Д. В. Осипова
ПОВЫШЕНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В РФ
Студенческая молодежь обладает инновационным потенциалом, который может быть использован в целях изменения характера тендерных отношений в российском обществе в сторону повышения их эгалитарности. Наличие высокого уровня гендерной компетентности у студентов является необходимым условием успешного продвижения принципов тендерного равенства. Гендерное просвещение рассматривается автором в качестве одного из путей повышения уровня гендерной компетентности студенческой молодежи.
Ключевые слова: гендерная политика, гендерная компетентность, гендерное образование, студенческая молодежь.
Принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин, а также равных возможностей для их реализации закреплен в Конституции Российской Федерации 1993 г. (п. 3 ст. 19). Намного раньше нашей страной было подписано большинство международных документов, направленных на достижение гендерного равноправия. Тем не менее, по словам О. Ворониной, директора Московского Центра ген-дерных исследований, в настоящее время общей тенденцией развития российской государственной политики в отношении женщин является возврат к традиционной стратегии защиты «женщины-матери» через создание государством условий для гармоничного сочетания ею профессиональных и семейных ролей (Воронина, 2004, с. 267). Иными словами, наблюдается возврат к так называемому гендерному контракту «работающей матери». Данный гендер-ный контракт подразумевает «тройную нагрузку» женщины, ведет к усилению гендерного неравенства и дискриминации женщин.
Под гендерной политикой, или политикой продвижения гендер-ного равенства, следует понимать деятельность по преодолению неравенства между мужчинами и женщинами в доступе к политическим и экономическим возможностям и ресурсам, а также в семье (см.: Кашина, Юкина, 2009, с. 110-111). Наравне с государственными органами активными акторами гендерной политики могут выступать и средства массовой информации, и отдельные индивиды (в случае наличия у них высокого уровня гендерной компетентности). Гендерная компетентность подразумевает способность личности не быть субъектом и объектом ситуаций гендерного неравенства, а
© Д. В. Осипова, 2011
Осипова Д. В. Повышение гендерной компетентности студенческой молодежи как^направление политику гендерного равенства в Рф
уметь замечать ситуации гендерного неравенства в окружающей жизни, противостоять сексистским, дискриминационным воздействиям и влияниям, а также самим не создавать ситуации гендерного неравенства (Клецина, 2007, с. 61).
Одной из наиболее мобильных социальных групп современного общества является студенческая молодежь1, которая в связи с переходностью своего статуса и высоким уровнем образования в существенной мере склонна к инновациям, в том числе в сфере тендерных отношений. Как известно, гендерное неравенство конструируется в ходе социализации, в процессе усвоения мужчинами и женщинами нормативных представлений о маскулинности и феми-нинности, принятых обществом. Действуя в заданных рамках определенных социальных институтов, индивид, не подвергая свои действия критическому анализу, воспроизводит условия существования этих институтов в своей повседневной деятельности. Молодежь обладает потенциалом, необходимым для критического осмысления существующей действительности и в большей степени, нежели представители других социальных групп, способна к изменению гендерных отношений в сторону повышения их эгалитарности. От уровня гендерной компетентности молодежи как акторов российской гендерной политики напрямую зависит траектория развития гендерных отношений в нашей стране в ближайшем будущем.
С целью определения характера гендерных представлений студенческой молодежи Санкт-Петербурга автором настоящей статьи был проведен анкетный опрос2, который показал, что большинство студентов (75%), формально поддерживая принцип гендерного равенства, в своих суждениях воспроизводят традиционные патриар-хатные гендерные стереотипы. В частности, такие дискриминирующие практики, как профессиональная гендерная сегрегация и раз-
1 В качестве респондентов выступали лица, обучающиеся в системе высшего профессионального образования.
