2014'1 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ П1>ОФЕССИ(ОНАЛЫЮЙ
ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ БОКСЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД
РОССИИ
METHODOLOGICAL AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF MULTILEVEL BOXING TRAINING CADETS UNIVERSITIES RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS
УДК 378.6:796.83
А.Л. сЛАВКО,
кандидат социологических наук
(Белгородский юридический институт МВД России)
тел. (4722)52-55-35;
Б.А. КЛИМЕнКО
(Белгородский юридический институт МВД России)
тел. (4722)52-55-35;
и.и. лопатин
(Белгородский юридический институт МВД России)
тел. (4722)52-55-35
A.L. SLAVKO,
the candidate sociological Science (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia)
тел. (4722)52-55-35;
B.A. KLIMENKO
(Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia) тел. (4722)52-55-35;
I.I. LOPATIN
(Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia) тел. (4722)52-55-35
Аннотация: в статье рассматриваются теоретико-методологические основы многоуровневой боксерской подготовки курсантов, качественной подготовки сотрудников ОВД, вследствие того, что овладение техникой бокса способствует эффективному применению сотрудниками ОВД физической силы, в том числе боевых приемов борьбы. В работе затронуты проблемы привития интереса к занятиям боксом, изучения теоретических основ бокса, техники и тактики бокса, а также воспитания морально-психологических качеств курсантов.
Ключевые слова: физическая подготовка, методика обучения, боксерская подготовка, физические качества.
Abstract: the article examines the theoretical and methodological foundations of multilevel boxing training of cadets, quality training of law enforcement officers, because the mastery of technique Boxing promotes efficient use of physical force of law enforcement officers, including combat fighting techniques. The paper touches upon the problems of interest in imparting training in boxing, studying the theoretical foundations of boxing, boxing technique and tactics, as well as education of moral and psychological qualities of cadets.
Keywords: physical training, teaching methodology, boxing training, physical qualities.
Бокс получил в нашей стране большое развитие и стал одним из любимых видов спорта. Десятки тысяч людей регулярно занимаются боксом, совершенствуют свое мастерство в секциях.
Овладение техникой бокса способствует эффективному применению сотрудником ОВД физической силы, в том числе боевых приемов борьбы.
Обучение техники бокса необходимо проводить в два периода. В первый период обучения курсанты усваивают лишь боевые действия на дальней дистанции, пользуясь только прямыми ударами и защитами от них. Во втором периоде обучения, наряду с совершенствованием и изучением новых боевых действий на дальней дистанции при помощи прямых ударов и соответствующих
38
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
2014'1
защит, курсанты изучают действия на этой дистанции, прибегая к ударам снизу, боковым ударам и защитам от них, готовятся к соревнованиям по боксу типа «открытый ринг» и участвуют в них.
В.Н. Остьянов, И.И. Гайдамак [1, с. 26] отмечают, что такое содержание программы позволяет избежать скороспелой подготовки боксеров, а новичкам — более тщательно изучать технику и тактику, добиваться лучшего развития физических качеств, необходимых для успеха на ринге.
Основными задачами обучения боксу является привитие интереса к занятиям по боксу и воспитание спортивного трудолюбия; всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, подготовка и сдача нормативов; изучение теоретических основ бокса; изучение техники и тактики бокса. Осуществляя подготовку боксеров, преподаватель - тренер должен руководствоваться этими задачами.
Физическая подготовка как процесс развития двигательных качеств неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья.
Развитие физических качеств курсанта-боксера является одной из наиболее важных задач и рассматривается в практике бокса как фундамент, необходимый для спортивных достижений.
Для этого используются различного рода упражнения для укрепления здоровья и развития основных физических качеств: ловкости, быстроты, силы и выносливости.
Факторный анализ физической подготовки боксеров высокой квалификации, проведенный А.Г. Ширяевым [2, с.35], позволил установить необходимость в тренировочном процессе: специальной силовой и скоростной подготовленности, специальной скоростно-силовой выносливости и общей физической подготовленности.
