УДК 373.5.037.1:796.88
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
INCREASE IN EFFICIENCY OF DEVELOPMENT OF SPECIAL SPEED AND POWER STAMINA IN SCHOOLCHILDREN WHO LIFT KETTLEBELLS WITH THE HELP OF COMPLEX USE OF VARIOUS METHODS AND METHODOLOGICAL TECHNIQUES OF PHYSICAL TRAINING
В. П. Симень V. P. Simen
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Установлено, что эффективность развития специальной скоростно-силовой выносливости у занимающихся гиревым спортом школьников в процессе подготовки к соревнованиям обеспечивается комплексным применением различных методов и методических приемов спортивной тренировки.
Abstract. It is stated that the efficiency of development of special speed and power stamina in schoolchildren who lift kettlebells in the process of preparing for competitions is provided by complex use of various methods and methodological techniques of physical training.
Ключевые слова: спортивная тренировка, методы и методические приемы, скоростносиловая выносливость, гиревой спорт, школьники.
Keywords: physical training, methods and methodological techniques, speed and power stamina, kettlebell lifting, schoolchildren.
Актуальность исследуемой проблемы. На современном этапе общественного развития, когда остро стоят проблемы здоровья, физического развития, физической подготовки учащейся молодежи, разработка и внедрение научно обоснованных нетрадиционных форм физических упражнений в систему физического воспитания школьников общеобразовательных учреждений является актуальной проблемой.
В этой связи целью нашей работы явилось определение эффективности применения различных методов и методических приемов спортивной тренировки, повышающих специальную скоростно-силовую выносливость в процессе подготовки занимающихся гиревым спортом школьников к соревнованиям.
Материал и методика исследований. Диагностическое исследование проводилось в двух средних общеобразовательных школах Чувашской Республики (Тобурдановской и Чагасьской СОШ Канашского района), выступивших экспериментальной базой.
С целью совершенствования системы физического воспитания учащихся ступени основного общего образования был использован процесс применения гиревого спорта в физическом воспитании школьников, экспериментальная учебная программа которого была описана нами ранее в работе [9]. Для повышения эффективности развития специальной скоростно-силовой выносливости занимающихся гиревым спортом школьников были применены разработанные нами методы и методические приемы спортивной тренировки, которые были описаны ранее в изданиях [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [10].
Уровень развития специальной скоростно-силовой выносливости определялся с помощью разработанных нами таблиц (табл. 1 и 2).
В процессе исследований был использован комплекс эмпирических методов (наблюдение, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты) и методов математической статистики (количественная и качественная обработка результатов).
Таблица 1
Критерии оценивания результатов контрольных испытаний по специальной скоростно-силовой выносливости юных гиревиков (мальчиков 11-12 лет) в очках по правилам соревнований (вес гири - 8 кг, лимит времени - 5 мин)
Контрольные упражнения
Оценка Баллы Классическое двоеборье Длинный
Рывок Результат цикл,
Толчок сумма 2-х рук итого двоеборья, баллы кол-во раз
10,0 58 112 56 114 27
Отлично 9,5 55 108 54 109 26
9,0 52 104 52 104 25
8,5 49 100 50 99 24
Очень хорошо 8,0 46 96 48 94 23
7,5 43 92 46 89 22
7,0 40 88 44 84 21
Хорошо 6,5 37 84 42 79 20
6,0 34 80 40 74 19
5,5 31 76 38 69 18
У довлетворительно 5,0 28 72 36 64 17
4,5 25 68 34 59 16
4,0 22 64 32 54 15
Плохо 3,5 19 60 30 49 14
3,0 16 56 28 44 13
2,5 13 52 26 39 12
2,0 10 48 24 34 11
Очень плохо 1,5 7 44 22 29 10
1,0 4 40 20 24 9
0,5 1 36 18 19 8
Таблица 2
Критерии оценивания результатов контрольных испытаний по специальной скоростно-силовой выносливости юных гиревиков (мальчиков 13, 14, 15 лет)
в очках по правилам соревнований (вес гири -12 кг, лимит времени - 5 мин)
Контрольные упражнения
Оценка Баллы Классическое двоеборье Длинный цикл, кол-во раз
Рывок Результат
Толчок сумма 2-х рук итого двоеборья, баллы
10,0 73 96 48 121 35
Отлично 9,5 70 92 46 116 34
9,0 67 88 44 111 33
8,5 64 84 42 106 32
Очень хорошо 8,0 61 80 40 101 32
7,5 58 76 38 96 30
7,0 55 72 36 91 29
Хорошо 6,5 52 68 34 86 28
6,0 49 64 32 81 27
5,5 46 60 30 76 26
У довлетворительно 5,0 43 56 28 71 25
4,5 40 52 26 66 24
4,0 37 48 24 61 23
Плохо 3,5 34 44 22 56 22
3,0 31 40 20 51 21
2,5 28 36 18 46 20
2,0 25 32 16 41 19
Очень плохо 1,5 22 28 14 36 18
1,0 19 24 12 31 17
0,5 16 22 10 26 16
Примечание: в таблицах 1 и 2 итоговый результат в рывке определяется по среднему значению суммы двух рук.
