УДК 002:330
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ*
А. Ф. СОКОЛОВ,
кандидат экономических наук,
докторант кафедры
экономической информатики и управления E-mail: [email protected] Волгоградский государственный университет
В статье представлены основные практические результаты внедрения концепции электронного правительства в Волгоградской области. Автором анализируется опыт успешного электронного правительства и определяются необходимые условия, факторы и стадии развития данного процесса. Рассмотрены основные подходы к оценке количественных значений показателей внедрения проектов электронного правительства. Рассмотрен положительный опыт по внедрению электронного правительства в деятельность администраций регионов Южного федерального округа.
Ключевые слова: государственное управление, электронное правительство, региональная информационно-аналитическая система.
В условиях становления глобального информационного общества эффективное государственное управление невозможно без опоры на соответствующую времени технологическую основу, способную обеспечить информационное взаимодействие всех ветвей власти как между собой, так и с обществом. В последнее время в ведущих странах мира разработаны международные и национальные программы адаптации правительства к условиям информационного общества, а наиболее развитые страны разработали и приступили к реализации национальных программ «электронное
* Работа выполнена в рамках гранта Рособразования № П 904 от 18.08.09 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. «Обеспечение эффективного исполнения государственных функций и предоставления услуг учреждениями и региональными органами исполнительной власти».
правительство», следуя лозунгу большей открытости и подотчетности правительств гражданам. Основной целью осуществления этой концепции является построение электронного государства как единой корпорации, усилия которой направлены на достижение баланса интересов государства, общества и бизнеса. Существует много трактовок термина «электронное правительство»: от «суммы технологий» и «метафоры» до «новой модели государственного управления». Официальная формулировка понятия «электронное правительство» зафиксирована в Концепции формирования электронного правительства в РФ до 2010 г., одобренной Правительством РФ: «...под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов». Таким образом, концепция электронного правительства (eGovernment) охватывает операционную (или исполнительную) составляющую деятельности правительства и нацелена на обеспечение доступа граждан к достоверной информации, на создание условий для взаимодействия власти с населением, институтами гражданского общества и бизнесом и на повышение эффективности государственного управления.
Необходимость разработки и системного использования информационного обеспечения в процессе управления сложно структурированными
- 23
хозяйственными системами мезоуровня возникает в том случае, когда не удается формализовать процессы взаимосвязей между элементами, что приводит к неэффективности функционирования системы в целом. Актуальность решения представленных задач инициируется развитием многоуровневых, территориально удаленных компаний, горизонтальных и вертикальных объединений, межотраслевых комплексов, региональных хозяйственных комплексов, имеющих сложную структуру управления. В этих условиях возникает возможность использования информационных технологий для создания инструментов управления устойчивым развитием региональных хозяйственных систем, интегрирующих технические, информационные и программные средства с поддержкой процессов по сбору, обработке, хранению и передаче информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Современные представления о реформировании государственного управления наряду с другими элементами включают концепцию электронного правительства, которая охватывает операционную (или исполнительную) составляющую деятельности правительства. Она нацелена на обеспечение доступа граждан к достоверной информации, на создание условий для взаимодействия власти с населением, институтами гражданского общества и бизнесом и на повышение эффективности государственного управления [6, с. 3].
Обобщенный мировой опыт показывает, что внедрение концепции электронного правительства даст гражданам доступ к высококачественным услугам госорганов и одновременно уменьшит стоимость этих услуг [4, с. 19]. В целом стандартизация создания, сопровождения государственных автоматизированных систем, а также их унификация, упрощение и сокращение числа бизнес-процессов госорганов позволяют:
— обеспечивать взаимосвязь граждан с госучреждениями (по телефону, лично, через web-сайт и т. д.);
— снижать расходы и упрощать взаимодействие бизнеса и правительства;
— сокращать правительственные трансакци-онные расходы;
— открывать доступ к госучреждениям людям с ограниченными физическими возможностями;
— повышать прозрачность и ответственность правительства.
Понятие «электронное правительство» включает в себя быстрое обслуживание граждан через Интернет, в результате повышается эффективность
24 -
государственного управления и снижается количество бюрократических процедур в коммерческой деятельности. Но электронное правительство — это больше, чем работа с населением. Прозрачность и интерактивность государственного управления стимулируют участие в демократическом процессе. С одной стороны, граждане более информированы, а с другой — они становятся более активными гражданами.
