УДК 796.325
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНОГО ЦИКЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ПОДАЧЕ И НАПАДАЮЩЕМУ УДАРУ
Н.В. Луткова
Раскрыто содержание учебно-тренировочного процесса, направленного на повышение эффективности выполнения волейболистами подачи и нападающего удара на основе разработки содержания психомоторного цикла. В основе подхода лежит формирование знаний психомоторного цикла и выполнение практических заданий, предусматривающих применение этих знаний у волейболистов при выполнении подачи и нападающего удара.
Ключевые слова: подача мяча, нападающий удар, волейбол, психомоторный цикл, эффективность игровых действий.
Техника игры в волейболе имеет ведущее значение, так как она подвергается оценке судьи, и тем самым непосредственно влияет на результат [2]. Одной из основных задач учебно-тренировочного процесса является обучение атакующим техническим приемам игры, к которым, вместе с передачей мяча, относятся подача и нападающий удар [4]. В основе всех действий в волейболе лежит определенное число основных ментальных и двигательных (психомоторных) навыков. Они известны под названием «психомоторика» и последовательно повторяются в ходе игры [3]. В современной научной литературе по волейболу достаточно подробно раскрыты вопросы техники выполнения атакующих действий, средств и методов обучения атакующим действиям. Разработаны критерии оценки эффективности выполнения атакующих действий в ходе соревновательной деятельности [2, 4]. Осуществлено исследование по разработке содержания психомоторного цикла и его применение при совершенствовании передачи мяча двумя руками сверху у волейболисток [5]. Однако вопрос разработки содержания психомоторного цикла, направленного на повышение эффективности выполнения подачи и нападающего удара волейболистами 11-12 лет представляется наименее изученным.
В нашем исследовании, проводимом с волейболистами 11-12 лет г. Санкт-Петербурга, была определена следующая цель: совершенствование учебно-тренировочного процесса, направленного на повышение эффективности выполнения подачи и нападающего удара у волейболистов 11-12 лет на основе разработки содержания психомоторного цикла и его применения
Для реализации поставленной цели были определены следующие
задачи:
1. Определить показатели эффективности выполнения подачи и нападающего удара у волейболистов 11-12 лет в ходе соревновательной деятельности.
2. Определить показатели физической, технической и тактической подготовленности, влияющие на выполнение атакующих действий, у волейболистов 11-12 лет.
3. Разработать содержание психомоторного цикла для выполнения подачи и нападающего удара и определить коэффициент усвоения учебного материала по этим темам у волейболистов 11-12 лет.
4. Разработать задания, предусматривающих применение знаний по содержанию психомоторного цикла для выполнения подачи и нападающего удара, и проверить их эффективность.
Гипотеза исследования: Предполагалось, предполагалось, что разработка содержания психомоторного цикла и включение в учебно-тренировочный процесс заданий, предусматривающих его применение, позволит повысить эффективность выполнения подачи и нападающего удара у волейболистов 11-12 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс, направленный на повышение показателей эффективности выполнения подачи и нападающего удара у волейболистов 11-12 лет.
Предмет исследования: содержание психомоторного цикла, направленного на повышение эффективности выполнения подачи и нападающего удара в ходе соревновательной деятельности у волейболистов 11-12 лет.
Педагогический эксперимент проводился в течение 6 месяцев. В эксперименте приняло участие 30 человек, которые составили контрольную и экспериментальную группы.
Для решения первой задачи исследования нами было проведено педагогическое наблюдение в ходе соревновательной деятельности. На основании которых была определена эффективность выполнения подачи и нападающего удара у волейболистов 11-12 лет в группах А и Б. Сравнительный анализ полученных показателей соревновательной деятельности, позволяет сделать заключение, что средние показатели эффективности выполнения подачи и нападающего удара в группе А выше, чем в группе Б (показатели в группах: 34,1±5,5 % и 30,1±4,8 %; 31,8±2,7 % и 29,2±2,1 % соответственно). Показатели между группами имеют статистические достоверные различия (р<0,05).
Для решения второй задачи исследования нами было проведено спортивно-педагогическое тестирование, состоящее из 7 контрольных упражнений для определения показателей, влияющих на выполнение атакующих действий у волейболистов 11-12 лет (прыжок вверх с места, толчком двух ног; прыжок в длину с места; метание мяча из положения стоя; точность подачи; точность нападающего удара; действия при
нападающих ударах; командные действия в нападении). Анализ показателей физической, технической и тактической подготовленности групп А и Б осуществлялся в соответствии с программой ДЮСШОР по волейболу.
