о
<N
£
Педагогика
УДК 378.147 s
о о
£ С. А. Алексеев, Л. В. Большакова, Н. А. Яковлева
П
АЛЕКСЕЕВ, Сергей Алексеевич, профессор кафедры математики и информатики Санкт-Петербургского универ-
<я ситета МВД России, доктор технических наук, старший научный сотрудник. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург,
£ ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-744-48-22; 8-911-225-93-69. E-mail: [email protected]. s
о а
g ALEXEYEV, Sergey Alexeyevich, professor of department of mathematics and informatics of the Ministry of Internal
§ Affairs St. Petersburg university of Russia, doctor of Engineering, senior research associate. Address: Russia, 198206, St. ^
s s
о u
a &
& ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-744-48-22; 8-921-984-49-05. E-mail: [email protected]. и
С
BOLSHAKOVA, Lyudmila Valentinovna, professor of chair of mathematics and informatics of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia, the candidate of physical and mathematical sciences, associate professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph. 8-(812)-744-48-22; 8-921-984-49-05. E-mail: [email protected].
Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph. 8-(812)-744-48-22; 8-911-225-93-69. E-mail: [email protected].
БОЛЬШАКОВА, Людмила Валентиновна, профессор кафедры математики и информатики Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат физико-математических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург,
ЯКОВЛЕВА, Наталья Александровна, начальник кафедры математики и информатики Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-744-48-22. E-mail: [email protected].
YAKOVLEVA, Natalia Alexandrovna, chief of chair of mathematics and informatics of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia, candidate of psychological sciences. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph. 8-(812)-744-48-22; 8-921-415-22-33. E-mail: [email protected].
Повышение эффективности управленческой деятельности в процессе обучения курсантов Increase of efficiency of management activity in the process of training cadets
В статье рассмотрены основные принципы организации процесса повышения управленческой деятельности, используемые при обучении курсантов, обозначены стороны предметной области «организационное управление практической подготовкой курсантов», основные условия проектирования перспективных систем организационного управления практической подготовкой с учётом основ квалиметрии, автоматизации и интеллектуализации. Это позволяет перейти к выявлению существующих противоречий, формулировке на их основе исследуемой научно-технической проблемы и постановке положений проектирования.
Ключевые слова: организационное управление, практическая подготовка, автоматизированное рабочее место, информационная система, компьютерные технологии.
In article the basic principles of the organization of process of increase of administrative activity used when training cadets are considered, parties of subject domain «organizational management of practical training of cadets», the main conditions of design of perspective systems of organizational management of practical preparation taking into account bases of a qualimetry, automation and intellectualization are designated. It allows to pass to identification of the existing contradictions, the formulation on their basis of the studied scientific and technical problem and statement of provisions of design.
Keywords: organizational management, practical training, workstation, information systems, computer technologies.
Ликвидация многих негативных явлений в об- пользоваться при рассмотрении основных условий
ласти практической подготовки (ПП) будущих спе- проектирования СОУ ПП. На основании анализа ли-
циалистов органов внутренних дел связана с созда- тературы по данной тематике и определений, пред-
нием систем организационного управления (СОУ) ставленных в ГОСТ, могут быть сформулированы ПП. Для рассмотрения существующих подходов, определения некоторых терминов, относящихся к
принципов и методов синтеза СОУ объектами ОВД предметной области проектирования СОУ ПП. различных классов и назначений необходимо уточ- 1. Организационное проектирование - это
нить ряд понятий и определений, которые будут ис- управленческая деятельность, направленная на опре-
- 142 -
деление моделей оптимальных систем управления, их основных качеств, критериев, характеристик и параметров, это упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения поставленных целей или повышения её эффективности с точки зрения реализации поставленных задач.
2. Эффективность - отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.
3. Качество - совокупность свойств, параметров и характеристик объекта, обеспечивающая его способность удовлетворять установленным или планируемым требованиям.
4. Свойство - сторона объекта (процесса, явления), определяющая его сходство или различие с другим объектом (процессом, явлением) и обнаруживается в его отношении к ним.
