Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТРЕНАЖЕР / ЭЛЕКТРОННЫЙ ТРЕНАЖЕР / ОБУЧЕНИЕ СТРЕЛЬБЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чочаев Тамерлан Хусейнович, Васильченко Евгений Иванович, Носатый Роман Игоревич

В статье рассматриваются пути повышения эффективности практического обучения на занятиях по огневой подготовке. Отмечается актуальность проблемы качественного обучения слушателей ведомственных вызов. Для повышения качества обучения требуется не только увеличение часов, посвященных огневой подготовке, но и внедрение технических средств, которые помогут выработать у будущего сотрудника нужные рефлексы и получить знания, которые пригодятся ему для защиты правопорядка и сохранения собственной жизни и жизни окружающих. Применение тренажеров активно внедряется в зарубежных странах. За счет тренажеров сотрудники получают необходимые навыки обращения с оружием и стрельбы. Электроника помогает менять задания, обстановку, задавать разнообразные ситуации, которые могут возникать при оперативной работе. Специальные стрелковые тренажеры позволяют добиться от сотрудника высокой эффективности, выработать психологическую устойчивость к стрессовым факторам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чочаев Тамерлан Хусейнович, Васильченко Евгений Иванович, Носатый Роман Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF PRACTICAL TRAINING IN FIRE TRAINING CLASSES

The article discusses ways to improve the effectiveness of practical training in fire training classes. The urgency of the problem of the qualitative learning process for students of departmental schools is noted. To improve the quality of training, it requires not only an increase in the hours devoted to fire training, but also the introduction of technical means that will help develop the necessary reflexes in the future employee and gain knowledge that will be useful to him to protect law and order and preserve his own life and the lives of others. The use of simulators is being actively introduced in foreign countries. Due to the simulators, employees receive the necessary skills in handling weapons and shooting. Electronics helps to change tasks, the situation, set a variety of situations that may arise during operational work. Special shooting simulators allow you to achieve high efficiency from an employee, develop psychological resistance to stressful factors.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_8_154 УДК 378.6

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Чочаев Тамерлан Хусейнович,

преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]

Васильченко Евгений Иванович,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород, Россия

Носатый Роман Игоревич,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, Россия

В статье рассматриваются пути повышения эффективности практического обучения на занятиях по огневой подготовке. Отмечается актуальность проблемы качественного обучения слушателей ведомственных вызов. Для повышения качества обучения требуется не только увеличение часов, посвященных огневой подготовке, но и внедрение технических средств, которые помогут выработать у будущего сотрудника нужные рефлексы и получить знания, которые пригодятся ему для защиты правопорядка и сохранения собственной жизни и жизни окружающих. Применение тренажеров активно внедряется в зарубежных странах. За счет тренажеров сотрудники получают необходимые навыки обращения с оружием и стрельбы. Электроника помогает менять задания, обстановку, задавать разнообразные ситуации, которые могут возникать при оперативной работе. Специальные стрелковые тренажеры позволяют добиться от сотрудника высокой эффективности, выработать психологическую устойчивость к стрессовым факторам.

Ключевые слова: огнестрельное оружие; огневая подготовка; интерактивный тренажер; электронный тренажер; обучение стрельбе.

UDC 378.6

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF PRACTICAL TRAINING

IN FIRE TRAINING CLASSES

Chochaev Tamerlan Huseynovich,

Teacher of the Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]

Vasilchenko Evgeny Ivanovich,

Senior Lecturer of the Department of Fire Training, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia

Nosaty Roman Igorevich,

Senior Lecturer of the Department of Fire Training, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgograd, Russia

Педагогические исследования

The article discusses ways to improve the effectiveness of practical training in fire training classes. The urgency of the problem of the qualitative learning process for students of departmental schools is noted. To improve the quality of training, it requires not only an increase in the hours devoted to fire training, but also the introduction of technical means that will help develop the necessary reflexes in the future employee and gain knowledge that will be useful to him to protect law and order and preserve his own life and the lives of others. The use of simulators is being actively introduced in foreign countries. Due to the simulators, employees receive the necessary skills in handling weapons and shooting. Electronics helps to change tasks, the situation, set a variety of situations that may arise during operational work. Special shooting simulators allow you to achieve high efficiency from an employee, develop psychological resistance to stressful factors.

Keywords: firearms; fire training; interactive simulator; electronic simulator; shooting training.

