Научная статья на тему 'Повышение эффективности выполнения нападающего удара волейболистами 15-17 лет на основе совершенствования ритма разбега'

Повышение эффективности выполнения нападающего удара волейболистами 15-17 лет на основе совершенствования ритма разбега Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
961
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / НАПАДАЮЩИЙ УДАР / РИТМ РАЗБЕГА / THE VOLLEYBALL / ATTACKING IMPACT / A RHYTHM OF START

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Луткова Наталья Валерьевна

Статья посвящена проблеме повышения эффективности выполнения нападающего удара волейболистами 15-17 лет. Автор подбирает блоки упражнений, направленных на совершенствование ритма разбега при выполнении нападающего удара волейболистами 15-17 лет, и проверяет их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE of EFFICIENCY of PERFORMANCE of ATTACKING BLOW by VOLLEYBALL PLAYERS of 15-17 YEARS ON THE BASIS OF PERFECTION of the RHYTHM of RUNNING START

Article is devoted a problem of increase of efficiency of performance of attacking blow by volleyball players of 15-17 years. The author selects blocks of the exercises directed on perfection of a rhythm of running start at performance of attacking blow by volleyball players of 15-17 years and checks their efficiency.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности выполнения нападающего удара волейболистами 15-17 лет на основе совершенствования ритма разбега»

риоде (август-сентябрь) свидетельствовали о постепенной мобилизации межкомпонентных связей. Это согласуется с результатами исследования (Ю.С.Митин, 1990) на хоккеистах с шайбой.

На наш взгляд, это также следствие превалирования в подготовительном периоде большого объема средств подготовки общей направленности (до 50% от общего объема тренировки), и совсем незначительного количества контрольных игр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный на различных этапах подготовки хоккеистов корреляционный анализ позволил выявить некоторые особенности межкомпонентных взаимосвязей в структуре их подготовленности. Этапы годичного цикла тренировочного процесса, на которых было выявлено максимальное количество корреляционных связей, полностью совпадали с периодами наилучшей игровой результативности исследованных команд.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин ; Аккад. мед. наук. - М. : Медицина, 1975. - 447 с. : ил.

2. Брагинский, С.А. Эффективность участия футболистов 17-18 лет в групповых тактических действия и индивидуально-типологические свойства личности / С.А.Брагинский // Теория и практика футбола. - 2001. - № 4. - С. 10-13.

3. Левин, В.С. Комплексная характеристика динамики подготовленности футболистов высшей квалификации : авторф. дис. ... канд. пед. наук / Левин В.С. - Малаховка, 1983. - 21 с.

4. Митин, Ю.С. Структура и динамика подготовленности высококвалифицированных хоккеистов - автореф. дис. ... канд. пед. наук / Митин Ю.С. - Малаховка, 1990. - 21 с.

5. Стреляу, Я. Роль темперамента в психологическом развитии / Я. Стреляу. -М. : Прогресс, 1982. - 230 с.

6. Фомин, В. С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов / В.С.Фомин. - Малаховка: МОГИФК, 1984, 62 с.

7. Фомин, В.С. Способ измерения здоровья по В.С. Фомину : патент РФ № 2123285 / В.С.Фомин // Бюллетень изобретений РФ. - 1998. - № 35. - 21 с.

8. Шишков, И.Ю. Структура и динамика подготовленности высококвалифицированных спортсменов в хоккее с мячом : автореф. дис. . канд. пед. наук / И.Ю. Шишков. - Малаховка, 1989. - 21 с.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА ВОЛЕЙБОЛИСТАМИ 15-17 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РИТМА РАЗБЕГА

Наталья Валерьевна Луткова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Статья посвящена проблеме повышения эффективности выполнения нападающего удара волейболистами 15-17 лет. Автор подбирает блоки упражнений, направленных на совершенствование ритма разбега при выполнении нападающего удара волейболистами 15-17 лет, и проверяет их эффективность.