Результаты исследований и их обсуждение. Для обоснования эффективности практической реализации разработанных нами методов и методических приемов спортивной тренировки при подготовке занимающихся гиревым спортом школьников к соревнованиям был проведен трехлетний формирующий педагогический эксперимент (сентябрь 2008 г. -май 2011 г.). В педагогическом эксперименте приняли участие две группы мальчиков, обучающихся на момент начала эксперимента в 5 классе, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. На базе Чагасьской СОШ была укомплектована экспериментальная группа (ЭГ), на базе Тобурдановской СОШ - контрольная группа (КГ). Комплектование КГ и ЭГ испытуемых осуществлялось из учащихся классов одной параллели с учетом интересов занимающихся к гиревому спорту. В КГ в начале эксперимента занимались 13 человек, в шестом классе (второй год эксперимента) выбыли 3 человека, в седьмом классе (третий год эксперимента) - еще один человек. В ЭГ количество испытуемых по годам эксперимента составило 11, 10, 9 человек соответственно. Планирование тренировочной нагрузки в ЭГ отличалось тем, что испытуемые этой группы занимались на основе комплексного применения традиционных [11, 278] и выявленных В. И. Воропаевым [1] и разработанных нами методов и методических приемов [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [10].
В начале педагогического эксперимента (сентябрь 2008 г.) для определения уровня специальной подготовленности у испытуемых обеих групп были проведены контрольные занятия по выявлению предельного количества подъемов в упражнениях толчок и рывок. Лимит времени на выполнение соревновательных упражнений гиревого спорта составил 5 минут. Исходное тестирование позволило выявить характерные результаты, приведенные в табл. 3, свидетельствующие об отсутствии достоверных различий и очень низком первоначальном уровне развития специальной скоростно-силовой выносливости у испытуемых обеих групп.
Таблица 3
Показатели скоростно-силовой подготовленности у испытуемых в начале педагогического эксперимента (Х + 8)
Тестовые упражнения Количество подъемов за 5 минут, вес гири - 8 кг Достоверность, Р
Г руппа испытуемых
КГ ЭГ
Толчок по короткому циклу 14,5 + 2,01 14,2 + 2,06 > 0.05
Среднее значение суммы двух рук 22,5 + 2,31 22,4 + 2,54 > 0.05
Толчок по длинному циклу 7,6 + 1,70 7,5 + 1,92 > 0.05
По окончании педагогического эксперимента (май 2011 г.) проведено сравнение контрольных показателей с целью выявления их динамики и различий: обеим группам испытуемых было предложено выполнить соревновательные упражнения классического двоеборья (толчок по короткому циклу, рывок) и толчок двух гирь от груди двумя руками по длинному циклу.