5. Характеристика - взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, характеризующими объект (явление, процесс), выраженная содержательно или аналитически.
6. Процесс управления - процесс целенаправленного перевода объекта (явления, процесса) из одного состояния в другое путём воздействия на него субъекта управления.
7. Организационное управление - процесс, направленный на организацию достижения целей посредством упорядочения преобразований исходных субстанций или ресурсов в требуемые результаты.
8. Цель управления - планируемое (желаемое или возможное) состояние объекта управления, в которое его необходимо перевести (оно должно быть достигнуто) в результате управляющих воздействий со стороны системы управления.
9. Цель организационного проектирования -придание процессу создания новых систем или развитию действующих целенаправленности, научной обоснованности.
10. Задача управления - промежуточный этап достижения цели управления.
11. Функция управления - реализация системообразующего свойства системы управления (сбор и обработка информации, планирование, распорядительство, контроль и оценивание, коррекция и др.) при решении задачи управления.
12. Метод управления - совокупность способов, приёмов, операций воздействия на объект управления в процессе его перехода из одного состояния в другое или при обеспечении его устойчивости в заданных условиях функционирования.
13. Закон управления - правило достижения цели управления путём выработки управляющего воздействия (последовательности управляющих воздействий) с учетом свойств системы управления и степени влияния на процесс управления фактов окружающей среды.
14. Принцип управления - основные правила, требования, руководящие идеи, которым должна следовать в процессе управления система управления при форматировании и реализации управляющих воздействий на объект.
15. Система управления - объект, обладающий механизмом, обеспечивающим реализацию процесса управления.
16. Проектирование системы управления -процесс создания новой системы управления на основе достижений науки и техники или модернизации существующей на основе выявленных недостатков или появления новых задач управления и/или требований к эффективности их решения.
17. Процесс организационного проектирования - целенаправленная последовательность актов принятия проектных решений, приводящая к построению проектируемой организационной системы (реализация процесса организационного проектирования требует использования соответствующей технологии).
18. Технология проектирования - последовательность действий, которые приведены к типовой схеме процесса проектирования, позволяющая технически выполнить проектирование заданного объекта.
19. Система организационного управления практической подготовкой - целостная совокупность функционально-связанных структурных компонент, осуществляющих комплексное, координированное и планомерное управляющее воздействие на систему (процесс) практической подготовки с целью гарантированного выполнения госзаказа на практическую подготовку будущих специалистов ОВД с требуемыми показателями эффективности.
Приведенные понятия и определения позволяют сформулировать основные условия проектирования организационного управления (ОУ) ПП [3]:
- первое - обязательно наличие чётко определенной цели управления ПП и критериев её достижения в ходе реализации процесса управления,
- второе - наличие некоторого количества альтернативных методов управления ПП,
- третье - возможность определения точной и достоверной оценки последствий осуществления каждой из альтернатив как с точки зрения результативности ОУ ПП, так и оперативности, и затрат различного рода ресурсов с учётом существующих ограничений.
Кроме того, должны быть определены основные принципы ОУ ПП, исходя из следующих соображений:
- процесс ПП будущих специалистов ОВД в учебных заведениях нуждается в создании специального инструментария для оценивания его эффективности;
- существующее рассогласование между эффективностью ПП выпускников учебных заведений и требованиями к ним, определяемыми реальной практикой их профессиональной деятельности после выпуска, обусловливает необходимость разработки достаточно универсального методического аппарата, позволяющего управлять уровнем практической подготовленности выпускников к решению профессиональных задач;
- в рамках общей задачи совершенствования ПП задача проектирования СОУ ПП является само-
о <м
£ «
«
о о
о рц
сз н
<и
Ё о а
<и «
«
и
^
8 §
о и
а
&
а
<и н <и
И «
И
н о
<и
т
Формулировка првпшттов организационного управления |тракгической по/и отовкон
Определение правил и методов организационного 1 правления (фактической подгтопкей
Содержание системы прл1.11.1М
Формулировке принципов синтеза с пет см 1,1 орган и рационного убавления практиче«™ подготовкой
Установлена требований к эффективности системы организационншо управления ПН
Пыра^и I ка перечня показателей оценки эффективности систем и организационного управления 1Ш
Определение перечня ме 1 од о к организационного
управления ПП
Содержание процесса управления
Формулирвдкапршши нов проектирования системы организации процесс» ор| цитицноинои! упраплотны ГШ
У становление гребстаний к "1ф||н;к1 пнносгн орэ анплацнп процесса организационно! а управления III!
