КОНЦЕПЦ1Я ПРОЛЕТАРСЬКО1 КУЛЬТУРИ ЯК 1ДЕОЛОГ1ЧНЕ П1ДГРУНТТЯ Д1ЯЛЬНОСТ1 КУЛЬТУРНО-ПРОСВ1ТНИЦЬКИХ ОРГАН1ЗАЦ1Й 20-Х РР. ХХ СТ.
© 2015
О.О. Кравченко, кандидат педагопчних наук, доцент кафедри сощально! педагопки, сощально!
роботи та юторн педагогiки
Уманський державний педагог1чний университет 1мен1 Павла Тичини, Умань (Украгна)
Анотащя. У статп обгрунтовано концепцш пролетарсько! культури як щеолопчного пвдгрунтя д1яльност1 культурно-просвггаицьких оргашзацш 20-х рр. ХХ ст. на основ1 вивчення погляд1в, думок та щей росшських та укра!нських вчених. Визначено принципи та положення ще! концепци: принцип самооргашзацп; принцип вихо-вання «ново! людини»; принцип колектив1зму як тдгрунтя сощальних вщносин та культурно! творчосл; творча самод1яльн1сть пролетар1ату; трансформащя, перероблення свггогляду, психологи, побуту; принцип наукових засад трудових процеав; псний зв'язок мистецтва з суспшьним виробництвом; принцип дотримання комушстичних щей та завдань сощалютичного буд1вництва; демократизацп мистецтва.
Ключовi слова: культура, мистецтво, культурно-просвггаицьш оргашзацп, виховання, принципи.
CONCEPT PROLETARIAN CULTURE AS IDEOLOGICAL SOIL ACTIVITIES OF CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS 20-IES OF XX CENTURY
© 2015
O.O. Kravchenko, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Social pedagogy,
social work and History of Education»
Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)
Abstract. In the article the concept of proletarian culture as the ideological basis of the activities of cultural and educational institutions 20-ies of XX century, based on the study of views, thoughts and ideas of Russian and Ukrainian scientists. Defines the principles and provisions of this concept: the principle of self-organization; principle of education «new man»; the principle of collectivism as the basis of social relations and cultural creativity; creative initiative of the proletariat; transformation, processing ideology, psychology, life; the principle of the scientific foundations of work processes; a close relationship with the social production of art; compliance with the principle of communist ideas and tasks of socialist construction; democratization of art.
Keywords: culture, arts, cultural and educational organizations, education, principles.
УДК 371.71
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2015
Е.В. Лизунова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зоологии и анатомии, физиологии,
безопасности жизнедеятельности человека
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация. Будучи основной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижение общей цели обучения и воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Внеклассная деятельность многообразна и способствует раскрытию индивидуальных способностей школьника, которые не всегда проявляются на занятиях. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации учащегося, повышению его самооценки, уверенности в себе, то есть положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки. Одним из способов совершенствования учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения является создание единой системы урочной и внеклассной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. При планировании и осуществлении внеклассной работы педагогический коллектив должен выбрать те формы работы, которые помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, экономичны по времени, отвечают интересам учащихся и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса школы.
Ключевые слова: физическое здоровье, психическое здоровье, здоровый образ жизни, старшеклассники, внеклассная работа, обучение, воспитание, внеурочная работа, знания, умения, навыки.
Проблема сохранения и целенаправленного формирования культуры здоровья школьников исключительно значима и актуальна, поскольку от состояния здоровья человека зависит уровень экономики, качество жизни людей, национальная безопасность. Именно поэтому перед школой стоит задача подготовки учащихся по вопросам укрепления физического и психического здоровья, овладения каждым из них определенным минимумом знаний и умений, необходимых для оптимизации личного здоровья и гармоничного развития. Очевидно, что от сформированности у учащихся в рамках учебно-образовательного процесса модели поведения будут зависеть последующая их деятельность по преобразованию личного здоровья, сохранению его потенциала.
Одно из основных направлений в решение проблемы сохранения, укрепления и развития здоровья связано с воспитанием у молодого поколения определенной си-
стемы ценностной ориентации. Люди стали понимать, что здоровое будущее нашей планеты состоят именно в развитии и совершенствовании профилактических дисциплин, а также в обучении человека, алгоритму здоро-вьесбережения, в формировании у него понимания того, что гораздо эффективнее предупредить болезнь, чем потом с ней бороться.
Теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы и педагогических исследований [1], [2], [3], [4], [5], [6] позволяет утверждать, что одной из тенденций в современном образовании является снижение здоровья учащихся, которое начинается уже в начальных классах школы. Здоровьесберегающее образование становится необходимым условием подготовки студентов педагогического вуза, потому что учитель на сегодняшний день является единственной реальной личностью способной в процессе обучения детей сохранить
их здоровье.
Об актуальности проблемы формирования здорового образа жизни учащихся говорят немалое количество научных исследований, появившихся в последние годы. Это работы Бусыгина А.Г. [7], Амосова Н.М. [8], Байера К. [9], Бойко А.Ф. [10], Лизуновой Е.В. [11], Петленко В.П. [12] и др.
Сегодня учащиеся недостаточно четко осознают зависимость здоровья от образа жизни, очень слабо владеют навыками самоанализа, самооценки своего образа жизни и состояния здоровья, самостоятельной деятельности по его сохранению и укреплению.
Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится внеклассная работа.
Внеклассная работа обладает большими возможностями для расширения и углубления знаний школьников в области гигиены, здоровья, практического применения этих знаний. Внеклассная работа - это форма организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя. Данная форма пробуждает познавательный интерес и творческую самостоятельность учеников. Ее отличает внеурочный характер и принцип добровольности.
Согласно Малееву В.В. внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [13, стр. 27].
В своей работе Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. «Дополнительное образование детей» (2002 г.) рассматривают внеклассную работу как составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, одну из форм организации свободного времени учащихся [14].
В работе Гликмана И.З. «Теория и методика воспитания» (2002 г.) внеклассная работа - это часть деятельности педагогов, связанная с организацией и налаживанием внеурочной деятельности школьников [15].
Лизинский В.М. пишет, внеклассная работа - это различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время [16, стр. 69].
Внеурочная работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время, и не всегда носит добровольный и самодеятельный характер [16, стр. 75]. Основная роль в ее планировании и организации принадлежит учителю. Примером тому может служить деятельность, которую ведет учитель-предметник по углублению знаний изучаемого материала со способными учащимися и в целях коррекции знаний слабоуспевающих.
Внеучебная работа, по мнению Малеева В.В. и Малеевой А.А. - это «те внеклассные занятия, которые ведутся, главным образом, в ученических коллективах на основе самоуправления, активности и самодеятельности, учащихся при направляющей роли учителей, классных руководителей» [17, стр. 35].
Четко поставленная внеклассная работа имеет большое значение. Она позволяет учащимся осознать и углубить полученные на уроке знания, превратить их в стойкие убеждения. Связано это, прежде всего с тем, что в процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента основных методов географических, химических, биологических и экологических наук. Проводя эксперимент, наблюдения за теми или иными явлениями и живыми объектами, школьники приобретают на основе непо-
средственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающей их действительности.
Конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записывать наблюдаемое, делать соответствующие выводы, а затем представлять свои результаты на уроке, школьной конференции - все это способствует развитию мышления школьников, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания. Широкое использование во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, анализа различных литературных источников развивает у учащихся исследовательские склонности [18, с. 76].
Внеклассная работа продлевает время целенаправленного педагогического воздействия на школьников, позволяет углубить знания, приобретенные на уроках, развивать способности детей, удовлетворять их разнообразные интересы, организовать досуг. Она имеет большие возможности для включения ребят в жизнь общества. Задача педагогов заключается в том, чтобы каждый школьник мог найти во внеклассной деятельности занятие, позволяющее ему проявить активность и самостоятельность [19, с. 137].
Актуальность и значимость проблемы формирования здорового образа жизни (далее ЗОЖ) у школьников отлично прослеживается в свете реализации в России приоритетного национального проекта «Здоровье», главной целью которого является сохранение здоровья нации. Педагог - это человек, который передает эстафету знаний, эстафету культуры будущим поколениям. Его задача заключается в обучении, сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, привитии навыков и умений своим воспитанникам. Всем известно, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, именно поэтому возрастает потребность в своевременном ознакомлении каждого начинающего жить человека с факторами, способствующими сохранению и укреплению здоровья. Это направление является одним из приоритетных в системе учебно-воспитательной деятельности любого образовательного учреждения. Результатом здо-ровьесберегающего обучения школьников должно стать состояние ребенка, характеризующееся способностью к быстрой адаптации, эмоциональным равновесием, физической, психологической, социальной готовностью продолжать дальнейшее обучение [20, стр. 3-4].
Умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы зависят от здоровья человека. Как научить учащихся чувствовать ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих их людей? Как их вовлечь в работу по изучению проблемы здорового и здоровьесбе-регающего образа жизни? Решение данной проблемы возможно лишь при во влечении учащихся во внеклассную деятельность, особенность которой в том, что в ней могут участвовать не только успешные ученики, но и те, которым учеба дается с трудом. При этом у них открываются способности, которые раньше не наблюдались. Они узнают много нового. Все внеклассные мероприятия должны учитывать способности, интересы подростков, их жизненные планы, установки с позиций устойчивой потребности быть физически и психически здоровым, вести здоровый образ жизни, не потеряться в этом сложном мире. Такое более детальное изучение школьниками ресурсов собственного здоровья, способствует формированию у них мировоззрения, основанного на культуре ценности здоровья, обучению навыкам сохранения, формирования и укрепления здоровья. Только в процессе внеклассной работы педагог может откровенно обсуждать с подростками их проблемы, дать правильную информацию, помочь, найти верное решение.
Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - широко практикуются и другие формы обучения и воспитания. Одна из составляющих учебно-воспита-
тельного процесса - внеурочная работа, которая обогащает знания, стимулирует познавательную активность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию творческого потенциала, учит вести здоровый образ жизни. Систематическое проведение внеклассных мероприятий позволяет расширить кругозор учащихся, внести в учебный процесс элементы соревнования и укрепить представление о знаниях как важнейшем звене развития личности и её высокой общественной оценки. Активное участие школьников в подготовке и проведении внеклассных мероприятий открывает огромные возможности для формирования практических навыков работы с разнообразными источниками знаний. Важный аспект этой деятельности заключается и в том, что совместная творческая работа сближает учащихся и педагогов, способствует сплочению коллектива, позволяет по-новому выстраивать отношения между образованием и воспитанием. Кроме того, внеклассная деятельность дает возможность школьникам испытать радость творческого исследовательского труда, так как в процессе работы педагоги помогаем детям успешно учиться, управляем процессом усвоения знаний, ориентируют на собственные наблюдения и эксперименты.
Активное участие во внеклассной работе помогает детям старшего школьного возраста сформировать адекватную точку зрения на здоровье и умение вести здоровый и здоровьесберегающий образ жизни как признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости и воли.
Внеклассная работа требует совместных усилий и затрат времени и у педагогов, и у учащихся, начиная от выбора темы мероприятия и до их написания и проведения
- это и подбор литературы, видео и аудиоматериалов, разработка сценария, составление презентаций. Однако разумное распределение ролей между учащимися позволяет сократить время, точно и быстро выполнить задание. Каждый школьник сам выбирает себе роль: библиограф, сценарист, чтец, музыкант, информатик и т.д. У каждой группы свое задание. Учащиеся, как правило, с интересом принимают участие во внеклассной работе и не считаются со временем. Постепенно подростки начинают понимать, что их личные желания и нежелания
- это главная причина для выбора линии поведения, а их умение на неприемлемое для них предложение спокойно и уверенно ответить: «Нет!» означает собственное желание быть здоровым.
Сегодня количество подростков, участвующих во внеклассной работе увеличивается, растёт интерес к работе, повышается самооценка и потребность в знаниях по ЗОЖ. Формирование у школьников здорового образа жизни является одним из главных направлений воспитательной работы в образовательном учреждении. При формировании установки на здоровый образ жизни педагог должен учитывать основные цели воспитания ценностных основ ЗОЖ. В качестве основных форм воспитания ценностных основ здорового образа жизни могут выступать: классные часы, «метод проектов», индивидуальное воспитательное взаимодействие, учебные занятия и т.д. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации. Это и должна делать школа через здоровьесберегающие образовательные технологии.
Главной целью нашей экспериментальной работы была проверка эффективности, разработанной нами педагогической модели формирования представлений о здоровом образе жизни учащихся-подростков в процессе внеклассной работы.
