DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-2-63-69 УДК 371.3:371.64/69:378.14
Дата поступления статьи: 18/IV/2018 Дата принятия статьи: 25/V/2018
Е.А. Рубцова
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА БАЗЕ ЕМ8 МООБЕЕ
© Рубцова Евгения Алексеевна — старший преподаватель, кафедра иностранных языков и русского как иностранного, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: erubtsova@list.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2366-9359
АННОТАЦИЯ
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, изучение иностранного языка направлено на достижение целей, связанных с развитием иноязычной коммуникативной компетенции, воспитанием способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, использование иностранного языка в других областях знаний. В статье дается оценка эффективного применения ресурсов платформы ЬМБ Мооё1е для доказательства эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов средствами иностранного языка и развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов.
На основе анализа исследований определяется концепция педагогической интеграции, структура коммуникативной компетенции, обосновываются достоинства платформы ЬМБ Мооё1е, применяемой при обучении английскому языку в техническом вузе, отмечается целесообразность применения смешанного обучения.
Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция, профессиональная подготовка, платформа ЬМБ Мооё1е.
Цитирование. Рубцова Е.А. Формирование коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку на базе ЬМБ Мооё1е // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 2. С. 63-69. Б01: Ьйр8://ао1.огв/10.18287/2542-0445-2018-24-2-63-69.
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License Which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0)
DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-2-63-69 Submitted: 18/IV/2018
UDC 371.3:371.64/69:378.14 Accepted: 25/V/2018
E.A. Rubtsova
FORMATION OF STUDENT'S COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING ON THE BASIS OF LMS MOODLE
© Rubtsova Evgeniya Alexeevna — seniour lecturer, Department of Foreign Languages and Russian as a Foreign, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: erubtsova@list.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2366-9359
ABSTRACT
According to the Federal state educational standard, studying foreign languages is aimed at achieving goals, connected with developing communicative competency, ability and readiness for independent continuous learning a foreign language and using a foreign language in other fields of knowledge. With this objective in mind, the paper evaluates the efficiency of using LMS Moodle resources in teaching and stresses their role for modern language development in general. The paper also mentions the vital importance of using a foreign language in professional training of future specialists. It points out that using LMS Moodle in teaching implies developing communicative competence of engineering students.
The paper presents the results of research, aimed at studying the essence of such notions as «communicative competence» and «foreign language communicative competence». It also determines the methodological basis of the research, comprised by pedagogical and psychological theories and Russian and foreign theories of professional education and the concept of pedagogical integration. The analysis of research allowed to identify the structure of communicative competency, noting its variety, as well as the composition of foreign language speaking communicative competency by characterizing its constituent competencies.
The paper also mentions the advantages of LMS Moodle platform, used in teaching English in engineering higher educational institutions, and points to the viability of using blended learning. The paper presents planning of classes on particular topics and identifying kinds of teaching activities and means of students' knowledge and skills control using LMS Moodle interactive tools.
Key words: competence, communicative competence, foreign language communicative competence, language communicative competence, LMS Moodle platform.
Citation. Rubtsova E.A. Formirovanie kommunikativnoi kompetentsii studentov v protsesse obucheniia inostrannomu iazyku na baze LMS Moodle [Formation of students' communicative competence in the process of foreign language learning on the basis of LMS Moodle]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2018, Vol. 24, no. 2, pp. 63-69. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-63-69.
Развитие системы высшего образования, вступление России в общеевропейское образовательное пространство, расширение международных связей, научно-техническое сотрудничество, возможность стажировки за границей, работа с технической документацией на иностранном языке обусловливают необходимость использования возможностей иностранного языка в профессиональной подготовке будущих специалистов, что предполагает развитие коммуникативной компетенции студентов, обучающихся в технических вузах. Студенческая молодежь отчетливо понимает, что знание иностранного языка, а лучше нескольких иностранных языков — необходимое требование для успешного трудоустройства и профессиональной карьеры в современном мире, что обусловливает поиск новых подходов, форм, методов и технологий обучения иностранным языкам преподавателями языковых дисциплин.
