Вестник Института экономики Российской академии наук
6/2016
П.С. ЗВЯГИНЦЕВ кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
В статье рассматриваются государственные программы Российской Федерации и их предназначение. Приведены данные о количестве государственных программ, а также объемы бюджетных ассигнований на их реализацию за ряд лет. Представлен анализ законодательных актов по экономической оценке эффективности государственных программ. Анализируя данные оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации в 2014 г., автор констатирует отсутствие в государственных программах критериев экономической и социальной эффективности и вносит ряд предложений.
Ключевые слова: государственные программы, расходы федерального бюджета, экономическая и социальная эффективность, показатели (индикаторы).
1БЬ: Н50, Н73.
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» достижение стратегических целей и решение приоритетных задач государственной политики в сфере социально-экономического развития и национальной безопасности осуществляется на основе реализации государственных программ1. Именно с их помощью решаются крупномасштабные, наиболее важные для государства системные проблемы, направленные на достижение конкретных целей структурной, научно-технической, социальной, экологической политики.
В Постановлении Правительства РФ от 2 августа 2010 г. №588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» федеральные целевые программы и ведомственные целевые программы объединены в государственные программы2.
1 Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». https://rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html.
2 Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». http://base.garant.ru/198991.
Государственная программа включает федеральные целевые программы (в случае их наличия), реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, и подпрограммы, представляющие собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы, содержащие ведомственные целевые программы и основные мероприятия, направленные на решение конкретных задач.
Деление государственной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности
Государственной программой является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации3. Государственные программы в настоящее время положены в основу планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В Бюджетном кодексе закреплены три основных их вида:
• долгосрочная целевая программа;
• ведомственная целевая программа;
• федеральная адресная инвестиционная программа4.
Государственные программы разрабатываются для достижения
приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности правительства Российской Федерации на соответствующий период, исходя из положений федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Государственные программы, направленные на социально-экономическое развитие одного или нескольких субъектов Российской Федерации, включают мероприятия по регулированию и координации деятельности по достижению целей социально-экономического раз-
3 П. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 № 1507.
4 Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 1, 6 декабря
2007 г.), Глава 20. www.arbitratus.ru/laws/budget_code.
172 I Вестник ИЭ РАН. №6. 2016
С.171-183
вития соответствующей территории, реализации комплексных проектов, которые невозможно полностью отнести к одной из государственных программ, направленных на комплексное развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы, обеспечение национальной безопасности. Данные государственные программы должны отражать аналитически (справочно) мероприятия, реализуемые на соответствующей территории в рамках отраслевых государственных программ, а также соответствующие таким мероприятиям расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц.
Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.
Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органами исполнительной власти, местного самоуправления в соответствии с прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации и социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.
В соответствии с Перечнем государственных программ Российской Федерации, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р (с изменениями на 28 апреля 2016 г.), ответственными исполнителями разработаны 43 государственные программы Российской Федерации5 и 38 федеральных целевых программ.
Количество государственных программ Российской Федерации ежегодно увеличивается, а федеральных целевых программ с 2011 г. сокращается (см. рис. 1). Так, количество государственных программ увеличится к 2017 г. в 43 раза по сравнению с 2008 г., а количество федеральных программ сократится в 2017 г. на 25,0% по сравнению с 2006 г. в связи с сокращением их бюджетного финансирования. При этом финансирование государственных программ с 2008 г. (год начала их финансирования) по 2013 г. увеличилось в разы (в 60,07 раз), а по сравнению с 2012 г. - в 26,9 раз6.
Однако в связи с кризисом и сокращением доходной части бюджета в 2015 г. финансирование госпрограмм сократилось на 23,44% по сравнению с 2014 г.. Тем не менее в 2016 и 2017 гг. их финансирование стало вновь увеличиваться на 2,64% и 1,81% соответственно.
5 http://programs.gov.ru/Portal.
