УДК 378 ББК 74.5
Алтухова Мария Александровна
acnnpaHT кaфeдpa педагогики Уральский государственный университет физической культуры
г. Челябинск Altukhova Mariya Aleksandrovna post-graduate student of Department of Pedagogics Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk mat-inf_uralgufk @mail .ru
Повышение эффективности развития познавательной активности
студентов вуза
Improving of the efficiency of student's cognitive activity development
В статье рассматривается проблема развития познавательной активности студентов в образовательном процессе спортивного вуза на основе формирования информационных компетенций. Повышение эффективности достигается за счет подбора активных методов обучения на основе анализа степени выраженности структурных компонентов познавательной активности и мотивации обучающихся.
The article describes the problem of student's cognitive activity development in the educational process of the sports university on the base of informational competencies forming. Increased efficiency is achieved by matching active learning methods based on the analysis of the severity of cognitive activity and learning motivation structural components.
Ключевые слова: познавательная активность студентов, учебная мотивация, информационные компетенции.
Key words: student's cognitive activity, learning motivation, informational competencies.
В условиях современной высшей школы качество подготовки выпускников во многом определяется степенью сформированное™ субъектного отношения студентов к процессу обучения и, как следствие, уровнем развития их познавательной активности. В нашей работе познавательная активность рассматривается применительно к формированию информационных компетенций в процессе обучения информатике студентов вуза физической культуры.
Опираясь на концепции ведущих ученых, занимавшихся данной проблемой [4; 5; 10; 11], под познавательной активностью мы понимаем интегративное личностное образование, определяющее качественные характеристики познавательной деятельности обучающихся. В структуре познавательной активности выделяются мотивационный, ценностный, волевой, оценочный и операциональный блоки. Важной особенностью данного образования выступает его динамичность: компонентный состав познавательной активности в процессе ее развития претерпевает количественные и качественные изменения.
На этапе теоретической проработки исследуемой проблемы нами была разработана структурная модель познавательной активности студента, отражающая динамику ее развития [2]. В модели выделяются три уровня: ситуационный, системный и творческий.
Для ситуационного уровня характерно преобладание неосознаваемых мотивов учения (ситуационный познавательный интерес, положительный эмоциональный настрой); слабое развитие операционального компонента, проявляющегося в способности выполнять основные учебные действия, но недостаточной сформированности информационных компетенций; слабое проявление волевого компонента и неспособность обучаемого к адекватной самооценке своих знаний и умений. Переход на системный уровень сопровождается развитием мотивационного компонента и дополнением его структуры спектром осознаваемых мотивов учения, усилением роли волевого и оценочного компонентов, совершенствования операционального компонента за счет приобретения пороговых компетенций в изучаемой области. Для творческого уровня развития познавательной активности свойственно проявление ценностного отношения к учению, познавательной самостоятельности, понимание необходимости повышения своего уровня компетентности.
Особый интерес представляет развитие познавательной активности студентов в соотнесении с изучением информационных дисциплин. В основе операционального компонента познавательной активности лежат
информационные компетенции, под которыми в наиболее широком смысле понимается общее владение навыками деятельности по отношению к информации. В более узком смысле можно говорить о предметных информационных компетенциях, заключающихся во владении знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий. Формирование этих компетенций в учебном процессе вуза происходит в процессе изучения информатики.
Специфичной проблемой для вуза физической культуры является низкий наблюдаемый уровень информационных компетенций у студентов и отсутствие заинтересованности в его повышении в виду недостаточного осознания значимости данных компетенций в дальнейшей профессиональной деятельности.
Поиск путей повышения эффективности развития познавательной активности студентов начинается с диагностического обследования с целью определения текущего уровня ее проявления. Результаты проведенного нами констатирующего эксперимента среди студентов первого курса, подробно изложенные в рамках отдельной публикации [1], указывают на преобладание низкого (ситуационного) уровня развития познавательной активности по отношению к изучению информатики, что проявляется в виде:
1. недостаточной сформированное™ информационных компетенций у студентов при завышенной самооценке своих возможностей;
2. прикладного характера познавательного интереса, проявляемого ситуационно, в основном, по отношению к изучению наиболее простых тем компьютерного практикума;
3. нежелания прилагать усилия для освоения субъективно-сложного материала;
4. отсутствия мотивации к системному освоению информационных дисциплин в виду недопонимания важности их роли в дальнейшей профессиональной деятельности.
Основными структурными компонентами познавательной активности ситуационного уровня, педагогическое воздействие на которые в данных условиях имеет первостепенное значение, являются мотивационный и операциональный. Для перехода на более высокий уровень развития познавательной активности необходимо спровоцировать у обучаемых формирование положительного отношения к предмету, углубление познавательного интереса, развитие сознательной мотивации к обучению, а так же формирование пороговых информационных компетенций.
