Научная статья на тему 'Некоторые особенности методики подготовки сотрудников органов внутренних дел к ведению огня в условиях, ограничивающих прицеливание'

Некоторые особенности методики подготовки сотрудников органов внутренних дел к ведению огня в условиях, ограничивающих прицеливание Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
865
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / ЭФФЕКТИВНОЕ ВЛАДЕНИЕ ОРУЖИЕМ / ПРОИЗВОДСТВО ПЕРВОГО ВЫСТРЕЛА / НЕПРИЦЕЛЬНАЯ СТРЕЛЬБА / FIRE TRAINING / CONTROL STANDARDS / EFFECTIVE POSSESSION OF WEAPONS / FIRST SHOT / NON-TARGET SHOOTING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Струганов Сергей Михайлович, Украинский Сергей Викторович, Баркалов Сергей Николаевич

В статье рассматривается проблема обучения сотрудников органов внутренних дел эффективному обращению с огнестрельным стрелковым оружием, а именно с пистолетом Макарова. Проведенные авторами исследования доказывают необходимость использования на занятиях по огневой подготовке новых методов обучения, направленных на развитие навыка выполнения неприцельного первого выстрела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of a technique of training of staff of bodies of internal affairs for firing in the conditions limiting aiming

The article raises the problem of teaching law enforcement officers effective and handling of firearms, namely, a Makarov pistol. The conducted studies show the need for avoiding old training methods and fulfilling obsolete control standards in fire training classes, new close to the performance of police officers and aimed at the rapid implementation of non-targeted first-shot.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности методики подготовки сотрудников органов внутренних дел к ведению огня в условиях, ограничивающих прицеливание»

Струганов Сергей Михайлович Украинский Сергей Викторович Баркалов Сергей Николаевич

Некоторые особенности методики подготовки сотрудников органов внутренних дел к ведению огня в условиях, ограничивающих прицеливание

В статье рассматривается проблема обучения сотрудников органов внутренних дел эффективному обращению с огнестрельным стрелковым оружием, а именно с пистолетом Макарова. Проведенные авторами исследования доказывают необходимость использования на занятиях по огневой подготовке новых методов обучения, направленных на развитие навыка выполнения неприцельного первого выстрела.

Ключевые слова: огневая подготовка, контрольные нормативы, эффективное владение оружием, производство первого выстрела, неприцельная стрельба.

Some features of a technique of training of staff of bodies of internal affairs for firing in the conditions limiting aiming

The article raises the problem of teaching law enforcement officers effective and handling of firearms, namely, a Makarov pistol. The conducted studies show the need for avoiding old training methods and fulfilling obsolete control standards in fire training classes, new close to the performance of police officers and aimed at the rapid implementation of non-targeted first-shot.

Key words: fire training, control standards, effective possession of weapons, first shot, non-target shooting.

Двигательные умения и навыки, связанные с эффективным и безопасным обращением с оружием, имеют важное значение в профессиональной деятельности сотрудников силовых ведомств. Известно, что даже небольшое психологическое давление во время манипуляций с оружием способно привести к совершению сотрудником различных ошибок и нарушению им мер безопасности, если все его действия не доведены до автоматизма. Поэтому тренировки, направленные на формирование навыков применения оружия и боеприпасов, ведение огня в различной обстановке, быстрого обнаружения цели и определения исходных установок для стрельбы и гранатометания должны проводиться регулярно как с молодыми, так и опытными сотрудниками [1].

В соответствии с Наставлением по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации [1] (далее - НОП-2017) отработка нормативов по огневой подготовке является обязательным условием допуска сотрудника полиции к выполнению упражнений стрельб. Этим же документом предусмотрена ежемесячная отработка нормативов с выставлением индивидуальной оценки в журнал учета занятий по огневой подготовке.

Норматив представляет собой комплексный оценочный показатель выполнения сотрудника-

ми приемов и действий, связанных с обращением с оружием. Во-первых, это временной показатель. Характер задач, решаемых с помощью оружия, требует минимизации времени на выполнение всех приемов и действий, связанных с ним. В скоротечном бою на коротких дистанциях побеждает, как правило, тот, кто первый достал оружие, открыл прицельный огонь, смог быстрее заменить израсходованный магазин или устранить возникшую во время стрельбы задержку. Запоздалые, неумелые действия с оружием являются основной причиной поражения.