Анализ результатов спортивно-педагогического тестирования позволяет сделать заключение, что средние показатели физической и технической подготовленности в группах не имеют статистические достоверных различий (р>0,05). Показатели соответствуют программным требованиям для учебно-тренировочной группы второго года обучения в ДЮСШ.
Средний показатель точности выполнения подачи в группах А и Б имеет статистически достоверные различия (р<0,05) (показатели в группах 4,1±1,18 и 2,9±0,79, соответственно, модельный показатель 3). Средний показатель точности выполнения нападающего удара в группах А и Б также имеет статистически достоверные различия (р<0,05) (показатели в группах 4,0±0,75 и 3,0±1,16, соответственно, модельный показатель 4). Группа А также имеет более высокие показатели, которые имеют статистически достоверные различия с группой Б, в двух тестах - действия при нападающих ударах и командные действия в нападении.
Группа Б была определена нами, как экспериментальная, группа А -как контрольная.
Для решения 3 задачи исследования нами было разработано содержание психомоторного цикла для выполнения подачи мяча и нападающего удара.
Психомоторный цикл - это число ментальных и двигательных навыков, которые лежат в основе выполнения каждого технико-тактического действия в волейболе [3]. Эти действия последовательно повторяются при выполнении технического приема и имеют основные фазы. Таких фаз четыре:
1. Готовность к действию.
2. Определение правильного времени и места действия.
3. Контроль мяча.
4. Связи отдельных действий воедино и их завершение [3].
Нами было разработано содержание психомоторного цикла при выполнении подачи мяча и нападающего удара с учетом 4 фаз действия.
Описание содержания психомоторного цикла при выполнении подачи мяча:
1. Готовность к действию:
Исходная позиция - где игрок должен находиться за лицевой линией, чтобы позиция была самой подходящей для выполнения подачи.
Положение тела - готов ли игрок физически к тому, чтобы быстро выполнить подачу мяча: ступни ног на ширине плеч, высокая стойка, тело сбалансировано.
Психологическая готовность - сосредоточен ли игрок к предстоящим действиям.
Сбор информации - где свободное место на площадке противника, какой игрок более слаб для приема подачи?
Принятие решения - куда направить мяч.
2. Определение правильного времени и места действия:
Оценка полета мяча - оценить высоту подброса мяча для скорости замаха руки, для выполнения ударного движения.
Движение - при движении глаза и рука контролируют мяч.
Удар по мячу - определить время движения руки так, чтобы касание с мячом было перед собой выше головы.
3. Контроль мяча:
Точка контакта - игрок должен быть позади мяча, чтобы видеть мяч перед касанием, ладонь широко раскрыта, точка контакта - центр ладони с центром мяча, выше головы, на расстоянии вытянутой руки.
Концентрация перед контактом - надо сохранять равновесие перед выполнением подачи; необходимо психологически сконцентрироваться на цели, в направлении которой игрок собирается послать мяч.
Использование массы тела - контроль скорости и траектории полета мяча посредством переноса всей массы своего тела в направлении цели; руки и ноги полностью выпрямляются при выполнении подачи.
4. Связь отдельных действий воедино и их завершение:
Фокусирование массы тела -игроку необходимо сфокусировать всю
свою массу тела там, где его рука соприкасается с мячом.
Мысленная связь действий с целью - игрок должен завершить свои действия в том направлении, в котором он хочет послать мяч; мысленно игрок должен видеть мяч, летящим в избранном направлении.
Предвидение ближайших последующих действий - выполнив подачу мяча, игрок должен быть готов к переключению на другое действие.
Возвращение к исходной позиции - мяч ушел на половину соперников; игрок должен занять свою позицию, чтобы быть готовым выполнить другое игровое действие.
Описание содержания психомоторного цикла при выполнении нападающего удара:
1. Готовность к действию:
Исходная позиция - где игрок должен находиться на игровой площадке, чтобы его позиция была самой подходящей для выполнения нападающего удара; где игрок должен находиться по отношению к партнерам по команде.
Положение тела - готов ли игрок физически к тому, чтобы быстро выполнить нападающий удар: ступни ног на ширине плеч, средняя неустойчивая стойка, тело сбалансировано.
Психологическая готовность - сосредоточен ли игрок к предстоящим действиям.
Сбор информации - куда после действий принимающего партнера полетит мяч, как высоко?
