика показала свою работоспособность в обучении аспирантов и магистров выпускающих кафедр «Кузовостроение и обработка давлением», «АССИ» и «Тежология машиностроения», результаты которых характеризуют специализированные технические работы [2, 4 - 6]. В полной мере данное направление можно использовать в гуманитарных и естественнонаучных дисциплинах, что видно, например, в работах кафедр «Маркетинг и менеджмент» и «^мия» [8 - 9].

Взаимодействие индивидуальных и групповых методов обучения является наиболее перспективным на современном этапе получения высшего образования. В связи с этим необходимо при построении программ курса производить анализ в определении методов обучения. Возможность для обучающихся работать в группе существенно повышает успеваемость и подготавливает выпускников ВУЗа к эффективной работе на предприятии.

Литература

1. Крутина ЕВ. Индивидуальный стиль педагогической деятельности при подготовке конкурентно способного инженера / Известия МГТУ «^АМИ» № 1(13), 2012, с. 266-269.

2. Шпунькин Н.Ф., Петров П.А., Строков П.И., Гневашев Д А., Никитин М. Ю. Продвижение

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования инновационных разработок на основе технологии трехмерного параметрического моделирования / Известия МГТУ «^МИ» № 1 (7), 2009, с. 144-147.

3. Типалин С.А., Типалина А.В., Афанасьева Н И. Повышение уровня качества образования за счет улучшения взаимосвязи теоретических и практических занятий при изучении дисциплин / Известия МГТУ «^МИ» № 2, 2010, с. 273-275.

4. Моргунов Ю.А., Беников В С., Саушкин С Б., Саушкин Г.Б. Статистический анализ точности операций электрохимической обработки пера лопаток компрессора / Известия МГТУ «ШМИ» № 1 (7), 2009, с. 134-138

5. Бекаев А.А., Соковиков В.К., Строков П.И., Бекаев И.А., Булеков АД. Электрогидравлический отбойный молоток (ЭГЭ - Перфоратор) / Известия МГТУ «^АМИ» № 1, 2010, с. 85-92.

6. Хомякова КВ. О необходимости развития практических навыков для качественной подготовки специалистов для машиностроения/ Материалы 77-й Международной научно-технической конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров». Книга 14. 2012, с. 112-114

7. Типалин С.А., Сапрыкин Б.Ю. Использование многослойных листовых конструкций для защиты от шума / Материалы Международной научно-те^ической конференции Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) «^томобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященной 145-летию МГТУ «^ШУМ». Книга 6, М., МГТУ «^МИ», 2010, с. 147-155.

8. Артамонова И.В., Горичев И.Г., Лайнер Ю.А., Русакова СМ. Удаление карбонатных отложений с поверхности технологического оборудования. Химическая технология, Т. 11, № 8, 2010, с. 467-474.

9. Первунин С.Н., Яковенко А.Г., Боронников ДА. Анализ основных проблем формирования современной системы придорожного сервиса на территории Российской Федерации/ Известия МГТУ «^МИ», 2011, № 2, с. 276-273.

10. Шандров Б.В., Балашов В Н. Современные технологии подготовки инженерных кадров на кафедре «Тетаология машиностроения» / Известия МГТУ «^АМИ» 2009, № 1 с. 249253.

Анализ ценностей субъектов, противоречий и тенденций в целях гармонизации развития человека, экономических субъектов и государства

к.э.н. доц. Боронников ДА., Окунева А.В.

Университет машиностроения 8 (495) 223-05-23, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена определению ценностей субъектов социально-экономической деятельности всех уровней. В ней рассматриваются тенденции и противоречия систем ценностей, приводящие к конфликтам внутренним и межсубъектным. Предлагаются пути решения этих противоречий.

Ключевые слова: система ценностей, мораль, закон, устойчивое развитие, образование, поведение.

Исследование проводилось при финансовой поддержке РГНФ в рамках выполнения научного проекта № 11-02-00314а.

Под субъектами в данной статье понимаются обособленные единицы, имеющие свои целевые установки и, в своей деятельности, стремящиеся к этим целевым результатам. А именно, в органическом понимании будут рассматриваться человек как персона, а целые сообщества людей - как организации.

Развитие любого субъекта наблюдается только в проявлении действия и последующего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.