ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 37
Бурмакина Д.В.
учитель математики и информатики МАОУ СШ № 139 (г. Красноярск, Россия)
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в работе построена система качества математической модели, характеризующая эффективность системы внеурочной деятельности. Представлены виды деятельности внеклассной работы.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, эффективность обучения, внеклассная работа, качество математического образования.
В современном мире качественное освоение любой области человеческой деятельности неэффективно без владения конкретными математическими знаниями и методами, без интеллектуальных и личностных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании.
Внеклассная работа по математике проводилась некоторыми педагогами в дореволюционных средних школах, но не в массовых, а только в специальных, обслуживающих интересы промышленной и торговой царской России. Царская Россия боялась роста революционной сознательности масс, отрицательно относилась к общению учителей с учениками и, тем более, к их совместным занятиям во внеурочное время. [1]
ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:
• учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся;
• внеурочная деятельность».
Задачи внеурочной деятельности:
1. Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;
2. Снижение учебной нагрузки обучающихся;
3. Обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
4. Улучшение условий для развития ребенка;
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом
решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные).
Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
На мировом уровне изучение математики в школе перестает концентрироваться вокруг задачи формирования предметных знаний и умений,
теперь необходимо ориентироваться на образовательные результаты совершенно иного типа.
Важной целью является развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. [4]
Внеучебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.
Принципы организации внеурочной деятельности:
• выбор оптимальных методов, форм, средств;
• наглядность;
• последовательность;
• доступность;
• научность;
• учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
Важно, чтобы каждый ребенок на этом мероприятии работал активно,
увлеченно. Внеклассные мероприятия, с одной стороны, позволяют мне вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой - лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя мероприятие, необходимо учитывать специфику группы, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся.
Внеклассная работа включает в себя различные виды деятельности и обладает следующими возможностями в обучении и воспитании личности:
• разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка;
• участие в различных видах внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о многообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки;
• разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом, деятельности;
• в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.;
Еще одна важная проблема характерная для всех уровней образования: формирование математического мировоззрения. Интересы эффективности обучения требуют, чтобы учитель знал не только, чему учить, как учить, но и зачем учить. Это связано с главной задачей школы - не только дать сумму знаний, но и воспитать человека. Выделим качества личности, на развитие которых влияет математика:
• умственное воспитание (способность логически мыслить, умение анализировать, умение критически осмысливать материал);
• творческий характер (способность самостоятельно добывать знания, ставить новые вопросы);
• формирование мировоззрения (понимание предмета, связи математики с другими науками);
• нравственный потенциал (патриотизм, толерантность).
Обучение математике с одной стороны традиционно изучено и
проверено. Но существование методики развития интереса к математике встает перед любым учителем.
Значительный вклад в развитие внеклассной работы внесли такие учителя - новаторы, как: Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. Б. Истомина, И. И. Аргинская, Л. В. Занков, Л.Г. Петервон, М. И. Моро и другие.
Итак, на внеклассных занятиях по математике необходимо ознакомление учащихся с материалом из истории математики. Это повышает интерес школьников к изучению математики. Поэтому нельзя отказываться от этого мощного фактора повышения эффективности занятий по математике.
Внеурочная деятельность по математике очень важна в развитии детей. Активное участие во внеурочных занятиях - это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. Благодаря внеурочной деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности. Работая с детьми, мы должны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду.
Во внеклассной работе по предмету воспитывается и развивается глубокий разносторонний интерес к математике. Использование игровых моментов во внеурочной работе - это не только интересное, но и полезное занятие. Они развивают сообразительность, внимание, память, культуру математического мышления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Альхова З.Н. Внеклассная работа по математике [Текст]: учеб, пособие, /З.Н. Альхова. - Саратов: Лицей, 2001. - 288 с.
2. Балк, М.Б. Математика после уроков: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1971. - 462 с.
3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2013. -223 с.
4. Минхаирова, О. И. В математическом кружке. // Начальная школа. - 1993. - №6. - с. 38 - 40.
Burmakina D.V.
teacher of mathematics and computer science Secondary school No. 139 (Krasnoyarsk, Russia)
IMPROVING THE QUALITY OF MATHEMATICAL EDUCATION BY CREATING AN EFFECTIVE SYSTEM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Abstract: the paper presents a quality system of a mathematical model that characterizes the effectiveness of the extracurricular activity system. The types of extracurricular activities are presented.
Keywords: extracurricular activities, learning efficiency, extracurricular work, quality of mathematical education.