6 Письмо зам. министра министерства экономического развития Российской Федерации А.Л. Ведева от 14.10.2015 № 29.349-АВ/Д22и.
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 201& 2017
н Кали-впо "оа" заграк.и ««» Калнягвс ФЦП —Ди -а.чк -а «личесгва гас. г играем л <сиг в 'X и ¿СОб г.1
Источник: Письмо зам. министра министерства экономического развития Российской Федерации АЛ Ведева от 14.10.2015 № 29.349-АВ/Д22и. Рис. 1. Количество государственных и федеральных целевых программ в 2006-2017 гг.
Расходы бюджетных средств на федеральные целевые программы с 2006 г. по 2009 г. ежегодно увеличивались (их рост составил 238,16%), но в 2010 г. расходы бюджетных средств сократились по сравнению с 2009 г. на 13,08%.
За двенадцать лет (2006-2017 гг.) рост расходов бюджетных средств на федеральные целевые программы составит 286,89%. Однако с учетом инфляции расходы бюджетных средств на федеральные целевые программы увеличились за этот период только на 163,20%. Удельный вес расходов государственных программ в расходах бюджета в 2016 г. составил 49,35%, а федеральных целевых программ - 7,25%. Таким образом, расходы бюджетных средств на государственные программы в основном ежегодно незначительно увеличиваются, и их удельный вес в расходах бюджета в 2016 г. составляет 56,6%.
По словам Премьер-министра России Дмитрия Медведева: «Через механизм государственных программ в настоящий момент уже проходит более половины средств государственного бюджета, а именно 57%. Мы исходим из того, что к 2016 году таким образом будут расходоваться практически все средства федерального бюджета - до 95%. От того, насколько эффективно исполняются программы, зависит модернизация здравоохранения и образования, всей социальной сферы, сбалансированное региональное развитие, наше продвижение в различных областях. С реализацией отраслевых государственных программ связано создание новых производств, включая импортозамеще-ние, и, конечно, в целом повышение конкурентоспособности наших предприятий»7.
7 Заседание Правительства 28 апреля 2014 г. «Об итогах реализации государственных программ Российской Федерации в 2013 году». М., 21 октября 2015. ЬА:р://т^оуегп-ment.ru/news/12056.
Повышение роли государственных программ в бюджетном финансировании неотделимо от роста их эффективности.
Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации определен Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»8. В данном постановлении записано, что оценка планируемой эффективности государственной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки и осуществляется в целях оценки планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Обязательным условием оценки планируемой эффективности государственной программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период ее реализации целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также мероприятий в установленные сроки.
В качестве основных критериев планируемой эффективности реализации государственной программы применяются:
а) критерии экономической эффективности, учитывающие оценку вклада государственной программы в экономическое развитие Российской Федерации в целом, оценку влияния ожидаемых результатов государственной программы на различные сферы экономики Российской Федерации. Оценки могут включать как прямые (непосредственные) эффекты от реализации государственной программы, так и косвенные (внешние) эффекты, возникающие в сопряженных секторах экономики Российской Федерации;
б) критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации государственной программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке.
При подготовке государственной программы разрабатываются следующие дополнительные и обосновывающие материалы:
- обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию государственной программы, а также оценка степени влияния выделения дополнительных объемов финансирования на показатели (индикаторы) государственной программы (подпрограммы),
8 Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. №588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), 21 мая, 11, 20 декабря 2012 г., 17 октября 2013 г., 28 марта, 21 июля, 24 ноября, 26 декабря 2014 г., 17 июля 2015 г., 10 февраля, 5 апреля, 25 мая, 10 сентября, 15 октября 2016 г. http:// docs.cntd.ru/document/902228825.
в том числе на сроки и ожидаемые непосредственные результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм;
- методика оценки эффективности государственной программы.
Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России) издало приказ от 26 декабря 2012 г. №817 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации»9.
В данном приказе отмечено, что Методика оценки эффективности государственной программы представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации государственной программы и должна быть основана на оценке результативности государственной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также возникших рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации.