Исследователи (Г.В. Верховая, С.В. Акимов, М.Д. Горячев, М.М. Горячев, Н.В. Иванушкина, В.В. Мантуленко, А.А. Пашкалян, Т.А. Шильцова,
Ю.В. Мармулева и др.) ориентируют на преподавание медийных средств в обучении иностранным языкам. Вузы используют различные онлайн-плат-формы (например, Moodle, Joomla, Edmodo, Blackboard) для развития учебных коммуникаций [Верховая, Акимов, с. 55—62; Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина, Мантуленко, с. 76—77; Пашкалян, с. 79—81; Шильцова, Мармулева, с. 281—282]. Специалистам технического профиля необходима иноязычная коммуникативная подготовка для международного профессионального сотрудничества.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции, развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, использование иностранного языка в других областях знаний. Введение двухуровневой системы в вузах России, а так-
же реализация принципов комиссии ООН по современному образованию предполагает новые подходы к формированию содержания обучения, к формам и методам контроля качества высшего образования, способам организации самостоятельной работы студентов.
Важнейшими принципами мониторинга обучен-ности студентов являются объективность, систематичность, наглядность и гласность, которые реализуются в модульной объектно-ориентированной учебной системе Мооё1е, специально разработанной для создания дистанционных курсов обучения [Иванушкина, с. 72-74].
Так, «разный исходный уровень владения иностранным языком абитуриентов-выпускников, поступающих в вузы, перегруженность учебного плана, приоритет и доминирование специальных дисциплин, ограниченное количество часов, отведенное образовательным стандартом на изучение иностранного языка, отсутствие учебников, адекватных трудным условиям обучения, оказывают негативное влияние на качество языковой подготовки студентов» [Нефедов, с. 143-148]. В этой связи особое значение придается рационализации процесса овладения студентами-нелингвистами иноязычной коммуникативной компетенцией в сложившихся условиях обучения иностранному языку. Наши исследования показали, что взаимодействие со студентами на базе системы Мооё1е способствует осознанному изучению иностранного языка. Их познавательная деятельность сопровождается четкостью постановки задач, определения условий и способов их решения [Рубцова, с. 369-372]. Наглядность, доступность аудио- и видеоматериалов, возможность самоконтроля и самоанализа иноязычной речевой деятельности при работе на платформе Мооё1е стимулируют внеаудиторную языковую практику, способствуя формированию иноязычной компетенции обучаемых.
Проблема формирования иноязычной коммуникативной компетенции имеет свою историю, но при этом остается актуальной. Исследователи (Е.В. Падей), обращаясь к проблеме, утверждают, что необходимо на начальном этапе обучения иностранному языку развивать коммуникативные умения в союзе с проявлением интереса и желания к их совершенствованию [Падей, с. 388-390].
Дефиниция «коммуникативная компетенция» (от лат. еошре1еге - «быть способным к чему-либо») была использована Н. Хомским для обозначения языковой компетенции и представлялась как способность индивида, с одной стороны, понимать/ образовывать неограниченное число предложений, построенных по их структурным схемам; с другой стороны, обнаруживать формальное сходство/различие близких по своему содержанию высказываний. В отечественной науке существует большое количество определений иноязычной коммуникативной компетенции, что свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы и указывает на наличие разночтений в понимании содержания этого термина [Падей, с. 388-390].
Иноязычная коммуникативная компетенция, по мнению отечественных исследователей (Г.Н. Артемьевой [Артемьева], И.Л. Бим, О.В. Нефедова,
В.В. Сафоновой, E.H. Солововой и др.) есть способность и готовность к иноязычному общению с носителями языка, восприятию и пониманию партнеров, адекватному и своевременному выражению своих мыслительных намерений.
