Научная статья на тему 'Особенности активизации познавательной деятельности студентов в условиях интерактивного обучения'

Особенности активизации познавательной деятельности студентов в условиях интерактивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE LEARNING / COGNITIVE ACTIVITY / ACTIVATION OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П. Д., Нурмагомедова М. Н.

В данной статье обосновывается актуальность проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся; дана содержательная характеристика вопросов повышения мотивации и интереса в условиях современного учебно-воспитательного процесса. В статье рассматриваются возможности интерактивного обучения в активизации познавательной деятельности студенческой молодежи, в привитии им навыков логического мышления, критического анализа проблемных ситуаций, направленных на формирование творческого осмысления изучаемого материала. Авторы делают вывод о том, что успешность решения проблемы развития познавательной активности во многом определяется позицией преподавателя, его умением применять в процессе обучения интерактивные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STIMULATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN CONDITIONS OF INTERACTIVE LEARNING

The article substantiates the urgency of a problem of activation of cognitive activity of students and reveals the content characteristics of motivation and interest in conditions of the modern educational process. The article discusses possibilities of online learning in enhancing cognitive activity of students, the inculcation of the skills of logical thinking, critical analysis of problem situations, directed on formation of creative thinking of the teaching material. The authors conclude that the success of solving the problem of development of cognitive activity is largely determined by the position of the teacher, his ability to introduce interactive technologies into the process of learning. Interactive methods are based on the principles of interaction, activity of learners, support group experiences, obligatory feedback.

Текст научной работы на тему «Особенности активизации познавательной деятельности студентов в условиях интерактивного обучения»

ловой театр», психо- и социодрамы. В практике применения имитационных игр на занятиях воссоздаются ситуации из будущей профессиональной деятельности.

Операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики работы с текстом, статьи, рецензии, решения ситуационных задач. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Практический опыт применения ролевых игр показывает, что при этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель ситуации; между участниками распределяются роли с обязательным содержанием.

Методика применения игровой технологии, именуемой «деловой театр» предполагает инсценирование поведения человека в определённой обстановке. При этом участник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ того или иного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - совершенствовать умение ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. При использовании этого метода составляется сценарий, где описываются конкретные ситуации, функции и обязанности действующих лиц, их задачи [4; 5].

Отметим, что в отличие от традиционных методов обучения, деловая игра обладает определенными возможностями,

Библиографический список

характеризующими её как метод активного и интерактивного обучения.

- моделируемые профессиональные отношения обеспечивают неизбежность вовлечения студентов в имитируемую профессиональную среду. Являясь субъектом профессиональных отношений, он приобретает необходимые навыки и умения правильного выполнения своих функций, что способствует интенсивному профессиональному развитию;

- эмоционально-творческий поисковый характер деятельности участников служит дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) профессионального мышления, выражающегося в способности к анализу различных ситуаций, постановке, решению и доказательству (обоснованию) субъективно новых для них задач; развивает умение эффективно взаимодействовать с субъектами образовательного процесса.

- деловая игра раскрывает личностный потенциал студента: он может оценить свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками.

Реальность проигрывания ситуаций, механизм совместной деятельности и системы общения и отношений приближают метод деловых игр к условиям будущей профессиональной деятельности.

Деловая игра как метод включает в себя другие формы активного обучения. Например, в процессе ее подготовки и обсуждения результатов используются методы дискуссии, анализа конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбора почты, решения профессиональных задач и др.

Тем самым, на основе игровых методов синтезируются разнообразные методы обучения, и при этом эффект обучения студентов от использования названных приемов в комплексе с игровыми средствами значительно повышается.

1. Абдуразакова Д.М., Бускаева Л.М. Возможности интерактивных методов в активизации познавательной деятельности учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 101 - 103.

2. Абдуразакова Д.М., Мамаева В.А. Подготовка будущего учителя к инновационной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2015; 4 (53): 168 - 170.

3. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании: учебное пособие для студентов вуза и учителей-правоведов. Москва: 2011.

4. Кашлев С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Москва, 2011.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2009.

References

1. Abdurazakova D.M., Buskaeva L.M. Vozmozhnosti interaktivnyh metodov v aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 101 - 103.

2. Abdurazakova D.M., Mamaeva V.A. Podgotovka buduschego uchitelya k innovacionnoj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 4 (53): 168 - 170.

3. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody obucheniya v pravovom obrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov vuza i uchitelej-pravovedov. Moskva: 2011.

4. Kashlev S. Interaktivnye metody obucheniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2011.

5. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2009.

Статья поступила в редакцию 10.02.16

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]

Nurmagomedova M.N., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]

FEATURES OF STIMULATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN CONDITIONS OF INTERACTIVE LEARNING.