В программу подготовки слушателей образовательных организаций МВД России входит множество дисциплин, огневая подготовка среди них выделяется как основная и является необходимой для дальнейшей деятельности сотрудников. Обучение развивается, поэтому на данный момент используются не только традиционные методы, но и специальные технические средства, тренажеры, которые позволяют слушателям обучаться огневой подготовке, приобретать необходимые навыки, притом не используя боевого огнестрельного оружия.

Тренажеры помогают не только увеличить количество часов по прохождению огневой подготовки, сэкономить затрачиваемые средства, но и повысить ее качество. Стоит отметить, что реальные условия, в которых сотруднику правоохранительных органов приходится применять оружие, значительно отличаются от учебных. Оперуполномоченный вынужден находиться в опасных и многофакторных условиях, когда ему требуется применить табельное оружие, преступники могут двигаться, нападать, убегать, оказывать вооруженное сопротивление, создавать угрозу жизни сотрудника или третьих лиц.

Положение объектов, транспорта не только каждый раз будет разным, но и может меняться в процессе задержания преступников. Например, припаркованный автомобиль может уехать, кто-то может, наоборот, появиться в зоне досягаемости. Не всегда физические лица, присутствующие на месте задержания, являются преступниками, могут появляться случайные гражданские, которые будут мешать, но при этом к делу отношения не имеют. Могут быть затрудненными или меняться условия видимости, иные обстоятельства [2; 4; 10].

От того, насколько правильно и своевременно сотрудник будет реагировать на все указанные факторы, зависит его жизнь и

здоровье, а также успех противодействия преступникам, интересы, жизнь и здоровье простых граждан, успешность проведения оперативно-розыскных действий. Техническое мастерство каждого сотрудника должно быть развито до автоматизма, в условиях стендов и реальной стрельбы это сделать затруднительно, поэтому применяются специальные тренажеры, которые позволяют заниматься столько, сколько нужно, вырабатывать стрессоустойчивость. Когда действия становятся рефлекторными, сотрудник может тратить ресурсы организма на другие задачи.

Опираясь на данные МВД России, можно сделать вывод о том, что чаще всего применяют оружие не сотрудники уголовного розыска, а ДПС ГИБДД - 34,2 %, участковые уполномоченные - 24,9 %, сотрудники ППС -12,4 %, на оперативные подразделения приходится 8,3 %. При этом подготовка имеет обратные показатели. Лучше всего подготов -лены оперативники и ППС, они смогли сдать нормативы на 83 % и 81 % личного состава, в ГИБДД показатель ниже 79 %, а УУП - 71 %.

Из этого следует, что проблема качественного процесса обучения для слушателей ведомственных вызов играет важную роль. Для повышения качества обучения требуется не только увеличение часов, посвященных огневой подготовке, но и внедрение технических средств, которые помогут выработать у будущего сотрудника нужные рефлексы и получить знания, которые пригодятся ему для защиты правопорядка и сохранения собственной жизни и жизни окружающих [1; 6; 9].

Применение тренажеров активно внедряется в зарубежных странах. Используются не только механические, но и электронные варианты, за счет которых можно создавать условия, приближенные к боевым. Такой вариант подходит не только для обучения сотрудников полиции, но и военных, спецназа

и разведки. За счет тренажеров сотрудники получают необходимые навыки обращения с оружием и стрельбе. Электроника помогает менять задания, обстановку, задавать разнообразные ситуации, которые могут возникать при оперативной работе. Задачи преподавательский состав начинает добавлять только после того, как слушатели успешно сдали первоначальную подготовку и могут уверенно действовать в стандартных условиях.

Специальные стрелковые тренажеры позволяют добиться от сотрудника высокой эффективности, выработать психологическую устойчивость к стрессовым факторам. Для этого внедряют задания, имитирующие экстремальные обстоятельства [3; 7].

При обучении стрельбе сотруднику дается возможность адаптации к стрессовым факторам, различным раздражителям, которые в реальных условиях станут угрожать жизни и здоровью офицера или окружающих людей. Постепенно ситуация развивается, и сотрудник будет вынужден готовиться в темпе реального времени. Он должен научиться оперативно принимать верные решения.

Современные стрелковые тренажеры позволяют модулировать различные ситуации, а также различные виды оружия, повторяя нужные характеристики выстрела: звук, отдачу, попадание пули по мишени. За счет возможности воспроизводить основные характеристики боевого оружия правоохранителям удается быстрее адаптироваться к факторам, с которыми они будут сталкиваться при использовании боевого оружия.

Институты МВД России на данный момент применяют разные виды стрелковых тренажеров, которые делятся на разные группы:

- Оптико-электронные.

- Интерактивные.

