Научная статья на тему 'Повышение качества образования -основа развития университета'

Повышение качества образования -основа развития университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов М., Гугелев А., Коротков Э., Яшин Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества образования -основа развития университета»

М. ПОПОВ, первый проректор, профессор

А. ГУГЕЛЕВ, профессор Э. КОРОТКОВ, профессор Н. ЯШИН, профессор

Современный этап развития образования в России характеризуется изменением самой его парадигмы. Это определяется не только «субъективными» условиями вхождения страны в единое европейское образовательное пространство, но и «объективными » тенденциями развития высшего образования.

Образование становится таким же полноценным - со всеми необходимыми атрибутами - рынком, как и другие рынки услуг. При этом вузы страны, а в их числе и СГСЭУ, предлагают не только чисто образовательные услуги, но и разнообразные научно-исследовательские и консалтинговые услуги. И вне зависимости от бюджетного или внебюджетного характера этих услуг основным критерием их конкурентоспособности становится не цена или целевой потребительский сегмент, а их качество. Именно качество услуги позволяет устанавливать справедливую и достойную вуза цену и расширять целевую аудиторию.

В связи с этим в Саратовском государственном социально-экономическом университете активно и целенаправленно ведется работа по повышению качества образования.

Можно выделить три приоритетных направления этой деятельности: создание системы менеджмента качества (СМК) университета, переход на модульно-рейтинговую систему подготовки студентов, расширение практики использования компьютерного тестирования знаний студентов как важнейшего инструмента контроля качества образования.

Создание системы менеджмента качества в университете не только предполагает появление в структуре вуза соответству-

Повышение качества образования -основа развития университета

ющей организационной структуры, но и прежде всего означает, что современному вузу предстоит трудоемкий путь развития менеджмента качества через разделение функций, документирование процедур и их гармонизацию с системами менеджмента потребителей образовательных услуг, освоение (и, главное, принятие) принципов TQM. Из тех восьми принципов, которые установлены ИСО 9000:2000, наиболее актуальны для современного российского вуза два: приоритетность требований заказчика и управление процессами образовательной услуги.

Приоритетность заказчика следует из самого определения качества как степени соответствия характеристик требованиям. Однако не все так просто в оценке качества образования вуза, ибо наряду с традици-

онным заказчиком - государством, формирующим требования через государственные стандарты, - в настоящее время появляются как минимум еще три:

• это, во-первых, основной потребитель результатов услуг - общество, бизнес, органы управления, которые рассматривают выпускников как кадровый потенциал субъектов хозяйствования РФ и органов власти;

• во-вторых, студенты и слушатели, которые оплачивают образование и инвестируют свой карьерный рост;

• в-третьих, родители выпускников школ, по сути оплачивающие реализацию своих надежд на развитие и воспитание детей.

Каждый из них вправе и должен формировать заказ, который может иметь различные уровни критериев качества.

Для успешного функционирования системы менеджмента качества руководством университета определены необходимые для этого виды деятельности и их цели как объекты менеджмента качества. Сложность данной работы заключается не столько в написании основных документов СМК, сколько в учете специфики вуза в этих документах, которая выражается в опосредованности потребителя образовательных услуг, поскольку студенты и слушатели являются только пользователями услуг.

Любая сфера деятельности вуза наглядно может быть представлена в виде совокупности процессов. Для каждого процесса идентифицируются параметры качества ресурсов, входных данных и выходных данных (результатов), определяются «поставщики и потребители входа и выхода». Ландшафт процессов вполне можно представить в виде следующей схемы, в которой пользователь отвечает за обратную связь по обеспечению качества, а потребитель - по улучшению (рис. 1).

Основные процессы (цепочка прироста ценности) - это процессы жизненного цикла образовательной услуги, которые непо-

средственно создают знания, навыки и умения и увеличивают ее ценность. Эти процессы нацелены на удовлетворенность пользователей и потребителей.

