Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов факультетов физической культуры к применению упражнений с гирями в физическом воспитании школьников'

Формирование готовности студентов факультетов физической культуры к применению упражнений с гирями в физическом воспитании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ГИРЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симень Владимир Петрович

Установлено, что в подготовке студентов факультетов физической культуры к профессиональной творческой деятельности реализация разработанных нами учебно-методических материалов приводит к высокой эффективности формирования готовности к применению упражнений с гирями в физическом воспитании школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симень Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов факультетов физической культуры к применению упражнений с гирями в физическом воспитании школьников»

УДК 371.13:[373.5.016:796.88]

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПРИМЕНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ С ГИРЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

MAKING THE STUDENTS OF THE FACULTIES

OF PHYSICAL TRAINING READY TO USE EXERCISES WITH WEIGHTS IN THE PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

В. П. Симень V. P. Simen

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Установлено, что в подготовке студентов факультетов физической культуры к профессиональной творческой деятельности реализация разработанных нами учебнометодических материалов приводит к высокой эффективности формирования готовности к применению упражнений с гирями в физическом воспитании школьников.

Abstract. It is established that realization of the teaching aids developed by us in the preparation of the students of faculties of physical training for professional creative activities results in willingness to use exercises with weights in the physical education of schoolchildren on a high level.

Ключевые слова: студенты факультетов физической культуры, гиревые упражнения, физическое воспитание школьников.

Keywords: students of faculties of physical training, kettlebell lifting, physical education of schoolchildren.

Актуальность исследуемой проблемы. Состояние здоровья детей и молодежи является одним из главных показателей устойчивого развития общества. Согласно данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, сегодня лишь 14 % детей практически здоровы, в то время как более 50 % имеют различные функциональные отклонения, 35-40 % - хронические заболевания. В научной печати, прессе, по радио и телевидению приводят катастрофические цифры, говорящие о том, что 30-40 % детей различных регионов страны имеют нарушения осанки, чаще всего искривление позвоночника, причем отмечается их постоянное изменение в сторону увеличения. Одной из причин такого положения дел следует назвать отсутствие в школьной программе по физической культуре требований по правилам обращения с тяжестями, а также указаний на специальные упражнения для укрепления мышц спины. Упражнения, включенные в школьную программу: подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазание по канату, спортивные игры, лыжный спорт, плавание, большинство легкоатле-

тических и гимнастических упражнений и др. - укрепляют, прежде всего, мышцы рук, плечевого пояса и ног. Спине же остаются «попутные» нагрузки. В результате мышцы спины, хотя они развиваются быстрее, чем многие другие, становятся слабым звеном даже, казалось бы, у очень сильных людей.

Дети и молодежь составляют почти треть населения планеты, и они больше всего страдают от социальных и политических катаклизмов, деградации окружающей среды.

Ситуация, сложившаяся сегодня в России, определяется сложными динамическими изменениями во всех сферах жизни и касается всех образовательных учреждений. Переживание системного кризиса особенно серьезно отражается на процессе физического воспитания школьников и охватывает все его стороны - приводит к устарелости и непригодности инвентаря и оборудования или полному уничтожению в образовательных учреждениях материально-технической базы для занятий видами спорта, предусмотренными базовым и вариативным компонентами содержания учебных программ; повергает к неустойчивости процесса физического воспитания, росту заболеваемости, отставанию и несоответствию степени физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей значительной части школьников нормативным требованиям рассматриваемого возраста, способствует устойчивой тенденции дальнейшего снижения этих показателей в процессе обучения в школе.

Все это вместе взятое стимулирует внедрение в систему физического воспитания школьников нетрадиционных систем физических упражнений и вытеснение традиционных, хотя последние имеют огромное значение в процессе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. В то же время не все учителя физической культуры готовы к применению нетрадиционных систем физических упражнений.

В формировании жизненно важных двигательных умений и навыков, развитии физических, воспитании морально-волевых и других личностных качеств школьников немаловажное значение имеет гиревой спорт, возможности которого, как показывают практика и проведенные нами научные исследования [13], неисчерпаемы.

Высокая эффективность данного вида спорта обусловлена его доступностью широкому кругу занимающихся. Г иревой спорт отличают:

а) простота материального обеспечения (долговечность и относительно невысокая стоимость гирь), что дает возможность заниматься не только в специализированных спортивных залах, но и дома, на открытых площадках, в приспособленных помещениях;

б) цикличность и техническая простота упражнений, что создает возможность больше времени уделять совершенствованию физических качеств, варьируя нагрузку посредством многих параметров: темпа выполнения упражнений, количества подходов, подъемов, веса гирь и др.;

в) возможность заниматься как в группах, так и индивидуально;

г) широкий возрастной диапазон занимающихся и участвующих в соревнованиях;

д) максимальное исключение случаев травматизма.

