T.A KAZAKOVA5
УДК 343.815 ББК 67.408.06 К14
ENHANCEMENT OF EFFICIENCY FOR ACCOMPLISHMENT OF ENFORCEMENT MEASURES TO BE ACHIEVED IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL ASCENDANCY
OVER UVENILE CONVICTS
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением эффективностиреализации принудительныхмер воспитательного воздействия на несовершеннолетнихосужденных
Ключевые слова: принудительныемеры воспитательного воздействия, несовершеннолетнийосужден-ный, субъектыреализации принудительныхмер воспитательного воздействия, практические умения и навыки педагогическойработы.
ТАТЬЯНА
АЛЕКСАНДРОВНА
КАЗАКОВА*
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
* Преподаватель кафедры иностранных языков (Академия ФСИН России)
E-mail: tina4242@yandex.ru.
Annotation: the article scrutinizes the problems connected with enhancement of efficiency for accomplishment of enforcement measures to be achieved in the process of educational ascendancy over juvenile convicts.
Key-words: enforcement measures of educational ascendancy; practical skills and abilities of pedagogical work.
Деятельность государства по предупреждению преступности несовершеннолетних является одним из наиболее приоритетных направлений социальной политики. Уровень подростковой преступности в течение последних лет остается стабильно высоким и характеризуется рядом негативных тенденций, к числу которых относятся рост числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними, жестокость преступных посягательств, омолаживание преступности и др. Наличие таких обстоятельств обусловливает потребность в поиске новых средств борьбы с данным негативным явлением и повышении эффективности мер, альтернативных уголовному наказанию. С учетом пластичности и особенностей интенсивно развивающейся психики подростка необходимая достаточность уголовного воздействия на несовершеннолетних осужденных может быть достигнута в большинстве случаев применением к ним смягченных или специфичных мер воздействия.
Действующее уголовное законодательство России, кроме наказания в виде лишения свободы, предусматривает применение к несовершеннолетним, впервые совершившим преступление небольшой или средней тяжести, не представляющее большой общественной опасности, иных мер уголовно-правового характера. В качестве одной из них выступает применение к ним принудительных мер воспитательного воздействия. Эти меры, не являясь уголовным наказанием, служат адекватной заменой лишению свободы в соответствии с характером и степенью общественной опасности содеянного, личностью подростков и преследу-
Проблемы уголовного права
Проблемы уголовного права
ют цели гуманизма, восстановления социальной справедливости, их декриминализации и предупреждения совершения ими новых преступлений.
В соответствии со ст. 90 УК РФ несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
- предупреждение;
- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
- возложение обязанности загладить причиненный вред;
- ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой одну из мер уголовно-правового характера, назначаемую только несовершеннолетним, не являющуюся уголовным наказанием, не влекущую за собой правовых последствий в виде судимости, основная цель применения которой- воспитание несовершеннолетних. По своему содержанию эти меры являются воспитательными, а по характеру исполнения - принудительными.
Суд при применении принудительных мер воздействует на подростка прежде всего путем убеждения, доведения до его сознания понимания недопустимости совершения преступлений. Вместе с тем применяемые судом меры носят принудительный характер. Это выражается в том, что их назначают независимо от желания или согласия несовершеннолетнего Исполнение данных мер обеспечивается силой государственной власти. Их преимущество заключается в том, что они, имея педагогическое содержание, предоставляют лучшие, по сравнению с мерами уголовного наказания, условия для развития положительных качеств личности подростка. Они базируются на рациональных педагогических идеях и направлены на возвращение несовершеннолетних осужденных в общество, ограждение от пагубного влияния тюремной среды и взрослых лиц с криминальной направленностью. Осужденный не теряет связей с семьей, он может продолжать учебу или работу в трудовом коллективе, проживать дома.
Сущность принудительных мер воспитательного воздействия состоит в принуждении несо-вершеннолетнегок определенным действиям, что сводит к минимуму карательное воздействие. Посредством принуждения подростка к совершению определенного рода поступков в интересах общества идет воздействие на формирование личности несовершеннолетнегов рамках социально одобряемого поведения, что позволяет достигать целей его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений.
Анализ статистических данных показывает, что показатели рецидива (6 %) при применении данных мер значительно ниже, чем при назначении наказания в виде лишения свободы или условного осуждения. Подавляющее большинство несовершеннолетних (81,5 %), к которым применялись принудительные меры воспитательного воздействия, исправились, поскольку в дальнейшем (в течение последующего года) не совершали преступлений1.
