Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ИНСПЕКТОР / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ROSSELKHOZNADZOR / CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES / CONTROL / SUPERVISION / INSPECTOR / EFFICIENCY / CAUTIONS / WARNINGS / INFORMATION SYSTEMS / PREVENTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курдюмов А. В., Ощепкова Ю. Д., Паньков И. А., Сарычева В. И.

Статья посвящена рассмотрению вопросов управления процессами в контрольно-надзорной деятельности органов сельскохозяйственного надзора на основе комплексного подхода и учета специфики отрасли. Цель исследования заключается в анализе контрольно-надзорной деятельности органов Россельхознадзора и разработке предложений по оптимизации для повышения эффективности. Объектом исследования выступают контрольнонадзорные органы Россельхознадзора в Республике Татарстан и Свердловской области. Предмет исследования контрольно-надзорная деятельность. В целях реализации поставленных задач исследования авторы использовали сравнительный анализ контрольно-надзорной деятельности в различных субъектах Российской Федерации (Республике Татарстан и Свердловской области), что является важным шагом для поиска путей повышения эффективности деятельности Россельхознадзора и особенностей региональных контрольно-надзорных практик по видам деятельности. На основе сравнительного анализа выявлены основные отличия в организации, нормативной базе и эффективности контрольнонадзорной системы, что позволяет предоставить более обширное понимание лучших практик в данной сфере. По результатам проведенного сравнения инструментов и основных показателей контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области выявлены сходства и различия в подходах, практиках и результатах контрольно-надзорной системы в данных регионах. Авторами в целях развития открытости контрольнонадзорного органа предлагается рассмотреть внедрение инструмента на официальном сайте Управления Россельхознадзора информационных материалов с одной рубрикой «Инспектор разъясняет», включающей актуальные темы. На основании полученных данных разработаны предложения по внедрению информационных технологий при проведении контрольно-надзорных мероприятий Управлением Россельхознадзора Республики Татарстан и Управлением Россельхознадзора Свердловской области при осуществлении регионального государственного надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курдюмов А. В., Ощепкова Ю. Д., Паньков И. А., Сарычева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES OF THE ROSSELKHOZNADZOR AUTHORITIES

The article is devoted to the consideration of issues of process management in the control and supervisory activities of agricultural supervision bodies on the basis of an integrated approach and taking into account the specifics of the industry. The purpose of the study is to analyze the control and supervisory activities of the Rosselkhoznadzor bodies and develop proposals for optimization to improve efficiency. The object of the study is the control and supervisory bodies of the Rosselkhoznadzor in the Republic of Tatarstan and the Sverdlovsk region. The subject of research is control and supervisory activities. In order to implement the tasks set by the study, the authors used a comparative analysis of control and supervisory activities in various constituent entities of the Russian Federation (the Republic of Tatarstan and the Sverdlovsk Region), which is an important step in finding ways to improve the efficiency of the Rosselkhoznadzor and the specifics of regional control and supervisory practices by type of activity. Based on a comparative analysis, the main differences in the organization, regulatory framework and effectiveness of the control and supervisory system were identified, which makes it possible to provide a broader understanding of best practices in this area. Based on the results of the comparison of tools and the main indicators of the control and supervisory activities of the Rosselkhoznadzor Departments of the Republic of Tatarstan and the Sverdlovsk Region, similarities and differences in the approaches, practices and results of the control and supervisory system in these regions were revealed. The authors, in order to develop the openness of the control and supervisory authority, are invited to consider the introduction of the tool on the official website of the Rosselkhoznadzor Departments of information materials with one heading “Inspector explains” including relevant topics. Based on the data obtained, proposals were developed for the introduction of information technologies during control and supervisory measures by the Rosselkhoznadzor Administrations of the Republic of Tatarstan and the Sverdlovsk Region in the implementation of regional state supervision.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Статья поступила 08.11.2024

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА

A.В. Курдюмов,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой конкурентного права и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет

Ю.Д. Ощепкова,

ассистент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет

И.А. Паньков,

студент, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет

B.И. Сарычева,

студент, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет

Ключевые слова: Россельхознадзор, контрольно-надзорная деятельность, контроль, надзор, инспектор, эффективность, профилактика, предостережения, предупреждения, информационные системы

Key words: Rosselkhoznadzor, control and supervisory activities, control, supervision, inspector, efficiency. prevention, cautions, warnings, information systems

Настоящее исследование выполнено в рамках хозяйственного договора № П-19/ 2024 от 03.05.2024 «Исследование механизма государственного контроля(надзора) в субъекте Российской Федерации».

