Н.Г. Климанова, Т. А. Трифонова ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ...
ность предпринимателей: методы оценки и воздействия / РАН, Ин-т психологии. - М.: ИП РАН, 1995. - 58 с.
3. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя//Психол.журнал. -1998. Т.19.- №1. - С.62-74.
4. Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро
и зло в этической психологии личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 240с.
5. Сухарев В.А. Психология Добра и Зла. - Д.: Сталкер, 1988. -205с.
6. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1978.
VALUABLE ORIENTATION MODERN ENTREPRENEURS
© 2013
N.G. Klimanova, candidate of psychological sciences, head of the chair «Psychology of work and business psychology» T.A. Trifonova, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair «Psychology of work and business psychology»
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: In order to clarify and expansion of understanding of a value sphere personality, motives and needs of today's entrepreneurs authors have conducted an empirical study which examined in this article.
Keywords: businessman, entrepreneurial activity, valuables, value orientations, instrumental values, personality structure, personal features, human resources.
УДК 378: 37.018.43
ПОВЫШЕНИЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ПРОЕКТАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
© 2013
И.Г. Морозова, аспирант
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В настоящее время актуальными становятся реализуемые российскими вузами проекты дистанционного обучения иностранных студентов. Статья посвящена проблеме повышения инфокоммуникационной компетенции преподавателей, обучающих иностранных студентов по дистанционной форме. Описан опыт Института экономики, управления и права (г. Казань) в разработке курса повышения инфокоммуникационной компетенции "Инфокоммуникационные технологии в обучении иностранных студентов" и его апробации в международных образовательных проектах.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, инфокоммуникацион-ная компетенция, компьютерная грамотность.
В настоящее время для усиления роли отечественного образования, создания и поддержания его положительного имиджа на международной образовательной арене необходимы усилия по включению нашей страны в международные отношения в области образования. Российские вузы сегодня активно участвуют в реализации различных проектов в области образования с зарубежными вузами, таких как: программы обмена студентами и преподавателями, программы двудипломного образования, научно-исследовательские проекты.
Внедрение в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий позволило российским вузам активно реализовывать проекты дистанционного обучения иностранных студентов.
Институт экономики, управления и права (г. Казань) в настоящее время организует обучение иностранных студентов по программам высшего и дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий. Наши студенты проживают в 7 зарубежных странах, в том числе, в Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане. Готовятся программы выдачи двух дипломов совместно с зарубежными вузами.
При реализации проектов дистанционного обучения иностранных студентов нами было выявлено, что для обеспечения эффективности данных проектов и отдельных их этапов необходимо наличие определенных педагогических условий.
При определении педагогических условий мы опираемся на определение понятия, данного А.С. Фришем. Он рассматривает педагогические условия как "совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов педагогической системы" [5]. В. И. Андреев считает, что педагогические условия — это "обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а
также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей" [1].
Одним их этих условий является повышение инфо-коммуникационной компетентности преподавателей российских вузов, обучающих иностранных студентов. О.Н. Шилова и М.Б. Лебедева определяют инфоком-муникационную компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий [4]. Л.Н.Горбуновой и А.М. Семибратовым инфокоммуникационная компетентность определяется «как готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности» [3].
Проекты дистанционного обучения иностранных студентов в Институте экономики, управления и права реализуются с использованием интегрированной системы: портала дистанционного обучения «МооШе» и сервиса видеотрансляции «Openmeetings». Преподавателям необходимо научиться пользоваться данной системой для дальнейшего обучения иностранных студентов.
Для реализации педагогического условия - повышение инфокоммуникационной компетентности преподавателей нами был разработан краткосрочный курс повышения квалификации "Инфокоммуникационные технологии в обучении иностранных студентов", рассчитанный на 36 часов.
При построении данного курса нами было принято во внимание то, что уровень компьютерной грамотности преподавателей может сильно отличаться. Среди них могут быть преподаватели, прекрасно владеющие компьютерными навыками, имеющие опыт обучения по дистанционной форме, опыт работы в виртуальных порталах. Однако могут быть очень талантливые и профессиональные педагоги, но при этом не владеющие навыками обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Отсутствие у преподавателей та-
И.Г. Морозова
ПОВЫШЕНИЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ .
ких навыков не является причиной для запрета участия в международных проектах дистанционного обучения иностранных студентов. Все преподаватели, желающие участвовать в проекте, имеют возможность пройти данный курс повышения квалификации в Институте экономики, управления и права (г. Казань).