В исследовании Jerzy Szeremeta и Seema Hafeez, проведенном в 2002 г. по заказу ООН, определены пять последовательных основных стадий развития электронного правительства [5, с. 74]:
1) начальное появление — развернутое онлайновое присутствие правительственных учреждений в сети Интернет;
2) расширенное присутствие — число правительственных сайтов постоянно увеличивается, а информация на них делается все более динамичной;
3) интерактивное взаимодействие — пользователям представляются возможности загрузки типовых форм различных официальных документов, получения официальной электронной почты и организации взаимодействия через web-сайт;
4) проведение транзакций — пользователи могут реально осуществлять различные сделки (транзакции) с госучреждениями в онлайновом режиме;
5) бесшовное взаимодействие — полная интеграция электронных услуг в пределах административных границ.
Мировой опыт создания успешного электронного правительства в разных странах доказал, что для организации этого процесса необходимы следующие предпосылки: во-первых, важно создать единую точку доступа — единый интернет-портал, через который будут предоставляться все услуги [4, с. 18]. Подобный портал должен строиться таким образом, чтобы быть в состоянии удовлетворить все потребности граждан: в информации, в услугах, во взаимодействии. Более того, в процессе взаимодействия с правительством граждане не обязаны понимать его структуру, у них не должно быть необходимости переходить от одного окна к другому, от органа к органу, с одного уровня на другой. При организации такого обслуживания нельзя ограничиваться концепцией электронной приемной.
Инфраструктура региональной власти должна быть перестроена таким образом, чтобы обслуживание граждан происходило быстрее и эффективнее, через единое представительство и упрощало
работу [1, с. 19]. Например, в случае с налоговой декларацией это означает, что вся информация, уже известная государственным органам, должна быть заранее внесена в документ.
Для этого необходимо соблюдение другого ключевого условия — высокой степени интеграции и взаимозаменяемости. Это значит, что государственные органы должны быть интегрированы таким образом, чтобы их информационные системы могли обмениваться информацией между собой, а вся информация была доступна из единой точки. Поэтому создание системы электронного правительства должно находиться в ведении единой организации. Этот принцип доказал свою эффективность в Канаде, Сингапуре и Австралии, именно он положен в основу концепции электронного представителя [4, с. 20] в Великобритании.
Успех электронного правительства невозможен без доверия граждан. Поэтому необходима надежная защита сетей, так как информация, циркулирующая между гражданами и правительством, носит личный или конфиденциальный характер.
Эта проблема должна решаться не только путем приобретения криптографических продуктов и других технологий защиты информации, но и воспитанием организационной культуры безопасности, которая заключается:
— в применении эффективных интегрированных систем информационной безопасности (одно из основных требований при создании систем для осуществления государственных закупок через Интернет);
— в обязательном условии использования электронной подписи при обслуживании граждан через Интернет [2, с. 62].
Важной характеристикой электронного правительства региона является его абсолютная доступность, что способствует и ликвидации «информационного неравенства». Таким образом, успешное электронное правительство должно постепенно войти в повседневную жизнь граждан.
В последние годы проблемам внедрения концепции электронного правительства в систему управления регионом уделяется большое внимание в ходе реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002—2010 гг.». В 2005 г. в рамках ФАИП Минэкономразвития России был реализован 21 региональный инвестиционный проект по закупкам оборудования для создания системы персонального учета населения, тиражирования региональной информационно-аналитической системы, создания центров общественного доступа.
Основными направлениями реализации проектов НИОКР в 2005 г. были работы по разработке методологии построения электронного правительства, подготовке нормативно-правовых и методических основ для реализации концепции электронного правительства (далее — Концепция), а также разработке стандартов внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах государственного управления, из которых отметим следующие:
— разработка концепции электронного административного учета в государственных информационных системах и нормативно-правовой базы по ее реализации. В рамках выполнения работ разработан проект концепции электронного административного учета (ЭАУ);
— проекты нормативных правовых актов, обеспечивающие реализацию Концепции; проекты стандартов, необходимых для реализации Концепции;
— макет информационной системы нотариза-ции и архивирования;
— описание административных процессов, необходимых для их эксплуатации при внедрении систем ЭАУ.
Осуществлена разработка единой типовой архитектуры электронного правительства на основе единой защищенной телекоммуникационной среды для государственных нужд, разработаны профили основных стандартов в области информационно-технологического обеспечения органов государственной власти, разработан проект концепции взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с системообразующими предприятиями реального сектора экономики.
В августе 2007 г. Правительство РФ одобрило разработанную Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации концепцию формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г.
Основными приоритетными направлениями данной концепции названы:
— формирование необходимой нормативной правовой базы формирования электронного правительства;
— создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде;
- 25
— предоставление государственных услуг на основе многофункциональных центров;
— предоставление государственных услуг с использованием сети Интернет;
— внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности органов государственной власти;
— развитие ведомственных центров обработки телефонных обращений населения и организаций;
— развитие интернет-сайтов государственных органов.