Организаторами физического воспитания в общеобразовательной школе выступают учителя физической культуры. Как показал анализ массовой педагогической практики, около 89,3 % учителей физической культуры из 27 охваченных нашим исследованием школ Чувашской Республики испытывают затруднения в организации работы по применению гиревого спорта в физическом воспитании школьников. Основной причиной возникновения этих трудностей является их слабая теоретическая, методическая и практическая подготовка.

Сложившаяся ситуация обусловлена недостаточной научной разработанностью вопросов формирования готовности учителей к рациональному применению гиревого спорта как средства физического воспитания школьников.

С учетом этого цель нашего исследования заключалась в разработке содержательного и технологического обеспечения формирования готовности студентов факультетов физической культуры к применению гиревого спорта в физическом воспитании школьников.

Материал и методика исследований. В основу исследований нами была положена гипотеза, согласно которой качественная подготовка будущих учителей физической культуры к применению гиревого спорта в физическом воспитании школьников возможна, если будут созданы, кроме осуществления соответствующего кадрового, материального обеспечения процесса формирования их готовности к профессиональной творческой деятельности, и педагогические условия содержательного и технологического предоставления.

В этой связи для достижения цели исследования по нашей инициативе в учебные планы профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры ЧГПУ им. И. Я. Яковлева по специальностям 050720 «Физическая культура» и 032101 «Физическая культура и спорт» в блок дисциплин специализации была включена учебная дисциплина «Гиревой спорт». Общая трудоемкость дисциплины составляет 50 академических часов, 36 часов из них отводится на аудиторные занятия (лекции - 8, практические занятия -28 часов), 14 - на самостоятельную работу, итоговой формой контроля является зачет.

С учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к профессиональной подготовке по данным специальностям нами была разработана учебная программа дисциплины «Гиревой спорт» [9], в соответствии с содержанием этой программы и на основе обобщения научно-методической литературы по гиревому спорту и личного педагогического опыта - учебно-методический комплекс дисциплины «Гиревой спорт» [10].

Было проведено экспериментальное исследование, направленное на разработку и научное обоснование рациональных способов выполнения соревновательных упражнений гиревого двоеборья и толчка по длинному циклу в условиях введения в правила соревнований 10-минутного лимита времени на выполнение. Результаты этого исследования показали высокую эффективность их использования в соревновательной деятельности гиревиков [1], [2], [6].

С учетом концептуальных положений психологической теории деятельности А. А. Леонтьева, концепции содержательного обобщения в обучении В. В. Давыдова, теории и методики коллективного обучения В. К. Дьяченко, теории и методики обучения двигательным действиям М. М. Богена нами была разработана теоретическая модель обучения технике выполнения гиревых упражнений. Высокая практическая эффективность применения этой модели в учебно-тренировочном процессе была подтверждена результатами формирующего педагогического эксперимента [6].

Для обучения технике выполнения гиревых упражнений нами были разработаны ориентировочные карты-инструкции. В них содержалась необходимая и достаточная информация (в описательной и наглядной форме) об ориентировочной основе разучиваемых технических приемов, включающая знания о двигательной задаче, фазовом составе двигательного действия и основных опорных точках, на которых должны были сосредотачивать свое внимание обучаемые при выполнении упражнений [4].

Для формирования у будущих учителей физической культуры двигательного компонента ориентировочной основы разучиваемых двигательных действий были разработаны имитационные и подводящие упражнения [3], определены методы и методические

приемы их применения в обучении технике гиревых упражнений [5], [8].

Для того чтобы будущие учителя физической культуры могли правильно применять в своей предстоящей профессиональной деятельности необходимый понятийный аппарат, была уточнена терминология гиревого спорта [12].

Для оценки качества усвоения практических умений и навыков выполнения гиревых упражнений (гиревого двоеборья и толчка по длинному циклу) нами были определены критерии их оценивания в очках по правилам соревнований [10].

Наряду с этим были разработаны тестовые задания для оценки качества усвоения теоретических знаний по дисциплине «Гиревой спорт». Приведенные выше учебнометодические материалы были представлены в разработанных нами учебных пособиях по гиревому спорту [3], [7], [11].

Включение в учебные планы профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры учебной дисциплины «Гиревой спорт» и использование учебнометодических материалов по гиревому спорту рассматриваются нами как педагогические условия формирования готовности будущих учителей физической культуры к применению гиревого спорта в физическом воспитании школьников. Для обоснования эффективности их реализации в педагогической практике была осуществлена их практическая апробация в процессе обучения студентов факультета физической культуры ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.