Выработка перечня показателей сценки эффективности организации процесса организационного управления 1Ш
Рис. 1. Правила построения и содержание процедур проектирования системы организационного управления практической подготовкой
стоятельной, на базе которой должны решаться другие задачи.
При проектировании СОУ ПП и определении организации самого процесса ОУ ПП необходимо устанавливать на основе руководящих документов требования, как к эффективности функционирования названной системы, так и к эффективности организации процесса управления. Кроме того, должны быть определены виды частных и интегральных показателей оценивания эффективности СОУ ПП и эффективности организации процесса управления. На рис. 1 отражена взаимосвязь процедур синтеза СОУ ПП и организации процесса ПП.
В состав принципов ОУ ПП следует включить:
1) принцип системности (целостности), который определяет такое построение процесса организационного управления практической подготовкой и такую структуру СОУ ПП, при которых управление всеми элементами системы ПП должно рассматриваться как комплекс субъектов и объектов управления, взаимосвязанных и согласованных по цели,
времени и месту взаимодействий с учётом их принадлежности к системе ПП;
2) принцип плановости управления, который определяет необходимость планирования последовательности управляющих воздействий на процесс ПП со стороны СОУ ПП, что позволит путём моделирования оценить возможные результаты и методы их достижения;
3) принцип эффективности управления, который определяет требования сравнения конкурирующих вариантов ОУ ПП с помощью проектируемой СОУ ПП с использованием набора критериев и показателей, позволяющих оценить каждый вариант управления по результативности, оперативности и ресурсозатратам;
4) принцип оптимальности, который определяет, что организационное управление ПП с использованием СОУ ПП не только отвечает требованиям эффективности и имеет заведомо запланированный характер, но и то, что совокупность управляющих воздействий должна обеспечивать наилучший (оп-
Рис. 2. Взаимодействие подсистем СОУ ПП
тимальный) результат управления, приводящий к повышению эффективности ПП.
Чтобы проектируемая СОУ ПП была целостной, плановой, эффективной и оптимальной, в общем случае она должна включать в свой состав две подсистемы: организационную и дидактическую, взаимодействие которых показано на рис. 2.
Из рис. 2 следует, что внутри каждой подсистемы имеют место прямые и обратные связи, аналогичные связи объединяют обе системы. Прямые связи в организационной подсистеме реализуются сверху вниз по уровням иерархии управления в виде приказов, руководящих указаний, планов и т.д. Обратные связи - доклады, отчёты, акты работы комиссий, в т.ч. Государственной аттестационной комиссии. Прямые связи в дидактической подсистеме - это управляющие воздействия руководителей ПП на обучающихся через содержание и технологии (методики) ПП, приводящие к формированию умений и навыков, а также к выработке требуемых личностных характеристик будущих специалистов ОВД. Обратные связи в дидактической подсистеме позволяют корректировать управляющие воздействия, содержание и технологии ПП. Прямые связи между подсистемами реализуются через квалификационные требования (КТ) к будущему специалисту, определяющие программы ПП. По каналам обратной связи поступает информация об эффективности ПП (текущей, рубежной, итоговой) на основе анализа её результатов.
Исходя из анализа имеющихся прямых и обратных связей, можно дать определение СОУ ПП: это целостная совокупность функционально-свя-
занных структурных компонент, осуществляющих комплексное, координированное и планомерное управляющее воздействие на систему (процесс) практической подготовки с целью гарантированного выполнения госзаказа на практическую подготовку будущих специалистов ОВД с требуемыми показателями эффективности.