Первые месяцы обучения - подготовительные. Они рассчитаны на постепенное втягивание занимающихся в систематические занятия. Поэтому в это время наиболее целесообразны эмоциональные и несложные уроки с акцентом на общую физическую подготовку, содержащие разнообразные общеразвивающие упражнения (гимнастику, подвижные и спортивные игры) и упражнения для изучения техники и тактики бокса [3, с. 22].
Занятие строится по принципу постепен-
ного усложнения и повышения физической нагрузки. Упражнения подбираются с расчетом всестороннего их воздействия на организм занимающегося. Они должны быть направлены на «проработку» всех основных мышечных групп, опорно-связочного аппарата и усиление функций внутренних органов. Кроме того, упражнения должны способствовать выработке основных умений и навыков в боксе.
Общая физическая подготовка (ОФП) боксера направлена на разностороннее развитие физических способностей: общей выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств, координационных способностей и др.
В течение учебного года преподаватель - тренер использует задания в зависимости от успеваемости обучаемых. Материал на занятиях располагается в той последовательности, в которой он используется в практике бокса.
Тактическая подготовка. Тактическое воспитание курсанта взаимосвязано с обучением технике. Изучая каждый удар, защиту, контрудар, обучаемый должен знать, как ими пользоваться в бою и для какой цели. Последовательное взаимосвязанное овладение новичками техникой и тактикой приведут боксера к сознательным приемам борьбы на ринге, к активному преодолению препятствий, стоящих перед ним в бою.
Большое значение в развитии боевого мышления и находчивости имеют подвижные и спортивные игры. В игре раскрываются способности боксеров к тактическому мышлению. Поэтому играм отводится постоянное место при подготовке боксера-новичка.
Основным средством тактики курсантов является типовая техника и ложные действия. Ложные действия (финты) - неотъемлемый элемент искусного боксирования. При помощи их боксер маневрирует по рингу, вводит в заблуждение и сковывает противника, разгадывает его намерения, усыпляет бдительность партнера, держа его в напряжении, подготавливает атаку или контратаку, навязывает противнику невыгодные и неудобные боевые положения.
При проведении тренировок используются разнообразные методы, чаще всего используется повторный метод, наряду с которым для совершенствования быстроты простой реакции применяют расчлененный, сенсорный и идеомоторный методы тренировки.
Тренировка в различных упражнениях скоростного характера улучшает быстроту
39
2014'1 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ П1>ОФЕССИ(ОНАЛЫЮЙ
ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
простой реакции боксера и его способность различать микроинтервалы времени. В упражнениях этого типа наблюдается значительный перенос быстроты. На этом принципе основан сенсорный метод совершенствования быстроты реакции, предложенный Ю.В. Верхошанским [4, с.18], и заключающийся в воспитании у спортсмена точности временных дифференцировок и ее переносе на быстроту реакции.
В последние годы для повышения быстроты реакции применяется идеомоторный метод тренировки, входящий в арсенал средств психологической подготовки спортсменов. В основе идеомоторной тренировки лежит мысленное, контролируемое сознанием выполнение упражнения. При этом задолго до старта происходит формирование и регулирование спортсменом оперативной готовности к выполнению упражнения.
Анализ научных источников показывает, что в настоящее время можно назвать свыше 20 типов специальной выносливости, скоростная выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ. Одним из критериев, по которому можно судить о развитии силовой выносливости, является число повторений контрольного упражнения, выполняемого до «отказа» с отягощением - 30-75% от максимума.
В.Н. Остьянов, И.И. Гайдамак [1, с.27] отмечают, что по степени проявления ведущих двигательных способностей и режиму деятельности организма бокс относится к видам спорта, которые характеризуются комплексными проявлениями двигательных способностей, где большинство действий носит ярко выраженную скоростно-силовую направленность. Исследования, проведенные В.И. Филимоновым [5, с.84], позволили выявить существенную взаимосвязь между ростом спортивного мастерства боксеров и развитием их скоростно-силовых качеств.