Поддерживающие процессы и процедуры (мониторинг) обеспечивают возможность создания ценности, а также функционирование процессов и видов деятельности в СМК.

Должна быть определена последовательность этих процессов, критерии и методы оценки их результативности, гарантировано наличие ресурсов и информационного обеспечения для поддержки, мониторинга, измерения и анализа процессов и создана система мер, необходимых для достижения запланированных результатов при реализации процессов и постоянном их улучшении.

Для всех элементов этой типовой схемы устанавливаются измерители качества, фиксируются требования к качеству входных данных, процессов, ресурсов и выходных данных. Например, если основной процесс - преподавание учебного курса «Менеджмент », то для него:

■ входными данными являются оценки знания наиболее важных для преподавания разделов ранее изученных дисциплин («Экономическая теория», «Основы менеджмента», «Статистика» и т.п.);

■ поставщиками входных данных являются преподаватели предыдущих учебных дисциплин;

■ выходными данными являются оценки результатов;

■ потребителями выходных данных являются преподаватели последующих учебных дисциплин («Инновационный менеджмент», «Управление качеством», «Стратегический менеджмент» и т.п.);

■ ресурсами являются кадры, программы, технические средства, методы, учебно-методические комплексы и информация;

■ качество определяется уровнем удовлетворенности потребителя, результатами обучения, регулярностью выявления

ОЖИДАНИЯ

ЗАКАЗЧИКА

Требования заказчика

Управление ир оек'ги роваиием

Планирование процесса обучения

Управление

закупками

¡1 11 | ¡1

1 * II 1 « и 1 11 3 1 1; § й з г ! я ё

| II §

г 8 £

Управление учебным процессом

У| ц кии и в ю капралы 1>п и испытательным оборудованием

Контроль и испытания знаний

Управление дополнительным образованием

Рис. 1

ОЦЕНКА

ПОТРЕБИТЕЛЯ

риттрт !н!1катесттомв^зенаоснованиииспюльзования стандартных циклов SDCA и PDCA (ИК - измеритель качества)

и устранения дефектов обучения и другими параметрами.

Таков подход к управлению качеством на основе взаимодействия поставщиков, исполнителей и потребителей, когда каждый из нихвыступает одновременно в роли как «поставщика» так и «потребителя», то есть каждый преподаватель выдвигает требования к качеству преподавания «поставляющих» дисциплин и удовлетворяет запросы преподавателей к качеству процессов и результатов своей деятельности.

Собственно технология управления качеством внутри вуза сводится к комбинации стандартных циклов SDCA и PDCA (рис. 2). Цикл SDCA ^ - инструкции, стандарты; D - действия по заданным инструкциям; С - контроль; А - устранение несоответствия после оценки результатов) обеспечивает установленное качество обучения.

Цикл РDCA (Р - план, программа совершенствования) применим для улучшения процессов, вызванных обратной связью от потребителя.

Если попытаться представить некий обобщённый вариант управления качеством образовательного процесса по принципу «поставщик - потребитель », то его можно свести к следующему управленческому циклу (рис. 3.).

Далее можно говорить о ландшафте процесса образования и тех процессах, которые зависят от вуза:

■ взаимодействии с поставщиками (школами, колледжами и т.п.);

■ обеспечении удовлетворенности потребителя;

■ обеспечении преемственности вузовского и дополнительного образования.

Процессы и документированные процедуры формируют сеть взаимосвязанных процессов и процедур внутри системы менеджмента качества. Взаимодействие процессов и процедур СМК представлено в моделях процессов, которые разработаны для каждого учебного процесса и содержатся в стандартах, регламентирующих

Препода-

вание

базовых

дисциплин

Препода-

вание

базовых

дисциплин

1 1 1 1 1 ' Ир

1 1 1 1 1 ■ 1 1 1 1

-1 1 1 1 1 1 1 1 1 Ир

-г* 1 1 1 1 1 1 1 1 -1 1 1

Преподавание И

специальных

дисциплин Р

Совершенствование по базовым дисциплинам

И

Р

Рис. 3. Управление качеством учебного процесса по принципу «поставщик - потребитель » (Ир - измерение качества результатов;

И пр - измерение качества процессов)

Высшее образование в России • № 8, 2006

процессы. В таких стандартах также установлены цели, входы, выходы и ресурсы, порядок выполнения процессов, критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности процессов.