2 В выборочную совокупность вошли студенты и слушатели государственного вуза — Северо-Западной академии государственной службы (СЗАГС) и студенты негосударственного вуза — Невского института языка и культуры (НИЯК). Выборка носила целевой характер. Опрашивались люди, обучающиеся в системе высшего образования, но на разных формах обучения. Выборочная совокупность составила 251 человека, из них 67,3% — женщины, 32,7% — мужчины, что в целом отвечает общему распределению студентов в России. Возраст респондентов варьировался от 17 до 49 лет, но 90,5% опрошенных представили возрастную группу от 17 лет до 21 года, средний возраст респондентов — 19,92 года. Для сбора информации был использован метод раздаточного анкетирования. Статистическая обработка данных опроса производилась в программе SPSS.
_ 199
личие в критериях жизненного успеха в зависимости от пола, воспринимаются современной молодежью в качестве нормы. Высокой процент женщин, разделяющих патриархатные взгляды в вопросах, связанных с профессиональной деятельностью, демонстрирует существование в студенческой среде так называемой гендерной «самодискриминации», которая является следствием укорененности в сознании традиционных гендерных стереотипов. При обсуждении таких тем, как власть, карьера, профессионализм, материнство, студенты показали приверженность эгалитарным суждениям. Существенно более высокий уровень гендерной компетентности продемонстрировали девушки, чаще отдавая предпочтение суждениям, носящим эгалитарный характер.
Для выявления скрытых гендерных представлений студентам было предложено назвать свои любимые сказки. Наибольший процент голосов получила сказка Ш. Перро «Золушка», реже назывались «Аленький цветочек» и его французский вариант «Красавица и чудовище», «Колобок», «Спящая красавица», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Белоснежка и семь гномов», «Русалочка». Было обнаружено разделение предпочтений мужчин и женщин: если в мужских анкетах чаще указывались сказки «Колобок» и «Сказка о рыбаке и рыбке», то в женских это были «Золушка», «Спящая красавица», «Красавица и чудовище», «Белоснежка и семь гномов», «Аленький цветочек» и «Русалочка». В целом выяснилось, что все сказки, которые чаще назывались девушками, транслируют традиционные патриархатные гендерные стереотипы. Психологические черты, предписанные женщине в рамках такого стереотипа, — терпение, покорность, жалость, сострадание, нежность, доброта, мягкость, жертвенность, стремление к сохранению гармонии в межличностных отношениях; негативные — мстительность, зависть, коварство, нелюбовь к детям и ко всему живому, чрезмерная гордость, лень, капризность, лживость. Любопытно, что эти отрицательные черты женственности интерпретированы в патриархатных сказках как неизбежное сопутствие самостоятельности, независимости, непокорности и женского доминирования (см.: Здравомыслова, Герасимова, Троян, http://www.owl.ru/library/001t.html). Даже в современных экономических условиях, когда так называемые «пассивные сценарии успеха», предписанные женским героиням сказок, кажутся устаревшими, подобные сказки не перестают занимать умы молодежи. Молодые женщины, получающие высшее образование, осознанно или нет, но лелеют мечты о «принце», отождествляя свое счастье с успехом в любви. Анализ ответов мужчин показал, что и они отдают предпочтение сказкам, построенным на основе традиционных ген-дерных стереотипов, но наличие у мужчин, даже молодых, патриар-
ПОЯИШЭКС. 2011. Том 7. № 1
Осипова Д. В. Повышение гендерной компетентности студенческой молодежи как^направление политики гендерного равенства в Рф
хатных представлений можно объяснить тем, что существование гендерного неравенства ущемляет в первую очередь права женщин. Все любимые сказки студентов оказались в той или иной степени транслирующими традиционные гендерные стереотипы.
Важными элементами в формировании гендерных представлений являются каноны о соответствии женщин и мужчин определенным внешним канонам, которые традиционно приписываются идеальной женщине и идеальному мужчине. В ходе опроса студентов выяснилось, что их «идеалы» также строятся на традиционных гендерных стереотипах. Анализ ответов респондентов дал следующие результаты: идеальный мужчина должен быть умным, добрым и целеустремленным; уметь обеспечивать семью, быть хозяйственным, помогать делать работу по дому; в его обязанности входит обеспечивать себя и семью, заботиться и любить семью, работать. Идеальная женщина должна быть доброй, умной и заботливой; уметь вести хозяйство, готовить и воспитывать детей; в ее обязанности должны входить забота о детях, способность быть хорошей женой и мамой и ведение домохозяйства. Хотя женщины по некоторым позициям вновь продемонстрировали более эгалитарные взгляды, по совокупности выделяемых ими характеристик эта эга-литарность ограничивалась контрактом «работающая мать».