Деятельность в боксе сопряжена с травмоопасными воздействиями на голову и туловище спортсменов, в связи с чем к боксерам предъявляются повышенные требования к проявлению ряда спортивно важных физических и психических качеств -особый морфо-функциональный соматотип, биомеханическая прочность скелета, толерантность к ударам по голове и туловищу. Спортсмену-боксеру необходима психическая устойчивость, проявление волевых
качеств в боксерском поединке, а также определенная мотивация достижения успеха в соревновании.
Волевая подготовка курсанта неотъемлема от общевоспитательной работы тренера в процессе занятий на протяжении всего текущего года.
Тренер руководствуется основными педагогическими принципами и воспитывает в процессе занятий боксом такие необходимые будущему боксеру волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, инициативность, уверенность, смелость и др.
Чтобы быть боксером-спортсменом, надо соблюдать строгий режим, настойчиво изучать технику и тактику бокса, тщательно заниматься общей физической подготовкой и т.д. На все это нужны волевые усилия, и только правильный подход преподавателя - тренера к решению проблемы «слабых мест» в характерах занимающихся даст возможность достигнуть определенного спортивного результата.
К концу первого года обучения учащиеся должны приобрести твердое умение в технике ударов различных видов защит от ударов.
В течение второго года обучения учащиеся совершенствуют технику ударов и защит, постепенно переводя умение в навык. Также на втором курсе обучающиеся совершенствуют технику ударов и защит в движении. Преподаватель - тренер демонстрирует и объясняет технику ударов и защит сначала с небольшим продвижением вперед и назад. По мере усвоения учащимися двигательных действий в движении вперед - назад можно перейти к изучению двигательных действий в движении вправо-влево и по кругу. При этом необходимо обратить внимание учащихся на постоянное сохранение устойчивого положения и равновесия.
На третьем году обучения работа в имитации и перед зеркалами, как правило, используется в подготовительной части или в начале основной части в форме боя с тенью.
Объем работы в паре с партнером доходит до 90% от общего времени специальной работы. Причем возрастает количество раундов условно-произвольных и вольных боев.
На четвертом году обучения основное внимание уделяется вольным поединкам по правилам бокса. При проведении занятий по данной теме особое внимание необходимо уделять соблюдению требований техники безопасности. Преподаватель должен на-
40
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
2014'1
поминать обучающимся о строгом соблюдении техники безопасности при отработке двигательных действий с партнером и при проведении вольных боев.
Подводя итог, можно сказать, что основными задачами обучения боксу являются привитие интереса к занятиям по боксу и
воспитание у курсантов спортивного трудолюбия; всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, подготовка и сдача нормативов; изучение теоретических основ бокса; изучение техники и тактики бокса. Все это способствует готовности к успешному выполнению оперативно-служебных задач.
Литература
1. Остьянов В.Н., Гайдамак И.И. Бокс (обучение и тренировка). - Киев: Олимпийская литература, 2001.
2. Ширяев А.Г. Бокс учителю и ученику. - СПб.: Шатон, 2002.
3. Войнов П.Н., Лопатин И.И. Методические подходы к достижению тренированности боксе-
ров в подготовительном периоде // Проблемы подготовки высококвалифицированных спортсменов в условиях образовательных учреждений: материалы регионального научно-практического семинара. - Белгород, 2009. С. 22-25.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
5. Филимонов В.И. Бокс. Педагогические основы обучения и совершенствования. - М.: «Инсан», 2001.
References
1. Ostyanov V.N., Gaydamak I.S. Boxing (training and coaching). - Kiev: Olympic Literature, 2001.
2. Shiryaev G. Boxing teacher and student. - St. Petersburg: Bezel, 2002.
3. VoinovP.N., Lopatin I.I. Methodical approaches to achieve fitness boxers in the run // Problems of training elite athletes in terms of educational institutions: regional materials science workshop. - Belgorod, 2009. P. 22-25.
4. Verkhoshansky Y. Foundations of special physical preparation of athletes. - Moscow: Physical Culture and Sports, 1988.
5. Filimonov V.I. Boxing. Pedagogical foundations of learning and improving. Moscow: Insan, 2001.
(Статья сдана в редакцию 10.02.2014)
41