Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2019, №1 http://www.agequal.ru/pdf/2019/AGE QUALITY 1 2019.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Мхитарян Ю.И. Повышение эффективности реализации государственных программ Российской Федерации // Электронный научный журнал «Век качества». 2019. №1. С. 8-18. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2019/119001.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 351/354
Повышение эффективности реализации государственных программ
Российской Федерации
Мхитарян Юрий Иванович,
доктор экономических наук, генеральный директор ООО «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс»
Аннотация. Реформирование бюджетного процесса в Российской Федерации началось в период подготовки к первой административной реформе. Целью Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг.1 было создание условий для смещения акцентов в бюджетном процессе от «управления затратами» к «управлению результатами». Государственные программы как документы стратегического планирования стали основой реформирования бюджетного процесса. От эффективности реализации государственных программ зависит эффективность национальной экономики. К 2017 г. в Правительстве Российской Федерации сформировалось мнение, что государственный менеджмент не обеспечил переход от затратного характера управления бюджетными средствами к управлению по результатам.
Автор считает, что эффективность государственных программ - это ключевая задача современной экономики, ее решение, во-многом, зависит от применяемой методологии оценки эффективности государственных программ. В статье анализируются основополагающие положения действующей нормативно-методологической базы оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, осуществляемой ответственными исполнителями государственных программ - федеральными органами исполнительной власти, рассматриваются вопросы повышения эффективности государственных программ, сформирован перечень проблем, снижающих эффективность государственных программ, и основные принципы, применение которых позволит повысить эффективность государственных программ.
Ключевые слова: государственные программы, эффективность национальной экономики, основные проблемы, основные принципы эффективности государственных программ.
1 О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249. - Режим доступа: https://base.garant.ru/187057/ (дата обращения 18.12.2018).
В 2003 г. в Российской Федерации был продекларирован переход бюджетного планирования от «управления затратами» к «управлению результатами». Реформирование бюджетного процесса - ключевая задача, от решения которой зависит эффективность, конкурентоспособность национальной экономики. Переход к программно-целевым методам бюджетного планирования ориентирован на достижение общественно-значимых количественно-измеримых результатов деятельности.
Согласно ст. 7 Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг. «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» оценка эффективности бюджетных целевых программ должна быть составной частью бюджетного процесса»2. Государственные программы, несомненно, должны были повысить эффективность национальной экономики. Исследователи прогнозировали, что ежегодный рост ВВП России должен составлять 5-7%. Но темпы роста ВВП (номинал) в млрд долл. в 20132017 гг. составляли соответственно по годам этого периода +1,8%, +0,7%, -2,5%, +0,2%, +1,5% и находились ниже темпов роста мировой экономики. За эти годы суммарные расходы федерального бюджета составили 93,2 трлн руб. Ежегодное отставание от темпов роста мировой экономики означают безвозвратно потерянные ресурсы для развития национальной экономики.
В 2017 г. Правительство Российской Федерации признало институт государственных программ не состоявшимся3. Глава Счетной палаты Т. Голикова заявила, что около трети госпрограмм признаны неэффективными самим правительством. Министр финансов России А. Силуанов, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), высказался о том, что государственные программы сегодня не приносят пользы и превратились в «дележку средств»: «Они не залетали, как говорят, не заработали, они такими получились, какими-то мертворожденными»4.
Федеральный бюджет - главное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики. Потребности общества и государства в более эффективном использовании средств государственного бюджета Российской Федерации возрастают. Повышается и актуальность исследований на эту тему. Почему государственные программы оказались «мертворожденными», а экономике был нанесен серьезный экономический ущерб?
Эффективность государственных программ Российской Федерации зависит, в первую очередь, от объективной оценки эффективности реализации
2 О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 (ред. от 06.04.2011 г.). - Режим доступа: https://base.garant.ru/187057/ (дата обращения 18.12.2018).