Основой управляющих воздействий является информация обо всех состояниях, целях, средствах и условиях функционирования каждого элемента системы (процесса) ПП, отсюда обязательным условием является возможность измерения количественных и качественных параметров этих элементов на любом этапе управления.
Если применить современный подход к ОУ ПП, то этот процесс можно декомпозировать на последовательность следующих этапов (рис. 3): 1) развертывание функции эффективности ПП; 2) разработка модели эффективности ПП; 3) управление эффективностью ПП; 4) совершенствование процесса ОУ ПП.
В настоящее время в существующих системах ПП практически реализуются все четыре этапа. При этом реализация второго и третьего этапов осуществляется традиционным способом: по четырёхбалльной шкале оценивается результат ПП, т.е. контролируется и оценивается её конечный результат в виде фиксации достигнутого уровня умений и навыков обучающихся. Названные контроль и оценивание осуществляются либо субъективно (на основании опыта) руководителями ПП, либо с использованием автоматизированных систем оценивания деятельности обучающихся.
РаЛИСрГЫВаНИС [jlVUKIIHli эффективности IUI
Перевод государственного заказа ил подготовку специалистов и требований к операторам и соответствующие киалификапнонные требования к выпускникам учебник заведений, (ГОС ВИС), учебные шшгы и программы)
Разработка моделей организационного управления ЦТ]
О Пред еле нас элементов системы ITH. оказывающих значимое влияние на качество подготовки выпускников, выявление их существенных свойств, их оценочных поката гелей. Построение частных моделей и обобщенной модели СОУ ПП.
Ре ал им пн ня процесса организационного управления I III
Сбор, обработка, анализ информации о функционировании Всех элементов системы ГШ, Прогнозирование возможных отклонений процесса ПП я определение мер но их ликвидации. Выработка оценок показателей эффективности ПП, сравнение реальных значений с эталонными. Установление причин отклонений, выработка управляющих воздействий по их устранению.
Совершенствование процссс.1 организационно! о управления НН
Анализ к яр акт ер л рассогласования тффеьливноон практической подготовки выпускников и требований к специалистам ОВД- Выработка гипотезы о влияющих факторах, обуславливающих отклонение показателей эффективности практической подготовки от эталонов. Коррекция «одели организационного управления ГШ. Разработка и реализация рекомендаций по совершенствованию процесса организационного управления ПП
Рис. 3. Основные этапы процесса ОУ ПП - 145 -
о <м
£ «
«
о о
о рц
сз н <и
ё о а
<и «
«
и
^
8 а
о и
а &
а
<и н <и
И «
И
н о
<и
т
В перспективных СОУ ПП необходимо осуществить переход к контролю и оцениванию всех элементов, функционирующих в рамках системы и её подсистем. Иными словами, необходимо контролировать и оценивать целостный процесс ПП, характеристики которого позволяют оценить реальную и потенциальную эффективности ПП.
Следовательно, в перспективных СОУ ПП (в отличие от существующих, в которых используются критерии и показатели успешности ПП обучающихся при текущем, рубежном и итоговом контроле) должны использоваться критерии и показатели оценивания эффективности функционирования всех элементов системы ПП [1].
Необходимо отметить, что эффективность ПП будущих специалистов ОВД в учебных заведениях, как и эффективность самого процесса ПП, зависит от большого числа объективных и субъективных факторов. Ясно, что не все факторы могут быть учтены при построении частных и обобщенной моделей СОУ ПП (этап 2, рис. 3), т.к. учёт большого числа разнородных факторов и их взаимосвязей неизбежно приведёт к значительному усложнению названных моделей и существенно сузит их практическое применение. При этом следует подчеркнуть, что основным требованием к моделям СОУ ПП является их открытость, определяющая возможность их коррекции и дополнения с учётом изменения требований, целей или условий проведения ПП.