В современных условиях при увеличении рисков появления скрытых инфекций возникает необходимость, а в виду развития информационных технологий формируется возможность совершенствования контрольно-надзорной деятельности органов сельскохозяйственного надзора для оперативного реагирования на вызовы и повышения эффективности взаимодействия всех участников процесса.

Успешное управление процессами в контрольно-надзорной деятельности органов сельскохозяйственного надзора требует комплексного подхода, учета специфики отрасли и постоянного совершенствования функциональных процессов.

Цель исследования заключается в анализе контрольно-надзорной деятельности органов Россельхознадзора и разработке предложений по оптимизации для повышения эффективности.

Объектом исследования выступают контрольно-надзорные органы Россельхознадзора в Республике Татарстан и Свердловской области. Предмет исследования - контрольно-надзорная деятельность.

Материалы и методы исследования. В целях реализации поставленных задач исследования авторы использовали сравнительный анализ контрольно-надзорной деятельности в различных субъектах Российской Федерации (Республике Татарстан и Свердловской области), что является важным шагом для поиска путей повышения эффективности деятельности Россельхознадзора и особенностей региональных контрольно-надзорных практик по видам деятельности.

На основе сравнительного анализа выявлены основные отличия в организации, нормативной базе и эффективности контрольно-надзорной системы, что позволяет предоставить более обширное понимание лучших практик в данной сфере.

Результаты исследований и их обсуждение. Отечественные ученые в своих научных трудах контрольно-надзорную деятельность

исследуют относительно субъектов контроля (надзора) применительно к сферам финансово-бюджетной, образования, сельскохозяйственного землепользования и др. [7, 10, 12].

Следует отметить работу научных школ, труды которых посвящены инновационным инструментам администрирования: от разработки до внедрения цифровых инструментов, цифровизации процессов на всех этапах контрольно-надзорной деятельности органа власти [1, 8, 11].

Исследования Плотицыной Л.А. направлены на поиск инструментов, повышающих эффективность контрольно-надзорной деятельности посредством риск-ориентированных подходов, содержащих элементы моделирования и устранения недостоверной информации [9].

Целый пласт исследований посвящен профилактической работе органов контроля (надзора), в том числе расширения спектра контрольно-надзорных мероприятий, обеспечивающих максимальную открытость и доступность для пользователей [4, 13].

Современные реалии (пандемия, санкции и др. вызовы), с которыми столкнулись все участники экономических отношений, затронули и контрольно-надзорную деятельность, ставшую предметом исследований ученых [2, 6].

Несмотря на значительные отличия в организации, принципах и формах отечественной контрольно-надзорной деятельности от зарубежной, в том числе со схожими экономическими условиями, Биткина И.В. свои труды посвятила вопросам сравнения инструментов и алгоритмов проверок объектов контроля [3, 5].

Выбор авторов в качестве объектов исследования двух регионов - Республики Татарстан и Свердловской области - обусловлен стремлением к комплексному пониманию разнообразных подходов к контрольно-надзорной деятельности в различных условиях, что может способствовать разработке более эффективных стратегий в данной области. В то же время Республика Татарстан и Свердловская область сопоставимы по количеству населения. Республика Татарстан является регионом с развитой и уникальной экономической структурой.

Изучение опыта контрольно-надзорной деятельности двух субъектов контроля (надзора) этих регионов может предоставить ценную информацию и идеи, которые могут быть применимы в контексте развития инструмен-

тов и совершенствования механизма. Так же Республика Татарстан характеризуется особыми условиями, такими как разнообразные климатические и топографические особенности, что делает контрольно-надзорную деятельность более сложной и требующей специализированных подходов. Сравнение Свердловской области с регионом Республика Татарстан, который имеет свои уникальные вызовы, позволит выявить адаптивные меры и эффективные методы.

Анализ информационных систем, используемых в деятельности Управления Россель-хознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области, показало наличие федеральных государственных информационных систем (например, «Сатурн», «Меркурий», «Зерно», «Аргус-Фито»), которые имеют специализированную направленность на контроль качества продукции, учета товаров при обращении по цепочке «производство - хранение, транспортировка - использование - реализация, утилизация», в том числе сертификацию и оформление документов (заявок, обращений, товаросопроводительных и иных).