В курсе, разработанном нами, преподаватели проходят два блока: "основы компьютерной грамотности" и "обучение в портале Moodle" , включающих в себя 12 разделов: 1) программный принцип работы компьютера; 2) интернет и Всемирная паутина; 3) основные задачи обработки текста; 4) создание презентаций; 5) создание презентационных материалов с педагогическим дизайном для занятий в среде «MS Power Point»; 6) работа в системе «Moodle»: авторизация, основные возможности системы, отдельные пункты меню и их назначение; 7) создание учебных курсов в системе «Moodle»; 8) система видеоконференцсвязи «Openmeetings»; 9) организация семинарских занятий с использованием форума, чата, программы «Skype»; 10) основные виды угроз для цифровой информации; 11) правовые и этические нормы при работе с информацией; 12) выполнение итогового творческого задания.
При прохождении данного курса преподаватели учатся создавать отдельные элементы и ресурсы в портале дистанционного обучения Moodle, размещать аудио и видеоматериал в портал. Особое внимание уделяется процедуре проверки заданий и выставления оценок в системе Moodle [2, с. 34-39].
В связи с тем, что в портал Moodle встроена система видеоконференцсвязи OpenMeetings, преподаватели имеют возможность общаться с иностранными студентами "лицом к лицу", в режиме реального времени. Для этого преподавателям необходимо овладеть определенными элементами актерского мастерства, каждое движение педагога, его мимика, тембр голоса, взгляд, жесты должны соответствовать замыслу занятия. Для этого мы предварительно готовим преподавателей и студентов к использованию системы видеоконференцсвязи. Нами проводится серия видеотренингов, в ходе которых преподавателям предлагаются короткие тексты выступлений, содержащих эмоционально - экспрессивные фразы и предложения. После произнесения этих текстов сначала по бумаге, затем наизусть максимально выразительно происходит самоанализ и самооценка выступления. Тренинг продолжается до полного усвоения роли оратора, лектора, человека, который свободно и красиво излагает свои мысли [2, с.20].
Апробация курса повышения квалификации "Инфокоммуникационные технологии в обучении ино-
странных студентов" прошла при реализации проекта «Организация и проведение курсов переподготовки преподавателей русского языка малагасийской школы русистики с использованием дистанционных образовательных технологий в Республике Мадагаскар». В настоящее время данный курс пройдут преподаватели, задействованные в реализации проекта дистанционного обучения русскому языку учеников Школы Большого театра г. Жоинвилле и конголезских преподавателей Республики Конго.
Опыт Института экономики, управления и права в разработке курса повышения квалификации "Инфокоммуникационные технологии в обучении иностранных студентов" имеет большую теоретическую и практическую значимость, так как в дальнейшем он может найти свое применение в реализации вариативных курсов повышения инфокоммуникационной компетенции преподавателей и сотрудников российских вузов, приступающих к обучению иностранных студентов по программам высшего и дополнительного профессионального образования в вузах России с использованием дистанционных образовательных технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. С.568
2. Ахметова, Д.З. Уникальный опыт переподготовки преподавателей зарубежных стран по русскому языку с использованием интегрированной системы дистанционного обучения "Moodle" и "OpenMeetings": методические рекомендации/ Д.З.Ахметова, И.Г. Морозова, А.Г. Хорошавина, А.Ф. Зайнуллин. - Казань: Изд-во "Познание" Института экономики, управления и права, 2012.-132 с.
3. Горбунова, Л.М., Семибратов А.М., Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности. Конференция ИТО-2004.- Режим доступа: http://ito.edu.rU/2004/Moscow/ Late/Late-0-4937.html
4. Лебедева, М.Б., Шилова, О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. 2004. - № 3. - С.95-100.
5. Фриш, А.С. Производственный коллектив и эффективность труда / А.С. Фриш. М.: Знание, 1973. - 64 с.
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Целевой конкурс по поддержке молодых ученых» (231-95-1539)
RAISING INFOCOMMUNICATIVE COMPETENCY OF TEACHERS IN EDUCATIONAL PROJECTS OF TEACHING FOREIGN STUDENTS BY DISTANT FORM
© 2013
I.G. Morozova, applicant
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: Nowadays the projects of teaching foreign students by distant form in Russian universities are becoming relevant. Article is devoted to the problem of raising infocommunicative competency of the subjects in educational process of distance teaching foreign students. The experience of development the retraining course "Infocommunicative technologies in teaching foreign students" and it's approbation in international educational projects is described.
Keywords: distance learning, distance learning technologies, infocommunicative competency, computer literacy.