Вместе с тем результаты внедрения ИКТ в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.
Практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены гражданином или организацией без непосредственного посещения государственного органа.
До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронном виде. Действующие государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативной технической базы. Содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных, содержащихся в государственных информационных системах.
Использование недокументированных форматов данных, протоколов обмена, иных закрытых информационных технологий, отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, и затрудняют доступ граждан и организаций к государственным информационным системам. Это снижает оперативность подготовки управленческих решений, совместимость информационных систем, что отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.
Использование в деятельности органов государственной власти закрытых технологий, отсутс-
26 -
твие единой государственной политики, опоры на идеологию открытых информационных систем (открытых стандартов) ведет к росту технологической зависимости ведомств от поставщиков средств ИКТ, снижает экономическую эффективность создания и развития информационных систем, нарушает права граждан и организаций на равный доступ к государственным информационным системам.
Регламенты работы органов государственной власти практически не поддерживают оперативное информационное обновление интернет-сайтов. Сайты нередко не содержат сведения о порядке и условиях оказания услуг гражданам и организациям. Отсутствует доступный единый реестр государственных услуг с информацией об условиях их получения, а также общая информационно-справочная система по взаимодействию населения с органами власти. Гражданам и организациям не доступна открытая информация, содержащаяся в ведомственных базах данных.
Ведомственные интернет-сайты практически не используются для поддержки предоставления гражданам государственных услуг. Не определены приоритеты перевода государственных услуг в электронный вид. Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа граждан к созданным ими интернет-сайтам и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания граждан.
В процессе формирования находится инфраструктура, обеспечивающая юридическую значимость, достоверность и информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с гражданами и организациями в рамках предоставления государственных услуг. Не обеспечено полномасштабное развертывание системы защищенного межведомственного электронного документооборота между Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, федеральными и региональными органами государственной власти.
Ведется работа по внедрению технологий электронного правительства и в регионах ЮФО. В феврале 2007 г. состоялось совещание Ассоциации экономического взаимодействия субъектов ЮФО «Северный Кавказ», Некоммерческого партнерства «Электронный Юг России», Филиала академии проблем безопасности, обороны и правопорядка по ЮФО, Совета по информационной безопасности и информатизации при полномочном представителе Президента РФ в ЮФО по вопросам организа-
ции и методам обеспечения взаимодействия при реализации постановления Правительства РФ от 15.08.2006 № 502 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002—2010 гг.)» и построения регионального сегмента «электронное правительство» ЮФО [3].
Главные обсуждаемые вопросы были связаны с введением системы «электронное правительство» как эффективного инструмента поддержки принятия управленческих решений. В связи с этим были приняты решения:
— продолжить взаимодействие межрегиональных ассоциаций с органами государственной власти;
— создать целостный тиражируемый проект, описывающий модель, этапы, механизмы построения электронного правительства;
— выработать политику привлечения внебюджетных источников и возвратных инвестиций;
— сформировать целевой частный капитал, направляемый на финансирование приоритетных социальных задач по созданию равных информационных возможностей для граждан в ЮФО.
В настоящее время проекты электронного правительства реализуются в рамках целевых программ в регионах ЮФО.
В Кабардино-Балкарской Республике реализуется республиканская целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002—2007 гг.)».
В Республике Адыгея реализуется «Программа информатизации в Республике Адыгея на 2001-2011 гг.».
В Республике Северная Осетия-Алания реализуется республиканская программа «Развитие инфокоммуникационных ресурсов Республики Северная Осетия — Алания на 2002-2010 гг.».
В Ставропольском крае реализуются: краевая целевая программа «Совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом на основе автоматизации казначейской системы исполнения бюджета Ставропольского края на 2003—2005 гг.»; краевая целевая программа «Информатизация органов исполнительной власти Ставропольского края на 2002—2005 гг.»; краевая целевая программа «Основные направления информатизации системы здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Ставропольского края на 2001—2003 гг.».
В Волгоградской области завершен первый этап создания комплексной информационной системы «Электронное правительство Волгоградской области» (КИС ЭПВО), внедрены в опытную
эксплуатацию автоматизированная система электронного документооборота в органах государственной власти и единый информационно-справочный портал (ЕИСП).
В Ростовской области реализуется целевая программа «Развитие инфокоммуникационных технологий на период 2004—2010 гг.» (в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия»).
В Астраханской области реализуется отраслевая целевая программа «Информатизация Астраханской области в 2007 г.».