Наличие данных информационных систем позволяет повышать прозрачность товарных рынков, обеспечивать снижение барьеров входа на товарные рынки, а также отслеживать в онлайн режиме выполнение плановых показателей, в частности, вклад субъектов хозяйственной деятельности в обеспечение продовольственной независимости региона и безопасности страны. В то же время эти информационные системы разрозненны и не предусматривают построение единой системы, что позволяет говорить о локальном признаке этих систем.

В деятельности контрольно-надзорных органов Российской Федерации с 2016 г. активно стали внедряться инструменты «лучших-худших» практик, «белых» и «черных» книг (списков), раскрывающих «как надо» и «как не должно быть» в деятельности объектов контроля (надзора).

Одним из действенных инструментов, позволяющих повысить уровень информирования предпринимательского сообщества и грамотность населения в части требований в области ветеринарии, землепользования, карантина растений, обеспечения качества зерна, снижения процента нарушений и судебных тяжб, стало внедрение в процесс деятельности органов контроля (надзора) публичных обсуждений правоприменительной практики, во

исполнение пунктов 2, 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данное обстоятельство вывело критерии открытости и прозрачности деятельности контрольно-надзорных органов на новый уровень.

Анализ официальных сайтов Управления Россельхознадзора Республики Татарстан (https://16.fsvps.gov.ru) и Управления Россельхознадзора Свердловской области (https://66. fsvps.gov.ru) показало внедрение инструмента публичных обсуждений правоприменительной практики, а также оказание юридической помощи гражданам в Свердловской области и их отсутствие в Республике Татарстан. Противоположная ситуация с размещением плана проведения проверок на 2024 г., который на сайте Управления Россельхознадзора Республики Татарстан размещен, а на сайте Управления Россельхознадзора Свердловской области в открытом доступе отсутствует.

Рубрика «Публичные обсуждения правоприменительной практики» на официальном сайте Управления Россельхознадзора Свердловской области содержит не только план-график мероприятий (место, дата и время, формат/ способ, ответственные, статус), что является распространенной практикой, а также включает в открытом доступе списки участников (от 100 до 200 зарегистрированных лиц), методические рекомендации, уведомления, доклады и презентации, обобщенные итоги,

социологические опросы (анкеты) с результатами, ответы на поступившие вопросы, принятые решения, в том числе возможность подачи заявки на выступление (доклад).

Согласно официальным данным Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области, итоговые показатели контрольно-надзорной деятельности по видам мероприятий в 2023 г. представлены на рисунке 1.

В структуре итоговых показателей контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области анализу подверглись по видам мероприятий: консультации, информирование, профилактические визиты, выписанные предписания и предостережения.

При выполнении анализа авторами принималось во внимание введение в действие Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», обеспечивающего мораторий на проведение целого ряда контрольно-надзорных мероприятий (далее - КНМ) органов контроля. Данное обстоятельство повлекло сокращение КНМ в 2022 г. до 92%, а в ряде случаев начатые проверки подлежали их досрочному завершению. Так, в Управлении Россельхознадзора Свердловской области из 121 согласованного с Прокуратурой КНМ исключено 112 мероприятий, что снизило количество плановых и внеплановых проверок более чем в 5 раз относительно 2021 г.

I Свердловская область ■ Республика Татарстан

Рис. 1. Итоговые показатели контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области по видам в 2023 г., ед.

Сравнительный анализ проводился за период 2022-2023 гг. контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области, который выявил, что количественные показатели по всем видам мероприятий в Свердловской области превышают показатели Республики Татарстан, что является объективным ввиду высокой корреляции с количеством объектов контроля по данным субъектам РФ.

За период 2022-2023 гг. в контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области наблюдается рост выписанных предостережений: на 239% (1600 в 2023 г. к 669 в 2022 г.) в Свердловской области и на 122% (950 в 2023 г. к 741 в 2022 г.) - в Республике Татарстан. Аналогичная ситуация по динамике профилактических визитов на объекты контроля: рост на 161% (296 в 2023 г. к 184 в 2022 г.) в Свердловской области и на 153% (250 в 2023 г. к 132 в 2022 г.) - в Республике Татарстан.

Консультации, информирование, профилактические визиты, предостережения - это все относится к профилактическим мероприятиям, и кратный их рост на протяжении последних 3 лет говорит о принятом лозунге контрольно-надзорных органов «Профилактика - основа предотвращения нарушений!».

