Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»
Основными направлениями совершенствования транспортных технологий в настоящее время являются: интеграция производственных и транспортных процессов, развитие транспортной логистики; использование интермодальных технологий и контейнеризация системы товародвижения; применение экологически-ориентированных и ресурсосберегающих транспортных технологий; информатизация всех аспектов транспортного процесса.
Схема работы спутниковых систем мониторинга транспорта
К одному из эффективных технических решений можно отнести спутниковый мониторинг транспорта, что позволяет решать задачи мониторинга, контроля соблюдения графика движения, оптимизации маршрута и обеспечения безопасности является внедрение спутникового мониторинга транспорта (системы мониторинга подвижных объектов, построенной на основе систем спутниковой навигации, оборудования и технологий сотовой и/или радиосвязи, вычислительной техники и цифровых карт). Спутниковый мониторинг транспорта используется для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками и автоматизированных системах управ-
ления автопарком [2]. Схема работы подобной системы представлена на рисунке.
Принцип работы заключается в отслеживании и анализе пространственных и временных координат транспортного средства. Существует два варианта мониторинга: online - с дистанционной передачей координатной информации и offline - информация считывается по прибытию на диспетчерский пункт.
На транспортном средстве устанавливается мобильный модуль, состоящий из следующих частей: приёмник спутниковых сигналов, модули хранения и передачи координатных данных. Программное обеспечение мобильного модуля получает координатные данные от приёмника сигналов, записывает их в модуль хранения и по возможности передаёт посредством модуля передачи. Модуль передачи позволяет передавать данные, используя беспроводные сети операторов мобильной связи. Полученные данные анализируются и выдаются диспетчеру в текстовом виде или с использованием картографической информации. Мобильный модуль может быть построен на основе приёмников спутникового сигнала, работающих в стандартах NAVSTAR GPS или ГЛОНАСС. В offline варианте необходимость дистанционной передачи данных отсутствует. Это позволяет использовать более дешёвые мобильные модули и отказаться от услуг операторов мобильной связи.
Таким образом, предприятие получает необходимые сведения в полном объеме и может оптимизировать значительные расходы данной области.
Библиографические ссылки
1. Миротин Л. Б. Логистика. Управление в грузовых транспортно-логистических системах. М. : Юристъ, 2011.
2. Бондаренко А. А. Системы мониторинга автотранспорта [Электронный ресурс]. URL: http://www.tk-chel.ru/
© Самарцева А. В., 2012
УДК 669.713.7
А. Д. Тихоненко Научный руководитель - С. Л. Парфенова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «УСОЛЬСКОЕ»
Совершенствование структуры рынка и рыночных отношений приводит к необходимости повышать качество логистического сервиса. Оставаться конкурентоспособными могут лишь те поставщики, которые в состоянии удовлетворить требования потребителей.
Современный рынок и требования потребителя заставляют производителей заботиться о сервисном обслуживании своей продукции. Потенциальная востребованность логистического сервиса обусловливается его способностью придавать товарам новые свойства, такие как полезность места, времени доступности, формы владения и пользования.
Качество логистических услуг определяется как соответствие требованиям потребителей, которые должны быть четко сформулированы и измерены с помощью системы показателей. Для оптимизации логистического сервиса необходимо: точно оценивать качество услуг (с помощью системы показателей, проранжированных в соответствии с их значимостью
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
для клиентов); свести к минимуму расхождения между ожидаемым потребителями и фактическим значениями показателей качества услуг.
Основными обобщенными показателями качества услуг являются;- надежность, доступность, компетентность, взаимопонимание, осязаемость. Основная сложность при оценке качества услуг заключается в том, что большинство параметров нельзя измерить количественно (например, компетентность, взаимопонимание, осязаемость).
Показатель надежности предоставления сервиса в реальных логистических системах не должен составлять менее 95 %.
Доступность обслуживания для клиента фирмы можно оценить комплексом показателей, включающим:
а) количество названий товаров в ассортименте (плановое и фактическое);
б) коэффициент завершенности покупки (выполненных заказов) - наиболее важный показатель;
в) коэффициент комплексности покупки - среднее количество наименований товаров, приобретаемое одним покупателем.
Показатели «скорость обслуживания» и «цена обслуживания» сравниваются со средним значением по отрасли.