В.М. Ростовцева рассматривает это понятие как «совокупность знаний, навыков, умений и качеств (личностных и профессионально значимых), а также способность к присвоению новых знаний и опыта и готовность к их реализации на практике» [Ростовцева, с. 635—637]. И.А. Зимняя трактует «компетентность» как основанную на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленную социально-профессиональную жизнедеятельность человека [Зимняя, с. 55—56]. Некоторые западные исследователи рассматривают понятие как способность обучаемого адекватно общаться в конкретных коммуникативных ситуациях и его умение организовывать речевое общение с учетом социокультурных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Из лингвистики термин был перенесен в социолингвистику и методику обучения иностранному языку, где представлен в качестве речевой способности индивида.
В отечественную лингводидактику термин коммуникативная компетентность, как отмечают А.О. Багатеева, Г.Н. Ахметзянова и Н.Ш. Ва-леева, был введен М.Н. Вятютневым, который представлял его как способность человека общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои интеллектуальные запросы [Багатеева, Ахметзянова, Валеева, с. 385—387].
Понятие «компетентность» определяется как способность человека к практической деятельности, а «компетенция» — как содержательный компонент данной способности в виде знаний, умений и навыков [Зимняя, с. 55—56].
Необходимо заметить, что процесс интенсивного взаимодействия различных культур, который отмечается в последние десятилетия, активно осуществляется ресурсами сети Интернет. Складывается определенная субкультура, способствующая сближению наций и языков. При этом, как отмечает И.Г. Ольгинская, процесс обучения иноязычной коммуникации в рамках вуза продолжает генерировать целый ряд проблем дидактического свойства, которые требуют своего решения [Оль-гинская, с. 84—88.].
Термин коммуникативная компетентность претерпевает переосмысление по мере того, как изменяется социальная действительность, уточняются цели обучения иностранному языку в обществе. В связи с этим многие отечественные исследователи связывают иноязычную коммуникативную компетентность со способностью личности к изучению иностранного языка и к общению на нем с представителями других культур. Следовательно, интегративное свойство личности, которое обеспечивает готовность индивида к адаптации в профессиональной сфере, представляется коммуникативной компетенцией.
Исследователи включают грамматическую, языковую, предметную, профессиональную, страноведческую, стратегическую, прагматическую и другие компетенции в состав коммуникативной компетен-
ции. Согласно модели, предложенной в документе Совета Европы (1997), коммуникативная компетенция интегрирует лингвистическую, социолингвистическую и прагматическую. Лингвистическая выражается фонологическими, лексическими, грамматическими знаниями и умениями. Социолингвистическая определяется социокультурными условиями использования языка, представляя собой связующее звено между коммуникативной и другими компетенциями. Прагматическая компетенция содержит экстралингвистические элементы, обеспечивающие общение (мимику, жестикуляцию и др.). Несмотря на то что все исследователи придерживаются точки зрения о многокомпонентном составе коммуникативной компетентности, нет единообразия в выделении этих компонентов.
Наше исследование базируется на принятии идеи о совокупности языковой, речевой, социокультурной и лингвистической компонент (см. рис.).
Иноязычная коммуникативная компетенция студентов технического вуза рассматривается как приобретенная в процессе обучения способность личности к реализации коммуникативных моделей иноязычного речевого поведения в стереотипных коммуникативных ситуациях. Содержание обучения иностранному языку в техническом вузе предусматривает закрепление и дальнейшее совершенствование базового общеобразовательного уровня владения языком в сочетании с углубленной профильной языковой подготовкой, ориентированной на использование полученных знаний в сфере будущей профессиональной деятельности. Приобретение студентами коммуникативной компетенции ориентировано на формирование такого уровня владения иностранным языком, который позволит использовать его для удовлетворения профессиональных потребностей, реализации личных и деловых контактов и дальнейшего самообразования.
С этой целью привлекаются дополнительные ресурсы. Исследователи указывают на необходимость синтеза «классических» форм преподавания и современных компьютерных технологий [Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина, Мантулен-ко, с. 76—78]. Мы предлагаем синтез электронных технологий и аудиторных занятий по формированию иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического профиля. В качестве электронных технологий рассматриваем работу на базе ЬМБ МооШе.