Во-вторых, норматив - это качественный показатель, характеризующий уровень владения оружием. Он позволяет не только оценить правильность выполнения конкретного приема или действия, но и культуру обращения с оружием в целом, т.е. совокупность приемов и методов максимально эффективного и безопасного его применения [2, с. 14].

Известно, что профессиональное обращение с оружием предполагает владение различными умениями и навыками, из которых наиболее важным и сложным является производство выстрела. Для отработки данного навыка используется норматив № 1 (п.п. 95.3.1 НОП-2017).

Следует отметить, что содержание данного норматива для пистолета Макарова противоре-

96

чит его названию, поскольку, помимо принятия соответствующего положения для стрельбы, предусматривает приведение оружия в боевую готовность и производство выстрела. Кроме того, это упражнение направлено на отработку только прицельного выстрела. Однако, как показывает практика и результаты научных исследований [3; 4; 5; 6; 7; 8], сотрудникам правоохранительных органов все чаще приходится применять оружие на поражение с близкого расстояния, в условиях плохой освещенности или видимости, под воздействием таких факторов, как внезапность, боевое напряжение, ослепляющие вспышки дульного пламени, отвлекающие шумы, ответная стрельба противника и т.п., что в итоге исключает возможность применения классической прицельной стрельбы. В подобных ситуациях бесприцельная стрельба является наиболее эффективной [9, с. 24].

Таким образом, техника ведения огня в ближнем бою предусматривает по крайней мере два основных способа - прицельную и неприцельную стрельбу и множество их разновидностей. При этом выбор способа стрельбы напрямую зависит от дистанции между противниками [10, с. 290]. Так, ближняя дистанция требует ведения опережающего огня от пояса сразу же после извлечения оружия. На средней дистанции возможно произвести достаточно точный выстрел без контроля за прицельными приспособлениями, ориентируясь только на направление ствола. Дальняя дистанция исключает использование скрытых возможностей организма и требует от стрелка производства прицельного выстрела.

С учетом вышеизложенного заметим, что норматив № 1 НОП-2017 «Изготовка к стрельбе из различных положений: стоя; с колена», на наш взгляд, исчерпал свои обучающие функции. Его можно заменить нормативом «Производство первого выстрела с различных дистанций», предусматривающим выполнение следующих упражнений:

«Стрельба с короткой дистанции без прицеливания от пояса». Исходное положение: обучающийся находится на огневом рубеже. Расстояние до цели - 1,5-3 м. Цель - ростовая фигура преступника. Магазин, снаряженный тремя учебными патронами, находится в основании рукоятки пистолета. Пистолет располагается в кобуре, которая закрыта и застегнута. Окончание норматива - звук удара курка по ударнику. Порядок выполнения: руководитель подает команду «Вперед». Обучающийся извлекает оружие из кобуры, досылает учебный патрон в патронник и производит выстрел «вхолостую» в сторону мишени (воображаемой цели);

«Стрельба со средней дистанции без прицеливания навскидку». Исходное положение: обучающийся находится на огневом рубеже.

Расстояние до цели - 3-7 м. Цель - ростовая фигура преступника. Магазин, снаряженный тремя учебными патронами, находится в основании рукоятки пистолета. Пистолет располагается в кобуре, которая закрыта и застегнута. Окончание норматива - звук удара курка по ударнику. Порядок выполнения: руководитель подает команду «Вперед». Обучающийся извлекает оружие из кобуры, досылает учебный патрон в патронник и производит выстрел вхолостую в сторону мишени (воображаемой цели);

«Прицельная стрельба с дальней дистанции из различных положений: стоя, с колена, лежа». Исходное положение: обучающийся находится на исходном рубеже (в пяти метрах от огневого рубежа). Расстояние до цели -7-15 м. Цель - ростовая фигура преступника. Магазин, снаряженный тремя учебными патронами, находится в основании рукоятки пистолета. Пистолет располагается в кобуре, которая закрыта и застегнута. Окончание норматива -звук удара курка по ударнику. Порядок выполнения: руководитель указывает положение для стрельбы и подает команду «Вперед». Обучающийся выдвигается на огневой рубеж (при этом может предупреждать преступника о намерении открыть огонь, например, «Стой! Стрелять буду!»), извлекает оружие из кобуры, принимает указанное положение для стрельбы, досылает учебный патрон в патронник и производит прицельный выстрел вхолостую в сторону мишени (воображаемой цели).