В итоге можно констатировать, что создание перспективных СОУ ПП предполагает решение следующих задач синтеза:
1) построение частных и обобщенной моделей ОУ ПП, адекватно описывающих условия реализации мероприятий ПП;
2) учёт динамики изменения требований к профессиональным и личностным характеристикам выпускников по соответствующим специальностям;
3) создание методов и средств для получения объективного количественного оценивания значений показателей эффективности всех элементов системы ПП;
4) разработка научно-методического аппарата прогнозирования изменения эффективности ПП будущих специалистов в результате управляющих воздействий СОУ ПП на элементы системы ПП.
Решение перечисленных задач проектирования СОУ ПП требует применения новых информационных технологий и современных средств автоматизации. Их отсутствие, даже если будут созданы адекватные, валидные и верифицированные модели и методы оценивания и регулирования процесса ПП, не позволит внедрять на практике новые методы ОУ ПП, а, следовательно, перейти от существующей к перспективной СОУ ПП. Таким образом, одним из необходимых условий проектирования и реализации перспективной СОУ ПП, наряду с созданием эффективных методов моделирования и оценивания эффективности ПП, является разработка на базе современных информационных технологий с использованием элементов искусственного интеллекта
(ИИ) и внедрение автоматизированной СОУ ПП с целью повышения эффективности ОУ ПП.
Управлять эффективностью ПП можно только, если по информации, поступающей по каналам обратной связи от обучающихся к руководителю ПП (рис. 2), будут получены объективные, точные оценки достигнутого уровня сформированности умений и выработки навыков. Для этого должны быть произведены соответствующие измерения и вычислены значения показателей текущей эффективности ПП. Решение этой задачи опирается на квалиметрию -научное и прикладное направление, занимающееся вопросами обоснования методов и мер количественного оценивания качества продукции, в т.ч. и образовательной. На основе материалов работ по общей квалиметрии, квалиметрии образовательных организаций, квалиметрии отдельных аспектов образования могут быть определены направления исследований в области квалиметрии ПП [2], к которым следует отнести вопросы:
1) постановки задачи квалиметрии прогноза и диагностики достигнутой эффективности ПП;
2) разработки обобщенной схемы процесса определения числовых значений показателей эффективности объектов системы ПП;
3) выявления особенностей агрегирования частных показателей эффективности объектов системы ПП в интегральные.
Определившись с перечнем единичных, групповых и интегральных показателей ОУ ПП, необходимо выбрать способ оценивания каждого из них на основе существующих методов измерения и оценивания, к которым относятся:
а) инструментальные, при которых значение показателя ОУ ПП определяется непосредственно с помощью средств измерения (применение возможно, когда СОУ ПП существует реально);
б) аналитические, при которых значение показателя УО ПП определяется путём математических операций над совокупностью некоторых измеренных или заданных исходных величин (используются на стадии проектирования СОУ ПП);
в) экспертные, при которых значение показателя ОУ ПП определяется на основе профессионально-субъективных оценок экспертов (применяются при проектировании СОУ ПП и испытаниях образца).
Чаще всего приходится делать выбор между аналитическими и экспертными методами. Первые могут быть применены при наличии математических конструкций для расчёта, а вторые при наличии группы адекватно подготовленных экспертов. При решении задач квалиметрии ПП должны в зависимости от сказанного равноправно использоваться оба метода измерения и оценивания.
Если учесть, что СОУ ПП представляет собой иерархическую организационно-техническую систему (рис. 2), возникает задача внедрения в её состав комплекса средств автоматизации (КСА) для повышения эффективности (результативности, оперативности и ресурсозатратности) ОУ ПП. Построение автоматизированной СОУ ПП должно базироваться,
во-первых, на общей теории систем - логико-математической области, в задачи которой входят формулирование и вывод общих принципов, которые применимы ко всем системам. Общей теории систем присущи три основные функции:
1) интегративная, обеспечивающая объединение различных теорий, относящихся к анализу и/или синтезу систем;
2) созидательная, обеспечивающая проектирование сложных систем с заданными свойствами (качеством);
3) прагматическая, обеспечивающая получение новых знаний о функционировании сложных систем.
