Повышение эффективности внедрения электронного правительства в РФ как часть процесса модернизации органов государственного управления.
Improving the efficiency of implementation of e-government in Russia as part of the process of modernization of government.
Данилова Татьяна Александровна,
магистрант 2 курса направления «Государственное и муниципальное управление»
СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург
Danilova T.A.,
2 course magistrate of State and Municipal Administration in NWIMRANEPA,
Saint-Petersburg
Аннотация.
В статье рассмотрены вопросы реализации электронного правительства в России. Приведены различные трактовки понятия «электронное правительство». Перечислены основные этапы и проблемы, возникающие при внедрении электронного правительства в РФ.
Ключевые слова:
электронное правительство, информационно-коммуникационные технологии, государственное управление, государственные услуги.
Abstract.
The article discusses the implementation of e-government in Russia, the different interpretations of the concept of "e-government". List the main stages and the problems arising in the implementation of e-government in the Russian Federation.
Keywords:
e-government, information and communications technology, public administration, public services.
Еще в прошлом веке человечество вступило в эру становления информационного общества, неотъемлемой частью которого стал глобальный процесс модернизации государственного управления. С внедрением информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в различные сферы жизни общества изменились не просто формат, инструменты и способы коммуникации, произошло переосмысление парадигмы взаимодействия органов власти, бизнеса и общества. И ключевое место в этом процессе занимает «электронное правительство» (далее - ЭП). В этой связи изучение феномена «электронное правительство» имеет огромное значение в целях повышения эффективности реализации функций государства и развития гражданского участия в принятии решений.
Несмотря на постепенное увеличение количества исследований, посвященных области ЭП за последние годы, это направление остается по-прежнему малоизученным. Современные реалии отражают острую необходимость в создании фундаментальной и теоретической основы объекта. Актуальность темы исследования обуславливается тем, что эффективное внедрение электронного правительства несет в себе огромный управленческий потенциал, особенно касающийся оптимизации системы управления органов власти.
Сам термин «электронное правительство» и анализ его содержания являются предметом дискуссий как в зарубежной, так и в отечественной литературе, хотя специализированных российских исследований по этому вопросу еще не проводилось. Тем не менее, в некоторых работах отечественных авторов были сделаны попытки дать определение ЭП от достаточно узкого понимания - как использование ИКТ-технологий для взаимодействия государства с гражданами и организациями или как просто создание веб -сайтов государственных органов, до абстрактного - масштабная трансформация всех сторон деятельности государства, основной причиной которой является использование ИКТ-технологий [6].
Проблема определения понятия ЭП сохраняется и по настоящий день. Интерпретация данного термина в России на правовом уровне содержится в центральном документе, который составляет основу развития и оформления ЭП как в субъектах, так и в целом по стране, «Концепция формирования в РФ ЭП до 2010 года», разработанная Министерствами информационных технологий и связи РФ и экономического развития и торговли РФ. Согласно документу «электронное правительство - это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов».
Данная трактовка понятия подверглась критике со стороны отечественных исследователей по причине слишком узкого понимания функций и возможностей ЭП, ограничиваясь, оказанием государственных услуг и предоставлением гражданам информации. Данная концепция не раскрывает полностью содержания ЭП, игнорируя многие его составляющие, такие как, например, «электронная демократия», и сводит все к простому созданию «электронной справочной».
Публикации по проблемам оформления и развития электронного правительства в России только начинают появляться, в них явление ЭП авторы рассматривают с разных точек зрения: правовой, политологической, социологической, исторической и др. Такие авторы исследований как Н.А. Храмцовская, В.И. Дрожжинов, С.Б. Шапошников, Л.В. Сморгунов, А.А. Штрик, А.В. Гиглавый, А.В. Данилин, И.С. Мелюхин, Д.В. Иванов, А.Е. Шадрин,И.Р. Агамирзян, А. Чугунов и др. внесли огромный вклад в создании научного дискурса ЭП.
Истоки зарождения ЭП в мире прослеживаются уже во второй половине XX в. В России же массовое внедрение ИКТ в процессы государственного управления началось с конца 1990-х гг. Этот период характеризуется ведомственной компьютеризацией, созданием различного уровня баз данных, созданием электронных страниц представительств органов власти в сети Интернет, внедрением электронного документооборота [5] и т.д. Рассмотрев историю внедрения ЭП в нашей стране, можно выделить несколько основных этапов:
1) 2002-2003 гг. - проведение анализа нормативно-правового обеспечения, мониторинга уровня информатизации экономики, органов власти и местного самоуправления, а также подготовка пакета законопроектов в сфере ИКТ. Принятие 12 февраля 2003 года постановление Правительства РФ № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти», которое положило начало организационно-правовому обеспечению информационной открытости и прозрачности органов власти в России.
