УДК 338
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Е.Н. Евдокимова
В настоящее время традиционным механизмом, стимулирующим создание инноваций, является финансирование разработки. Инновационная деятельность характеризуется высокой долей риска невозврата вложенного капитала, вследствие чего многие отрасли испытывают дефицит в инвестициях, а уровень инновационной активности предприятий, значительно отстает от уровня промышленно развитых стран. Повысить эффективность создания инноваций, стимулировать инновационную активность возможно путем объединения капиталов государственного и частного сектора. Это позволит привлечь дополнительные инвестиции и существенно повысить управляемость процесса создания инноваций, направленного на повышение конкурентоспособности и последующую коммерциализацию созданных новшеств
Ключевые слова: инновации, инновационная активность, эффективность создания инноваций, государственно-частное партнерство
Непременным условием для инновационного сценария развития предприятия (отрасли) является создание научно-технического задела, упреждающего массовый спрос на конечную продукцию [5].
В настоящее время механизмы, стимулирующие эффективное создание инноваций и их быстрое внедрение, еще должным образом не отлажены. Сегодня, традиционным механизмом является финансирование разработки [2, 7]. Учитывая тот факт, что вероятность спроса на новшество величина переменная, зависящая от нестабильности и конъюнктуры рынка, финансирование инновационной деятельности (ИД) осуществляется в недостаточном объеме и в определенных отраслях (например, автомобилестроение). В результате, уровень инновационной активности в России существенно отстает от уровня промышленно развитых стран1.
Для повышения конкурентоспособности экономики государство разрабатывает механизм поддержки ИД предприятий, представляющий совокупность инструментов и методов организации и управления, способствующих развитию инновационного предпринимательства, ориентированного на повышение эффективности создания новшеств с последующей коммерциализацией через внедрение в массовый продукт (табл.).
С учетом объективной необходимости в создании новой продукции, выходе и формировании новых рынков, государство должно стиму-
Евдокимова Елена Николаевна - РГРУ, д-р экон. наук, профессор, e-mail: [email protected]
1 „
В российской экономике удельный вес инновационной продукции составляет 4%, в европейских промышленно развитых странах - 30% [6].
лировать бизнес осуществлять дорогостоящие работы (поисковые, научно-прикладные), связанные с риском окупаемости вложенного капитала.
В настоящее время государство финансирует предприятия в форме [2, 3]:
• косвенного финансирования инновационных проектов - ускоренная амортизация оборудования, приобретенного под заказ, налоговые льготы, льготное кредитование;
• прямого финансирования исследований и разработок, осуществляемого на принципах программно-целевого управления на конкурсной основе: пилотные проекты, гранты.
Однако, даже в условиях государственной поддержки задача финансирования целой отрасли (отраслей) нереализуема из-за ограниченности выделяемых средств. Дополнительным ограничивающим фактором является стоимость кредита в условиях инфляции.
В качестве решения проблемы финансирования ИД, позволяющей повысить эффективность создания инноваций, предлагается совместное использование капиталов предпринимательского (частного) сектора. О создании и развитии партнерства государственного и частного сектора говорят и в верхних эшелонах власти, подтверждая актуальность данной проблемы2.
В настоящее время понятие ГЧП законода-
2
Президент РФ В.В. Путин в своей речи, посвященной развитию оборонно-промышленного комплекса (ОПК), говорит, что развитие ОПК только силами государства неэффективно, и необходимо развитие в оборонной промышленности ГЧП. По его мнению, радикально изменить отрасль способен именно частный бизнес, который может стать драйвером (источником) технологических прорывов [3].
тельно не закреплено. Для одних - это субсидирование процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам, либо реализация / приобретение доли уставного капитала. Для других - реализация совместных проектов, учитывающих взаимные интересы, на основе объединения ресурсов, распределения доходов, расходов, рисков [1, 2, 3].
С точки зрения повышения эффективности
Однако процесс объединения государства и бизнеса затруднителен, поскольку имеется ряд принципиальных противоречий, связанных с целью предприятия. Государственное предприятие, являясь структурной единицей промышленной отрасли, ориентировано в итоге на обеспечение конкурентоспособности и безопасности страны. Частный бизнес ориентирован на получение мак-
создания инноваций, учитывая временной фактор, под ГЧП необходимо понимать средне- и долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса в интересах повышения конкурентоспособности предприятия / отрасли / страны, основанное на соглашении, предметом которого является создание (модернизация) частным партнером объекта соглашения с возможным последующим техобслуживанием и эксплуатацией [3].
симального дохода. Следовательно, в партнерстве необходимо соблюсти некий компромисс, удовлетворяющий интересы каждой из сторон.
Выгодой для государства от партнерства с частным бизнесом является получение дополнительных инвестиций, необходимых для выполнения заказа.