3 Голикова: треть госпрограмм признаны неэффективными самим правительством [электронный ресурс] // ТАСС. 01.06.2017. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/4301124 (дата обращения 18.12.2018).
4 Минэкономразвития не нашло в госпрограммах отражения части майских указов Путина[электронный ресурс] // Информационное агентство Rambler News Service. 03.08.2017. - Режим доступа: https://rns.online/economy/Minek
государственных программ как инструмента оптимизации бюджетного планирования.
Анализ действующей нормативно-методологической базы оценки эффективности государственных программ, методик оценки эффективности государственных программ, утвержденных ответственными исполнителями государственных программ - федеральными органами исполнительной власти, показал, что методологию оценки определяют несколько основных положений: оценка количества выполненных мероприятий, оценка расходования средств, оценка достижения установленных целевых показателей (индикаторов). Реализация этих положений осуществляется на основе нескольких основных показателей:
1. Степень реализации основных мероприятий.
2. Степень соответствия запланированному уровню затрат, эффективность использования средств федерального бюджета.
3. Степень достижения показателей (индикаторов) подпрограмм и государственных программ в целом.
Методика оценки степени реализации мероприятий, посредством которой оценивается степень реализации основных мероприятий для каждой программы и подпрограммы, состоит в определении отношения количества мероприятий, выполненных в полном объеме, к общему количеству мероприятий, запланированных для реализации в отчетном году. Данный показатель рассчитывается для подпрограмм, ведомственных целевых программ, федеральных целевых программ.
Методика оценки степени соответствия запланированному уровню затрат, а также методика оценки эффективности использования средств федерального бюджета предусматривают проведение сопоставления запланированного уровня затрат для каждой государственной программы, подпрограммы, федеральной целевой программы с фактическими затратами.
Степень достижения показателей (индикаторов) подпрограмм и государственных программ в целом определяется на основе соотнесения достигнутых и запланированных значений целевых показателей (индикаторов).
Методика оценки эффективности реализации государственных программ предусматривает два этапа. На первом этапе оценивается эффективность реализации подпрограмм и федеральных целевых программ. На втором этапе оценивается эффективность реализации государственных программ в целом.
Системно проведенный анализ 37 государственных программ (всех открытых программ Российской Федерации) показал, что по итогам 2017 г. только у 53% государственных программ степень достижения целевых показателей составляет более 90%, но при этом более 90% государственных программ имеют кассовые исполнения расходов федерального бюджета. Данные свидетельствуют о высоком затратном характере распределения средств государственного бюджета. Поэтому государственные программы не заработали с ожидаемым результатом.
Действующая нормативно-методологическая база оценки эффективности государственных программ не обеспечивает результативность, эффективность государственных программ и переход к управлению по результатам Она стимулирует затратный характер распределения средств государственного
бюджета и не стала инструментом, позволяющим оптимизировать бюджетное, стратегическое планирование. Применение такой методологии оценки эффективности государственных программ приводит к снижению эффективности национальной экономики.
Пятнадцатилетний период перехода к новой модели бюджетного планирования оказался очень сложным и не принес ожидаемых результатов. Переход к полноценной эффективной системе управления по результатам не состоялся. Процесс совершенствования бюджетного планирования мутирует, проявляет устойчивую тенденцию сохранения административного способа распределения бюджетных средств, и этому способствует действующая нормативно-методологическая база оценки эффективности государственных программ.
Как избежать ловушки административной системы, от которой стремится избавиться Правительство Российской Федерации? Государственные программы дифференцируются по четырем типам (модулям): государственные программы, ориентированные на социально-экономический эффект; сервисно-ориентированные государственные программы (обслуживающие), территориально-ориентированные государственные программы, пилотные программы. Независимо от типа государственных программ они должны рассматриваться как инвестиционные программы. Это обеспечит изменение способа оценки эффективности реализации государственных программ, оптимизации затрат и ожидаемых результатов.