The article substantiates the urgency of a problem of activation of cognitive activity of students and reveals the content characteristics of motivation and interest in conditions of the modern educational process. The article discusses possibilities of online learning in enhancing cognitive activity of students, the inculcation of the skills of logical thinking, critical analysis of problem situations, directed on formation of creative thinking of the teaching material. The authors conclude that the success of solving the problem of development of cognitive activity is largely determined by the position of the teacher, his ability to introduce interactive technologies into the process of learning. Interactive methods are based on the principles of interaction, activity of learners, support group experiences, obligatory feedback.

Key words: interactive learning, cognitive activity, activation of learning.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

М.Н. Нурмагомедова, магистр, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

Е-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

В данной статье обосновывается актуальность проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся; дана содержательная характеристика вопросов повышения мотивации и интереса в условиях современного учебно-воспитательного процесса. В статье рассматриваются возможности интерактивного обучения в активизации познавательной деятельности студенческой молодежи, в привитии им навыков логического мышления, критического анализа проблемных ситуаций, направленных на формирование творческого осмысления изучаемого материала. Авторы делают вывод о том, что успешность решения проблемы развития познавательной активности во многом определяется позицией преподавателя, его умением применять в процессе обучения интерактивные технологии.

Ключевые слова: интерактивное обучение, познавательная активность, активизация обучения.

Сегодня перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все обучающиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Происходящие преобразования в системе высшего образования обусловлены движением в сторону инновационной личностно-развивающей парадигмы образования, необходимостью использования интеллектуально-творческого потенциала человека для созидательной деятельности во всех сферах жизни.

Одним из важнейших элементов комплексного преобразования сферы высшего образования является переход на двухуровневую систему обучения. Проведённый анализ федеральных государственных образовательных стандартов, нормативно-правовых документов показал, что такой переход системы образования влечет за собой и изменения в требованиях к образовательному процессу. К таким изменениям можно отнести требования к использованию в процессе обучения студентов интерактивных методов обучения. В ФГОС ВПО отмечается, что удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется ООП бакалавриата и должен составлять не менее 20% аудиторных занятий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяемый ООП магистратуры должен составлять не менее 40 % аудиторных занятий.

Внедрение интерактивных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе.

На сегодняшний день для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать огромною базу знаний в аудитории, заполненной жаждущими познания обучающимися. И хотя новые взгляды на обучение не принимаются многими преподавателями, нельзя игнорировать данные многих исследований, подтверждающих, что использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов, то есть, обучающиеся легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс.

В связи с вышеизложенным следует отметить что, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных технологий. В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых обучающиеся идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных технологий обучения, организуется с учётом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. В целом, интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. В процессе реализации данных методов создается образовательная среда, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Такой ракурс проблемы активности личности не всегда находит отражение в реальной образовательной практике. До сих пор высшая школа ориентирована на информативный тип обучения, а не на вооружение учащихся способами активной познаватель-

ной деятельности. Нередко и сами педагоги испытывают дефицит знаний в области теории и методики организации процесса развития познавательной активности обучающихся. Иначе говоря, налицо ряд объективных противоречий:

- между качественно новым характером значимости личностных особенностей студентов и отсутствием их учёта при построении образовательного процесса в вузе;

- между ориентацией общества на активную в познавательном отношении личность и реально существующим положением в образовательном пространстве высшей школы;

- между необходимостью развития познавательной активности студентов и недостаточной разработанностью действенного механизма в системе высшей школы.

В современной теории и практике накоплен некоторый опыт разрешения названных противоречий.

Для того чтобы правильно организовать процесс познавательной активности студентов, необходимо выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей личности. Анализ психолого-педагогической литературы [1; 2; 3] и практического опыта показывают, что современное общество ставит перед учебными заведениями различного типа цель не только получения знаний, формирование умений и навыков, но и развитие познавательной активности студентов. Деятельность по преобразованию российских учебных заведений в саморегулирующую систему наталкивается, помимо прочих, на трудности, связанные с очень слабой подготовленностью подавляющего большинства студентов к обучению в новых условиях. Это положение определило огромный спрос нового типа студента - активного и самостоятельного студен-

В процессе организации занятий на базе Дагестанского государственного педагогического университета на кафедре теории и методики обучения праву был накоплен опыт применения интерактивных лекций. Прежде всего, отметим:

• использование презентаций, сделанных в программе Power Point;

• использование электронного текста лекций в виде документа текстового редактора Word;

• использование на лекциях учебных видеофильмов;

• использование интерактивных лекций, созданных с помощью HTML, CSS и JavaScript, которые позволяют студентам активно включаться в процесс чтения лекций и выбирать то или иное продолжение излагаемого на лекции примера;

• использование на лекции компьютерных программ, которые проигрывают уже готовые аудио и видеофайлы.

Так же активно на занятиях, особенно со студентами магистратуры, которые сами в скором будущем станут преподавателями, используются интерактивные методы на семинарских и практических занятиях: организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Таким образом, познавательная активность выступает как условие формирования у студентов потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний. Перед современным преподавателем стоит задача развивать у студентов познавательную активность, которая также предполагает учебно-операциональную, проектировочную и организаторскую самостоятельность. Преподаватель старается максимально приблизить студентов к самоуправлению собственной познавательной деятельностью для самостоятельного продвижения в знаниях и, в то же время, должен сам организовывать учебно-познавательный процесс и управлять им. Мы считаем, что успешность реше-

ния проблемы развития познавательной активности во многом определяется позицией преподавателя, его умением применять в процессе обучения интерактивные технологии [4; 5].