Характеристика текущего механизма господдержки инновационного предпринимательства
Подсистема Характеристика современного состояния
Финансово-кредитное обеспечение На каждой из стадий реализации инновационных проектов созданы инструменты финансирования, однако механизмы их реализации развиты слабо.
Информационное обеспечение Несмотря на широкую доступность технической и патентной информации практически по всем направлениям науки и техники, существует значительный дефицит информации о рынках. Еще одна группа нерешенных вопросов связана с доведением информации о новых разработках до потенциальных пользователей, организация консультаций по их использованию.
Инфраструктурное обеспечение Создано значительное количество объектов инновационной инфраструктуры, однако, эффективность их функционирования очень низкая.
Интеграционное взаимодействие крупного бизнеса и малого инновационного предпринимательства Механизмы взаимодействия крупного и малого бизнеса в инновационной сфере, осуществляемого по каналам венчурного финансирования, через научно-технические комплексы, научно-технические кооперативы, технопарковые структуры, исследовательские консорциумы, экономические зоны, аутсорсинг и т. д. развиты слабо.
Технологическое обеспечение Слабо развита вся система технологического регулирования: технические стандарты, регулирование, система сертификации качества, метрологии.
Кадровое обеспечение Имеется значительный дефицит квалифицированных кадров в области создания, реализации и управления инновационными проектами. Платежеспособный спрос в данном секторе достаточно велик, а предложение отстает от реальных запросов рынка.
Инвестиционное обеспечение Опыт привлечения венчурного финансирования для поддержки перспективных проектов оказался не очень успешным в силу того, что государство не берет на себя реальных рисков, а также отсутствуют стимулы для вложения в высокорисковые проекты в условиях, когда более надежным остается вложение в сырьевые отрасли, торговлю, строительство. Те из венчурных фондов, которые финансируются иностранным капиталом, не способствуют росту конкурентоспособности нашего производства.
Законодательное и нормативно-правовое обеспечение господдержки 1) не обеспечены в полной мере необходимые условия для стимулирования инновационной деятельности, коммерциализации технологий, создания национальных инновационных систем, стимулирующих развитие малого инновационного предпринимательства; 2) не урегулированы права использования интеллектуальной собственности и результатов научной деятельности, полученных за счет государственного бюджета; 3) не отработана система бухгалтерского учета и постановки на баланс объектов интеллектуальной собственности; 4) отсутствует необходимая нормативно-правовая база, регулирующая специфические договорные отношений, связанные с разработкой и поставкой научно-технической продукции (услуг), условия заключения лицензионных договоров, договоров на проведение совместных исследований и разработок и др.; 5) отсутствуют необходимые условия развития венчурного инвестирования инноваций.
Получение гарантированного заказа, обеспечивающего развитие предприятия, раращивание квалификации персонала, дополнительно повышая стоимость компании
Выполнение гос.контракта в - заданный срок и максимальной эффективностью
осударственное предприятие
БАЗА ЗНАНИИ I
Государства по отраслям ^
Каталог продукции
Каталог типовых технологий, конструкторски х решений
Каталог предприятий
Совместное предприятие
Продукция /
услуга
Создание партнерства в форме совместного предприятия
Обратная мвязь
Накопление
(капитализация) знаний, способствующих ускорению создания инноваций на основе переиспользования полученного и апробированного опыта
{ХГПотребитель
РЫНОК
Повышает эффективность создания инноваций, путем ориентации на потребителя
Заявка
Рис. 1. ГЧП на основе создания совместного предприятия
Плюсом может являться то, что малые производственные компании, не имея ресурсов для внедрения, обладают уникальными разработками, невостребованными массовым рынком, но перспективными для специализированных отраслей (например, оборонная промышленность).
Для частного бизнеса положительным эффектом от ГЧП может являться получение крупного заказа, гарантирующего прибыль с прогнозируемой ритмичностью получения. Гарантиро-ванность прибыли и график ее получения позволяют формировать четкий план обновления производственных фондов, проводить обучение собственного персонала, отрабатывать технические решения по профилю создаваемого новшества с целью дальнейшей коммерциализации. Зарубежный опыт показывает, что перенос уникальных знаний / конструктивных решений / технологий на массовый гражданский рынок позволяет получить компании доход, не соизмеримый с первоначальными инвестициями. Принимая во внимание, наличие у частного бизнеса ограниченного капитала, ориентацию на получение максимальной прибыли, провоцирующую подверженностью к повышенному риску при принятии решения, лидирующая роль в партнерстве должна отводиться государственному партнёру [4].
Для повышения эффективности создания новшества государство должно создать механизм, позволяющий капитализировать знания, с
целью их дальнейшего реиспользования. Для чего необходимым условием при создании ГЧП является принадлежность (полностью либо на равных правах) государству полученных результатов (интеллектуальной собственность). Обеспечение подобного условия позволит в перспективе создать и постоянно обновлять узкоспециализированные данные в единой интеллектуальной базе знаний государства.