Управление по результатам может быть улучшено, если, с одной стороны, при оценке эффективности государственных программ будут рассматриваться все виды эффективности: экономическая, социальная, энергетическая, экологическая, политическая и другие виды, а с другой стороны, осуществление расчетов эффективности будет выполняться не только федеральными органами исполнительной власти, которые разрабатывают, утверждают методики оценки эффективности и оценивают эффективность государственных программ, но и независимыми экспертными организациями, а также будет применяться оценка результатов государственных программ на основе социологических исследований, оценки мнения граждан по достигнутым результатам.
Как показывает анализ, высокая оценка степени достижения целевых показателей, рассчитываемая ответственным исполнителем государственной программы - федеральным органом исполнительной власти не всегда соответствует ожиданиям граждан, общества, государства. Так, например, по рейтингу Всемирного экономического форума (ВЭФ) качество транспортной инфраструктуры России занимает 114 место среди 144 стран мира. Танзания, например, занимает 90 место, Индия 55 место. Министерство транспорта России оценивает эффективность реализации государственной программы на 111%.
Ответственный исполнитель государственных программ, как правило, завышает оценку эффективности реализации государственных программ. Так, например, по подпрограмме «Содействие проведению научных исследований и опытных разработок в гражданских отраслях промышленности» по программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» ответственный исполнитель оценивает выполнение программы на 100%. Но при
этом не учитывается оценка профессионального, экспертного сообщества результатов содействия проведения научных исследований. Отсутствие независимой оценки эффективности государственных программ снижает их эффективность и эффективность национальной экономики.
Майским Указом Президента Российской Федерации5 установлены стратегические цели по вхождению Российской Федерации в пятерку крупнейших экономик мира. В 2003 г. были установлены стратегические цели по переходу бюджетного планирования на «управление результатами», приоритетному развитию саморегулируемых организаций в экономике, но к 2019 г. доля саморегулируемых организаций в общем количестве некоммерческих организаций составила 0,6% и в настоящее время они оказывают слабое влияние на развитие экономики, а переход к управлению по результатам не состоялся.
Динамика развития российской экономики показывает, что необходимо значительно больше влиять на обеспечение саморегуляции экономики, увеличивать число саморегулируемых организаций, создавать условия для того, чтобы они могли активно влиять на регулирование предпринимательских отношений, эффективность экономики. Эти и другие факты свидетельствуют о существующем разрыве между установленными стратегическими целями в экономике и целями и задачами формирования государственных программ, бюджетного планирования. В связи с этим необходимо устранить разрыв между установленными стратегическими целями и установленными целевыми показателями, повысить уровень саморегуляции экономики за счет развития института саморегулируемых организаций и увеличения возможности их участия в формировании государственных программ. Оценку эффективности реализации государственных программ Российской Федерации нельзя осуществлять без оценки реализации установленных стратегических целей. Повышению эффективности реализации государственных программ будет способствовать ведение реестра установленных стратегических целей развития экономики Российской Федерации и их выполнения.
Анализ хода реализации государственных программ показал, что одной из основных причин недостижения установленных требований по целевым показателям, контрольным событиям, кассовому исполнению средств федерального бюджета также является невыполнение обязательств исполнителями государственных программ, низкая ответственность соисполнителей и участников государственных программ. По данным Сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2017 г. [7] около 50% соисполнителей и участников государственных программ оцениваются ответственными исполнителями государственных программ средним и низким качеством деятельности.
Это свидетельствует о необходимости усиления ответственности ответственных исполнителей, соисполнителей, участников государственных программ, в том числе за разработанные методики оценки их деятельности для осуществления контроля и оценки степени ответственности соисполнителей и
5 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
участников госпрограмм, которая в настоящее время отсутствует в действующей методологии оценки эффективности государственных программ.
Риск снижения эффективности государственных программ, нарушения сроков выполнения контрольных событий может быть существенно уменьшен за счет повышения координации и согласованности взаимодействия между ответственными исполнителями госпрограмм, соисполнителями и участниками, упорядочения деятельности участников госпрограмм за счет внедрения практики соответствия их деятельности международным и национальным стандартам управления.