Однако в данном приказе (и в остальных) нет ни слова об основных критериях планируемой эффективности реализации государственной программы, а именно о:
а) критерии экономической эффективности;
б) критерии социальной эффективности.
Более того, в Приказе Министерства экономического развития РФ от 16 сентября 2016 г. № 582 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» данный пункт трактуется уже в следующей редакции: «методика оценки эффективности государственной программы должна представлять собой алгоритм оценки фактической эффективности реализации государственной программы и быть основана на оценке результативности государственной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию»10. В данном пункте положение о социально-экономических эффектах, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации, отсутствует.
Вместо определения критериев экономической и социальной эффективности оценку эффективности государственной программы
9 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 декабря 2012 г. № 817 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».
10 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 582 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».
предлагается проводить по показателям (индикаторам), количество которых формируется исходя из принципов необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач государственной программы. На уровне государственной программы подлежат отражению показатели (индикаторы), направленные на достижение исключительно конечных результатов ее реализации11.
В число используемых показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограмм) должны включаться:
- показатели, количественно характеризующие ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей государственной программы;
- показатели, отражающие качество предоставления федеральными органами исполнительной власти наиболее массовых и общественно значимых государственных услуг, а также основные параметры государственного задания в части качества и объема предоставляемых государственных услуг;
- показатели энергетической эффективности и энергосбережения, производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных и высокотехнологичных рабочих мест (для государственных программ, направленных на развитие отраслей);
- показатели объема внутренних затрат на исследования и разработки, осуществляемые в рамках реализации государственной программы;
- иные показатели, необходимые для включения в состав показателей (индикаторов) государственной программы в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Предлагаемый показатель (индикатор) должен являться количественной характеристикой результата достижения цели (решения задачи) государственной программы.
В требованиях к оценке эффективности государственной программы (приложение № 2 к Методическим указаниям по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации)12 оценка эффективности государственной программы производится с учетом следующих составляющих:
11 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 582 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» с изменением: от 20 ноября 2013 г. № 690 г. и от 16 сентября 2016 г. № 582.
12 Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2013 г. № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации». http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70485826/#ixzz4PEadPvud.
1. Оценки степени достижения целей и решения задач государственной программы.
2. Оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм и федеральных целевых программ, входящих в государственную программу.
3. Оценки степени реализации основных мероприятий, ведомственных целевых программ и мероприятий федеральных целевых программ и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации (далее - оценка степени реализации мероприятий).
4. Оценки степени соответствия запланированному уровню затрат.
5. Оценки эффективности использования средств федерального бюджета.
Эффективность реализации государственной программы признается высокой в том случае, если значение показателя (индикатора) составляет не менее 0,90.
Эффективность реализации государственной программы признается средней, когда значение показателя (индикатора) составляет не менее 0,80.
Эффективность реализации государственной программы признается удовлетворительной, если значение показателя (индикатора) составляет не менее 0,70.
В остальных случаях эффективность реализации государственной программы признается неудовлетворительной.
На обращение в Министерство экономического развития Российской Федерации о предоставлении экономических показателей общественной, коммерческой и бюджетной эффективности (чистый доход, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности, срок окупаемости) по каждой госпрограмме пришел ответ, что «рассчитать их в рамках госпрограмм не представляется возможным»13.
В ответе Минэкономразвития России сказано, что оно представило в Правительство Российской Федерации уточненный сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности госпрограмм за 2014 г., который в том числе содержит приложение, отражающее результаты оценки эффективности реализации госпрограмм в 2014 г. (см. табл.).
Из таблицы видно, что оценка эффективности госпрограмм производится по четырем показателям (индикаторам), которые характеризуют степень достижения целевых показателей, степень реализации контрольных событий и уровень кассового исполнения расходов программы.
13 Письмо зам. министра министерства экономического развития Российской Федерации А.Л. Ведева от 14.10.2015 № 29.349-АВ/Д22и.