Принуждение несовершеннолетнего к социально одобряемому поведению посредством корректирующих мер воздействия, направленных на его исправление, должно стать приоритетной формой воздействия, что обусловливает необходимостьрасширения практики применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Однако следует отметить, что указанное средство уголовно-правового принуждения осуществляется далеко не в полном объеме, суды явно недостаточно используют воспитательный потенциал этих мер. Удельный вес применения принудительных мер воспитательного воздействия за последние годы, согласно результатам проведенного исследования, составляет 16,4 % (в 2009 г. они были применены в отношении 917 несовершеннолетних, в 2008 г. - 1096 несовер-шеннолетних)2, что связано прежде всего с организационной неподготовленностьюисполнения и отсутствием педагогического обеспечения реализации данных мер.
Во-первых, следует отметить слабость организационного механизма исполнения принудительных мер воспитательного воздействия, необходимость совершенствования деятельности органов и учреждений, осуществляющих на практике их применение. От эффективной деятельности каждого из субъектов и скоординированности их взаимодействия во многом зависит действенность применения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных в целом. Реализация принудительных мер воспитательного воз-
действия на несовершеннолетних осужденных предполагает участие широкого круга субъектов - это в перую очередь сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН ОВД); школьные инспекторы; родители (законные представители) несовершеннолетних осужденных; представители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления образованием и образовательные учреждения; органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранением; органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы опеки и попечительства.
Деятельность указанных субъектов различается по характеру, масштабам, формам и методам, каждый из них наделен специфическими правами, полномочиями и обязанностями, решает конкретные задачи, но, несмотря на это, функционируют они в тесной взаимосвязи, объединены одной общей целью - исправление несовершеннолетних. В то же время на практике отмечается их разобщенность, несогласованность действий в процессе реализации данных мер. Решение проблем, возникающих при исполнении принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных, может быть успешным только при условии тесного взаимодействия и сотрудничества всех перечисленных органов. В связи с этим целесообразным представляется создание единого централизованного государственного органа, способного осуществлять координирующую и исполнительно-распорядительную функции в области применения принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних.
Во-вторых, большинство субъектов практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия, в частности сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, а именно на них непосредственно возлагаются контроль и исполнение этих мер, не обладают достаточной теоретической и методической подготовленностью в сфере практического приме нения психолого-педагогических знаний, умений и навыков в процессе реализации этих мер. Они недостаточно подготовлены к проведению воспитательной работы с подростками и их семьями, испытывают затруднения в установлении контакта с ними, не могут выявить уровень их педагогической и социальной запущенности, сталкиваются с трудностями в ра-
боте с семьями несовершеннолетних осужденных, так как не имеют соответствующего специального образования, поскольку в настоящее время систематизированной профессиональной подготовки не существует, ни одно образовательное учреждение МВД и ФСИН России их не готовит. Специалисты данной отрасли формируются только непосредственно в процессе работы посредством самообразования и учебы на различных курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Нередко из-за некомпетентности в психолого-педагоги-ческой работе с подростками сотрудники ограничиваются шаблонными формальными беседами, предупреждениями.
Слабые теоретические знания в области психологии и педагогики в совокупности с недостаточной методической вооруженностью не позволяют им в полной мере добиваться позитивных результатов в исправлении несовершеннолетних осужденных.
При этом одним из основных условий повышения эффективности исправления несовершеннолетних осужденных, к которым применяются принудительные меры воспитательного воздействия, является повышение психолого-педа-гогической компетентности и соответствующей профессиональной подготовки субъектов практической реализации этих мер (в частности, сотрудников ПДН ОВД).
С этой целью нами разработан и апробирован практический курс «Педагогическое обеспечение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных», который реализуется в ходе служебной подготовки сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних. Основная задача курса - оказать помощь сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних и другим субъектамреализации принудительных мер воспитательного воздействия в приобретении практических умений и навыков педагогическойра-боты с данной категорией несовершеннолетних.
Главная цель курса - заложить у субъектов практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных основы педагогического мышления, методически подготовить их (вооружив методическими знаниями, практическими умениями и навыками) к проведению воспитательной работы с этой категорией несовершеннолетних. Кроме того, целью курса является формирование и закрепление практических навыков организации взаимодействия сотрудников ПДН ОВД с другими субъектами
Проблемы уголовного права
Проблемы уголовного права
реализации принудительных мер воспитательного воздействия.
Повышение компетентности и соответствующей профессиональной подготовки для дальнейшего профессионально-личностного разви-
тия сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних позволит существенно повысить эффективность процесса практической реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных.
1 См.: Официальный сайт Верховного СудаРоссийскойФедерации // http://www.vsrf.ru
2 См.: Оловенцова С.Ю. Иные меры уголовно-правового характера, применяемые к несовершеннолетним автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2010. С. 4.