Формирование положительного отношения к предмету тесно взаимосвязано с методами углубления познавательного интереса, к которым традиционно относят [6]:
1. приемы создания ситуаций занимательности;
2. повышение стимулирующего влияния содержания обучения за счет создания ситуаций новизны и актуальности;
3. дидактические игры, задания в игровой форме, активизирующие память, мышление, внимание, воображение;
4. создание ситуаций успеха и благоприятной морально-психологической атмосферы, способствующей снижению чувства неуверенности, боязни;
5. приемы эмоционально-интеллектуального стимулирования, направленные на побуждение познавательного интереса учащихся через их эмоции.
Поскольку развитие сознательной мотивации на данном этапе имеет решающее значение, нами было предпринято дополнительное исследование структуры учебной мотивации студентов по методике А. А. Реана и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой [3]. В результате был получен усредненный мотивационный профиль студента, в котором выстроены по степени важности для испытуемых основные группы мотивов учения (рисунок 1). Степень важности определена по пятибалльной шкале оценок
субъективной значимости утверждений, характерных для проявления соответствующей группы мотивов. На основе анализа мотивационного профиля осуществляется подбор методов и приемов активизации обучения.
Избегание неудачи
Творческая самореализация Пглогтмм/
1 1 ИЖ Социальные - \У 1 1 /Л П1 1 ПЛ1111ПОТЛП 1 и 1 1Л
у чеоно-познавател ьные 1/л» 11П/ N111/01 ■ 1А Г»и и 1_ Ю
|\иММу НИгчаЦИиНпЫс ПпПгЬоГГЫПи 9nL.UL.IO
1 1рифсиииипа] 1 ЬпЫс
2,5 3 3,5 4 4,5 е
Рисунок 1. Основные группы мотивов в структуре учеб-) студента -юй мотивации
Преобладающий характер профессиональных мотивов объясняет недостаточный уровень проявления познавательной активности студентов при изучении непрофильных дисциплин, к числу которых в спортивном вузе относится информатика, и указывает на необходимость актуализации межпредметных связей с дисциплинами профессионального цикла.
Следующие четыре группы мотивов выражены примерно одинаково. Наиболее значимым в этом блоке является коммуникационный мотив, что создает благоприятные условия для использования в учебном процессе интерактивных технологий. В учебном пособии под редакцией Т. С. Паниной интерактивное обучение определяется как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, обмена информацией, оценивания действий коллег и своего собственного поведения, погружения в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [6]. Часто интерактивное обучение упоминается в связи с использованием информационных технологий, ресурсов Интернета, электронных учебников и справочников, дистанционным образованием, работой в режиме он-лайн [7].
На третьем месте в мотивационном профиле студента стоят учебно-
познавательные мотивы, однако, как показывает наше поисковое исследование, у обследуемых преобладает прикладной характер интереса и констатируется существенное его снижение по отношению к теоретическим разделам дисциплины. Таким образом, проще всего при обучении информатике заинтересовать студента практическими занятиями с использованием компьютеров. Для подкрепления связи теоретических тем с практическими может использоваться разработка заданий поискового характера. В целях поддержания интереса и перевода его на системный уровень могут быть применены элементы проблемного обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки [9].
Социальный мотив и мотив престижа, занимающие в структуре мотивации учения, соответственно, четвертое и пятое места, судя по баллам, проявляются в умеренной степени. Для стимулирования этих видов мотивации хорошо работают организационные меры, направленные на повышение статуса, наличие каких-либо льгот для наиболее успешных студентов, введение соревновательного момента. Тем не менее, наш педагогический опыт свидетельствует об ограниченной действенности организационных методов по сравнению с методами активного обучения.
Несмотря на очевидную эффективность активных методов существуют определенные проблемы их применения в учебном процессе спортивного вуза. Положительный эффект от использования вышеупомянутых методов может быть достигнут только после наработки необходимой знаниевой и технологической базы. Для успешного решения контекстных и проблемных задач студент должен быть знаком с компьютерными технологиями, используемыми в сфере будущей профессиональной деятельности. Большинство форм интерактивных занятий, семинары, игры, дискуссии также предполагают наличие базовой теоретической подготовки [6]. Однако же
диагностическое обследование студентов, поступающих в университет физической культуры, показывает, что большинство из них не владеют информационными компетенциями даже на пороговом уровне.
Недостаточная информационная компетентность студентов является одной из основных причин низкой выраженности мотива творческой самореализации в области информационных технологий. Этот показатель согласуется с данными наблюдений за работой студентов на занятиях, свидетельствующими о преобладании копирующе-воспроизводящего типа деятельности. Наиболее успешно обучаемые справляются с выполнением типовых заданий с подробной пошаговой инструкцией. Выполнение заданий поискового характера вызывает у студентов неуверенность, затруднения и ведет к резкому снижению интереса. Путями повышения уверенности является постепенное развитие операционального компонента познавательной активности, оснащение студента необходимыми знаниями и способами действий.