Результаты исследований и их обсуждение. В формирующем педагогическом эксперименте, который проводился с сентября 2008 по июнь 2010 г., приняли участие 82 студента вторых курсов факультета физической культуры ЧГПУ им. И. Я. Яковлева: 40 студентов в 2008/09 учебном году и 42 студента - в 2009/10 учебном году. Студенты изучали дисциплину «Гиревой спорт» с применением разработанных нами и приведенных выше учебно-методических материалов.

После завершения эксперимента оценивалась готовность студентов к применению упражнений с гирями для решения задач физического воспитания школьников. Каждый студент получал задание провести с группой студентов своей учебной группы основную часть урока, направленную на обучение определенному элементу техники гиревых упражнений.

Оценивались умения:

- создавать с помощью рассказа точное и полное представление у обучаемых о способе выполнения разучиваемого элемента техники гиревого спорта;

- показывать его правильно, без существенных двигательных ошибок;

- подбирать подводящие упражнения для формирования двигательных представлений о способе его выполнения;

- организовать учебно-тренировочную деятельность обучаемых по практическому разучиванию элемента техники гиревого спорта;

- оценивать качество усвоения обучаемыми знаний техники гиревого спорта;

- оценивать качество практического овладения обучаемыми способом выполнения элементов техники гиревого спорта.

Оценивание каждого умения проводилось по 5-балльной шкале:

• 5 баллов - умение сформировано;

• 4 балла - наблюдаются отдельные несущественные недостатки в практической реализации действий, связанных с оцениваемым умением;

• 3 балла - наблюдаются существенные недостатки в практической реализации действий, связанных с оцениваемым умением, затрудняющих решение обучаемым двигательной задачи;

• 2 балла - наблюдаются существенные недостатки в практической реализации действий, связанных с оцениваемым умением, делающих невозможным решение обучаемым двигательной задачи;

• 1 балл - умение не сформировано.

Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что большинство студентов факультета физической культуры после изучения дисциплины «Гиревой спорт» были готовы к применению гиревых упражнений для решения задач физического воспитания школьников: средняя оценка умений у 27 студентов (33,2 %) была выше 4,5 баллов (высокий уровень готовности), каждый второй студент (41 % студента) отличался средним уровнем готовности (оценка от 4,0 до 4,5 балла) и только у 14 студентов (16,8 %) наблюдался уровень готовности ниже среднего.

Резюме. Обобщая результаты формирующего педагогического эксперимента, можно сделать заключение о высокой эффективности формирования готовности студентов факультетов физической культуры к применению гиревых упражнений в физическом воспитании школьников на основе разработанных нами учебно-методических материалов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Симень, В. П. Совершенствование техники рывка в гиревом двоеборье / В. П. Симень // Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2000. - Вып. 7. - С. 93-94.

2. Симень, В. П. Совершенствование техники толчка двух гирь от груди по длинному циклу /

B. П. Симень // Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002. - Вып. 11. - С. 275-278.

3. Симень, В. П. Гиревой спорт и методика его преподавания : учеб. пособие / В. П. Симень. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002. - 107 с.

4. Симень, В. П. Повышение эффективности обучения технике соревновательных упражнений в гиревом спорте / В. П. Симень // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. - 2003. - № 2 (36). - С. 147-154.

5. Симень, В. П. Развитие специальной (скоростно-силовой) выносливости гиревика методом вариативного воздействия утяжеленных и облегченных сопротивлений / В. П. Симень // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. - 2003. - № 2. -

C. 119-123.

6. Симень, В. П. Пути повышения эффективности технической подготовки гиревика : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. П. Симень. - Чебоксары, 2004. - 22 с.

7. Симень, В. П. Техническая подготовка спортсменов-гиревиков : учеб. пособие / В. П. Симень. -Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2005. - 121 с.

8. Симень, В. П. О целесообразности применения различных методических приемов в тренировке спортсменов-гиревиков / В. П. Симень // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. - 2006. -№ 4 (51). - С. 74-78.

9. Симень, В. П. Гиревой спорт и методика его преподавания : учеб. программа / В. П. Симень. - Че-

боксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. - 16 с.

10. Симень, В. П. Гиревой спорт : учеб.-метод. комплекс по дисциплине / В. П. Симень. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 36 с.

11. Симень, В. П. Гиревой спорт : учеб. пособие / В. П. Симень. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 243 с.

12. Симень, В. П. Терминология современного гиревого спорта / В. П. Симень // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : материалы междунар. науч.-практ. конф. ; под ред. Г. Л. Драндрова. -Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - С. 205-208.

13. Симень, В. П. Педагогические условия эффективности применения гиревого спорта в физическом

воспитании учащихся среднего школьного возраста / В. П. Симень, А. Л. Атласкин // Вестник Чуваш. гос.

пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 3 (67). Т. 2. - С. 195-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.