Подобная база может включать данные, объединённые в тематические каталоги, содержащие информацию:
• о готовых продуктах (типовые блоки, модули) с описанием их технических характеристик и данных предприятия изготовителя;
• об апробированных типовых конструкторских решениях / технологиях, для использования в собственном продукте (услуге)3;
• о предприятиях, с описанием их профориентации, возможностей, рейтинге.
Пример ГЧП на основе создания совместно-
4 1
го предприятия представлен на рисунке 1.
3 Предоставление доступа к каталогу возможно реализовать по принципу предоставления лицензии.
С точки зрения повышения эффективности создания инноваций партнёрство в форме совместного предприятия является наиболее эффективным, так как реализовано на основе совместного управления и распределения рисков, что обеспечивает более эффективнее управление бизнес-процессами.
Гос заказ
Заявка _____
Гос компании
Заявка
Создание инноваций на основе интеграции типовых решений
Создание инноваций на основе объединения ресурсов и создания партнерства
Каталог продукции Каталог типовых технологий, конструкторских решений Каталог предприятий
БАЗА ЗНАНИЙ
Заявка
Рис. 2. Механизм ускоренного создания новшеств на основе реиспользования инноваций
В масштабах экономики государство, являясь основным регулятором, может формировать направления развития в отраслях промышленности путём концентрации капитала, создавать комплексные инвестпроекты, развивать их и передавать в управление частному бизнесу на рыночных условиях. Предлагаемый подход позволит эффективнее развивать инновационную деятельность.
Для повышения эффективности создания инноваций, с учетом ограниченных возможностей инвестирования и наличия доступных технологий / наработок, целесообразно консолидировать инвестиционные ресурсы на «прорывных» направлениях промышленного производства, где уже имеется ресурсная база и нужна ограниченная государственная финансовая поддержка [3, 4, 5].
Для повышения эффективности взаимодействия с крупными предприятиями и малому и среднему бизнесу целесообразно выделить узкоспециализированные направления, в которых они являются профессионалами.
Увеличение доли вовлеченного частного бизнеса значительно ускорит наполнение интеллектуальной базы знаний государства. Последующее реиспользование апробированных реше-
ний (на основе выдачи патентов, лицензий и т.п.) способно возбудить цепную реакцию роста производства в масштабах всего народного хозяйства.
Механизм ускоренного создания инноваций на основе применения ранее апробированных данных, агрегируемых в интеллектуальной базе знаний государства, отображён на рисунке 2.
В заключение необходимо сказать о том, что обязательным условием достижения интенсивного экономического развития, основанного на повышении инновационной активности, является контроль со стороны государства за качеством создаваемой продукции и услуг. Ускорение процесса создания и снижение себестоимости при неизменном уровне качества выпускаемой продукции (услуги) - должно быть определено в качестве критериев государственной политики в области создания инноваций на основе государственно-частного партнерства.
Литература
1. Ведерников, С. Главное — прийти к единому пониманию, что такое государственно-частное партнерство в ОПК [Текст]/ С. Ведерников // Государственно-частное партнерство в России. - 2013. - №2. - С. 12-16.
2. Гамидуллаев, Р.Б. Анализ механизмов государ-
ственной поддержки малого инновационного предпринимательства. [Текст]/ Р.Б. Гамидумаев // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. Общественные науки. - 2012. - № 28. - С. 6267.
3. Гутенев, В. От ручного управления к закону. [Текст]/ В. Гутенев // Государственно-частное партнерство в России. - 2013. - №2. - С. 48-53.
4. Коальчук, Ю.А. Роль государственного регулирования и институциональной среды в условиях инновационной экономики [Текст]/ Ю.А. Ковальчук, С.Г. Поляков, И.М. Степнов // Инновации. - 2013. - № 3 (173). - С. 18-25.
5. Кузык, Б.Н. Стратегия инновационного прорыва /
Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2004. - 632 с.
6. Симонов, Д. Полигон для инвестиций [Текст]/ Д. Симонов // Государственно-частное партнерство в России. - 2013. - №2.- С. 38-43
7. Федорова, Е.А. Актуальность развития государственно-частного партнерства, как основа предотвращения кризисных явлений в экономике государства [Текст]/ Е.А. Федорова, Д.А. Ломовцев // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2009. - Вып. 1. - С. 108-114.
Рязанский государственный радиотехнический университет
INCREASE OF EFFICIENCY CREATION OF INNOVATIONS ON THE BASIS OF PUBLIC-PRIVATE
PARTNERSHIP
E.N. Evdokimova
Today the traditional mechanism that stimulates the creation of innovation, it is funding the development. Innovative activity is characterized by high risk, so industrial enterprises are deficient in investments and the level of innovation activity of enterprises below the level of the industrialized countries. Improve the efficiency of innovation and stimulate innovative activity possible by combining the capital public and the private sector. This will attract more investment and improve the handling of the process creation of innovation
Key words: innovations, innovative activity, efficiency of creation of innovations, public-private partnership