ЬМБ МооШе — система управления курсами (электронное обучение); система управления обучением или виртуальная обучающая среда (англ.). Принципы МооШе базируются на теории социального конструктивизма: все обучающие могут способствовать созданию общего образовательного опыта, могут общаться между собой и с преподавателем на форуме, комментировать записи в базе данных (или даже внести записи самостоятельно) или работать совместно в группах. Такая информационно образовательная среда отвечает потребностям ее участников, так как является гибкой и приспосабливаемой, мотивирующий к изучению языка.
В Мооё1е идет обмен файлами любых форматов — как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки информирует всех участников курса о текущих событиях, а форум позволяет организовать учебное обсуждение проблем в группе. Обучающая среда Мооё1е является гибким и эффективным инструментом организации учебного процесса. Динамичное управление платформой и структура модульного обучения позволяют учитывать индивидуальные требования обучающихся. Весь курс разбит на шесть модулей, представленных в тематическом плане-графике, где самостоятельная работа студентов представляется взаимосвязанными блоками ауди-
Рис. Структура коммуникативной компетенции
торной и внеаудиторной работы с некоторым преобладанием первой. План-график и календарь помогают студентам ориентироваться в порядке и сроках изучения материала.
Задача преподавателя — максимально продуктивно управлять, сочетая аудиторную и внеаудиторную работу студентов, контролируя их самостоятельную и групповую работу и создавая онлайн- поддержку для учащихся на базе интерактивных интрументов LMS Moodle: Blogs — блоги; Wiki — Вики; Forum — Форум; Quizze — Тест; Chat — Чат; Glossary — Глоссарий и др. Данный курс был проведен со студентами факультета информатики. При создании электронного курса в условиях сокращения аудиторных часов учтена возможность организации самостоятельной работы студентов.
В ходе исследования убедились, что при обучении профессиональному иностранному языку в техническом вузе целесообразно использовать смешанное обучение, сочетающее традиционное обучение в аудитории с обучением в среде Moodle в соотношении приблизительно 20 к 80 % соответственно. Представляем календарно-тематическое
планирование отдельных тем английского языка с применением ресурсов платформы ЬМБ Мооё1е (см. таблицу).
Педагогические достоинства платформы ЬМБ Мооё1е для обучающихся: легкость в работе с контентом, оптимизация учебного времени; постоянное обновление контента; доступность задания всем участникам группы в любой момент времени из любой точки нахождения пользователя; активная коммуникация в группе; совместная работа над текстом или проектом / совместное создание и редактирование контента ("ток!); усиление аудиовизуального формата передачи данных; индивидуализация и дифференциация процесса обучения; обеспечение обратной связи с преподавателем [Мартынова; Минеева, Даричева].
Следует отметить, что для преподавателя при наличии у него навыков пользования компьютером и интернет-ресурсами существуют преимущества в работе с Мооё1е, так как быстрое распространение информации среди пользователей и анализ базы деятельности участников курса осуществляется дистанционно. Удобство при загрузке со-
№ Тема Виды учебной деятельности Вид контроля Интерактивные инструменты курса LMS Moodle
1 Introduction to the course «English for Information technology students» аудиторная работа, самостоятельная работа на платформе Задание на базе просмотренного и прослушанного материала; ответы на вопросы; дискуссия по теме; закрепление знания английского словаря; нахождение исходной формы слова Анкета; вики; глоссарий; семинар; задание; форум; чат; тест; опрос
2 Computer users аудиторная работа; самостоятельная работа на платформе; консультации on-line Практическое задание выразить свое отношение к факту, используя разговорные выражения; естирование on-line (Vocabulary and Grammar Tests) Вики; глоссарий; семинар; задание; форум; чат; тест; опрос
3 Computer architecture аудиторная работа; самостоятельная работа на платформе; консультации on-line Задания, предваряющие аудирование, в которых студентам дается установка на определенную степень понимания; просмотр видео; сделать сообщение в соответствии с предложенным планом, используя лексико-грамматические модели; сделать сообщение как развернутый ответ на вопрос; тестирование on-line (Vocabulary and Grammar Tests); представление доклада и презентации на зачете Вики; глоссарий; семинар; задание; форум; чат; тест; опрос
4 Operating systems аудиторная работа; самостоятельная работа на платформе; консультацииon-line Просмотр видео; ответы на вопросы в заданиях; краткое изложение содержания видео; дискуссия по теме; тестирование on-line (Vocabulary and Grammar Tests) Вики; глоссарий; семинар; задание; форум; чат; тест; опрос
5 Peripherals аудиторная работа; самостоятельная работа на платформе; консультации on-line Просмотр видео; ответы на вопросы в заданиях; краткое изложение содержания видео; дискуссия по теме; тестирование online (Vocabulary and Grammar Tests) Вики; глоссарий; семинар; задание; форум; чат; тест; опрос
6 Multimedia аудиторная работа; самостоятельная работа на платформе; консультации on-line Практическое задание выразить свое отношение к факту, используя разговорные выражения; тестирование on-line (Vocabulary and Grammar Tests) Вики; глоссарий; семинар; задание; форум; чат; тест; опрос
Таблица
Календарно-тематическое планирование на основе платформы LMS Moodle
держательной учебной информации, заданий и обновлении курса также является положительным моментом в работе с интерактивной платформой.