В качестве показателей сформированности представлений о здоровом образе жизни учащихся-подростков в процессе внеклассной работы мы выбрали три блока: когнитивный, эмоционально-нравственный и деятель-ностный, которые взаимосвязаны и взаимозависимы и являются последовательными шагами к формированию
представлений о здоровом образе жизни у учащихся старших классов. Если все показатели каждого из уровней достаточно высокие, то можно утверждать о сфор-мированности представлений о ЗОЖ у школьников.
Разработанная нами педагогическая модель формирования представлений о здоровом образе жизни у старшеклассников в процессе внеклассной работы включала в себя комплекс мероприятий:
- устный журнал «Здоровье - путь к успеху»,
- ролевую игру «Здоровое питание - часть здорового образа жизни»,
- классный час «Мое здоровье»,
- деловую игру «Скажем, нет курению» и
- вечер «Здоровое - главное достоинство Человека».
С целью определения эффективности разработанной нами педагогической модели формирования ЗОЖ учащихся-подростков в процессе внеклассной работы в условиях учебно-воспитательного процесса нами был проведен педагогический эксперимент.
Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Глушицкий Большечерниговского района Самарской области на протяжении 2013-2014 гг. во время педагогической практики и во внеаудиторное время без нарушения образовательного процесса. Оно проходило в три этапа. На первом этапе осуществлялся пилотный эксперимент, на втором - констатирующий эксперимент, третий этап включал формирующий эксперимент. В пилотном эксперименте приняли участие школьники 9-х классов - всего 48 человек.
Целью пилотного эксперимента было выяснение состояния дел и отношения учащихся к актуальности темы здоровья и здорового образа жизни. В результате его реализации установлено, что у всех опрошенных нет чёткого понимания сущности терминов «здоровье» и «ЗОЖ». Мы ожидали этого, так как даже в среде ученых по данным вопросам разные суждения.
При проведении констатирующе-формирующего этапа эксперимента нами был реализован принцип добровольности. Из 48 присутствовавших на пилотном эксперименте учащихся желание участвовать в дальнейшей работе изъявили практически все школьники. Предпочтение было отдано 9 «Б» классу, которые и составили экспериментальную группу из 25 человек, участвовавшую в формирующем эксперименте, остальные
23 учащихся (9 «А» класс) составили контрольную группу.
В результате реализации первой части констатирующего эксперимента (когнитивный компонент) для определения уровня сформированности представлений о ЗОЖ учащимся были разработаны ситуационные задачи.
В результате реализации второй части констатирующего эксперимента (эмоционально-нравственный компонент) школьникам был предложен тестовый опрос.
В результате реализации третьей части констатирующего эксперимента (деятельностный компонент) старшеклассникам была разработана викторина.
Полученные данные свидетельствуют о том, что необходимо кардинально изменить подход к формированию представлений о здоровье и здоровом образе жизни у старшеклассников.
Кафедра зоологии, анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности человека ПГСГА для старшеклассников предложила комплекс мероприятий по формированию представлений о здоровом образе жизни в процессе внеклассной работы, что и составило сущность формирующего эксперимента.
Результаты исследования когнитивного компонента показали, что в контрольной группе для 7 % школьников характерен высокий уровень сформированности представлений о ЗОЖ, 23% - имеют средний уровень, а 70% - низкий. В экспериментальной группе высокий уровень показали 27%, средний уровень - 56%, а низкий
уровень - 17%.
Следующим замерялся эмоционально-нравственный компонент. Для соблюдения единообразия в подходах к измерению степени сформированности представлений о ЗОЖ у старшеклассников нами также был применён принцип деления их на низкий, средний и высокий.
Результаты измерения показали, что в контрольной группе для 19 % учеников характерен высокий уровень сформированности представлений о ЗОЖ, 33% - имеют средний уровень, а 52% - низкий. Это очень тревожный показатель для учащихся. Это свидетельствует о том, что с этими школьниками до этого не велась никакая работа по формированию представлений о здоровье, факторов, влияющих на него, здоровом образе жизни. В экспериментальной группе высокий уровень показали 37%, средний уровень - 26%, а низкий уровень - 37%. Это свидетельствует о том, что учащиеся со средним уровнем «перешли» в более «развитую» группу. А целой трети школьников с низким уровнем использованная нами технология её развития пока не помогла.
Затем измерялся деятельностный блок. Результаты измерения показали, что в контрольной группе для 18 % учеников характерен высокий уровень, 32% - имеют средний уровень, а 51% - низкий. В экспериментальной группе высокий уровень показали 38%, средний уровень - 25%, а низкий уровень - 37%.