Тем самым, исследование развития познавательной активности студентов высших учебных заведений является весьма

Библиографический список

актуальным в связи с необходимостью сохранения целостности и непрерывности образования, изменением общественно-экономических условий в нашем обществе, изменением целей, содержания образования, возникновением новых инновационных образовательных учреждений.

1. Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов. Психология обучения. 2010; 12: 53 - 63.

2. Запорожец Е. А. Интерактивные методы профессиональной подготовки студентов - будущих государственных служащих. Высшее образование сегодня. 2010; 4: 76 - 79.

3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. Под редакцией Т.С. Паниной. Москва, 2007.

4. Гаджиева П.Д., Хурдаев Н.А. Креативность как необходимое условие инновационной деятельности педагога. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 105 - 107.

5. Гаджиева П.Д., Хурдаев Н.А. Современные тенденции развития образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 152 - 153.

References

1. Antoni M. A. Interaktivnye metody obucheniya kak potencial lichnostnogo razvitiya studentov. Psihologiya obucheniya. 2010; 12: 53 - 63.

2. Zaporozhec E. A. Interaktivnye metody professional'noj podgotovki studentov - buduschih gosudarstvennyh sluzhaschih. Vysshee obrazovanie segodnya. 2010; 4: 76 - 79.

3. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennye sposoby aktivizacii obucheniya. Pod redakciej T.S. Paninoj. Moskva, 2007.

4. Gadzhieva P.D., Hurdaev N.A. Kreativnost' kak neobhodimoe uslovie innovacionnoj deyatel'nosti pedagoga. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 105 - 107.

5. Gadzhieva P.D., Hurdaev N.A. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 152 - 153.

Статья поступила в редакцию 08.02.16

УДК 378

Gribkova O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),

Е-mail: [email protected]

Ushakova O.B., senior lecturer, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), Е-mail: [email protected]

THE CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF MUSIC EDUCATION IN HIGH SCHOOL. The

article studies conditions of cultural and educational environment in the system of musical education higher education school from the point of view of efficiency of development of creativity and culture, possibilities of existence of students' creativity and achievements, as well as understanding the importance and relevance of the chosen profession, the subsequent social adaptation. In this context a high level of education of a higher education school is considered in its interaction with the society, where the current educational system reveals the quality, level and contents of education and imposes certain requirements for graduates, primarily in terms of their professional competence and employability in professional work.

Key words: professional culture, cultural and educational environment, music education, creative activity, professional skill, creative communication.

О.В. Грибкова, д-р пед. наук, проф. каф. вокала и хорового дирижирования, Московский городской педагогический

университет, г. Москва, Е-mail:[email protected]

О.Б. Ушакова, доц. каф. вокала и хорового дирижирования, Московского городского педагогического университета,

г. Москва, Е-mail:[email protected]

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются условия культурно-образовательной среды в системе музыкального образования высшей школы с точки зрения продуктивности развития творческих начал и культуры личности, возможности проявления учащимися своих творческих способностей и достижений, а также пониманию значимости и востребованности избранной профессии, последующей социальной адаптации. В этом контексте высокий уровень образования высшей школы рассматривается в его взаимодействия с социумом, где сложившаяся образовательная система выявляет качество, уровень и содержание образования и предъявляет определенные требования к выпускникам вузов, в первую очередь, в плане их профессиональной компетенции и востребованности в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная культура, культурно-образовательная среда, музыкальное образование, творческая деятельность, профессиональное мастерство, творческое общение.

Для определения условий организации культурно-образовательной среды в системе музыкального образования необходимо понять, какое образование можно считать продуктивно-качественным, в чём заключаются его характеристики, каким образом можно внести необходимые дополнения в сложившуюся образовательную систему.

Российская система высшего образования имеет свои уникальные признанные в мире достижения. Так, по уровню знаний и репродуктивных навыков выпускников отечественных вузов эффективность отечественного образования не только не уступает зарубежным аналогам, но и нередко превосходит их (исследования Российской академии образования). Процесс реформирования российского образования с самого начала был направлен

как на достижение общемировых стандартов образования, так и на сохранение лучших отечественных традиций.

Современная парадигма образования подразумевает, в первую очередь, развитие творческих начал и культуры личности, способной реализовать свой потенциал в изменяющихся социально-экономических условиях, что служит как интересам самой личности, так и интересам общества (Б.Г. Ананьев, В.П. Зинчен-ко, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман, А.А. Мелик-Пашаев).

Опираясь на анализ педагогической, психологической, социологической литературы, на результаты диссертационных исследований последних лет, а также на собственный педагогический опыт, полагаем, что базой продуктивной культурно-обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.