Реакция студентов на высказывания деятелей культуры, носящих либо эгалитарный, либо патриархатный характер, оказалась одинаковой, что демонстрирует отсутствие у студентов четко выраженной позиции относительно гендерных отношений. Соответственно, большинство студентов индифферентны к проблемам ген-дерного неравенства и имеют традиционную/патриархатную ген-дерную картину мира. Под гендерной картиной мира следует понимать совокупность существующих в обыденном сознании идеалов, ориентаций, установок, в которых находит отражение социокультурная дифференциация полов (см.: Нечаева, 1999, с. 6). В целом полученные результаты подтвердили низкий уровень гендерной компетентности студентов. При этом патриархатная гендерная позиция, как правило, не является осознанным и принципиальным выбором молодых людей. Усвоение в ходе гендерной социализации традиционных гендерных представлений, следование типизированному сознанию имеют своим результатом тот факт, что современный молодой человек просто не способен увидеть в ситуациях гендерного неравенства серьезную проблему, считая такое положение вещей вполне естественным.
В настоящее время наряду с основными институтами социализации большое влияние на сознание молодежи оказывают средства
_ 201
ЛОЯИШЭКС. 2011. Том Г. № 1
массовой информации. Набирает мощь институт рекламы, который является транслятором норм, ценностей, стилей жизни, в числе других социальных институтов участвующих в процессе социализации, работает на формирование «традиционной» системы ценностей и патриархатных гендерных представлений. Одним из самых эффективных современных рекламных средств выступает телевидение, которому, по мнению студентов, принадлежит первое место по степени влияния на процесс формирования образца взаимоотношений мужчин и женщин. Телевизионная реклама проникает во все сферы общественной жизни, оказывает влияние на групповые нормы и ценности. Особенно сильное влияние телереклама оказывает на молодежь, так как воспринимается ею как привычный элемент окружающей среды, нормативный элемент культуры.
В ходе фокусированных интервью3 большинство респондентов показали хорошее знание специфики различных телевизионных каналов и транслируемых по ним телевизионных передач и сериалов, неплохое знание контента телевизионных рекламных роликов, идущих по разным каналам, опровергнув собственные заявления о независимости от телевизора и отсутствии интереса к телепередачам. Было доказано, что в подавляющем большинстве случаев воздействие на подсознание видео- и аудиорекламы студентами не осознается, соответственно, у многих из них отсутствует понимание того, что вне зависимости от желания они находятся под воздействием рекламы, в том числе и транслируемой по телевидению.
Контент-анализ телевизионных рекламных роликов4 показал, что более 60% из них транслируют патриархатные гендерные представления; около 10% построены на основе принципов гендерного равенства; в 5% роликов гендерные отношения обозначены, но от-
3 Проведено шесть фокус-групп с участием студентов СЗАГС (в группы вошло 79 респондентов — 57 девушек и 22 юноши). Интервью предшествовал показ студентам 16 рекламных роликов из числа транслируемых в настоящее время по телевидению. В равном количестве были представлены ролики патриархатного и эгалитарного содержания. Участников просили оценить увиденные ролики по следующим позициям: понравился ли ролик; близок ли он к жизни; хотели бы Вы быть похожим(ей) на героя/героиню ролика; хотели бы Вы, чтобы Ваш будущий муж/будущая жена был(а) похож(а) на героя/героиню ролика?