- Лазерные.

Оптико-электронные способны обеспечить максимальную схожесть с реальным оружием, обеспечивают схожие ощущения при стрельбе. В России используется несколько таких моделей: МО РФ 1У35М, 1У40 и 9Ф700. Они пригодны не только для проведе -ния обучения, но и дают обратную связь, поэтому можно отслеживать попадания, ошибки, которые делает слушатель, но которые не всегда может заметить даже опытный преподаватель. Прибор регистрирует попадание в определенную точку на цели. Если причина

промаха не будет понятна, то эффективность обучения будет снижаться, не будет возможности правильно скорректировать действия слушателя.

К наиболее распространенным лазерным вариантам относится «Рубин». Он может использоваться со штатным оружием или специальным пистолетом для обучения. В качестве мишени может быть использована бумажная, электронная или светоотражающая цель. При начальной стадии обучения лазерный луч виден слушателю, но по мере развития его навыков луч становится незаметным.

Интерактивные тренажеры - это максимально высокотехнологические устройства, позволяющие обучать стрельбе качественно, так как подготовка проходит внутри заданного видеосюжета, который модулирует реальную ситуацию. Слушатель видит то, что происходит на экране, и может взаимодействовать с сюжетом, как в компьютерной игре. За счет этого можно создать условия, максимально приближенные к реальным, проработать различные ситуации, с которыми сотрудник может столкнуться при исполнении. Это помогает выработать нужные навыки, умение противостоять стрессу. Наиболее интересными являются тренажеры импортного производства, такие как английский ULTIMA WEAPON TREINING SISTEM или израильские RANGE-2000 (RANGE2000/ LITE), MEST и FATS (CST 200).

Системы позволяют использовать комплексный подход к обучению, позволяют обучать сразу несколько слушателей, повторяют параметры боевого оружия, создавая высокую степень реалистичности ситуации. Сотрудник может ощутить вес пистолета, звук выстрела, отдачу. Анализ качества обучения показывает, что с применением интерактивных тренажеров его показатель значительно возрастает. Кроме этого, появляется возможность контроля действий обучающегося, работа над его ошибками. Все это отслеживает электроника, поэтому удается зафиксировать все ошибки, даже те, которые могут ускользнуть от внимательного взгляда преподавателя.

Интерактивные тиры также позволяют выбирать разные упражнения, отслеживать их эффективность, исключать ошибки во время обучения. Tакая методика по сравнению

Педагогические исследования

с привычной, где используются реальные боеприпасы, имеет ряд преимуществ. При традиционном подходе информативность тренировок сводится к попаданию в мишень в условиях стенда или движущуюся, но такой способ не позволяет отработать различные ситуации и сформировать стрессоусточи-вость у будущего сотрудника МВД.

Электронные и интерактивные тренажеры не только позволяют сделать подготовку качественной, но и делают ее более интересной. Обратная связь лучше и эффективнее, слушатель может сам заметить свои ошибки, происходящие в момент выстрела. Кроме этого, он способен отработать стрельбы при различных условиях, что облегчит его работу в будущем. Слушатели научатся принимать решения быстро, верно, действовать в неожиданных ситуациях.

Инструктор может создавать любой сюжет, управлять ситуацией в процессе обучения, постепенно повышать уровень сложности задач, имитировать задержку выстрела. Кроме этого, оператор может управлять ответным огнем, если проводится учебный бой. Степень поражения участников меняется в зависимости от того, какое ранение получено.

Стрелковые тренажеры позволяют отработать разнообразные навыки без вреда здоровью, траты боеприпасов, при этом сделать процесс обучения увлекательным. Однако такой подход имеет и ряд недостатков, таких как низкая пропускная способность, отсутствие возможности проводить групповые занятия на начальном этапе подготовки. Для того чтобы пользоваться такими тренажерами, требуется специальное обучение для инструктора. Кроме этого, инструктор может работать только с одним слушателем,

остальным приходится ждать своей очереди.

Если пространство и ресурсы ограничены, эти факторы играют первостепенную роль. Чтобы решить проблему с указанными недостатками, необходимо расширение материально-технической базы институтов МВД, также важно заниматься подготовкой преподавательского состава. Например, рассматривая применение оптико-электронного тренажера «СКАТТ» на практике, особенно на первоначальном этапе обучения слушателей, можно сделать вывод о том, что он:

- обеспечивает высокую безопасность при тренировках с оружием;

- дает возможность отработать разнообразные элементы стрельбы;

- обеспечивает формирование психологической устойчивости на раздражители;

- обучает навыкам обращения с боевым оружием;

- не требует много пространства для установки;

- оптимизирует затраты на приобретение боеприпасов и обслуживание оружия;

- позволяет получить необходимые навыки стрельбы [5; 7; 8].