Учитывая низкий уровень базовой подготовки студентов, приступающих к изучению информатики, эффективной стратегией обучения будет выдача учебной информации небольшими порциями, начиная с наиболее простых и интересных тем с постепенным переходом к более сложному материалу, в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий. Успешное выполнение простых заданий и прохождение контрольных точек будет способствовать положительному эмоциональному подкреплению опыта деятельности и возникновению уверенности в своих силах. При этом оказывается весьма полезным предоставление возможности студентам работать в своем индивидуальном темпе. Наиболее перспективным для решения поставленных задач нам видится использование элементов технологии программированного обучения, основные принципы которой как раз и заключаются в изучении учебного материала небольшими дозами; получении обучаемым разъяснений и указаний, позволяющих ему усвоить каждую дозу учебного материала; включении заданий, контролирующих правильность
усвоения; возможности формирования индивидуальной стратегии обучения в зависимости от показываемого студентом результата. Реализация метода возможна как с помощью применения специальных машинных программ, так и с использованием печатных программированных пособий [8]. Неоспоримым преимуществом программированного обучения является то, что это один из немногих методов развития познавательной активности, для которого базовые информационные компетенции обучаемых являются не необходимым исходным условием, а закономерным результатом.
Подводя итог, обозначим основные пути повышения эффективности развития познавательной активности студентов в процессе формирования информационных компетенций:
1. изучение уровня проявления познавательной активности в соотнесении со структурной моделью позволяет выявить основные компоненты, за счет развития которых возможен переход познавательной активности на новый уровень: мотивационный и операциональный;
2. выбор методов обучения, активизирующих познавательную деятельность студента осуществляется с опорой на исследование мотивационного профиля и выраженность отдельных групп мотивов;
3. формирование пороговых информационных компетенций, составляющих основу операционального компонента познавательной активности и необходимую базу для применения большинства методов активного обучения, выполняется на основе технологии программированного обучения.
Библиографический список
1. Алтухова, М. А. Исследование уровня сформированное™ познавательной активности студентов первого курса, приступающих к изучению информатики / М. А. Алтухова // Педагогическая наука и образование: тематический сб. науч. тр. Вып. 12 / отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск : Уральский государственный университет физической культуры, 2012. - С. 14-24.
2. Алтухова, М. А. Структурная модель познавательной активности в контексте ее развития / М. А. Алтухова // Педагогическая наука и образование: тематический сб. науч. тр. Вып. 13 / отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск : Уральский государственный университет физической культуры, 2013. - С. 30-36.
3. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : монография / Н. Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ, 2004. - 289 с.
4. Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 517.
5. Найн А. Я. Интеграция высшего профессионального образования в сфере физической культуры : монография / отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск : ЧелГНОЦ УрО РАО, 2008. - 380 с.
6. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
8. Попов, В. В. Программирование учебно-исследовательской деятельности студентов на основе элементов системного подхода [Текст] : автореф дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Ставрополь, 2003. - 17 с.
9. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. Г. Панова, 1993 [Электронный ресурс]. - URL: http://didacts.ru/dictionary/1041.
10. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. - М. : Педагогика, 1992. - 209 с.
11. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1979. - 160 с.
Bibliography
1. Altukhova, M. A. Structural model of cognitive activity in a context of its development /М. A. Altukhova // Pedagogical science and education: thematic coll. of sc. works. Rel. 13 / editorin-chief A.Ya. Nayn. - Chelyabinsk: Ural state university of physical culture, 2013. - P. 30-36.
2. Altukhova, M. A. Research of cognitive activity formation level of the first-year students starting studying of informatics / M. A. Altukhova // Pedagogical science and education: thematic coll. of sc. works. Rel. 12 / editor-in-chief. A.Ya. Nayn. - Chelyabinsk: Ural state university of physical culture, 2012. - P. 14-24.
3. Badmaeva, N.Ts. The influence of motivational factors on brain development : monography / N.Ts. Badmaeva. - Ulan-Ude, 2004. - 289 p.
4. Matyushkin, A. M. Psychological structure, dynamics and development of cognitive activity / A. M. Matyushkin // Questions of psychology. - 1982. - № 4. - P. 5-17.
5. Nayn, A. Ya. Pedagogical bases of reflexive management of professional educational institution: monogr. / A. Ya. Nayn. - Chelyabinsk: Ural academy, 2012. - 392 p.
6. Panina, T. S. Modern ways of enhancing of the learning : Textbook for students / T. S. Panina, L. N. Vavilova; ed. by T. S. Panina. - M. : Publishing center "Academy", 2006. - 176 p.
7. Pedagogical dictionary / Ed. by B. M. Bim-Bad. - M. : Great Russian encyclopedia, 2002.
- 528 p.
8. Popov, V. C. Programming of educational and research activity of students on the basis of the elements of a systems approach [Text] : abst. dis. ... cand. ped. sc. : 13.00.08 : Stavropol, 2003.
- 17 p.
9. Russian pedagogical encyclopedia / Ed. by C. G. Panova, 1993 [Electronic resource]. -Access mode : http://didacts.ru/dictionary/1041
10. Shamova, Т. I. Activization of school students training / Т. I. Shamova. - Moscow: Pedagogics, 1992. - 209 p.
11. Shchukina, G. I. Activization of pupils cognitive activity in educational process / G. I. Shchukina. - Moscow: Enlightment, 1979. - 160 p.