В состав документов, действующих в СМК университета, входят:

1) документально оформленное заявление о «Политике и Целях в области качества»;

2) руководство по качеству (РК);

3) стандарты университета (СтУ);

4) документы основополагающего характера, регламентирующие основные правила и процедуры деятельности персонала предприятия на всех уровнях, необходимые для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;

5) организационно-технические документы, документы, относящиеся к выполнению специальных функций и задач в СМК; их состав строго не регламентируется и определяется необходимостью более подробного описания правил, процедур и организации решения локальных задач и зависит от сложности работ, используемых методов, необходимых навыков и подготовки занятого персонала;

6) отчетно-учетные документы для представления свидетельств соответствия либо несоответствия продукции, процессов и СМК в целом установленным требованиям;

7) документы по правам и ответственности.

В СГСЭУ формируется единая система управления технологиями образовательных, консалтинговых, научно-исследовательских услуг, тестирования знаний и результатов, самоконтроля знаний и уровней компетентности студентов и слушателей. При управлении технологиями обучения учитываются мнения преподавателей, пользователей (студентов, слушателей) и потребителей (субъектов хозяйствования и органов власти), а также поставщиков (школ, колледжей и т.п.)

Порядок анализа контракта, внесения

поправок (изменений) к контракту должен регламентироваться в стандарте качества вуза.

Информация о работах и услугах, оказываемых вузом, доводится до пользователей и потребителей посредством установленных каналов связи, информационносправочной и рекламной информации, средств массовой информации, на выставках и конференциях.

Для осуществления связи (анализ рынка услуг, оповещение потенциальных клиентов и др.) в вузе должна быть сформирована рекламно-маркетинговая группа.

Практически любой вуз практикует прием пользователей по всем вопросам, «телефон доверия» и т.п., обеспечивает своевременное рассмотрение их обращений с принятием корректирующих мер.

С целью подтверждения качества образовательных, консалтинговых, научно-исследовательских услуг, обеспечения соответствия и постоянного повышения результативности СМК и отдельных ее процессов в университете осуществляется деятельность по мониторингу, измерению, анализу и улучшению.

Эта деятельность позволяет установить необходимый объем данных для проведения анализа, выявить тенденции, сигнализирующие о наличии проблем в системе менеджмента качества и указывающие на те области, в которых необходимы улучшения.

Мониторинг информации об удовлетворенности потребителей является жизненно важным для оценки функционирования СМК и деятельности университета. В ходе этого процесса осуществляется сбор и анализ информации о недостатках и преимуществах образовательных, консалтинговых, научно-исследовательских услуг от потребителей на основе обратной связи. Измерение степени удовлетворенности потребителей образовательных услуг в СГСЭУ базируется на системе сбора данных: анкетирование, опросы, мониторинг карьерного роста выпускников, жалобы и

претензии пользователей и потребителей и другие методы изучения мнения потребителей.

Результаты опросов потребителей рассматриваются первым проректором, руководством отдела по качеству и руководителями групп для выявления возможных проблем и претензий потребителей услуг с применением, при необходимости, корректирующих и предупреждающих действий.

Внутренние проверки (аудиты) СМК представляют собой комплекс систематически выполняемых силами подготовленных специалистов университета работ по анализу всех элементов и компонентов действующей системы на основе документально оформленных процедур.

Задачами внутренней проверки СМК являются:

■ выявление возможных несоответствий элементов СМК установленным требованиям и обстоятельств, которые могут привести к возникновению таких несоответствий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ подготовка рекомендаций и предложений по проведению соответствующих корректирующих мероприятий по дальнейшему совершенствованию СМК;

■ оценка выполнения и эффективности мероприятий, разработанных по результатам предыдущих проверок.