В целом работа с платформой LMS Moodle позволяет оптимизировать учебный процесс при обучении иностранному языку, вовлечь студентов в процесс живой коммуникации; воспитать самостоятельность для нахождения, извлечения, оценивания и анализа информации, что способствует формированию профессионально-коммуникативных умений студентов.
Библиографический список
Артемьева Г.Н. Формирование речевой компетентности и речевых компетенций студентов вуза // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016. № 1. С. 9-13. URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-rechevoy-kompetentnosti-i-rechevyh-kompetentsiy-studentov-vuza.
Багатеева А.О., Ахметзянова Г.Н., Валеева Н.Ш. Теоретическое обоснование формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов в техническом вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 10. С. 385-387. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ teoreticheskoe-obosnovanie-formirovaniya-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-buduschih-spetsialistov-v-tehnicheskom-vuze.
Верховая Г.В., Акимов С.В. Система электронного обучения на базе интерактивных мультимедийных учебно-методических комплексов, интегрированных в киберсреду виртуальных предприятий // Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. 2017. Т. 9. № 3. С. 55-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/sistema-elektronnogo-obucheniya-na-baze-interaktivnyh-multimediynyh-uchebno-metodicheskih-kompleksov-integrirovannyh - v- kibersredu.
Горячев М.Д., Горячев M.M., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Социальные сети как уникальный образовательный ресурс // Аккредитация в образовании. 2014. № 8 (76). С. 76-77. URL: http:// www.akvobr.ru/sotsialnie_setikak_ovrazovatelnii_ resurs.html.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Издательство «Просвещение», 1991. 222. С. 55-56.
Иванушкина Н.В. Организация контроля знаний и умений студентов на базе LMS MOODLE // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сб. науч. тр. Междунар. научно-метод. конф. (Самара, 18 марта 2014 г.) / отв. ред. Т.И. Руднева. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. С. 72-74. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=22577684.
Мартынова О.Н. Основные подходы к обучению иностранному языку студентов направления подготовки «Авиастроение» // Инновационные идеи и подходы к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования: материалы междунар. школы-конференции. 2017. С. 45-47.
Минеева О.А., Даричева М.В. Использование системы Moodle в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Вектор
науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4 (23). С. 132— 136. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sistemy-moodle-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku-studentov-neyazykovyh-spetsialnostey.
Нефедов O.B. Индикаторы рациональности рациональной методики обучения иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов // Теория и практика общественного развития.
2015. № 4. С. 143-148. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/indikatory-ratsionalnosti-ratsionalnoy-metodiki-obucheniya-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-studentov-neyazykovyh-vuzov.
Ольгинская И.Г. Условия успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции в современном образовательном пространстве // Вестник НГТУ им. P.E. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2014. № 3. С. 84-88. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/usloviya-uspeshnogo-formirovaniya-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve.