Ключевые слова: волейбол, нападающий удар, ритм разбега

INCREASE OF EFFICIENCY OF PERFORMANCE OF ATTACKING BLOW BY VOLLEYBALL PLAYERS OF 15-17 YEARS ON THE BASIS OF PERFECTION OF THE RHYTHM OF RUNNING START

Natalia Valerevna Lutkova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg

Abstract

Article is devoted a problem of increase of efficiency of performance of attacking blow by volleyball players of 15-17 years. The author selects blocks of the exercises directed on perfection of a rhythm of running start at performance of attacking blow by volleyball players of 15-17 years and checks their efficiency.

Keywords: the volleyball, attacking impact, a rhythm of start.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития видов спорта, волейбола в частности, совершенствование учебно-тренировочного процесса, позволяющее повысить показатели эффективности выполнения технических приемов спортсменами в ходе спортивного поединка, остается актуальной задачей.

Волейбол - сложно-координационный вид спорта. Координационные способности в волейболе проявляются при выполнении движений в безопорном положении (подача в прыжке, блокирование, нападающий удар).

Чувство ритма как способность точно воспроизводить и направленно изменять скоростно-силовые и пространственно-временные параметры движений в значительной мере предопределяет уровень спортивных достижений в любом виде спорта [1]. В специальных исследованиях структуры прыгучести [5] отмечается, что кроме взрывной силы и быстроты движений, третьим важным компонентом является ритм движений. Нарушение ритма в любой фазе прыжка приводит к неэффективности двигательных действий [5, 7]. Ритм разбега для нападающих ударов с различных по высоте передач (низких, средних, высоких), характерен для каждого отдельного случая, и он имеет специфические особенности у волейболистов различной квалификации [2, 3]. Следует отметить, что исследование проблемы ритма движений как интегральной характеристики техники физических упражнений подробно раскрыты в литературе, и в этой области накоплен значительный экспериментальный материал, однако вопрос обучения и совершенствования ритма разбега волейболе представляется наименее раскрытым. Отсутствует четкая систематизация задач, средств и методов развития ритма разбега в разные периоды подготовки волейболистов.

В нашем исследовании, проводимом с волейболистами 15-17 лет, была определена следующая цель: совершенствование учебно-тренировочного процесса, направленного на повышение эффективности выполнения нападающего удара.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Определить эффективности выполнения нападающего удара с различных по высоте передач волейболистами 15-17 лет в ходе соревновательной деятельности.

2. Определить показатели физической, технической и технико-тактической подготовленности волейболистов 15-17 лет.

3. Подобрать комплексы упражнений, направленные на совершенствование ритма разбега при выполнении нападающего удара волейболистами 15-17 лет и проверить их эффективность.

Научно-теоретической основой исследования явились результаты научных изысканий в области: теории и методики физической культуры и спорта [4,5,7,10]; биомеханики [1,2,3,6,9]; физиологии и спортивной морфологии [8].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для решения первой задачи исследования нами были проведены педагогиче-

ские наблюдения за соревновательной деятельностью волейболистов двух учебных групп. Было записано десять игр, результаты записей позволили определить показатели эффективности выполнения нападающих ударов с различных по высоте передач волейболистами до проведения педагогического эксперимента.

Анализ результатов в каждой группе волейболистов и сравнение показателей между группами позволил сделать заключение, что показатель эффективности нападающего удара с высокой передачи не имеет статистически достоверных различий между группами спортсменов и соответствует среднему уровню (показатель в группах 39,6% и 37% соответственно, модельный показатель среднего уровня - от 30% до 43%). Эффективность нападающего удара со средних передач (показатель в группах 32,2% и 25,6% соответственно) и низких передач (показатель в группах 31,4% и 6,8% соответственно) между группами имеет статистически достоверные отличия и в одной из групп соответствует низкому уровню (модельный показатель низкого уровня - ниже 30%).

Для решения второй задачи исследования нами было проведено спортивнопедагогическое тестирование. Спортивно-педагогическое тестирование по определению показателей физической подготовленности волейболистов включало в себя следующие контрольные упражнения (тесты): прыжок вверх с места толчком двух ног; метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя и сидя; бросок и ловля мяча после поворота на 360 градусов. Спортивно-педагогическое тестирование по определению показателей технической и технико-тактической подготовленности волейболистов включало в себя следующие контрольные упражнения (тесты): нападающий удар в правую и левую часть площадки из зоны 4; нападающий удар на точность с различных по высоте передач (высокой, средней, низкой) из зоны 4 с передачи пасующего игрока из зоны 3.

