ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
2014'1
ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
IMPROVING THE PHYSICAL FITNESS OF CADETS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA, MEANS AND METHODS OF DEvELOPMENTOF ENDURANCE
A.N. VOROTNIK,
(Belgorod Law Institute of the MIA of the Russian
Federation) tel. (4722)52-55-35;
P.N. VOYNOV,
the candidate sociological Science (Belgorod Law Institute of the MIA of the Russian Federation) tel. (4722)52-55-35;
A.V. APALKOV,
(Belgorod Law Institute of the MIA of the Russian
Federation) tel. (4722)52-55-35
УДК 378.6:796.07
А.Н. ВОРОТНИК
(Белгородский юридический институт МВД России)
тел. (4722)52-55-35;
П.Н. войнов,
кандидат социологических наук
(Белгородский юридический институт МВД России)
тел. (4722)52-55-35;
А.В. АПАЛЬКОВ,
(Белгородский юридический институт МВД России)
тел. (4722)52-55-35
Аннотация: в статье рассматриваются особенности и раскрываются проблемы повышения физической подготовленности курсантов средствами и методами развития выносливости. Проводится анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих физическую подготовку курсантов вузов МВД России, раскрываются понятие и задачи развития выносливости. Выделены основные средства и методы, направленные на развитие выносливости. В статье сделан акцент на интервальную «круговую тренировку» и предлагается схема упражнений на развитие специальной выносливости.
Ключевые слова: физическая подготовка, курсант, анализ, задачи, физические качества, выносливость, средства, методы, круговая тренировка.
Abstract: the article touches upon the features of professional physical fitness of cadets the means and methods of development of endurance and reveals their problems. It is conducted analysis of the normative-legal acts regulating physical training of cadets in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, reveals the concept and tasks of the development of endurance. Highlights the means and methods aimed at the development of endurance. The article focuses on the interval “circular training” and proposes a framework for exercise on the development of special endurance.
Keywords: physical training, cadet, analysis, tasks, physical quality, endurance, means, methods, circuit training.
Физическая подготовка в органах внутренних дел и образовательных организациях системы МВД России - это плановый учебно-тренировочный процесс, направленный на обеспечение физической готовности
сотрудников ОВД к выполнению служебных задач, сохранению высокой работоспособности и включающий в себя общеразвивающие, служебно-прикладные упражнения и преодоление полосы препятствий.
27
2010'1 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
подготовки сотрудников овд
Целью физической подготовки являются формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности [5].
Программно-нормативной основой физической подготовки курсантов являются приказ МВД России от 13 ноября 2012 года № 1025 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», приказ МВД России от 03 июля 2012 года № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», примерная и рабочие учебные программы по физической подготовке. Данные нормативные документы регламентируют организационно-методические основы физической подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России.
Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется высокой напряженностью, резкими перепадами физических и психологических нагрузок, что влияет на снижение качества выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач [3].
Согласно ст. 35 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на службу в полицию имеют право поступать граждане, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции [6].
Поэтому проблема физической подготовки является особенно важной для образовательных организаций системы МВД России, так как будущие выпускники в силу своих служебных обязанностей должны иметь не только хорошие показатели здоровья, но и высокую физическую подготовленность.
В таком случае необходимо определить наиболее эффективные пути и средства оптимизации учебного процесса курсантов с целью повышения их уровня физического состояния и здоровья. Данная проблема является актуальной, в решении которой ведущая роль отводится проектированию различных физических упражнений, способствующих развитию такого качества, как выносливость.
Проанализировав учебные рабочие про-
граммы, по которым осуществляется физическая подготовка курсантов вузов МВД России, можно сделать вывод, что не оправданно мало часов выделяется на раздел «Физические качества» и, в частности, для формирования такого физического качества, как выносливость [7]. Это, в свою очередь, будет негативно сказываться на поддержании высокой работоспособности сотрудников органов внутренних дел в процессе служебной деятельности, так как сотрудникам полиции, при выполнении оперативно-служебных задач, приходится: в пешем порядке нести службу по маршрутам патрулирования; бегом, в ускоренном темпе длительное время преследовать преступника; осуществлять поисковые мероприятия на пересеченной местности и т.д. [1, с. 5].
Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека [4].
Определяется выносливость работоспособностью всех органов и систем человеческого организма. В большинстве случаев основная роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения - сердечно-сосудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе [4, 8].
В теории и методике физической культуры под выносливостью понимают способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы [4].
Для практической подготовки сотрудников ОВД необходимо сформировать задачи, направленные на развитие и поддержание высокой профессиональной работоспособности. Целенаправленное воздействие средствами физической подготовки на всю совокупность факторов обеспечивает необходимый уровень формирования выносливости, имеющей специфические особенности в каждом виде профессиональной деятельности. Эти задачи решаются в процессе общефизической и специальной подготовки. Таким образом, выделяют общую и специальную выносливость.