Международные стандарты управления ИСО 9001 - универсальный инструмент управления, применяется в практической деятельности организации для снижения риска невыполнения поставленных задач, повышения качества осуществляемой работы, производимой продукции.
Перечень основных проблем, снижающих эффективность реализации государственной программы Российской Федерации, осуществляемой ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации, составленный по результатам анализа выполнения 37 государственных программ, представлен в Таблице.
Таблица
Перечень основных проблем, снижающих эффективность реализации государственной программы Российской Федерации, осуществляемой ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации
№№ п/п Наименование проблем
1 Методики оценки эффективности реализации государственных программ носят не системный характер и не позволяют объективно оценить эффективность государственных программ
2 Методики оценки эффективности реализации государственных программ не учитывают или не полностью учитывают стратегические цели развития экономики Российской Федерации, установленные документами стратегического планирования
3 Методики оценки эффективности реализации государственных программ разрабатываются и утверждаются ответственными исполнителями и не проходят экспертизу внешним независимым аудитом
4 Методики оценки эффективности реализации государственных программ ориентируют участников государственных программ на управление по затратам
5 Ответственные исполнители государственной программы Российской Федерации не предъявляют системные требования к участникам государственной программы, не требуют соответствия деятельности национальным, международным стандартам ИСО 9001
6 Не обеспечена персональная ответственность ответственного исполнителя и участника государственной программы за разработанную и реализованную государственную программу
7 Отсутствуют санкции за необеспечение эффективности государственных программ Российской Федерации на всем жизненном цикле государственных программ
8 Отсутствует внешний независимый аудит за эффективностью реализации
№№ п/п Наименование проблем
государственных программ, преобладает контроль за соответствием кассового расходования бюджетных средств
9 Отсутствуют разработанные основные принципы по формированию методики оценки эффективности реализации государственной программы Российской Федерации ответственным исполнителем
10 Ответственный исполнитель государственных программ Российской Федерации концентрирует функции разработчика, исполнителя и оценщика. Такая концентрация функций снижает эффективность управления государственной программой, приводит к решению ведомственных задач для подведомственных организаций, снижает эффективность национальной экономики
Большое влияние на повышение объективности оценки эффективности реализации государственных программ может оказать система основных принципов оценки эффективности государственных программ, которую необходимо применять ответственным исполнителем при разработке методики оценки эффективности государственных программ и которой в настоящее время нет в теории и практике оценки эффективности реализации государственных программ.
В основу проведения оценки эффективности государственной программы Российской Федерации должны быть положены следующие основные принципы:
1) Принцип приоритета стратегических целей социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации означает необходимость оценивать эффективность государственной программы Российской Федерации с учетом установленных стратегических целей, приоритетов документами стратегического планирования Российской Федерации.
2) Принцип сравнения принятых приоритетных стратегических целей, задач социально- экономического развития, национальной безопасности Российской Федерации означает необходимость сравнения их с целями, задачами, решаемыми наиболее развитыми странами мира.
3) Принцип измеримости целей социально-экономического развития и национальной безопасности означает применение количественных и качественных показателей, позволяющих объективно оценить цель социально-экономического развития и национальной безопасности для ее достижения, управления процессами достижения целей.
4) Принцип соответствия означает соответствие применяемых показателей, мероприятий целям, задачам, установленным стратегическими документами планирования, для обеспечения наибольшей результативности и эффективности использования необходимых ресурсов.
5) Принцип оценки результативности и эффективности означает, что оценка должна основываться на необходимости достижения целей и задач наиболее результативным оптимальным способом.
6) Принцип прозрачности (информационной открытости) оценки осуществления и реализации государственной программы означает, что предпринимаются необходимые меры для открытости госпрограмм и их
выполнения, для граждан, организаций доступны сведения о госпрограмме с момента разработки проекта до полученных результатов.