Результаты анализа состояния СМК и предложения по повышению ее эффективности регулярно докладываются ректору университета и рассматриваются на совещаниях Дней качества.

Построение системы менеджмента качества позволило университету с 2004 г. перейти на модульно-рейтинговую систему подготовки специалистов.

В соответствии с Концепцией системы менеджмента качества подготовки специалистов и Программой её реализации было подготовлено Положение о модульно-рейтинговой системе (МРС).

Модульно-рейтинговая система подготовки студентов - это система организации

процесса освоения основной образовательной программы по направлению (специальности) высшего профессионального образования (далее - ООП), основанная на блочно-модульном построении учебного процесса. При этом осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули и проводится регулярная оценка знаний и умений студентов с помощью контроля результатов обучения по каждому дисциплинарному и календарному модулю и дисциплине в целом.

Целью внедрения МРС является:

■ повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, активизации работы профессорско-преподавательского состава и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения;

■ осуществление регулярного контроля и рейтинговой оценки качества обучения студентов при освоении ими основной образовательной программы по направлению (специальности).

Основные принципы МРС:

• компактность (формирование блока из нескольких дисциплин на определенный срок - календарный модуль);

• структурирование содержания каждой учебной дисциплины по дисциплинарным модулям;

• интенсификация самостоятельной работы студентов за счет более рациональной организации обучения и постоянного контроля его результатов;

• рейтингование достигнутых результатов обучения для повышения мотивации студентов к освоению ООП, а также для своевременной коррекции содержания и методики преподавания;

• регулярность и объективность оценки результатов работы студентов и преподавателей;

• строгое соблюдение исполнительской дисциплины всеми участниками образовательного процесса (студентами, профессорско-преподавательским составом,

учебно-вспомогательным и административно-управленческим персоналом университета).

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов позволяет усилить мотивацию учебной деятельности путем более четкой дифференциации оценки результатов учебной работы каждого студента, уменьшить влияние субъективных факторов со стороны преподавателя, что способствует повышению качества обучения.

Студент своевременно информируется преподавателем об изменении своего рейтинга, что является одним из основных факторов активизации его самостоятельной работы.

На изучение каждой дисциплины и выполнение конкретного вида учебной работы (подготовка курсовых работ, прохождение учебных и производственных практик, выполнение дипломных работ и т.д.) отводится определенное количество часов, которые переводятся в зачетные единицы

- кредиты. Одна зачетная единица (кредит) приравнивается к 36 часам учебной работы. Это новшество введено для того, чтобы обеспечить сопоставимость работы студентов СГСЭУ с работой студентов в других вузах (в том числе и зарубежных). В будущем это может понадобиться при переходе в другой вуз или на другое направление (специальность) в пределах самого университета, а самое главное - при решении вопроса о «признании» диплома СГСЭУ в другом государстве и получении приложения к диплому европейского образца.

Результаты всех видов учебной деятельности студентов оцениваются рейтинговыми баллами. Максимальное количество их равно 100. Для получения положительной оценки необходимо набрать не менее 60 баллов.

Рейтинговые баллы распределяются по дисциплинарным модулям в зависимости от ихзначимости и трудоемкости. Количество дисциплинарных модулей может быть не менее двух и не более четырех. Рейтинговая оценка по дисциплинарному модулю

складывается из количества баллов, набранных за текущую работу и полученных при промежуточном контроле.

По результатам текущей работы по дисциплине в течение всех дисциплинарных модулей студент должен набрать от 40 до 60 баллов, по промежуточным контролям

- от 20 до 40 баллов. Сумма минимальных границ диапазонов всех дисциплинарных модулей должна составлять 60 баллов, а максимальных - 100 баллов. Результат входного контроля в рейтинговую оценку по дисциплине не включается.

При распределении баллов по видам текущей работы необходимо учитывать количество практических (семинарских, лабораторных) занятий, степень сложности учебного материала. В течение календарного модуля преподаватель должен обеспечить равные возможности получения каждым студентом необходимого количества баллов.