Традиционно отработка упражнений осуществляется с использованием учебного оружия. Для выполнения таких нормативов, как разборка и сборка оружия, снаряжение магазина патронами и др., это вполне оправдано и не требует альтернативы. В то же время отработка нормативов, предусматривающих выстрел в завершающей фазе, сопряжена с определенными трудностями.

Так, результаты проведенных нами исследований говорят о том, что при отработке нормативов обучающиеся, как правило, ориентировались на время, а не на качество выполнения приемов. Стараясь уложиться в отведенный интервал времени, они допускали серьезные ошибки при выполнении практически всех элементов техники прицельного выстрела (например, изготовка, хват) и производили спуск курка с боевого взвода, не соблюдая правила прицеливания. Данная ситуация обусловлена тем, что в нормативах четко не определены ни цель, ни расстояние до нее. В результате выстрел производился в мифического противника, не имеющего реальных очертаний. Таким образом, при отработке данных нормативов наиболее важный двигательный навык обращения с оружием не формируется или формируется неправильно.

97

Учитывая исключительную важность каждого выстрела в условиях огневого поединка с правонарушителями, на занятиях по огневой подготовке акцент должен делаться на точности попадания в цель. Тренировка на скорость будет полезна только тогда, когда стрелок научится поражать цель каждым выстрелом.

При работе с учебным оружием качество выполнения действий обучающегося определяет инструктор (преподаватель) методом наблюдений либо сам обучающийся, ориентируясь на свои субъективные ощущения. Однако мышечная деятельность при стрельбе трудно поддается визуальному контролю, поэтому получить достоверную и объективную информацию об отдельных технических действиях и качестве стрельбы в целом непросто. Вследствие этого оценка выполнения норматива осуществляется только по времени, а качественная сторона полностью игнорируется. Ошибки, возникающие при такой форме отработки нормативов, автоматически переносятся на боевую стрельбу. Однако применение автономных стрелковых тренажеров позволяет выявлять их, предотвращая закрепление неправильных навыков.

Следовательно, отработка нормативов с использованием автономных стрелковых тренажеров стимулирует обучающихся к правильному выполнению всех элементов выстрела, позволяет учитывать не только временной параметр, но и качество выполнения упражнения -поражение цели.

В то же время для использования автономных стрелковых тренажеров СКАТТ необходимо модернизировать содержательную часть нормативов - определить цель и расстояние до нее, т.к. без учета этих составляющих при выполнении упражнения «Производство первого выстрела с различных дистанций» обучать технике стрельбы будет довольно сложно.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами было проведено исследование, в котором принимали участие сотрудники, курсанты и слушатели Краснодарского университета МВД России, Восточно-Сибирского института МВД России и Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, входящие в состав сборных команд данных образовательных организаций по летнему служебному биатлону. Во время эксперимента отрабатывались нормативы по традиционной и предложенной нами формам обучения с применением лазерных стрелковых тренажеров, учебного и огнестрельного стрелкового оружия. При этом норматив считался выполненным только в случае поражения цели.

Анализ полученных данных показал, что среднее время выполнения норматива с использованием учебного пистолета по традиционной методике из положений стоя, с колена и лежа

составило 3,5, 3,9 и 4,7 сек. соответственно. При применении лазерных стрелковых тренажеров по предложенной методике среднее время выполнения норматива из положений стоя, с колена и лежа - 4,0, 4,3 и 5,0 сек. соответственно. Как видим, время увеличилось на 0,3-0,5 сек., что связано с более ответственным подходом обучающихся к производству прицельного выстрела. При выполнении данного норматива с использованием огнестрельного стрелкового оружия временные показатели возросли. Так, среднее время из положения стоя составило 4,3 сек., с колена - 4,6 сек. и лежа -5,9 сек. Полученные результаты указывают на соблюдение обучающимися техники производства прицельного выстрела при выполнении норматива.