Таблица 4
Конечные соревновательные результаты спортсменов-гиревиков, принимавших участие в педагогическом эксперименте (Х + 8)
Тестовые упражнения Количество подъемов за 5 минут, вес гири - 12 кг Достоверность, Р
Г руппа испытуемых
КГ ЭГ
Толчок по короткому циклу 46,7 + 3,17 68,2 + 2,91 < 0.001
Среднее значение суммы двух рук 30,4 + 2,55 46,0 + 2,38 < 0.001
Толчок по длинному циклу 25,7 + 4,79 37,4 + 4,26 < 0.001
Результаты, приведенные в табл. 4, показывают, что с возрастом наблюдается рост уровня специальной скоростно-силовой выносливости у испытуемых обеих групп, что обусловлено, с одной стороны, возрастным развитием двигательной функции учащихся, с другой - стимулирующим воздействием факторов физического воспитания и спортивной тренировки. Сравнивая показатели испытуемых обеих групп с разработанными нами «Критериями оценивания результатов контрольных испытаний по специальной скоростно-силовой выносливости юных гиревиков», представленными в табл. 2, можно отметить
положительное влияние комплексного применения традиционных и выявленных
B. И. Воропаевым и разработанных нами методов и методических приемов спортивной тренировки на развитие специальной скоростно-силовой выносливости занимающихся гиревым спортом школьников. Испытуемые ЭГ достигли более высоких соревновательных результатов, чем спортсмены КГ. В частности, если в КГ среднеарифметическое значение толчка составило 46,7 очков (5,5 баллов) - удовлетворительное развитие специальной выносливости, то в ЭГ - 68,2 очка (9,0 баллов) - отличное. Аналогичные результаты просматриваются и в рывковом упражнении (30,4 очка, или 5,5 баллов - на оценку «удовлетворительно» против 46,0 очков (9,5 баллов) - «отлично»), и в толчке по длинному циклу (25,7 очков, или 5,0 баллов - «удовлетворительно» против 37,4 очка (10,0 баллов) - «отлично»). Различия статистически достоверны.
Резюме. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что одним из наиболее значимых факторов повышения эффективности развития специальной скоростно-силовой выносливости у занимающихся гиревым спортом школьников в процессе подготовки к соревнованиям является комплексное применение в тренировочном процессе различных методов и методических приемов спортивной тренировки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воропаев, В. И. Эффективность различных методических приемов в тренировке гиревика : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. И. Воропаев. - М., 1997. - 27 с.
2. Симень, В. П. О технике и о характере тренировок в гиревом спорте / В. П. Симень // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. - 1999. - № 8 (13). - С. 108-110.
3. Симень, В. П. Методы тренировки в современном гиревом спорте / В. П. Симень // Физическое совершенствование учащейся молодежи : сб. науч. трудов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2001. - С. 89-93.
4. Симень, В. П. Развитие специальной (скоростно-силовой) выносливости гиревика методом вариативного воздействия утяжеленных и облегченных сопротивлений / В. П. Симень // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. - 2003. - № 2. -
C. 119-123.
5. Симень, В. П. О целесообразности применения различных методических приемов в тренировке спортсменов-гиревиков / В. П. Симень // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. - 2006. -№ 4 (51). - С. 74-78.
6. Симень, В. П. Методические рекомендации по учебно-тренировочным занятиям в гиревом спорте /
B. П. Симень // Актуальные проблемы физического воспитания учащейся молодежи : сб. науч. трудов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. - С. 166-176.
7. Симень, В. П. Идеомоторные упражнения как фактор повышения результативности соревновательной деятельности спортсменов-гиревиков / В. П. Симень // Физическая культура и спорт в системе профессиональной подготовки студентов педвуза : сб. науч. трудов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. -
C. 114-117.
8. Симень, В. П. Особенности согласования фаз техники соревновательных упражнений гиревого спорта с внешним дыханием / В. П. Симень // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. - 2008. -№ 3 (59). - С. 140-141.
9. Симень, В. П. Педагогические условия эффективности применения гиревого спорта в физическом воспитании учащихся среднего школьного возраста / В. П. Симень, А. Л. Атласкин // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 3 (67). Т. 2. - С. 195-202.
10. Симень, В. П. Специфика тактики при толчке двух гирь от груди по длинному циклу / В. П. Симень, А. Л. Атласкин // Вестник Чебоксарского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова». -2010. - № 7. - С. 68-73.
11. Теория и методика физического воспитания : учебник для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов / под ред. Б. А. Ашмарина. - М. : Просвещение, 1990. - 287 с.