Общая теория систем базируется на:
- системном анализе, позволяющем решать слабо структурированные проблемы в ходе анализа и синтеза сложных систем,
- кибернетике, исследующей проблемы управления сложными системами,
- исследовании операций, которые позволяют принимать количественно обоснованные управленческие решения [4].
Во-вторых, СОУ ПП как искусственная система относится к классу автоматизированных, сложных, динамических, иерархических, самоорганизующихся, вероятностных систем. Как сложная система, СОУ ПП имеет большое число элементов и взаимосвязей между ними, наличие подсистем и иерархичность, наличие информационного обмена между элементами и метасистемой (автоматизированная система управления (АСУ) учебным заведением), единую цель функционирования элементов и влияние каждого из них на поведение всей системы, способность решать сложные задачи ОУ ПП. Автоматизация ОУ ПП должна обеспечивать реализацию процесса создания, внедрения и использования современных информационных технологий и средств получения, передачи, сбора, обработки, хранения и использования информации об эффективности ПП. Опосредованная цель автоматизации управления - обеспечение максимального использования потенциальных возможностей объектов системы ПП при решении задач управления её эффективностью. Непосредственная цель - создание условий максимального использования знаний руководителя ПП при принятии и осуществлении управляющих воздействий на обучающихся.
Принципиально СОУ ПП является системой «человек-машина», поэтому при внедрении в нее КСА необходимо руководствоваться нормами и требованиями эргономики и инженерной психологии [5]. При этом должны решаться задачи распределения функций между руководителем ПП (обучающимся) и КСА на его автоматизированном рабочем месте (АРМ) (на АРМ обучающегося), оценивание целесообразности автоматизации и выбора перечня автоматизируемых функций управления ПП. Следует также учитывать, что при реализации мероприятий ПП используются различные компьютерные технологии обучения (КТО), что требует наличия
взаимосвязи между использованием КТО и процессом управления эффективностью ПП.
Принадлежность СОУ ПП к классу систем «человек-машина» определяет необходимость рассмотрения возможностей внедрения в её состав элементов искусственного интеллекта (ИИ) [7]. Применение технологий интеллектуализации СОУ ПП позволит осуществить:
- полный и лёгкий доступ к информации управления обучающимися и к информации состояния хода ПП руководителю ПП;
- лёгкость модификации и сопровождения работающих приложений при изменении требований к ним;
- открытость структуры системы для введения новых функциональных модулей;
- поддержку различных стандартов форматов данных, циркулирующих в контурах СОУ ПП (рис. 2).
Наиболее значимый прогресс в сфере применения элементов ИИ в составе СОУ ПП может быть достигнут за счет применения информационно-программных систем, основанных на знаниях, а также при использовании технологии экспертных систем (ЭС). В основе моделей представления знаний лежит концепция онтологий, в рамках которой выявляется состав понятий предметной области ОУ ПП и логические связи между ними, их идентификация и формализация. Использование ЭС как составной части СОУ ПП подразумевает, что в её состав прежде всего вводится машина логического вывода.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
1. Построение СОУ ПП должно базироваться на основных положениях квалиметрии ПП, включающих постановки задач квалиметрии диагностики и прогноза достигнутой эффективности ПП, выражающегося в достижении определенного уровня формирования умений и выработки навыков у будущих специалистов ОВД.
2. Количественное оценивание эффективности ПП требует наличия схемы определения числовых значений показателей и реализации процедур их агрегирования.
3. СОУ ПП является типичным представителем класса сложных систем «человек-машина», реализующих технологии человеко-машинного управления, поэтому при её анализе и синтезе должны использоваться нормы и требования эргономики и инженерной психологии.
4. Для поддержки руководителя ПП в принятии решений по управлению ПП должны использоваться элементы ИИ и ЭС, построенные на основе моделей представления знаний.