7) Принцип оценки текущего состояния целей и задач означает оценку достигнутого уровня и прогнозирования изменений без реализации государственной программы Российской Федерации для научно обоснованных представлений о стратегических рисках и об угрозах социально-экономического развития, национальной безопасности Российской Федерации.
8) Принцип оценки вызовов, рисков, ограничений означает, что для объективной оценки эффективности ответственный исполнитель учитывает вызовы, риски, ограничения, которые могут возникнуть на этапе выполнения государственной программы, формирует, проводит и оценивает условия, которые необходимо создать для достижения установленных результатов.
9) Принцип единства относительных и абсолютных показателей позволяет системно подходить к оценке результатов государственной программы Российской Федерации.
10) Принцип ответственности за разработку показателей результативности и эффективности показывает, что руководящий орган, ответственный за разработку, несет ответственность за объективность оценки эффективности и результативности предложений государственной программы.
11) Принцип определения ресурсов для достижения целей и решения задач определяет необходимость полного учета ресурсов и затрат, необходимых для достижения целей и решения задач государственной программы Российской Федерации.
12) Принцип оценки условий, обеспечивающих выполнение государственной программы Российской Федерации, предполагает комплексный подход к формированию и оценке механизма реализации программы.
13) Принцип непрерывности оценки результативности государственных программ показывает, что эффективность государственных программ Российской Федерации должна осуществляться на протяжении всего срока выполнения государственной программы Российской Федерации.
14) Принцип стимулирования означает создание правовых, экономических, организационных, информационных условий, благоприятствующих достижению поставленных стратегических целей, включая нейтрализацию угроз.
15) Принцип установления требований к деятельности ответственного исполнителя (соисполнителя) государственной программы означает установление обязательных требований соответствия международным, национальным стандартам безопасности, качества, менеджмента, антикоррупционной деятельности, соответствие которым создает возможность успешной разработки и реализации государственной программы.
16) Принцип установления требований к деятельности участников государственной программы, соответствия международным, национальным стандартам безопасности, качества, менеджмента, антикоррупционной деятельности, стандартам саморегулируемых организаций, что создает базовые возможности для успешной организации деятельности государственных программ.
17) Принцип выявления и учета особенного в разрабатываемых государственных программах определяет необходимость специфики разрабатываемых государственных программ.
Важное значение в системе принципов занимает принцип прозрачности. Принцип прозрачности (информационной открытости) оценки разработки и реализации государственных программ означает, что обеспечивается открытость, транспарентность, доступность информации о процессе подготовки, разработки, утверждения и реализации государственных программ для граждан Российской Федерации, профессионального сообщества, экспертного сообщества, средств массовой информации.
Должны предприниматься необходимые меры и использоваться такие средства, чтобы соответствующая современным требованиям информация была бы прозрачной, своевременной, публично доступной. Такими мерами, средствами и источниками информации могут быть:
- обязательная открытость для граждан России и общества процедуры рассмотрения, принятия решений по проектам, утверждения государственных программ, результатов мониторинга выполнения государственных программ; обсуждение итогов государственных программ; их обязательное опубликование в средствах массовой информации;
- включение общей информации о бюджетном планировании и государственных программах в школьную программу обучения, в образовательные программы в техникумах, колледжах, ВУЗах;
- формирование ТВ-программ: организация на регулярной основе выступлений руководителей ответственных исполнителей, соисполнителей, участников государственных программ Российской Федерации, представителей экспертного сообщества;
- отчет руководителей ответственных исполнителей государственных программ Российской Федерации по утвержденным государственным программам Российской Федерации по TV каналам Российской Федерации.
Выводы
1. Применяемая нормативно-методологическая база оценки эффективности государственных программ не обеспечивает результативность, эффективность государственных программ, переход к управлению по результатам, стимулирует затратный характер распределения средств государственного бюджета, не стала эффективным инструментом бюджетного, стратегического планирования, снижает эффективность национальной экономики.