Падей E.B. Психолого-педагогические исследования формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2013. № 2. С. 388-390. URL: https:// moluch.ru/archive/49/6242 (дата обращения: 07.06.2018).
Пашкалян А.А. Социальные сети как образовательный ресурс // Студенческая наука для развития информационного общества. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. С. 79-81.
Ростовцева В.М. Парадигмальные научно-педагогические ориентиры совершенствования процесса подготовки преподавательских кадров для инновационного университета // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 2-3. С. 635-637. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/paradigmalnye-nauchno-pedagogicheskie-orientiry-sovershenstvovaniya-protsessa-podgotovki-prepodavatelskih-kadrov- dlya.
Рубцова E.A. Исследование уровня сформированности способности студентов к самореализации на занятиях английского языка. Самара: Самарский университет,
2016. С. 369-372.
Шильцова Т.А., Мармулева Ю.В. Роль современных информационных технологий в повышении качества учебного процесса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-1. С. 281-282. URL: https://applied-research.ru/ru/ article/view?id=11381.
References
Artemyeva G.N. Formirovanie rechevoi kompetentnosti i rechevykh kompetentsii studentov vuza [Developing speech and verbal competencies of university students]. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Nizhnevartovsk State University], 2016, no. 1, pp. 9—13. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/v/formirovanie-rechevoy-kompetentnosti-i-rechevyh-kompetentsiy-studentov-vuza [in Russian].
Bagateeva A.O., Akhmetzyanova G.N., Valeeva N.S. Teoreticheskoe obosnovanie formirovaniia inoiazychnoi kommunikativnoi kompetentsii budushchikh spetsialistov
v tekhnicheskom vuze [Theoretical foundations of foreign language communicative competency formation among engineering students]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta [Herald of Kazan Technological University], 2012, Vol. 15, no. 10, pp. 385—387 [in Russian].
Verkhovaya G.V., Akimov S.V. Sistema elektronnogo obucheniia na baze interaktivnykh multimediinykh uchebno-metodicheskikh kompleksov, integrirovannykh v kibersredu virtualnykh predpriiatii [System of electronic education on the basis of interactive multimedia teaching courses integrated into the cyber environment of virtual enterprises]. Naukoemkie tekhnologii v kosmicheskikh issledovaniiakh Zemli [High Tech in Earth Space Research], 2017, Vol. 9, no. 3, pp. 55—62 [in Russian].
Goryachev M.D., Goryachev M.M., Ivanushkina N.V., Mantulenko V.V. Sotsial'nye seti kak unikal'nyi obrazovatel'nyi resurs [Social networks as a unique educational resource]. Akkreditatsiia v obrazovanii [Accreditation in education], 2014, no. 8(76), pp. 76—77. Available at: http://www.akvobr.ru/sotsialnie_setikak_ ovrazovatelnii_resurs.html [in Russian].
Zimnyaa I.A. Psikhologiia obucheniia inostrannym iazykam v shkole [Psychology of teaching foreign languages at school]. M.: Izdatel'stvo «Prosveshchenie», 1991, 222 p., pp. 55—56 [in Russian].
Ivanushkina N.V. Organizatsiia kontrolia znanii i umenii studentov na baze LMS MOODLE [Organizing control of students' skills and abilities on the basis of LMS MOODLE]. In: Obrazovanie v sovremennom mire: rol' vuzov v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii regiona: sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii (Samara, 18 marta 2014 g.) otv. red. T.I. Rudneva [Education in the modern world: the role of higher educational institutions in the social and economic development of a region: collection of scientific papers of International research and methodology conference (Samara, March 18, 2014). T.I. Rudneva (Ed.)]. Samara: Izd-vo «Samarskii universitet», 2014, pp. 72—74. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22577684 [in Russian].