4 Контент-анализ телевизионных рекламных роликов был проведен в марте-апреле 2008 г. Анализировались ролики, транслируемые двумя телевизионными каналами России: Первым телевизионным каналом и каналом СТС (Сеть телевизионных станций). Телевизионный канал являлся только одним из трех параметров выборки, два других параметра — время суток и день недели. Исследование проводилось с учетом утреннего, дневного, вечернего и ночного прайм-тайма. Проанализировано около 700 рекламных роликов: 271 на Первом канале и 416 на канале СТС.
202 _
Осипова Д. В. Повышение гендерной компетентности студенческой молодежи как,направление политики гендерного равенства в Рф
ношение автора ролика к гендерным стереотипам четко не выражено; примерно четверть рекламных роликов не имеют гендерной окраски, т. е. гендерные отношения в них отсутствуют в принципе. Очевидно, что «гендерный фон» в современной телевизионной рекламе весьма востребован, а большинство рекламных роликов транслируют патриархатные гендерные представления, в рекламных сюжетах часто используются традиционные образы: женщины-домохозяйки, женщины как сексуальные объекты и мужчины-профессионалы. Согласно данным, полученным в ходе проведения фокус-групп, патриархатное содержание телевизионных рекламных роликов не вызывает у студентов негативных эмоций, т. е. они не способны к критическому анализу телерекламы.
Высказывая свое отношение к тем или иным рекламным роликам, большинство студентов продемонстрировали неспособность видеть в рекламных сюжетах дискриминационные гендерные практики, положительные отзывы практически в равной мере получили ролики как патриархатного, так и эгалитарного содержания. Но говорить в связи с этим об интересе студентов к эгалитарным идеям было бы преждевременно — подобное положение вещей является доказательством отсутствия у студенческой молодежи интереса к вопросам гендерного равенства в принципе и неспособности видеть здесь проблему, т. е. демонстрирует низкий уровень гендерной компетентности большинства.
Симпатии и антипатии как к рекламным роликам, так и к персонажам были связаны с качеством рекламы, характер гендерных отношений в роликах оставался без внимания, за исключением рекламы средств для мытья посуды, которая у большинства молодых людей вызвала отрицательную реакцию (в ролике посуду мыл мужчина). Негативное восприятие подобных роликов связано, с одной стороны, с низким качеством самой рекламы, с другой стороны, с преобладанием у студентов патриархатных гендерных установок, согласно которым мужчина не должен быть включен в сферу домашнего хозяйства. При этом заинтересованность участников опроса и их положительная оценка таких патриархатных и открыто дискриминирующих женщину роликов, как, например, реклама Альфа-Банка5 или дезодоранта АХЕ-эффект6, служит примером того, как
5 Ролик, в котором в лифте женщина обнажается в ответ на слова мужчины «Мне кажется, оно (платье) вам не идет».
6 В ролике показаны девушки в различных жизненных ситуациях. Они произносят фразы, обращенные к мужчине и идущие вразрез со стереотипами, например: «Ну и хорошо, что ты без цветов» и др.
_ 203
удачно построенный сюжет может не только вызвать интерес к рекламируемому продукту, но и способствовать закреплению существующих гендерных стереотипов.
Сочетание в патриархатном телевизионном рекламном ролике интересного сюжета, построенного с юмором и на основе сексуального подтекста, и удачного подбора актрисы, отвечающей стереотипным представлениям о женской красоте, способствует тому, что у подавляющего большинства молодых людей подобная реклама вызывает положительные эмоции. Стремление подражать понравившимся героям ведет к закреплению существующих дискриминационных гендерных практик.
Учитывая существенную роль телерекламы в процессе социализации молодого поколения и патриархатный характер большинства транслируемых телевизионных рекламных роликов, представляется очевидным, что инновационный потенциал молодежи, который может быть использован как одна из отправных точек для изменения традиционного характера гендерных представлений большинства и, соответственно, продвижения принципов гендерного равенства в обществе, зачастую подавляется в процессе социализации.