<~> я3
Таблица
Результаты оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации в 2014 г., %
№ п/п Наименование государственной программы Российской Федерации Степень достижения целевых показателей государственной программы Степень реализации контрольных событий государственной программы Уровень кассового исполнения расходов бюджета Степень эффективности
Высокая эффективность реализации
1 Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 г. 95,9 100,0 99,76 98,6
2 Развитие здравоохранения 98,2 98,7 98,60 98,5
3 «Развитие образования» на 2013-2020 гг. 95,1 100,0 99,70 98,3
4 Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами 93,7 100,0 99,96 97,9
5 Развитие физической культуры и спорта 93,8 100,0 99,50 97,8
Эффективность реализации выше среднего уровня
6 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. 92,8 100,0 98,87 97,2
7 «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. 95,8 96,3 99,40 97,2
8 Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2030 гг. 97,1 100,0 93,95 97,0
9 Развитие рыбохозяйсгвенного комплекса 91,3 100,0 99,55 97,0
10 Развитие внешнеэкономической деятельности 97,5 94,0 99,36 97,0
£
Продолжение табл.
№ п/п Наименование государственной программы Российской Федерации Степень достижения целевых показателей государственной программы Степень реализации контрольных событий государственной программы Уровень кассового исполнения расходов бюджета Степень эффективности
11 Социальная поддержка граждан 92,8 100,0 97,48 96,8
12 «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 гг. 96,1 90,9 97,65 94,9
13 Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности 88,1 96,4 99,90 94,8
14 «Доступная среда» на 2011-2020 гг. 97,8 86,0 99,53 94,4
15 Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков 94,6 89,2 97,56 93,8
16 Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности 86,6 93,4 99,94 93,3
17 Воспроизводство и использование природных ресурсов 96,5 83,3 99,85 93,2
18 Экономическое развитие и инновационная экономика 94,1 85,4 99,28 92,9
Эффективность реализации ниже среднего уровня
19 Содействие занятости населения 94,1 87,0 95,20 92,1
20 Противодействие незаконному обороту наркотиков 98,5 76,2 100,00 91,6
21 Развитие транспортной системы 87,0 88,8 98,15 91,3
22 Управление федеральным имуществом 87,6 90,0 95,28 91,0
23 Энергоэффективность и развитие энергетики 86,9 92,3 93,92 91,0
Окончание табл.
№ п/п Наименование государственной программы Российской Федерации Степень достижения целевых показателей государственной программы Степень реализации контрольных событий государственной программы Уровень кассового исполнения расходов бюджета Степень эффективности
24 Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах 86,2 90,0 96,00 90,7
Удовлетворительная эффективность реализации
25 Юстиция 81,8 86,4 100,00 89,4
26 Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ 90,4 77,4 97,58 88,5
27 Информационное общество (2011-2020 гг.) 84,8 79,2 99,83 87,9
28 Развитие авиационной промышленности 80,0 83,3 99,50 87,6
29 «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг. 79,6 77,3 99,47 85,5
30 «Развитие лесного хозяйства» на 20 13-2020 гг. 88,2 35,7 99,16 74,4
Низкое качество отчетов
31 Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона 85,5 н/д 94,40 _
«Развитие Северо-Кавказского
32 федерального округа» на период 94,9 н/д 94,20 -
до 2025 г.
£
С1
'с:
Я
ж
д; га
а чз о
<N1
а
о
Г1 С1
Я К<
Г1 «
О Кс
е
Гй
а -к к к
я *
о Ж о
к л
га
С1 «
Высокую эффективность реализации за 2014 г. достигли только 5 государственных программ, выше среднего уровня - 13, ниже среднего уровня - 6, удовлетворительная - 6 и низкое качество отчетов - 2.
Оценка эффективности бюджетных расходов и достигнутые показатели сравниваются с плановыми значениями, что, на наш взгляд, является необходимым, но не достаточным условием эффективности государственных программ. Оценка эффективности должна быть проведена не только на сравнение установленных и фактически достигнутых показателей и затраченных средств - в основу должен быть положен анализ полноты и качества социально-экономических эффектов, степени удовлетворенности предоставляемых обществу услуг.