Martynova O.N. Osnovnye podkhody k obucheniiu inostrannomu iazyku studentov napravleniia podgotovki «Aviastroenie» [Basic approaches for teaching foreign language for students majoring in «Aircraft construction»]. In: Innovatsionnye idei i podkhody k integrirovannomu obucheniiu inostrannym iazykam i professionalnym distsiplinam v sisteme vysshego obrazovaniia: materialy mezhdunarodnoi shkoly-konferentsii [Innovation ideas and approaches to integrated foreign language teaching and professional subjects in the system of higher education. Proceedings of international school-conference], 2017, pp. 45—47 [in Russian].
Mineeva O.A., Daricheva M.V. Ispolzovanie sistemy Moodle v protsesse obucheniia inostrannomu iazyku studentov neiazykovykh spetsialnostei [Using Moodle in teaching foreign languages to students of non-language specialities]. Vektornauki Toliattinskogogosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika, psikhologiia [Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology], 2015, no. 4 (23), pp. 132-136. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sistemy-moodle-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku-studentov-neyazykovyh-spetsialnostey [in Russian].
Nefedov O.V. Indikatory ratsional'nosti ratsional'noi metodiki obucheniia inoiazychnoi kommunikativnoi kompetentsii studentov neiazykovykh vuzov [The indicators of rationality of the rational method of teaching foreign language communicative competence to students of non-linguistic universities]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia [Theory and Practice of Social Development], 2015, no. 4, pp. 143-148. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/indikatory-ratsionalnosti-ratsionalnoy-metodiki-obucheniya-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-studentov-neyazykovyh-vuzov [in Russian].
Olginskaya I.G. Usloviia uspeshnogo formirovaniia inoiazychnoi kommunikativnoi kompetentsii v sovremennom obrazovatelnom prostranstve [Conditions for successful formation of foreign language communicative competence in modern educational environment]. Vestnik NGTUim. R.E. Alekseeva. Seriia «Upravlenie v sotsialnykh sistemakh. Kommunikativnye tekhnologii» [Vestnik of NGTU named after R.E. Alexeev. Series: «Management in Social Systems. Communicative Techniques»], 2014, no. 3, pp. 84-88. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-uspeshnogo-formirovaniya-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve [in Russian].
Padey E.V. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniia formirovaniia kommunikativnoi kompetentsii na nachal'nom etape obucheniia inostrannomu iazyku [Psychological and pedagogical research of communicative competence formation at the initial stage of teaching a foreign language]. Molodoi uchenyi [Young Scientist], 2013, no. 2, pp. 388-390. Available at: https://moluch.ru/archive/ 49/6242/ (accessed 07.06.2018) [in Russian].
Pashkalyan A.A. Sotsialnye seti kak obrazovatelnyi resurs [Social networks as an educational resource]. In: Studencheskaia nauka dlia razvitiia informatsionnogo obshchestva [Student science for the development of the information society]. Stavropol: Severo-Kavkazskii federalnyi universitet, 2017, pp. 79-81 [in Russian].
Rostovtseva V.M. Paradigmalnye nauchno-pedagogicheskie orientiry sovershenstvovaniia protsessa podgotovki prepodavatel'skikh kadrov dlia innovatsionnogo universiteta [Paradigm research and pedagogical benchmarks for perfection of teacher training for an innovation university]. Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk [Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2013, Vol. 15, no. 2-3, pp. 635-637. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/paradigmalnye-nauchno-pedagogicheskie-orientiry-sovershenstvovaniya-protsessa-podgotovki-prepodavatelskih-kadrov-dlya [in Russian].
Rubtsova E.A. Issledovanie urovnia sformirovannosti sposobnosti studentov k samorealizatsii na zaniatiiakh angliiskogo iazyka [Research of the level of formation of students' ability for realizing their potential at English classes]. Samara: izdatel'stvo «Samarskii universitet», 2016, pp. 369-372 [in Russian].
Shiltsova T.A., Marmuleva Yu.V. Rol' sovremennykh informatsionnykh tekhnologii v povyshenii kachestva uchebnogo protsessa [Role of modern information technologies in increasing quality of teaching and learning process]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovanii [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2017, no. 4-1, pp. 281-282. Available at: https://applied-research.ru/ru/ article/view?id= 11381 [in Russian].