Волгоградская область также накопила положительной опыт по внедрению программы электронного правительства в деятельность администрации региона. Так, началом информатизации можно считать 2002 г., когда было принято решение о создании сети управления и передачи данных, которая стала технической основой реализуемой программы. В феврале 2007 г. была принята концепция информатизации Волгоградской области, что явилось началом создания электронного правительства Волгоградской области. К концу 2010 г. планируется полностью завершить внедрение основных подсистем.
В соответствии с концепцией информатизации в Волгоградской области была разработана проектная документация по созданию комплексной информационной системы «электронное правительство Волгоградской области». Проведено обследование всех структурных подразделений администрации Волгоградской области и определены этапы и пилотные зоны внедрения подсистем «электронного правительства Волгоградской области», к которым относятся:
— отдел писем и приема граждан аппарата главы администрации Волгоградской области;
— отдел записи актов гражданского состояния аппарата главы администрации Волгоградской области;
— управление службы занятости населения администрации Волгоградской области;
— управление социальной защиты населения администрации Волгоградской области.
В настоящее время введена в опытную эксплуатацию первая очередь информационной системы «электронное правительство Волгоградской области».
Обновился официальный интернет-ресурс администрации области, активность посещения пользователями которого достаточно высока (от 2 300 до 2 700 посещений в день). За июль—август 2009 г. портал пополнился разделами органов местного самоуправления: администрации городского округа город
- 27
Волжский, Среднеахтубинского муниципального района, городского округа город Новоаннинский.
В целях развития сети управления передачи данных (СУиПД) проведено подключение территориальных органов комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области к сети СУиПД через узлы в муниципальных образованиях региона.
В 2009 г. расширился перечень государственных услуг органов исполнительной власти Волгоградской области и создан полноценный раздел «Государственные услуги», доступ к которому осуществляется из сети Интернет через данный информационно-справочный портал1. В системе реализована возможность анкетирования граждан в целях выбора тех услуг, реализация которых в электронном виде наиболее предпочтительна.
Однако предоставление услуг на данном портале ограничивается лишь описанием услуги, информированием о необходимых документах, предлагается форма по заполнению заявления. Реальное же осуществление транзакций с госучреждениями в онлайновом режиме невозможно. Причем данная ситуация наблюдается на всех порталах регионов ЮФО, которые заявляют о реализации проектов электронного правительства.
Кроме этого, на данном портале предоставляется возможность поиска трудовых вакансий по районам области и города, реализуемая с использованием базы данных комитета по труду и занятости населения2. Из всех регионов ЮФО портал Астраханской области предоставляет аналогичные сервисы.
Несмотря на положительные моменты, результаты внедрения технологий электронного правительства в органах региональной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые регионами ЮФО при реализации проектов электронного правительства, дальнейшее развитие данного направления сдерживается рядом проблем: — во-первых, это отсутствие нормативной базы, регламентирующий электронный документо-
1 Сайт администрации Волгоградской области, раздел «Государственные услуги». URL: http://www.volganet.ru/irj/avo. html? NavigationTarget=navurl://dcc242e2e28fd3d13b0065ffcc8adc14).
2 Сайт администрации Волгоградской области, раздел «Государственные услуги / Трудоустройство». URL: http://www. volganet.ru/irj/avo.html?NavigationTarget=navurl://5c8dcd 71b376eba2465eb4a6e5139d70&service=3400000010000004354.
28 -
оборот и транзакции в Интернете, необходимо законодательство о нотариате, позволяющее выполнение нотариальных действий с электронными документами так же, как и с бумажными. Электронная форма учета должна стать столь же юридически значимой, как в настоящее время значима бумажная. Однако одной электронной подписи недостаточно для того, чтобы компьютерный файл стал электронным документом (документу необходимо присвоить входящий или исходящий номер, он должен быть подготовлен в соответствии с определенной административной процедурой). Переход к обработке и хранению информации в электронной форме должен сопровождаться переходом к удостоверению электронным нотариусом и сохранением в архиве каждого государственного документа.
Следует отметить, что законодательство о доступе граждан к государственной информации должно закрепить принцип общедоступности несекретной информации. Технологически публичное раскрытие информации должно быть устроено так, чтобы доступ к ней не требовал никаких решений чиновников, а поиск и получение документов в юридически значимом виде был возможен через Интернет.
Созданию интерактивных площадок для обращений граждан в государственные органы препятствует в настоящее время непроработанность вопроса о статусе электронного письма, поскольку в Интернете оно, как правило, анонимно.