В процессе практического занятия по физической подготовке происходят положительные и функциональные, морфологические изменения во многих системах организма, особенно в сердечно-сосудистой
28
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
2014'1
и дыхательной системах. Физиологические сдвиги в организме определяются интенсивностью и длительностью применения средств общей выносливости [2, 4].
Основными средствами развития общей выносливости стали бег, передвижение на лыжах, плавание и другие циклические локомоции умеренной и переменной интенсивности.
Бег является естественным способом наиболее быстрого передвижения и как физическое упражнение занимает одно из основных мест в развитии общей выносливости. Применяя на практических занятиях различные формы бега, изменяя длину дистанций и скорость, можно достичь целенаправленного воздействия на организм обучающихся. Беговая подготовка в течение длительного периода улучшает деятельность органов кровообращения и дыхания, укрепляет нервную систему.
Виды бега, направленные преимущественно на развитие общей и специальной выносливости:
1. Кроссовый бег в равномерном и сравнительно медленном темпе (равномерный непрерывный метод). Заключается в равномерном однократном выполнении упражнений малой и умеренной мощности продолжительностью от 16-30 минут и до
1-3 часов.
2. Переменный бег (переменный непрерывный метод). Этот метод отличается от равномерного метода периодическим изменением интенсивности непрерывно выполняемой работы. Такая работа называется «фартлек» или «игра скоростей». В процессе длительного кроссового бега выполняются ускорения на отрезках от 100 до 500 метров.
3. Интервальный бег (интервальный метод). Заключается в дозированном повторном выполнении упражнений относительно небольшой продолжительности через строго определенные интервалы отдыха. Такой метод используется для развития специальной выносливости.
4. Повторный бег (повторный метод). Заключается в повторном выполнении упражнения с максимальной или регламентированной интенсивностью и произвольной продолжительностью интервалов отдыха до необходимой степени восстановления организма [4].
Практические занятия с курсантами по физической подготовке должны подчиняться задаче воспитания общей физической
выносливости за счет большей плотности упражнений, сокращения интервалов отдыха, повышения повторяемости и скорости отдельных упражнений.
При этом на практических занятиях с курсантами необходимо решать и задачи по развитию специальной выносливости. Основные из них — это задачи по развитию скоростной, силовой и координационнодвигательной выносливости. Такие задачи по развитию специальной выносливости решаются чаще всего, когда достигнут некоторый базовый уровень общей выносливости. Форсированное воспитание скоростной или силовой выносливости без предшествующего повышения общего уровня аэробных возможностей организма оказывается недостаточно эффективным и в определенных случаях мешающим нормальному функционированию и развитию организма [4].
В последние десятилетия значительную ценность приобрела такая организационнометодическая форма проведения занятий, как «круговая тренировка», которая является одной из специфических форм интервального метода, заключающаяся в повторении серий нециклических, обычно скоростносиловых или общеразвивающих упражнений с фиксированными параметрами интенсивности, продолжительности работы и интервалами отдыха [2].
При таком методе используют физические упражнения, объединенные в одну комбинированную двигательную деятельность, и сопряженные с достаточно значительным суммарным объектом нагрузки. Соответствующие варианты «круговой тренировки» позволяют эффективно воздействовать на основные факторы общей выносливости комплексного характера и расширять предпосылки ее переноса на самые разнообразные виды деятельности [2, 4].
Особенности данного метода состоят в одновременном выполнении группой занимающихся комплекса специально подобранных упражнений по кругу: каждое упражнение выполняется на определённом рабочем месте (станции), а занимающиеся переходят от одной станции к другой по круговой системе до завершения выполнения всего комплекса упражнений [2].
В последнее время в физической подготовке и спорте широко стала применяться интервальная «круговая тренировка» на развитие скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. При таком методе используются разновидности «круго-
29
2010'1 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
подготовки сотрудников овд
вой тренировки», которые строятся в режиме интервальной работы субмаксимальной и переменной интенсивности. Содержанием их являются сравнительно кратковременные упражнения, определенная часть которых выполняется с дополнительными отягощениями, нормированными с таким расчетом, чтобы сохранялись достаточно значительный темп движений и возможность неоднократных повторений [2, 4].
При развитии координационно-двигательной выносливости у курсантов вузов МВД России в режиме интервальной «круговой тренировки» предлагается использовать полосы препятствий. Преподаватель в зависимости от погодных условий и моделируемой ситуации включает в прохождение полосы препятствий различные элементы. Например, последовательное непрерывное преодоление 8-10 препятствий в режиме работы частоты сердечных сокращений от 170 до 180 уд/мин, (отдых - медленный равномерный бег в аэробном режиме 1-2 км), 3-5 серий.