Принятие решения - куда летит мяч, какой и куда выполнить удар (в какую зону)?
2. Определение правильного времени и места действия:
Оценка полета мяча - правильно, точно просчитать полет мяча и предугадать ту позицию, на которую он должен переместиться для выполнения нападающего удара, контролируя мяч.
Движение - определить время разбега для выполнения нападающего удара, правильно используя работу рук и ног.
Удар по мячу - определить время прыжка так, чтобы оказаться на позиции для выполнения нападающего удара, при которой мяч будет находиться на расстоянии вытянутой руки, выше головы, перед игроком.
3. Контроль мяча:
Точка контакта - игрок должен быть позади мяча, чтобы осуществить нападающий удар, его рука в момент контакта должна быть выпрямлена в локтевом суставе и кисть должна лежать на мяче сверху.
Концентрация перед контактом - надо сохранять равновесие перед выполнением нападающего удара; необходимо психологически сконцентрироваться на цели, в направлении которой он собирается послать мяч.
Использование массы тела - контроль скорости и траектории полета мяча посредством переноса всей массы тела в направлении цели; рука и ноги полностью выпрямляются для выполнения нападающего удара.
4. Связь отдельных действий воедино и их завершение:
Фокусирование массы тела -игроку необходимо сфокусировать всю
свою массу тела там, где его рука соприкоснется с мячом.
Мысленная связь действий с целью - игрок должен завершить свои действия в том направлении, в котором хочет послать мяч; мысленно он должен видеть мяч летящим в избранном направлении.
Предвидение ближайших последующих действий - выполнив нападающий удар, игрок должен быть готов к переключению на другое действие.
Возращение к исходной позиции - мяч ушел на половину соперников; игрок должен вернуться на свою позицию, чтобы быть готовым выполнить следующее игровое действие.
Формирование знаний содержания психомоторного цикла проводилось в ходе решения задач теоретического раздела подготовки перед выполнением практических упражнений, предусматривающих выполнение подачи и нападающего удара. В одном тренировочном
занятии на это отводилось 5-10 минут. Количество времени уменьшалось в процессе закрепления полученных знаний. Исходный уровень теоретических знаний по содержанию психомоторного цикла у волейболистов экспериментальной группе мы прировняли к нулю, так как выбранная нами тема не изучалась ранее в группе. Средний показатель оценки знаний содержания психомоторного цикла равен 78±6,08 % и 76±5,06 %, это характеризует то, что усвоение учебного материала на данном этапе обучения произошло, его можно считать законченным и переходить к изучению учебного материала на более высоких уровнях. Таким образом, процесс формирования знаний по этим темам можно считать законченным [1].
Для решения четвертой задачи исследования нами были разработаны блоки заданий, предусматривающих применение знаний по содержанию психомоторного цикла при выполнении подачи и нападающего удара. Задания были составлены по 3 блокам [2, 4]: Блок 1. Индивидуальные действия при выполнении подачи и нападающего удара. Блок 2. Групповые взаимодействия при выполнении подачи и нападающего удара. Блок 3. Командные действия при выполнении подачи и нападающего удара.
Задания из 1 блока выполнялись в каждом учебно-тренировочном занятии по два упражнения из блока, на них отводилось по 10 минут в подготовительной части. Задания блока 2 и 3 выполнялись в каждом учебно-тренировочном занятии по два упражнения из блока, на них отводилось по 20 минут в основной части занятия. В каждом учебно-тренировочном занятии при выполнении упражнений по технике и тактике (при выполнении подачи и нападающего удара), занимающиеся должны были выполнить задания с учетом полученных знаний, а в случае затруднений - проанализировать свои действия с учетом содержания фаз психомоторного цикла и объяснить свои ошибки.
Для проверки эффективности разработанных блоков заданий и сформированных знаний у волейболистов 11-12 лет, нами были проведено повторное спортивно - педагогическое тестирование и педагогическое наблюдение. Сравнительный анализ показателей выполнения подачи и нападающего удара в экспериментальной группе позволяет сделать заключение, что средние показатели в группе после проведения педагогического эксперимента (3,4±0,73 и 3,6±0,76) выше, чем до проведения педагогического эксперимента (2,9±0,79 и 3,0±1,16). Показатели имеют статистические достоверные различия (р<0,05) внутри экспериментальной группы и между группами.