Таким образом, отработку нормативов, заканчивающихся производством прицельного выстрела, на начальном этапе обучения следует проводить на лазерных стрелковых тренажерах. Учебное оружие можно использовать только тогда, когда у обучающихся будет сформирован устойчивый навык производства прицельного выстрела.

Следует отметить, что сотрудник ОВД, помимо прицельной, должен обладать навыком неприцельной стрельбы на ближних дистанциях. Обусловлено это тем, что во время боя человек испытывает сильный стресс и, соответственно, по-иному начинает воспринимать и анализировать получаемую информацию, а в большинстве случаев он вообще не способен к мгновенной логической оценке ситуации, совершению верных ответных действий [11, с. 183]. Даже сотрудник с хорошей армейской или спортивной стрелковой подготовкой в настоящем огневом столкновении будет проигрывать противнику, освоившему технику бесприцельной стрельбы.

Отработка бесприцельной стрельбы на занятиях по огневой подготовке показала, что среднее время выполнения норматива с использованием учебного пистолета при стрельбе от пояса и навскидку составило 1,14 и 1,38 сек., а на лазерных стрелковых тренажерах при стрельбе от пояса - 1,19 сек., навскидку -1,46 сек. Как видим, время выполнения норматива незначительно (на 4,4 и 5,8%), но все же увеличилось. Наибольшая разница во времени наблюдается при выполнении норматива с боевым оружием, которая составила при стрельбе от пояса 1,62 сек., навскидку - 1,93 сек., т.е. время увеличилось на 42,1 и 39,9% соответственно.

Следует констатировать, что и в этом случае проявился «обучающий эффект», вызванный более ответственным подходом обучающихся к выполнению выстрела на лазерных стрелковых тренажерах. Особенно наглядно это видно, если сравнить результаты отработки данных нормативов по следующим схемам: «учебное оружие ^

98

стрелковый тренажер ^ боевое оружие» и «учебное оружие ^ боевое оружие». Так, среднее время выполнения упражнения из учебного пистолета при стрельбе от пояса и навскидку составило в первом случае 1,11 и 1,36 сек. соответственно, с использованием тренажеров -1,12 и 1,46 сек., огнестрельного стрелкового оружия - 1,52 и 1,76 сек., т.е. возросло на 36,9 и 29,4%. При отработке указанных нормативов по второй схеме среднее время выполнения норматива с использованием учебного пистолета при стрельбе от пояса и навскидку составило 1,17 и 1,39 сек., а из огнестрельного стрелкового оружия -1,72 и 2,10 сек., т.е. увеличилось на 47 и 51,1%. Таким образом, включение в процесс обучения лазерных стрелковых тренажеров позволило сократить время на боевую стрельбу в 1,27-1,74 раза, а также значительно повысить уровень стрелковой подготовленности обучающихся.

В заключение следует указать на еще одно достоинство лазерных стрелковых тренаже-

1. Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 23 нояб. 2017 г. № 880. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Иванов-Катанский С.А. Шаг-маятник: искусство уклонения от выстрелов, методы скоростной стрельбы и техника обезоруживания. М., 2002.

3. Орехов А.Л. Огневой бой на коротких дистанциях. Стрельба из пистолета и уход с линии прицеливания противника // Спецназ. 1997. № 2-3.

4. Сорокин Е. Израильский стиль боевой стрельбы из пистолета. Основы инстинктивной стрельбы // Солдат удачи. 1998. № 12.

5. Колюхов В. Г. Состояние огневой и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Проблемы совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД: материалы межвуз. на-уч.-практ. конф. М., 2005.

6. Скворцов Д.Е. Формирование навыков стрельбы из табельного оружия при задержании вооруженных преступников у курсантов вузов МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006.

7. Афанасьев А. В. Обучение сотрудников органов внутренних дел приемам стрельбы из пистолета после перемещений в секторах: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2011.