Интервальную «круговую тренировку» на развитие силовой выносливости у курсантов вузов МВД России можно построить следующим образом:
- 8-10 общеразвивающих упражнений с небольшими отягощениями, выполняемых в среднем темпе по 10-20 повторений через 20-40 секунд отдыха, 2-4 серии через 3-4 минуты отдыха между сериями;
- 8-10 общеразвивающих упражнений в режиме 10-20 секунд работы средней мощности на ЧСС от 170 до 180 уд/мин через 10-20 секунд отдыха, 3-4 серии (отдых между сериями равномерный бег в аэробном режиме 1-2 км).
Скоростная выносливость развивается и совершенствуется в интенсивной работе, например:
- 6-10 ускорений по 150-300 м со скоростью 80-90% через 3-4 минуты отдыха, 1-2 серии (отдых между сериями 6 минут);
- 2-4 ускорения по 150-300 м со скоростью 90-95% через 4-5 минут отдыха, 1-2 серии (отдых между сериями 6 минут);
- 600 м + 400 м + 200 м со скоростью 80-90% с отдыхом до восстановления ЧСС 120 уд/мин.
Рекомендуется соблюдать логику в последовательности сочетания нагрузок разной направленности, которые изложены выше.
Уровень развития выносливости достоверно можно определить по результатам контрольных испытаний в беге на 1000 м или 3000 м в сочетании с показателями медицинского контроля и самоконтроля. Улучшение этих показателей укажет на повышение выносливости.
Эффективное управление учебной деятельностью курсантов предполагает в качестве важнейшего условия точное знание результатов обучения. Этой цели служит, в первую очередь, контроль знаний, навыков и умений курсантов.
Можно сделать вывод, что в физической подготовке курсантов вузов МВД России наибольшее применение для развития общей и специальной выносливости нашли методы непрерывного (равномерный, переменный) и интервального (повторный, интервальный) упражнений. Основным зарекомендованным средством на практических занятиях с курсантами является бег. Все внимание при этом необходимо акцентировать на частоте сердечных сокращений.
Таким образом, соответствующая профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов является основой, без которой невозможно овладеть многочисленными умениями и навыками применения боевых приемов борьбы. Именно физическая подготовка, в части развития выносливости, должна предшествовать тактической подготовке сотрудников органов внутренних дел. Тем самым хорошая физическая подготовленность сотрудников ОВД позволит решать самые сложные оперативно-служебные задачи.
Литература
1. Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б., Кулиничев А.Н. Совершенствование физической подготовки
курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России // Физическое воспитание студентов. 2013. № 1. С. 3-6.
2. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов АА. Энциклопедия физической подготовки (Методи-
ческие основы развития физических качеств) / под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2006. 328 с.
3. Колюхов В.Г. Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: учебное по-
собие. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. 136 с.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики
30
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
2014'1
физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.543 с.
5. Приказ МВД России от 13 ноября 2012 года № 1025 «Об утверждении Наставления по ор-
ганизации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // [Электронный ресурс] СПС:
«Консультант-Плюс», 2013.
7. Физическая подготовка: примерная программа. - М.: ДКО МВД России, 2011. 21 с.
8. Холодов Ж.К., КузнецовВ.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное
пособие для студентов высших учебных заведений (2-е издание, испр. и доп). - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.
References
1. Alekseev NA., Kutergin N.B., Kulinichev A.N. Perfection of physical training of students and listeners
of educational establishments of Ministry of Internal Affairs of Russia // Physical education of the students. 2013. № 1. p. 3-6.
2. Zakharov Y.N., Karasev A.V., Safonov A.A. Encyclopedia of physical training (Methodological principles of development of physical qualities) / Under the General Ed. A.V. Karasev. - M: Leptos, 2006. 328 p.
3. Kolyukhov V.G. Physical training of law enforcement officers: The textbook. - M.: COKR MIA
Russia, 2006. 136 p.
4. Matveev L.P. The theory and methods of the physical culture (the general bases to theory and
methods of the physical education; the theoretical and methodical aspects of the sport and professional-applied forms of the physical culture): The textbook for institutes of physical culture. - M.: Physical culture and sport, 1991. 543 p, pictures.
5. The Order of the MIA of Russia from November 13 2012 № 1025 “About approving of the Edification on organization of physical training in law enforcement bodies of Russian Federation”.
6. The Federal Act from February 7 2011 3-FA “About the police” // IPS: “Consultant-Plus”,
2013.
7. Physical training: Approximate program. - M.: DKO MIA Russia, 2011. 21 p.
8. Kholodov G.K., Kuznetsov V.S. The theory and methods of the physical education and sport: a
textbook for students of higher educational institutions (2nd edition, corr. and add.). - M.: Publishing center «Academy», 2003. 480 p.
(Статья сдана в редакцию 15.01.2014)
31