На основе коэффициента значимости показателя и его фактического значения каждому показателю дается определенная оценка в баллах.
Логистический сервис - это баланс (разумный компромисс) между приоритетом высококачественного обслуживания потребителей и соответствующими затратами, необходимыми для его обеспечения. С повышением уровня сервиса затраты на сервис, естественно, возрастают, причем их рост имеет нелинейный характер, а именно с повышением качества услуг затраты растут быстрее. Следовательно, задача специалиста-логиста заключается в поиске оптимального уровня сервиса. Существует диапазон, в котором любая фирма может найти оптимальный для себя уровень сервиса. Начальной точкой диапазона является «минимальный уровень сервиса» - оказывая услуги ниже этого уровня, фирма не будет восприниматься рынком, т. е. потребители не будут пользоваться ее услугами. Конечная точка диапазона - точка, в которой повышение уровня сервиса становится нечувствительным для потребителя и при этом начинает приносить убытки фирме.
Покажем на примере предприятия ООО «Усоль-ское» внедрение логистического сервиса и проведения мероприятий по оптимизации системы распределения продукции.
Производственно-коммерческая фирма «Усоль-ское» создана в 1994 году. По организационно-правовой форме это общество с ограниченной ответственностью. Фирма занимается выращиванием зерновых культур и производством муки.
У рассматриваемого предприятия за годы его работы на рынке сложились определенные устойчивые связи с несколькими предприятиями, занимающимися оптовыми закупками муки; ООО «Аквамарин», ООО «Вариант», ООО «Дельта-М», ООО «Мариуль», ЧП Мужарова А. А.
Анализ структуры сбыта продукции показал, что значительную долю своей продукции (70,3 %) предприятие реализует ООО «Аквамарин», ООО «Вариант».
Используемая предприятием система сбыта имеет один распределительный центр, откуда готовая продукция реализуется оптовым покупателям. Оптовый покупатель самостоятельно вывозит продукцию предприятия со склада.
К положительным моментам использования такой системы распределения можно отнести; отсутствие расходов на содержание дополнительных складов; снижение транспортных расходов на перевозку мелкооптовых грузов и, как следствие, уменьшение цены для конечного потребителя.
К отрицательным моментам относятся; высокая зависимость от оптовых покупателей.
Данная распределительная система не отвечает многим логистическим принципам, на которых должны строиться системы распределения с точки зрения оптимизации потоковых процессов.
В схеме системы распределения продукции большая часть материальных потоков направлена в одну сторону. Ведь сама фирма ведет свою деятельность на территории Абанского района, который находится на достаточном расстоянии от центра города и от мест расположения большинство торговых точек. Существующая система распределения не оптимизирована с точки зрения величины суммарных транспортных издержек, которые несут все участники процесса распределения, а это в конечном итоге приводит к неэффективному использованию ресурсов, и, как следствие, к завышенной конечной цене продукции предприятия. Так в 2011 г. себестоимость единицы продукции составила 5,39 руб., а реализационная цена - 10,50 руб. Расчеты показывают, что даже при перевозке партий муки грузовыми автомобилями суммарные транспортные и складские издержки на один кг. не превышают 0,6 р. Таким образом, предприятие при самостоятельной доставке своей продукции до конечного потребителя будет иметь возможность реализовывать муку по цене 15,00-18,00 руб., тогда как суммарные затраты на кг. составят 5,99 руб. Суммарная годовая прибыль от реализации возрастет на 7743,77 тыс. руб.
Основными рекомендациями предприятию ООО «Усольское» являются;
- формирование сети распределительных центров (складов), приближенных к конечному потребителю продукции;
- приобретение грузовых автомобилей для транспортировки продукции от места производства до центров распределения;
- максимальная диверсификация структуры сбыта продукции путем поиска новых посредников с целью снижения торгового риска;
- заключение прямых договоров с розничными торговыми точками по реализации продукции;
- установление стабильных отношений на взаимовыгодных условиях с торговыми посредниками.
Внесенные предложения по оптимизации системы распределения продукции приведут к улучшению ключевых показателей качества логистического сервиса, таких как «доступность», «скорость обслуживания» и «цена обслуживания».
© Тихоненко А. Д., 2012