Анализ показателей эффективности выполнения подачи и нападающего удара в ходе соревновательной деятельности после проведения педагогического эксперимента, позволяет сделать заключение, что средние показатели в экспериментальной группе (32,9± 4,8 и 37,0±5,3). Они выше, чем показатели в контрольной группе (31,9± 3,73 и 34,3±5,5).
Показатели в группах имеют статистические достоверные различия (р<0,05).
Таким образом, гипотезу исследования можно считать подтвержденной, а цель - достигнутой.
На основании вышеизложенного можно сделать следующее заключение:
1. Разработку содержания и формирования знаний психомоторного цикла при выполнении подачи мяча и нападающего удара целесообразно осуществлять, выделяя 4 фазы психомоторного цикла: 1. Готовность к действию, 2. Определение правильного времени и места действия, 3. Контроль мяча, 4. Связи отдельных действий воедино и их завершение.
2. Эффективность теоретической подготовки волейболистов целесообразно определять на основе коэффициента усвоения учебного материала.
3. Составление блоков заданий, предусматривающих применение знаний по содержанию психомоторного цикла для выполнения подачи мяча и нападающего удара целесообразно осуществлять по 3 блокам: Блок 1. Индивидуальные действия при выполнении подачи мяча и нападающего удара. Блок 2. Групповые взаимодействия при выполнении подачи мяча и нападающего удара. 3. Командные действия при выполнении подачи мяча и нападающего удара.
4. Эффективность выполнения подачи мяча и нападающего удара после проведения педагогического эксперимента в экспериментальной группе составила 32,9±4,8 % и 37,0±5,3 %, что выше показателей до проведения педагогического эксперимента - 31,8±2,7 % и 29,2±2,1 %. Определены статистически достоверные различия показателей эффективности подачи мяча и нападающего удара в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента (уровень значимости Р<0,05).
Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
2. Волейбол: учебник для высших учебных заведений физической культуры / под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. 4-е изд. М.:ТВТ Дивизион, 2009. 360 с.
3. Волейбол: пер. с англ. Н.А. Чупеева. М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2012. 32 с.
4. Клещев Ю.Н. Волейбол: (Серия «Школа тренера»). М.: Физкультура и спорт, 2005. 400 с.
5. Содержание психомоторного цикла и его применение при совершенствовании передачи мяча двумя руками сверху у волейболисток / Н.С. Лешева [и др.] //Теория и практика физической культуры, 2015. № 9. С. 56-58.
Луткова Наталия Валерьевна, канд. пед. наук, доц., nataliyaJutkova@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Национальный Государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта
PSYCHOMOTOR CYCLEUSES FOR TRAINING VOLLEYBALL PLAYERS IN SERVE
AND ATTACK HIT
N.V. Lutkova
The article spells out the development of the maintenance of a psychomotor cycle in educational and training process designed to improve performance efficiency by volleyball players of serve and attack hit. Emphasis in the training process is made on the psychomotor cycle knowledge base formation and practical tasks for the knowledge application of volleyball players when improving their serve and attack hit technique.
Key words: serve, attack hit, volleyball, psychomotor cycle, playing efficiency.
Lutkova Natalia Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, nataliya lutkova@mail.ru, Russia, St. Petersburg, The Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health
УДК 797.2
СТАРТ В СОВРЕМЕННОМ СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ
З.Т. Мухамедшина, И.Е. Коновалов
Рассмотрен вопрос возрастающего значения старта в современном спортивном плавании. Выявлена роль стартов в современном плавании на эффективность техники выполнения стартов, их разновидность и фазы стартового прыжка.
Ключевые слова: старт, исследование, эффективность, спортсмены.
Разнообразие типов стартового прыжка в современном спортивном плавании часто ставит в тупик тренеров и спортсменов. Большинство специалистов и практиков, ставивших цель, определить самый эффективный старт не смогли однозначно выявить такой тип старта. Стартовый прыжок следует выбирать для каждого спортсмена индивидуально. В этом случае принимаются во внимание антропометрические параметры рост, вес, длина рук, ног, телосложение; его физические возможности; скоростно-силовые качества спортсмена; анатомо-физиологические особенности. Например, пловцу с сильным торсом и недостаточно сильными мышцами-разгибателями бедра и нижних конечностей больше подходит старт с захватом или старт с «низким вылетом». Спортсмену, имеющему хорошо развитые мышцы ног и спины, выгоднее использовать старт с «высоким вылетом». Однако, в любом из этих случаев эффективность «отталкивания» важнее скорости