8. Лукутин А.А., Устюжанин Н.Н. Итоги внедрения технологии использования интерактивных тиров и иных средств мо-

ров ЛТ-110ПМ. При отработке бесприцельной стрельбы важную роль играет воспроизведение факторов, вызывающих стрессовую ситуацию, аналогичную той, которая складывается в реальном ближнем бою. В то же время известно, что главной причиной стресса является опасность поражения огнем противника. Использование автономных стрелковых тренажеров позволяет в безопасных условиях отрабатывать данный норматив в парах, расположенных вдоль галереи тира в шахматном порядке. Лучшие в парах соревнуются между собой до выявления абсолютного победителя.

Таким образом, подходы к решению проблемы формирования у обучающихся твердых навыков скоростной стрельбы из пистолета могут быть несколько субъективными и, следовательно, требуют дальнейшей проработки с целью внедрения в практику огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел.

1. On approval of the Manual on the organization of fire training in the internal affairs bodies of the Russian Federation: order of the Ministry of the Interior of Russia d.d. Nov. 23, 2017 № 880. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

2. Ivanov-Katansky S.A. Step-pendulum: the art of dodging shots, high-speed shooting methods and disarming techniques. Moscow, 2002.

3. Orekhov A.L. Short-range firefighting. Shooting a pistol and leaving the enemy's aiming line // Special forces. 1997. № 2-3.

4. Sorokin E. Israeli pistol shooting style. Basics of instinctive shooting // Soldier of fortune. 1998. № 12.

5. Kolyukhov V.G. State of fire and physical training of employees of internal affairs bodies // Problems of improving the system of professional training of ATS personnel: proc. of the Intercollegiate sci. and pract. conference. Moscow, 2005.

6. Skvortsov D.E. Formation of shooting skills from service weapons during the arrest of armed criminals from cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia: diss. ... Candidate of Pedagogics. St. Petersburg, 2006.

7. Afanasyev A. V. Training of internal affairs officers in pistol shooting after movements in sectors: diss. ... Candidate of Pedagogics. Krasnoyarsk, 2011.

8. Lukutin A.A., Ustyuzhanin N.N. Results of the introduction of technology to use interactive

99

делирования ситуаций для формирования готовности выпускников академии к компетентному применению огнестрельного оружия // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2016. Т. II.

9. Ковшов Н.В., Медведев Д.В., Шестопало-ва Е.В. Обучение стрельбе с помощью стрелкового тренажера СКАТТ: учеб.-практ. пособие. М, 2018.

10. Потапов А. Приемы стрельбы из пистолета: практика СМЕРШа. М., 2001.

11. Таран А.Н., Напалков Ю.А. Техника выстрела из пистолета // Вестн. Краснодар. унта МВД России. 2016. № 1(31).

shooting galleries and other means of simulating situations to form the readiness of graduates of the academy for competent use of firearms: proc. of XVIII International sci.-pract. conf. Irkutsk, 2016. Vol. II.

9. Kovshov N.V., Medvedev D.V., Shestopa-lova E. V. Learning to shoot with the help of a shooting simulator SCATT: proc. allowance. Moscow, 2018.

10. Potapov A.А. Pistol shooting techniques: SMERSH practice. Moscow, 2001.

11. Taran A.N., Napalkov Yu.A. Technique of a pistol shot // Bull. of the Krasnodar University of Russian MIA. 2016. № 1(31).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Струганов Сергей Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической подготовки Восточно-Сибирского института МВД России; e-mail: sergej_05@mail.ru;

Украинский Сергей Викторович, старший преподаватель кафедры физической подготовки Краснодарского университета МВД России; e-mail: usv2010vla@mail.ru;

Баркалов Сергей Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки и спорта Орловского юридического института МВД России им. В.В. Лукьянова; e-mail: barkalov2009@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

S.M. Struganov, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Physical Training of the East-Siberian Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: sergej_05@mail.ru;

S.V. Ukrainsky, Senior Lecturer of the Chair of Physical Training of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: usv2010vla@mail.ru;

S.N. Barkalov, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Chair of Physical Training and Sports of the Oryol Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V.V. Lukyanov; e-mail: barkalov2009@mail.ru

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.