Следовательно, повторное тестирование показало повышение уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у старшеклассников, что является доказательством выдвинутой гипотезы.
Формирование представлений о здоровом образе жизни в системе образования целесообразно рассматривать как такую форму учебной и внеклассной деятельности, при которой специально организуемый и управляемый процесс обучения направляется на повышение активности познавательных интересов, развитие творческих способностей обучаемых. Проведённое исследование не может претендовать на исчерпывающее научное описание всех аспектов столь сложного и многогранного явления, каким является здоровый образ жизни. К числу проблем, нуждающихся в дальнейшей проработке, в первую очередь следует отнести: расширение, уточнение и взаимосвязь всех компонентов категории «ЗОЖ», дальнейшую разработку инструментария мониторинга качества формирования данного феномена.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что формирование у подростка установки на ЗОЖ через реализацию педагогических условий, методов, приемов и средств может осуществляться в учебно-воспитательном процессе школы и во внеучебное время и способствовать формированию здорового образа жизни подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волчек М.Г. Обучение математике младших школьников в условиях здоровьесбережения: автореф. дис....кан. пед. наук / Новосиб. гос. пед. универ. М., 2006. 22 с.
2. Мамитова Г.А. Педагогические условия формирования индивидуального стиля здорового образа жизни в процессе изучения биологии: автореф. дис.. кан. пед. наук / Ставропольский. гос. пед. универ. Карачаевск, 2006. 23 с.
3. Николаева И.В. Педагогическая технология формирования отношения к здоровью учащихся: автореф. дис.. ..кан. пед. наук / Самарск. гос. пед. универ. Самара, 2004. 31 с.
4. Осолодкова Е.В. Формирование готовности у студентов педвузов к осуществлению здоровьесберегающе-го обучения младших школьников: автореф. дис....кан. пед. наук / Магнитог. гос. универ. Магнитогорск, 2003. 20 с.
5. Стариков А.П. Педагогические условия формирования основ культуры здоровья учащихся при исполь-
зовании индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис.. ..кан. пед. наук / Самарск. гос. пед. уни-вер. Самара, 2004. 25 с.
6. Чугунова Н.П. Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя // Начальная школа. 2008. № 9. С. 6567.
7. Бусыгин А.Г. Двойная спираль Жизни, Здоровья и базовых потребностей: Философский трактат (Десмоэкология 2) - «Ульяновский дом печати», 2008. 136 с.
8. Амосов Н. М. Алгоритм здоровья - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. 219 с.
9. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни // пер. с англ.- М.: Мир, 1997. 674 с.
10. Бойко А. Ф. Здоровье на пять с плюсом! - М.: «Российская газета», 2002. 366 с.
11. Лизунова Е.В. Десмоэкологический подход к формированию стрессоустойчивости студентов педагогического университета при изучении курса «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»: автореф. дис....кан. пед. наук / Самарск. гос. пед. универ. Самара, 2006. 21 с.
12. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеоло-гии: здоровье как человеческая ценность - СПб., 1998. С. 10-11.
13. Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике // Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. - Воронеж: ВГПУ, 2003. 152с.
14. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей - М.: «Просвещение», 2002. 311 с.
15. Гликман И.З. Теория и методика воспитания - М.: «Просвещение», 2002. 156 с.
16. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися - М.: «Просвещение», 1980. - 87 с.
17. Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике // Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. - Воронеж: ВГПУ, 2003. 152с.
18. Иванова Е.А. Внеклассная работа экологической направленности на уроках естественно-научного цикла. Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность - Н. Новгород: НГПУ, 2011. 76 с.
19. Педагогика: учеб. пособие для педучилищ / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1981. 137 с.
20. Околелова В.А. Формирование здорового образа жизни студентов. Вестник Самарского государственного педагогического университета: Институт физической культуры. - Самара: Изд-во СГПУ, 2005. 204 с.