Кроме того, лектор также может использовать для проверки знаний студентов лекционное время, основной формой которой может быть тестирование. Преподаватель имеет право по своему усмотрению добавлять студенту за активность на занятиях до 5 баллов в каждом дисциплинарном модуле, а также может использовать «штрафы » в виде уменьшения набранных баллов за нарушение сроков выполнения текущей работы по видам, за отказ отвечать на практических (семинарских, лабораторных) занятиях и т.д.

Студент, по его желанию, может повысить собственную рейтинговую оценку по дисциплине в данном календарном модуле в течение недели после итогового контроля. При этом преподаватель должен ориентироваться на те разделы дисциплины, по которым студент набрал наименьшее количество баллов.

При таком построении образовательного процесса экзаменационные сессии отсутствуют.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что при этом усиливается значе-

ние и расширяется область применения тестирования в различных его видах.

Основными принципами его построения являются: единая платформа проведения компьютерного тестирования; наличие тестовых материалов, разработанных по единым стандартам; доступность тестовых материалов для применения в масштабе университета; выработка единых обоснованных критериев оценки результатов тестирования; обязательное прохождение внутренней экспертизы и утверждения.

Разработкой банков тестовых заданий (БТЗ) по циклам ОПД и ЕН в СГСЭУ начали заниматься в 2003 г. В настоящее время в вузе активно используются банки тестовых заданий более чем по 30 дисциплинам.

В 2003/04 уч. г. было протестировано более 2,5 тыс. студентов, в 2004/05 уч. г. -уже 6,4 тыс. (в т.ч. 2,1 тыс. студентов, обучающихся по модульно-рейтинговой системе), а в первом полугодии 2005/06 уч. г. -почти 5 тыс. студентов.

Компьютерное тестирование как форма контроля - текущего, промежуточного (рубежного) и итогового - знаний студентов имеет свои преимущества и недостатки. В числе признанных преимуществ компьютерного тестирования:

1) возможность проверки знания значительного по объему учебного материала за небольшой отрезок времени;

2) возможность контроля на заранее установленном уровне с помощью заданий определенной степени трудности;

3) возможность выставления объективной оценки путем подсчета количества правильных ответов.

Вместе с тем однозначное соответствие качества знаний студентов при ответе на лаконичное тестовое задание и в ходе традиционного диалога с преподавателем на экзамене сомнительно. При проведении

компьютерного тестирования студент может показать относительно хороший результат, что не обязательно предполагает его умение грамотно формулировать свои мысли, делать аргументированные выводы. Между прочим и справедливо и обратное.

С декабря 2005 г. СГСЭУ участвует в мегапроекте, который реализуется Национальным аккредитационным агентством в сфере образования под эгидой Рособрнад-зора, - «Интернет-экзамен в сфере профессионального образования ».

Идея состоит в том, чтобы в режиме online проводить для студентов интернет-экзамен по однопрофильным программам. Как запасной вариант рассматривается проведение экзамена в режиме off-line. Интересно, что после проведения экзамена накапливаются и обобщаются результаты, по которым можно сравнивать вуз с другими и определить, какие результаты он получил по отдельным дисциплинам, циклу дисциплин.

Второй этап интернет-экзамена состоялся в декабре-январе 2005-2006 гг. Интернет-тестирование проходило по дисциплинам не только математического и естественно-научного, но также социально-экономического и гуманитарного циклов. Университет принял участие в интернет-тестировании по двум дисциплинам: философии и информатике.

Третий этап интернет-тестирования проходил в мае-июне 2006 г. СГСЭУ выразил желание принять участие в нем уже по пяти дисциплинам: философии, информатике, правоведению, математике и русскому языку и культуре речи.

Таким образом, в СГСЭУ поставлена и реализуется задача построения объективной, независимой системы оценки качества подготовки студентов в соответствии с требованиями, определенными ГОС ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.