В 2014 г., согласно данным Счетной палаты Российской Федерации, всего по 46 федеральным целевым программам из 817 целевых индикаторов и показателей, предусмотренных к выполнению, в полном объеме достигнут 581 целевой индикатор и показатель (71,1%), 170 - достигнуты не в полном объеме (20,8%), 50 - не выполнены полностью (6,1%), по 16 индикаторам (1,9%) сведения об уровне выполнения не представлены14.
В 2015 г. в рамках исполнения поручения Президента и Парламента Счетная палата РФ провела комплексный анализ всех утвержденных государственных программ. Проверка показала, что пока программы не могут рассматриваться как полноценный бюджетный инструмент. Действующий механизм формирования государственных программ не соответствовал задаче перехода на программный принцип планирования и исполнения бюджета.
Президент Российской Федерации дал поручение Правительству проанализировать эффективность применения действующего механизма разработки, реализации и оценки эффективности программ и внести изменения в нормативные правовые акты, предусматривающие уточнение концептуальных подходов к формированию госпрограмм15.
В целях повышения качества и точности оценки макроэкономического эффекта при реализации государственных программ Минэкономразвития России планирует активизировать работу по следующим направлениям16:
14 Материалы Счетной палаты Российской Федерации к совещанию на тему: «О состоянии контрольно-аналитической работы в Российской Федерации и роли органов финансового контроля в обеспечении стабильности государства». Ьйр://аи^1:. gov.ru/activities/audit-of-the-federal-budget/.
15 http://audit.gov.ru/structure/golikova-tatyana-alekseevna/speeches/21836/7sphrase_ id1923.
16 Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2015 года. http://economy.gov.ru/ wps/wcm/connect/7ee48537-af1e-47fc-8a7f3fd1da8bb76e/%D.
- совершенствование нормативной методологической базы, направленное на поиск и внедрение методов оценки, позволяющих анализировать макроэкономический эффект в совокупности подходов со стороны спроса и предложения;
- развитие модельного инструментария, включая разработку и внедрение моделей всеобщего равновесия и комплексных многосекторных моделей;
- включение в государственные программы блока показателей, характеризующих их импортозамещающий потенциал и инно-вационность.
Отсутствие оценки социально-экономической эффективности государственных программ приводит к тому, что государство ежегодно теряет миллиарды рублей валового общественного продукта и соответственно недополучает значительные суммы доходов в бюджет.
При разработке государственных программ органы власти должны руководствоваться не только макроэкономическими критериями национальной социально-экономической эффективности, но также критериями отрасли и субъекта Федерации - на мезоуровне, при обязательном достижении коммерческих критериев частных инвесторов -на микроуровне (о чем мы уже подробно писали, например, см. [1]).
ЛИТЕРАТУРА
1. Звягинцев П. С. Государственные программы как фактор инновационного развития и импортозамещения в России // Вестник Института экономики РАН. 2015. № 6. С. 44-55.
P.S. ZVYAGINTSEV
PhD in economics, leading research fellow, of the Institute of economics of the Russian
Academy of sciences, Moscow, Russia
STATE AND FEDERAL TARGET PROGRAMS AND THEIR ECONOMIC EFFICIENCY The article discusses the state program of the Russian Federation and their purpose. Data on the number of the state and target programs, and also amounts of budgetary appropriations on their implementation for a row of years are provided. Legal acts and their analysis on an economic evaluation of efficiency of state programs are provided. Analyzing these efficiency evaluations of implementation of state programs of the Russian Federation in 2014, the author states about absence in state programs of criteria of cost and social efficiency. Shortcomings of assessment of economic efficiency of state programs are listed and several offers are made.
Keywords: state programs, expenses of the federal budget, economic and social efficiency, indicators. JEL: H50, H73.