5. Построение автоматизированной СОУ ПП должно базироваться на общей теории систем, использующей системный анализ, кибернетику и исследование операций. Автоматизация управления ПП с использованием КСА, внедренного в СОУ ПП, должна обеспечивать достижение как опосредованной, так и непосредственной целей.
22 Список литературы
гч 1. Алексеев, С. А. Модели и процедуры автоматизированного определения требуемого набора технических средств обучения тренажерной подготовки специалистов // Научное обозрение. - 2012. - № 2. - С.
^ 172-181.
^ 2. Алексеев, С. А., Алексеева, Е. К. Задачи квалиметрии прогноза и диагностики достигнутого качества
к тренажерной подготовки специалистов по судовождению // Журнал университета водных коммуникаций. -
8 2012. - № 1. - С. 172-179.
Рч 3. ГОСТ 34.003-90 Автоматизированные системы. Введ. 01.01.92. - М.: Стандартинформ, 1992.
ЧД 4. Куватов, В. И. Исследование операций. - Петродворец: ВМИРЭ, 2003. - 287 с.
§ 5. Шлаен, П. Я. Эргономика для инженеров. - Тверь: ТвГУ, 2004. - 476 с.
¡2 6. Большакова, Л. В., Яковлева, Н. А. Современные математико-статистические методы обработки ин-
^ формации в научной и практической работе // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 7.
и а
<и «
В
- С. 49-52.
7. Домбровская, Л. А., Яковлева, Н. А., Стахно, Р. Е. Современные подходы к защите информации, мето-^ ды, средства и инструменты защиты // Наука, техника и образование. - 2016. - № 4. - С. 16-19.
8. Алексеев, С. А., Стахно, Р. Е., Гончар, А. А. Проектирование интегрированной автоматизированной
§
« системы управления территориальных органов внутренних дел // Наука, техника и образование. - 2016. - №
4. - С. 12-15.
о и
а &
а
S © Алексеев С. А., Большакова Л. В., Яковлева Н. А., 2018
(D
УДК 378.147.88
И. Н. Васильева, В. Н. Родин, Г. М. Чернокнижный
и «
н ВАСИЛЬЕВА, Ирина Николаевна, доцент кафедры специальных информационных технологий Санкт-
Петербургского университета МВД России, кандидат физико-математических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: +7 (812) 300-89-94; +7 (911) 848-81-91. E-mail: [email protected].
VASILYEVA, Irina Nikolaevna, Associate Professor of the Department of Special Information Technologies of the Saint-Petersburg University of MIA of Russia, Candidate of Physic-Mathematical Sciences, Associate Professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: +7 (812) 300-89-94; +7 (911) 848-81-91. E-mail: [email protected].
РОДИН, Владимир Николаевич, доцент кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат технических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: +7 (812) 300-89-94; +7 (911) 227-10-81. E-mail: vl.rodin@ mail.ru.
RODIN, Vladimir Nikolaevich, Associate Professor of the Department of Special Information Technologies of the Saint-Petersburg University of MIA of Russia, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: +7 (812) 300-89-94; +7 (911) 227-10-81. E-mail: [email protected].
ЧЕРНОКНИЖНЫЙ, Геннадий Михайлович, доцент кафедры вычислительных систем и программирования Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат технических наук, доцент. Адрес: Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21. Тел.: +7 (812) 458-97-30, доб. 2680; +7 (911) 919-55-49. E-mail: [email protected].
CHERNOKNIZHNYI, Gennadii Mihailovich, Associate Professor of the Department of Computer Systems and Programming of the Saint-Petersburg State Economic University, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor. Address: Russia, 191023, Saint-Petersburg, Sadovaya str., 21. Ph.: +7 (812) 458-97-30, add. 2680; +7 (911) 919-55-49. E-mail: [email protected].
Использование средств виртуализации в преподавании ИТ-дисциплин Visualization tools in teaching of IT Disciplines
В статье исследуется возможность применения технологии виртуализации при организации проведения практических (лабораторных) работ по компьютерным дисциплинам. Проводится анализ существую-