С 2021 г. контрольно-надзорными органами активно применяется инструмент проведения КНМ без взаимодействия с объектами контроля, и Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области не стали исключением. Так, Управлением Россельхоз-надзора Свердловской области в 2023 г. проведено 2253 КНМ без взаимодействия с хозяйствующими субъектами (2129 в 2022 г.), из них 2072 (1867 в 2022 г.) - это контроль соблюдения обязательных требований и 181 (174 в 2022 г.) выездных обследований.

В результате КНМ Управления Россельхознадзора Свердловской области в 2023 г. выявлено более 1800 нарушений требований законодательства Российской Федерации (1521 в 2022 г.), из них 40% устранены. Из общего количества выявленных нарушений 66% - это нарушения, выявленные в результате мониторинга информационных систем «Меркурий» и «Зерно». Привлечено к административной ответственности 236 лиц, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатель снизился более чем в 2

раза. Общая сумма наложенных Управлением Россельхознадзора Свердловской области штрафов - 1610 тыс. руб., из которых взыскано 873 тыс. руб., что составляет 54% от общей суммы наложенных штрафов.

Управлением Россельхознадзора Республики Татарстан в 2023 г. проведено 1360 кНм без взаимодействия с хозяйствующими субъектами, из них 1258 - это контроль соблюдения обязательных требований и 102 - выездных обследований.

По линии государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области использовались КНМ, такие как: инспекционные визиты; выборочный контроль; документарная проверка; выездная проверка; обследование на компартмент; выездная оценка; участие в проверках прокуратуры, УФСБ России по региону, ГУ МВД; контроль соблюдения обязательных требований; рейдовые мероприятия, выездные обследования и выездные мероприятия охотничьих угодий.

Применение профилактических мероприятий Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознад-зора Свердловской области показывает высокую эффективность в предотвращении и своевременного устранения нарушений объектами контроля, что подтверждает их как одни из действенных мер.

Статистические данные контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области свидетельствуют о различиях в подходах и активности контрольно-надзорных органов в двух регионах, что может быть обусловлено различиями в объеме и приоритетах в контроле.

Вместе с тем Управление Россельхознадзора Республики Татарстан и Управление Россельхознадзора Свердловской области инструментарий официальных сайтов по своему наполнению и структуре используют по-разному несмотря на подведомственность одному органу власти. Данный инструментарий Управлением Россельхознадзора Свердловской области используется шире, с высокой детализацией и проработкой в отличие от официального сайта Управления Россельхознадзора Республики Татарстан, где отсутствует размещение итоговых отчетов о деятельности учреждения, применение инструмента публичных обсуждений правоприменительной практики, а также оказание юридической помощи обра-

тившимся гражданам. Положительным примером также может служить сопровождение издания в виде журнала «Нива Урала», в котором публикуются статьи по актуальным вопросам практиков и научных работников.

Следует отметить, что на официальном сайте Управления Россельхознадзора Свердловской области отсутствует план проведения проверок на 2024 г., а размещенный план проведения проверок на 2023 г. при максимальном увеличении 500% не читаем.

Положения, предусматривающие снижение и нивелирование рисков в данной сфере посредством внедрения комплаенс-системы Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области, отсутствуют.

Также, в развитии открытости контрольно-надзорного органа предлагается рассмотреть внедрение инструмента на официальном сайте управлений Россельхознадзора информационных материалов с одной рубрикой «Инспектор разъясняет» на разные темы: «Инспектор разъясняет: Что проверяют инспекторы-ревизоры управлений Россельхознадзора на поднадзорных объектах?», «Инспектор разъясняет: На каких объектах осуществляется государственный надзор?» по видам, «Рекомендации к формам проектной и иной документации, представляемой в электронной форме», «Инспектор разъясняет: Как и когда проводится проверка?», «Инспектор разъясняет: Какие меры принимает инспектор-ревизор в случаях выявления нарушений при проведении проверки?», «Инспектор разъясняет: Какой документ оформляется по результатам проверки?» и иные.

По результатам проведенного сравнения инструментария контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области при осуществлении регионального государственного надзора разработаны предложения по внедрению информационных технологий при проведении КНМ с их доработкой, предусматривающие решение выявленных проблем.