Анализ результатов спортивно-педагогического тестирования по определению показателей физической подготовленности волейболистов двух групп и сравнение показателей между группами позволили сделать заключение, что различия показателей физической подготовленности волейболистов являются статистически недостоверными, обе группы соответствуют высокому уровню подготовленности, средний уровень определен только в показателе прыжок вверх с места толчком двух ног. Такие результаты позволили считать группы, участвующие в исследовании, однородными по показателям физической подготовленности.

Анализ результатов спортивно-педагогического тестирования по определению технической и технико-тактической подготовленности волейболистов двух групп позволили сделать заключение, что показатели техники выполнения нападающего удара в двух группах волейболистов соответствуют высокому уровню и не имеют статистически достоверных различий (показатель в группах 4,25 ± 0,08 и 4,0 ± 0,18 соответственно, модельный показатель техники высокого уровня - 4). Показатели точности выполнения нападающего удара с высокой передачи соответствуют среднему уровню и также не имеют статистически достоверных различий (показатель в группах 4,5 ± 0,08 и 4,7 ± 0,18 соответственно, модельный показатель точности среднего уровня - от 4 до 5). Показатель точности выполнения нападающего удара со средней передачи в одной группе - 4,3 ± 0,08; с низкой передачи - 3,5 ± 0,06, во второй группе - 3,7 ± 0,18 и 2,5 ±

0,08 соответственно. По эти показателям группы имеют статистически достоверных различия, и одна из групп волейболистов соответствует неудовлетворительному уровню подготовленности.

Группа, имеющая низкий уровень подготовленности по показателям точности выполнения нападающего удара со средней и низкой передач и эффективности выполнения нападающего удара в ходе соревновательной деятельности была определена нами как экспериментальная.

Для решения третьей задачи исследования нами были подобраны упражнения, направленные на совершенствование ритма разбега. Упражнения были подобраны по

трем блокам.

1 блок упражнений - рациональный ритм разбега и отталкивания.

Первым критерием качества выполнения упражнений этого блока является точность попадания на место отталкивания при увеличении скорости разбега и силы отталкивания в прыжках. Второй критерий - высота вылета без касания и с касанием рукой разметки. Лучший показатель - при полной согласованности движений, совпадении по времени сильного взмаха руками с моментом завершения отталкивания двумя или одной ногой. Третий критерий - скорость выполнения толчка после прыжка в глубину. Она измеряется по секундомеру. Время выполнения толчка ногами определяет длительность взмаха руками вперед-вверх. Таким образом, овладение рациональным ритмом движений контролируется измерением конкретных параметров двигательного действия.

2 блок упражнений - Средства объективной срочной информации. Этот блок включает следующую систему последовательно усложняющих заданий: на поддержание определенной частоты движений, на точное воспроизведение этой частоты в повторяющихся попытках, на минимальное изменение (вначале уменьшение, затем увеличение) частоты движений в последующих попытках.

3 блок упражнений - Упражнения с мячом по технике.

Педагогический эксперимент проводился в течение шести месяцев. В каждом учебно-тренировочном занятии использовалось по три упражнения из каждого блока, смена упражнений осуществлялась в начале недельного цикла. Количество повторений одного упражнения от 6-10 раз в начале эксперимента с возрастанием до 15-20 раз при углубленном разучивании и совершенствовании. Продолжительность и характер пауз между упражнениями от 1 минуты до полного восстановления в зависимости от частных задач учебно-тренировочного занятия. По окончании педагогического эксперимента нами было проведено повторное спортивно-педагогическое тестирование с целью определения показателей точности выполнения нападающего удара с различных по высоте передач и запись игровой деятельности волейболистов с целью определения показателя эффективности выполнения нападающего удара с различных по высоте передач в ходе соревновательной деятельности.