2) 2003-2004 гг. - реализация первых проектов ЭП по взаимодействию исполнительной власти с населением и бизнесом в сфере налогообложения, регистрации юридических лиц, таможенного декларирования, лицензирования и т.д. В этот период разработана и принята распоряжением Правительства РФ № 1244-р «Концепция использования информационных технологий в органах государственной власти», которая унифицировала принципы использования ИКТ в государственном управлении. Предполагалось, что с внедрением информационных технологий повысится уровень эффективности государственного регулирования, бюджетных расходов на информатизацию. Также предусматривалось необходимость проведения мониторинга результатов общего информационного пространства органов государственной власти.
3) 2005-2010 гг. - основа для массового внедрения ИКТ во все сферы общественной деятельности на основе единой электронной инфраструктуры: внедрение системы электронных торгов для государственных нужд на всех уровнях (к 2006-му году был запущен сайт госзакупок www.zakupki.gov.ru и сайт федерального реестра государственных контрактов www.frgk.economy.gov.ru), стандартизированного электронного документооборота и т д. В частности в концепции региональной информатизации (Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2006 г. №1024-р) ставилась задача по созданию комплекса государственных и муниципальных информационных систем, направленных на поддержку деятельности органов власти.
4) 2011 г. - по наст. время - ведется работа на усовершенствование внедренных механизмов ЭП, включая развитие структуры, расширение перечня решаемых задач, расширение состава систематизируемой и анализируемой информации и т.д.
В итоге, к концу первой декады нынешнего века в России была сформирована инфраструктура ЭП, подготовлена площадка для нового информационного взаимодействия власти и общества. Государственные услуги через сеть Интернет население смогло получать с 2010 года, система электронного межведомственного взаимодействия начала действовать в 2012 г., универсальную электронную карту стали выдавать с начала 2013 г. Учитывая малый возраст программы по реализации ЭП в России, Поэтому научная оценка механизмов внедрения ЭП в повседневную практику миллионов граждан является актуальной задачей.
Основные направления, формирующие фундамент ЭП в РФ:
1) развитие электронного межведомственного взаимодействия;
2) предоставление услуг в электронном виде;
3) развитие порталов и предоставление информации о деятельности органов власти;
4) внедрение универсальной электронной карты гражданина.
Именно эти четыре направления перечислены на сайте Министерства экономического развития РФ, ключевого ведомства в процессах электронной модернизации.
Электронное правительство позволяет решить три основные проблемы власти: вести электронный документооборот, который позволит уменьшить бюрократические процессы и ускорить принятие решений, перевести в электронную форму общение граждан и бизнеса с органами власти по принципу одного окна (правительственного портала) и, кроме того, сделать государственное и муниципальное управление более прозрачным. Эффективное внедрение ЭП послужит гармонизации отношений власти и населения [2].
Несмотря на уже достигнутые результаты в информационной трансформации государственных структур и общества, существует ряд проблем при реализации ЭП в России. Во-первых, это касается преобладающего технократического подхода к реализации программы, а не расширению возможностей гражданского влияния на органы власти. Если в подобных программах западных стран ставится приоритетом рост уровня качества жизни граждан, то в отечественной программе практически самой целью является внедрение ИКТ. Идеи о влиянии на политические решения, при этом не являясь членами политических партий, депутатами и т.д., не раскрыты ни в одном утвержденном документе [4].
Однако, главной проблемой программы ЭП в настоящий момент является бессистемная реализация, при которой отсутствуют единые стандарты. По этой причине каждый субъект РФ по своему усмотрению реализовывал административную реформу в области ЭП, что породило многочисленные замкнутые электронные системы.
Отсутствие единообразия в структуре (разделы на сайтах имеют разные заголовки, общий дизайн и верстка сайтов) и информационном контенте официальных сайтов российских министерств и ведомств (например, отсутствие общих реестров, различия в объемах информации). Информация о функциях, полномочиях и нормативно-правовой базе носит неупорядоченный характер. Следует отметить и тот факт, что обязательным для размещения на сайте исполнительных органов является официальная статистическая информация, которая либо отсутствует совсем, либо публикуется в таком виде, что найти нужные сведения становится затруднительно.
На портале государственных услуг в основном работает информационная функция: образцы документов, порядок получения услуги в обыкновенном режиме. Таким образом, до сих пор является актуальной проблема очередей в учреждениях, сохраняется традиционное («из рук в руки») оказание государственных и муниципальных услуг гражданам.