Для образовательных учреждений МВД России использование специальных тренажеров для обучения слушателей актуально, востребовано, позволяет решить множество проблем и задач, а также повысить качество подготовки сотрудников. Применение рассмотренных интерактивных тренажеров, а также изыскание их других видов и их внедрение в систему обучения необходимо, так как позволит значительно повысить уровень подготовки будущих и действующих сотрудников правоохранительных органов.

Список литературы _

1. Абидов Р. Р. Проблемы правового регулирования огневой подготовки сотрудников полиции // Журнал прикладных исследований. 2021. № 5-1. С. 96-99.

2. Архипов С. Н. Методические принципы и методы использования технических средств на занятиях по огневой подготовке // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 2(5). С. 191-195.

3. Гедгафов М. М. Формирование профессиональной готовности у сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия // Журнал прикладных исследований. 2022. № 4-1. С. 89-93.

4. Гедугошев Р. Р. Совершенствование навыков по владению огнестрельным оружием сотрудниками ОВД // Евразийский юридический журнал. 2018. № 1 (116). С. 324-325.

5. Жамборов А. А. Некоторые вопросы совершенствования огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел // Евразийский юридический журнал. 2019. № 1(128). С. 334-336.

6. Кожин Д. А. Современные методики обучения сотрудников полиции прицельной стрельбе из боевого оружия // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2019. № 19-1. С. 143-144.

7. Никишкин А. В. Пайметова В. А. Актуальные вопросы огневой подготовки, состояние, перспективы совершенствования, методика обучения // Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально-прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел : материалы международной научно-практической конференции / сост.: В. В. Горбатов, С. А. Горелов, О. В. Григорьева. 2020. С. 291-294.

8. Рязанов О. Е., Чернов С. А., Курицын А. В. Некоторые актуальные аспекты способов совершенствования оружия и приемам обращения с ним в практической деятельности сотрудников полиции // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. 2018. № 12. С. 207-211.

9. Файрушин Т. А. Современные методики обучения огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник материалов всероссийского круглого стола. 2017. С. 216-218.

10. Черкесов А. Ю. Огневая подготовка сотрудников полиции, как часть служебно-боевой подготовки // Инно -вации в науке и практике : сборник трудов по материалам VI Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. Уфа, 2021. С. 104-109.

References _

1. Abidov R. R. Problems of legal regulation of fire training of police officers. Journal of Applied Research. 2021. No. 5-1. Pp. 96-99.

2. Arkhipov S. N. Methodological principles and methods of using technical means in fire training classes. Bulletin of the Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 2(5). Pp. 191-195.

3. Gedgafov M. M. Formation of professional readiness among police officers for the lawful use of firearms. Journal of Applied Research. 2022. No. 4-1. Pp. 89-93.

4. Gedugoshev R. R. Improving skills in the possession of firearms by police officers. Eurasian Legal Journal. 2018. No. 1 (116). Pp. 324-325.

5. Zhamborov A. A. Some issues of improving the fire training of employees of internal affairs bodies. Eurasian Legal Journal. 2019. No. 1(128). Pp. 334-336.

6. Kozhin D. A. Modern methods of training police officers in targeted shooting from military weapons. Actual problems of combating crimes and other offenses. 2019. No. 19-1. Pp. 143-144.

7. Nikishkin A.V. Paimetova V. A. Actual issues of fire training, state, prospects for improvement, teaching methods. Topical issues of improving tactical-special, fire and professionally applied physical training in the modern context of practical training of law enforcement officers: materials of the international scientific and practical conference / comp.: V. V. Gorbatov, S. A. Gorelov, O. V. Grigorieva. 2020. Pp. 291-294.

8. Ryazanov O. E., Chernov S. A., Kuritsyn A.V. Some actual aspects of ways to improve weapons and methods of handling them in the practical activities of police officers. Bulletin of the Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 12. Pp. 207-211.

9. Fayrushin T. A. Modern methods of training fire training of law enforcement officers. Improving fire and tactical-special training of law enforcement officers: a collection of materials of the All-Russian round table. 2017. Pp. 216-218.

10. Cherkesov A. Yu. Fire training of police officers, as part of service and combat training. Innovations in science and practice : a collection of works based on the materials of the VI All-Russian competition of research papers. Ufa, 2021. Pp. 104-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.