Показатель точности выполнения нападающего удара со средней передачи в экспериментальной группе - 4,75 ± 0,09; с низкой передачи - 3,2 ± 0,18, в контрольной группе - 4,58 ± 0,09 и 3,5 ± 0,16 соответственно. По этим показателям группы не имеют статистически достоверных различий. Группы волейболистов соответствуют среднему уровню подготовленности по точности выполнения нападающего удара со средней передачи (модельный показатель среднего уровня - от 4 до 5) и низкому уровню подготовленности по точности выполнения нападающего удара с низкой передачи (модельный показатель низкого уровня - от 3 до 4).

Показатели эффективности выполнения нападающего удара с различных передач в ходе игровой деятельности в экспериментальной и контрольной группе с высокой передачи - 50,6 ± 1,59 и 49,5 ± 1,42 соответственно; со средних передач- 42,7 ± 1,59 и 41,3 ± 1,5 соответственно; с низких передач - 32,2 ± 1,86 и 32,7 ± 1,24 соответственно.

Анализ показателей эффективности выполнения нападающего удара с различных передач в ходе игровой деятельности свидетельствует, что группы не имеют статистически достоверных различий. Прирост показателя эффективности выполнения нападающего удара в ходе соревновательной деятельности в экспериментальной группе составил 18,7%, в контрольной группе - 6,8%.

Таким образом, эффективность предложенного подхода подтверждена результатами педагогического эксперимента.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Эффективность выполнения нападающего удара со средних и низких передач в ходе соревновательной деятельности волейболистами 15-17 лет Московской

ДЮСШ до проведения педагогического эксперимента определена как низкая (показатель в группе 25,6% и 6,8% соответственно, модельный - 43%).

2. Показатели физической и технической подготовленности волейболистов 1517 лет Московской ДЮСШ и Красносельской ДЮСШ не имеют существенных различий. Выявлены статистически достоверные различия по показателю точности выполнения нападающего удара с различных по высоте передач, в основе которой лежит ритмовая структура разбега.

3. Подбор упражнений, направленных на совершенствование ритма разбега, целесообразно осуществлять по трем блокам:

1 блок - Рациональный ритм разбега и отталкивания.

2 блок - Средства объективной срочной информации.

3 блок - Упражнения с мячом по технике.

4. Показатели эффективности выполнения нападающего удара со средних и низких передач в ходе соревновательной деятельности в экспериментальной группе после педагогического эксперимента соответствуют среднему уровню и не имеют статистически достоверных различий с контрольной группой (показатели в группах 42,7% и 41,3%, 32.2% и 32,7% соответственно, модельный показатель среднего уровня

- от 30% до 43%).

ЛИТЕРАТУРА

1. Донской, Д. Д. Биомеханика с основами спортивной техники / Д. Д. Донской.

- М. : Физкультура и спорт, 1971. - 160 с.

2. Ивойлов, А.В. Волейбол : очерки по биомеханике и методике тренировки / А.В. Ивойлов. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 152 с.

3. Кувшинников, В.Г. Биомеханический анализ прямого нападающего удара и экспериментальное обоснование эффективных средств его совершенствования : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Кувшинников В.Г. ; Гос. центр. ин-т физ.культуры. - М., 1972. - 20 с.

4. Лях, В.И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. - 2000. - № 4. - С. 6-13.

5. Назаренко, Л. Д. Прыгучесть : методика развития // Физическая культура в школе. - 2003. - № 5. - С. 45-48.

6. Пелипак, В.П. Методические рекомендации по использованию биомеханических исследований при анализе техники в волейболе : (для институтов физ. культуры) / В.П. Пелипак, Н.А. Носко, В. А. Титарь. - Харьков : [б.и.], 1987. - 47 с.

7. Савин, М.В. Особенности технико-тактической подготовки волейболистов различной квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Савин М.В ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 1996. - 29 с.

8. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.

9. Шалманов, А.А. Взаимодействие с опорой в прыжках как предмет обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шалманов А.А. ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. -М., 1989. - 23 с.

10. Шустова, Е.В. Повышение эффективности обучения техники прыжка в длину на основе реализации специфических координационных способностей // Теория и практика физ.культуры. - 2006. - № 4. - С. 35-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.