В настоящее время активно обсуждается вопрос о необходимости принятия законодательства о публичном раскрытии через Интернет информации о самой структуре и функциях государства. Однако чтобы раскрыть эту информацию, необходимо законодательно определить порядок ее учета и формализации, включая учет регламентов, обеспечивающих исполнение государственных функций, и поддерживающих их компьютерных программ;
— во-вторых, это неравный доступ к получению информации, прежде всего из-за неразвитости инфраструктуры и высокой стоимости ИКТ-услуг в муниципальных образованиях и недостаточного уровня конкуренции по предоставлению услуг по доступу к Интернету и использованию ИКТ. Решением в этом направлении могло бы стать создание большого количества пунктов общественного доступа к информационным ресурсам региона, которые могли бы быть созданы на базе библиотек, общественных приемных организаций, партий, общеобразовательных школ, пунктов связи, почты и телеграфа, особенно для сельских районов;
в-третьих, это отсутствие у граждан соответствующей компетенции, необеспеченность муници-
пального уровня ИКТ-специалистами и отсутствие мероприятий по обучению населения базовым навыкам использования ИКТ. Электронное правительство в настоящее время может стать важным фактором для обеспечения свободного и равного доступа граждан к информационным ресурсам региона. В развитых странах вопрос информационного неравенства—это уже не только материальная проблема, но и социальная. В настоящий момент реальной становится ситуация, когда человек имеет физическую и материальную возможность пользоваться Интернетом, но не делает этого из-за того, что не имеет навыков или не понимает своей выгоды. Многим для того, чтобы начать пользоваться компьютером и Интернетом, необходимо преодолевать себя, приобретать новые знания и навыки, по-новому выстраивать логику общения, получения и обработки информации;
— в-четвертых, это недостаточное количество интерактивных услуг (деятельность по предоставлению электронных информационных ресурсов пользователям по их запросам или по соглашению сторон, требующая взаимного обмена информацией), отсутствие транзакционных услуг (полное осуществление услуги через Интернет с применением электронной цифровой подписи), оказываемых государственными организациями населению и предприятиям.
Таким образом, необходимо отметить, что в России пройден первый этап внедрения технологий электронного правительства в сферу функционирования властных структур. Распространение технологий информационного общества в значительной степени зависит от востребованности интерактивных сервисов населением, возможностей доступа к Интернету и непосредственно связано с уровнем благосостояния граждан и социально-экономическим развитием российских регионов.
Следует отметить, что российское обществоз-нание до сих пор не уделяет адекватного внимания проблематике развития электронного государства, лежащей на стыке таких научных дисциплин, как политология, социальная информатика, политический менеджмент, государственное и муниципальное управление и др.
Анализ российской практики административной реформы и внедрения технологий электронного правительства показывает, что наша страна все еще находится на этапе освоения методов нового государственного менеджмента и формализации административных регламентов с постепенным переводом их в электронный формат. Принципы концепции «нового государственного управления» только начинают осознаваться, и есть первые при-
знаки их использования в некоторых программных документах (например, в последние несколько лет звучит тема использования системы частно-государственного партнерства и взаимодействия с третьим сектором для повышения эффективности государственного управления).
В заключение следует подчеркнуть, что именно кооперация и координация усилий научно-образовательного сообщества, органов государственной власти и управления, бизнес-структур, неправительственных организаций на национальном и региональном уровнях являются залогом успеха формирования региональной информационной политики и продвижения российских и международных программ, направленных на развитие информационного общества и создание электронного государства, ориентированного на граждан.
Список литературы
1. Доклад о совершенствовании государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий / Минэкономразвития России. URL: www.economy.gov.ru/UnidocFileServlet/ FileServlet?unidoc_id=1148647921109&templat e_id=4 (дата обращения: 07.02.2009).
2. Калинина А. Э, Петрова Е. А. Информационный механизм развития региональных хозяйственных систем // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 11 (68). С. 57-64.
3. Материалы семинара-совещания «Организационные и методические вопросы обеспечения взаимодействия по реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 15.08.2006 № 502, от 18.05.2006 № 298, от 29.05.2006 № 336, распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.07.2006 № 1014-р при построении регионального сегмента «электронного правительства» Южного федерального округа». URL: http://npesr.narod. ru/news.html (дата обращения: 24.11.2009).
4. Смит Б. Общество, основанное на знании: политика Европейского Союза // Информационное общество. 2002. № 4. С. 18-23.
5. Benchmarking E-government: A Global Perspective — Assessing the Progress of the UN Member States. United Nations Division for public Economics and Public Administration, American Society for Public Admistration, May 2002. Р. 74.
6. Clift Steven Net. E-Government and Democracy. NY, 2006. URL: http://www.publicus.net/e-government/ (дата обращения: 23.09.2008).
- 29