2. Стратегические цели развития Российской Федерации, направленные на изменение динамики развития российской экономики, вхождение в число пяти крупнейших экономик мира, определяют необходимость переоценки сложившейся методологии оценки эффективности государственных программ.
3. Анализ утвержденных версий методик оценки эффективности реализации государственных программ ответственными исполнителями государственных программ, федеральными органами исполнительной власти показал, что ни одна из методик не содержит положений, позволяющих проводить оценку
степени соответствия достигнутых результатов стратегическим целям, наилучшим мировым достижениям, свидетельствует о необходимости внесения принципиальных изменений в действующую методику оценки эффективности государственных программ Российской Федерации для достижения более успешных результатов в развитии национальной экономики.
4. Результативность распределения средств государственного бюджета будет повышена, если государственные программы будут рассматриваться как инвестиционные программы, рассчитываться все виды эффективности, осуществляться независимый аудит для оценки эффективности государственных программ, а саморегулируемые организации будут участвовать в формировании государственных программ Российской Федерации.
5. Применение предложенных основных принципов оценки эффективности государственных программ Российской Федерации позволит обеспечить комплексный подход для оценки разработанных и выполненных государственных программ, содействовать повышению эффективности реализации государственных программ Российской Федерации.
6. Повышению эффективности реализации государственных программ Российской Федерации может способствовать применение системы информационных, правовых, экономических, политических мер, которые позволят обеспечивать открытость разработки, реализации государственных программ, повлиять на смещение акцентов бюджетного процесса от «дележки» средств федеральными органами к мультипликативному эффекту государственных программ в интересах гражданина, общества, государства.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.11.2018). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 18.12.2018).
2. Мхитарян Ю.И. Правовые аспекты саморегулирования и повышение эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке. - М.: Издательский центр «Интерэкомс», 2017. Тираж 1000 экз., 11,6 п.л.
3. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: постановление Правительства от 22.05.2004 г. № 249. - Режим доступа: https://rg.ru/2004/06/01/budzhet-dok.html (дата обращения 18.12.2018).
4. О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах: указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 // Собрание законодательства РФ. - 2003. -№ 30. - Ст. 3046.
5. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения 18.12.2018).
6. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 (ред. от 31.08.2018). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103481/ (дата обращения 18.12.2018).
7. Сводный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ijmsqevcKY9OdvNvrxq1vzJ8zpDIudNJ.pdf (дата обращения 18.12.2018).
Increase in efficiency of implementation of state programs of the Russian Federation
Mkhitaryan Yury Ivanovich,
Doctor of Economics, CEO of Ltd Company "Scientific Research Institute of Economy of Communication and Information Scientists of Interecoms "
Abstract. Reforming of the budgetary process in the Russian Federation began during preparation for the first administrative reform. Creation of conditions for the shift of accents in the budgetary process from "management of costs" of "management of results" was the purpose of the Concept of reforming of the budgetary process in the Russian Federation in 2004-2006. State programs as the document of strategic planning, became a basis of reforming of the budgetary process. The efficiency of national economy depends on efficiency of implementation of state programs. By 2017 at the Government of the Russian Federation the opinion was created - the state management did not provide transition from the expensive nature of management of budgetary funds to management by results.
The author considers that efficiency of state programs - a key problem of modern economy, its decision, in - much, depends on the applied methodology of assessment of efficiency of state programs. In article fundamental provisions of the operating standard and methodological base of assessment of efficiency of state programs of the Russian Federation which is carried out by executives of state programs - federal executive authorities are analyzed, questions of increase in efficiency of state programs are considered, the list of the problems reducing efficiency of state programs and the basic principles which use will allow to increase efficiency of state programs is created.
Keywords: state programs, efficiency of national economy, main problems, basic principles of efficiency of state programs.