EXTRACURRICULAR WORK AS A WAY OF FORMING BELIEFS ABOUT HEALTHY LIFESTYLES IN CHILDREN OF SCHOOL AGE
© 2015
E. V. Lizunova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, of the department of zoology and anatomy, physiology, health and safety of the person
Povolzhskaya Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Abstract. As a key part of educational work in school, extracurricular work is aimed at achieving the common goal of training and education - learning child is essential for life in society social experience and the formation of accepted society's system of values. Extracurricular activities are varied and contributes to the disclosure of the individual abilities of the student, which is not always manifested in the classroom. A variety of extra-curricular activities contributes to the realization of the learner to improve his self-esteem, self-confidence, have a positive perception of yourself. The inclusion of students in different types of extracurricular activities enrich their personal experience, knowledge about the diversity of human activity, generates the necessary practical skills. One way of improving the educational process of any educational institution is the creation of a unified curricular and extracurricular activities on the subject as the study of any software themes can be continued in extracurricular activities. When planning and implementing extracurricular activities teaching staff should choose those forms of work that help in the solution of practical, educational tasks, saving time, meet the interests of students and combined with the entire system of the educational process of the school.
Keywords: physical health, mental health, healthy lifestyle, high school, extracurricular work, training, education, extracurricular activities, knowledge, abilities, skills.
УДК 378.147
ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИЯМ МАГИСТРОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
© 2015
Е.М. Третьякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Городское строительство и хозяйство» И.Н. Одарич, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В статье сформулированы требования к уровню подготовки инженера-магистра техники и технологии по направлению «Строительство».
Ключевые слова: самостоятельная деятельность, практическая деятельность, творческое мышление, квалификационные требования.
Растущие требования к условиям труда и отдыха формируют заказ на возведение зданий комфортабельных, способных удовлетворять запросы множества людей, и создание проектов, учитывающих все особенности эксплуатации. Проектирование производственных, административных и торговых комплексов с гибкой планировочной структурой, приспособленной к частой смене технологии, заставляет комплексно подходить к проектированию общественных и промышленных зданий [1]. Инженер-магистр в соответствии с высокой степенью организации производства или иного функционального процесса проектирует предприятия с благоприятными условиями труда. Возрастающие материальные и духовные запросы общества предопределяют необходимость улучшения жилищных условий населения, повышения качественного стандарта жилой среды, разработки новых образцов жилища, приспособленных к специфическим условиям жаркого и холодного климата. Комплексная застройка жилых образований домами с новыми типами квартир, с гибкой и трансформируемой планировкой, совершенствование систем зданий культурно-бытового, торгового, медицинского и учебно-воспитательного назначения, развитие типов домов с общественным обслуживанием являются приоритетными задачами настоящего времени. Помимо удобства и соответствия требованиям объекты строительства должны нести идейное, воспитательное значение для искусства. Все эти составляющие должны находить отражение в процессе подготовки специалистов [2].
Основная задача, стоящая перед преподавателями строительных дисциплин - воспитание конкурентоспособного инженера-магистра в области строительства, готового к активной творческой самостоятельной практической деятельности [3]. Процесс подготовки должен обеспечивать:
1. Подготовку специалиста, понимающего законы общественного развития, овладевшего творческим мировоззрением, творческим методом и творческим мыш-
лением и профессиональными знаниями.
2. Подготовку специалиста высокой квалификации, способного проектировать материально-пространственную среду для процессов труда, быта и общественной жизнедеятельности по законам целесообразности и красоты.
3. Понимание рационального сочетания общих, гуманитарных, технических, экономических, художественно-композиционных и градостроительных сфер образования через усиление межпредметных связей, овладение опорными ведущими знаниями и применение этих знаний в практической деятельности. Необходимо зарождение у студентов представления о том, что они обучаются не отдельным дисциплинам, а одной науке - строительной.
4. Овладение навыками проектного моделирования на основе комплексного и системного подходов к решению архитектурно-строительных задач во взаимодействии социальных, градостроительных, функциональных, технических, экономических и архитектурно-композиционных факторов; умение в проектировании учитывать условия индустриального строительного производства, использования новой технологии и эффективных материалов. Студенты учатся определять технико-экономическую эффективность проекта, выясняют эффективность использования новых строительных материалов по сравнению с традиционными.
5. Освоение избранной профессии на высоком научно-теоретическом уровне с привлечением информации из смежных областей знаний; овладение навыками самостоятельного освоения новейшей научной информации для самообразования. В учебном проектировании знания климатологии и экологии используются при проектировании конструкций зданий, разработке генеральных планов, знание персонального компьютера - при расчетах конструкций и вычерчивании схем. Самостоятельное освоение предметов начинается с выполнения научных работ в области строительства.