Но тотальная публикация информатизация о деятельности органов не в полном объеме отражает такие принципы как прозрачность и открытость. В какой-то мере происходит обратный процесс: избыток информации препятствует оперативному и целевому информированию.
Основным препятствием на пути эффективного внедрения ЭП является недостаточное межведомственное взаимодействие. Большинство действующих информационных систем формировалось органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативно-правовой базы и общей координации работ. Содержащиеся в них сведения зачастую не доступны другим органам власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, её многократному сбору и дублированию в отдельных системах [3].
Также важной проблемой является компьютерная неграмотность населения страны. По данным ВЦИОМ за апрель 2010 года около 97 млн. человек (69%) не пользуются электронными Интернет -сервисами. Основополагающей задачей гражданского общества и его основных структур является повышение информационной грамотности населения, создание механизмов для эффективного учета мнений и обращений при реализации функциональных обязанностей органами исполнительной власти.
Отставание правового обеспечения от организационного в сфере использования потенциала ИКТ в системе государственного управления; отсутствие системности и цельности правового регулирования использования информационных технологий в публичной управленческой деятельности; неопределенность и противоречивость некоторых положений законодательства; отсутствие единой концепции «ЭП». Решение вышеперечисленных проблем являются одно из основных задач на сегодняшний день.
Решением обозначенных проблем должно послужить внедрение корпоративной информационной системы национального масштаба, чтобы пользователи всей страны смогли бы обращаться к одному источнику, который бы содержал региональное и муниципальное ветвление, по мере развития системы. В каждом ведомстве должны обеспечить унификацию бизнес-процессов, единые стандарты информационных систем, их совместимость и взаимную прозрачность, и т.д. Первым шагом при этом должна быть доскональная инвентаризация функций каждого ведомства и раскрытие его внутренних регламентов, с возможной их последующей оптимизацией.
Необходимостью является оценка состояния регионального электронного правительства, выявление направлений развития ЭП в регионах. Эти измерения могут быть использованы для выявления различий между регионами, позволяя им учиться друг у друга.
По мнению исследователей Л.А. Бершадской, Л.С. Сергеевой, А.В. Чугунова, социальные медиа служат эффективным каналом воздействия на политические ориентации и гражданскую активность. Таким образом, правительственным структурам следует искать новые способы интеграции с активными сообществами, поскольку именно эти «цифровые» связи между гражданами могут эффективно работать и служить ценным дополнением к традиционным поставщикам информации [1].
Основные первостепенные задачи, которые необходимо решить в процессе реализации программ по ЭП: улучшить качество предоставляемых услуг, снизить административные барьеры, расширить набор государственных услуг и улучшить показатели удовлетворенности услугами населения.
Таким образом, ЭП является новым этапом развития государственного управления как в России, так и во всем мировом сообществе. Сущность ЭП состоит в том, чтобы помогать людям, улучшать их жизнь и участвовать в принятии важных управленческих решений, влияющих на будущее всей страны.
Список литературы:
1. Бершадская Л.А., Сергеева Л.С., Чугунов А.В. Востребованность услуг ЭП: возможности и потенциал исследования мнений пользователей социальных сетей. [Электронный ресурс]: Интернет-сайт, 2012 г. URL: http://cyberlemnka.ru/article/n/vostrebovannost-uslug-elektronnogo-pravitelstva-vozmozhnosti-i-potentsial-issledovaniya-mneniy-polzovateley-sotsialnyh-setey
2. Голобуцкий А., Шевчук О. Электронное правительство. [Электронный ресурс]: Интернет-сайт. URL: http://golob.narod.ru/egovperru.html
3. Макович Г.В. Менеджмент знаний: документационное обеспечение управления. [Электронный ресурс]: Интернет-сайт, 2010 г. URL: http://www.monographies.ru/ru/book/view?id=84
4. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство в России: концептуальные подходы и практика реализации. [Электронный ресурс]: Интернет-сайт, 2013 г. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-v-rossii-kontseptualnye-podhody-i-praktika-realizatsii
5. Пономарев С.В. «Электронное правительство»: административные и гражданские практики в современной России. [Электронный ресурс]: Интернет-сайт, 2014 г. URL:
http://spa.msu.ru/uploads/files/h8dissertazionnii_sovet_d_501.001.27h8brh923.00.02_polititcheskie_instit
uti_prozessi_i_tehnologiih9/_dissertazija_ponomarev.pdf
6. Храмцовская Н.А. Историография понятия «электронное правительство» (по материалам англо-американской историографии) [Электронный ресурс]: Интернет-сайт, 2010г. URL: http://cheloveknauka.com/v/538032/a#?page=1