Возникают вопросы: возможно ли в принципе изменение создавшейся в обществе ситуации, а если да, то какими путями? Для любой рекламы обращение к стереотипам, в том числе гендерным, является весьма типичным ввиду того, что это — один из наиболее действенных способов достижения поставленных целей, а изменить что-либо здесь трудно. Наиболее доступным в современных условиях способом преодоления создавшейся ситуации видится повышение уровня гендерной компетентности молодежи путем гендер-ного просвещения и гендерного образования. Подобный подход с большой степенью вероятности будет способствовать появлению у студентов способности «видеть» примеры гендерного неравенства в жизни и на телеэкране, способности критически относиться к засилью гендерных стереотипов, что, в свою очередь, способно свести на нет и стереотипизирующее воздействие рекламы.
В современном состоянии гендерное образование мало способствует формированию у студентов эгалитарной гендерной картины мира. Например, студенты, прослушавшие гендерные курсы, в ходе опроса продемонстрировали противоречивость своих гендерных представлений, не подтвердив однозначно гипотезу, согласно которой отношение к проблеме гендерного неравенства зависит от объема получаемых в ходе обучения знаний по гендерным проблемам.
Причин недостаточной эффективности современного гендерного просвещения и образования много. Первая — несистемность, фрагментарность, отсутствие гендерного мейнстрима в преподава-
Осипова Д. В. Повышение гендерной компетентности студенческой молодежи как направление политики гендерного равенства в Рф
нии общих и специальных дисциплин. Вторая причина — это общий традиционный патриархатный контекст всего учебного процесса в высшей школе. Важную роль играет так называемый скрытый учебный план, к которому относится не только содержание предметов; в первую очередь это — организация самого учреждения, включая гендерные отношения на работе, гендерную стратификацию учительской/преподавательской профессии, стиль преподавания (Яр-ская-Смирнова, http://www.owl.ru/gender/028.htm). Нельзя забывать, что на данном этапе российское образование находится в процессе реформирования в соответствии с принципами Болонского соглашения, предполагающего реализацию гендерного подхода в образовании.
Еще одна сложность заключается в том, что в современном обществе эгалитарность отсутствует не только на уровне системы высшего образования, но в первую очередь на уровне обыденного повседневного сознания. Прослушав гендерные учебные курсы (как правило, не более двух), студенты сталкиваются с проблемами в применении полученных знаний из-за их противоречия преобладающим в современном обществе традиционным гендерным представлениям.
Для формирования у студентов эгалитарной гендерной картины мира недостаточно наличия в учебных планах высшего учебного заведения одного или двух гендерных учебных курсов. Необходим комплексный подход к проблеме гендерного просвещения и образования в системе высшего образования, предполагающий отсутствие дискриминационных практик как в содержании дисциплин, так и в системе преподавания и организации профессиональных отношений в преподавательской среде.
Гендер должен стать «видимым», так как только в этом случае гендерные стереотипы, доминирующие в современном обществе и навязываемые различными институтами социализации, не будут оказывать столь мощного влияния на характер гендерных представлений молодежи. Гендерное просвещение в период активного становления личности будет способствовать формированию высокого уровня гендерной компетентности молодежи, что является необходимым условием эффективности политики продвижения ген-дерного равенства в современном российском обществе.
Литература
1. Воронина О. А. Феминизм и гендерное равенство. М.: Едиториал УРСС, 2004. 320 с.
2. Здравомыслова Е., Герасимова Е., Троян Н. Гендерные стереотипы в дошкольной литературе: русские сказки // http://www.owl.ru/library/001t.html
3. Кашина М. А, Юкина И. И. Российская демографическая политика: опыт тендерного анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. XII. № 1. С. 109-123.
4. Клецина И. С. Развитие гендерной компетентности государственных и муниципальных служащих в процессе гендерного образования // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. 2007. № 3 (44). С. 60-65.
5. Нечаева Н. А. Идеал женщины в структуре гендерных картин мира // Тендерные тетради. Вып. 2. СПб.: СПб. филиал Института социологии РАН, 1999. С. 5-19.
6. Ярская-Смирнова Е. Р. Тендерная социализация в образовании // Словарь гендерных терминов // http://www.owl.ru/gender/028.htm