Одним из основных преимуществ внедрения информационных технологий в контрольно-надзорную деятельность органа государственного надзора является улучшение доступности и обмена информацией. Другой важный аспект внедрения информационных технологий - автоматизация процессов мониторинга и анализа данных. Кроме того, информационные технологии могут способство-

вать повышению эффективности работы органа Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области с подведомственными организациями и объектами контроля через упрощение процедур документооборота со всеми участниками процесса.

Внедрение современных информационных технологий позволяет автоматизировать процессы мониторинга, анализа и обработки данных о текущем состоянии объектов контроля, упростить процедуры документооборота и повысить качество КНМ. Реализация формирования целостной системы мониторинга, анализа и обработки данных позволит оперативно выявлять нарушения, контролировать выполнение сроков и качества работ, а также предотвращать возможные неблагоприятные ситуации на объектах контроля.

Одним из ограничений реализации внедрения информационных технологий может служить возможность обеспечения надлежащей информационной безопасности в органах надзора. В том числе необходимо предусмотреть обучение сотрудников и регламентацию процессов в локальных нормативных актах.

В ходе настоящего исследования авторами выработаны предложения по использованию информационных технологий, способствующих повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности, обеспечивая при этом более высокий уровень точности и безопасности процессов (табл. 1). В данной таблице представлены предлагаемые к использованию различные виды информационных технологий (платформы, системы), их описание, типы проблем, на решение которых они направлены, а также преимущества их использования в контексте контрольно-надзорной деятельности органа (службы).

Выводы. По результатам проведенного сравнения инструментов и основных показателей контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области выявлены сходства и различия в подходах, практиках и результатах контрольно-надзорной системы в данных регионах. На основании полученных данных разработаны предложения по внедрению информационных технологий при проведении контрольно-надзорных мероприятий Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области при осуществлении регионального государственного надзора.

Таблица 1

Информационные технологии в контрольно-надзорных мероприятиях

Наименование вида инструментария Описание Проблема, на решение которой направлено применение Преимущества

электронные базы данных централизованное хранение и обработка данных неэффективный поиск и анализ данных, риск потери информации быстрый доступ к информации, улучшенный анализ данных

системы дистанционного наблюдения мониторинг объектов контроля с использованием дронов и спутниковых снимков высокотрудоемкий физический осмотр объектов контроля сокращение времени на осмотр

аналитические системы обработка и анализ больших объемов данных для выявления тенденций и прогнозирования рисков сложность обработки информации, вероятность пропуска важных данных точный анализ, оперативное выявление проблем и рисков

автоматизированные системы управления проектами координация всех этапов проекта для эффективного планирования и контроля неэффективное распределение ресурсов и срыв сроков оптимизация рабочего процесса, экономия времени и ресурсов

системы электронного документооборота цифровизация документооборота для ускорения обмена и обработки документации медленный обмен документами, высокий риск ошибок в документации увеличение скорости работы, снижение вероятности ошибок

Примечание: * разработано авторами.

Оптимизация процедур административного контроля (надзора) и внедрение новых инструментов осуществления контроля (надзора) в случае наличия правонарушений, а также использования превентивных и профилактических мер позволят привести к сокращению временных затрат всех участников отношений и повысят эффективность процессов.

Библиографический список

1. Агамагомедова, С. А. Государственный контроль и надзор в условиях цифровизации экономики / С. А. Агамагомедова. - Текст : непосредственный // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. -2020. - № 3. - С. 79-85.

2. Архангельский, В. Н. Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области в годы санкций : максимум возможного? / В. Н. Архангельский, М. А. Фельдман. - Текст : непосредственный // Вопросы управления. - 2020. - № 2 (63). - С. 73-84. - DOI 10.22394/23043369-2020-2-73-84.

3. Биткина, И. В. Зарубежная практика организации контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти / И. В. Биткина. - Текст : непосредственный // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 113 (76). - С. 51-56.

4. Бушинская, Т. В. Концептуальные основы управления налогом на имущество организа-

ций / Т. В. Бушинская, П. А. Булдыгин, А. И. Артемова. - Текст : непосредственный // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2020. - № 3 (113). - С. 159-168. -DOI 10.26726/1812-7096-2020-03-159-168.

5. Гребенкина, С. А. Анализ международной практики цифрового взаимодействия в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма / С. А. Гребенкина. - Текст : непосредственный // Вестник евразийской науки. - 2023. - Т. 15. - № S1.

6. Желябовская, К. В. Российские банки и отмывание денег : с точки зрения соблюдения законодательства / К. В. Желябовская. - Текст : непосредственный // Вестник Академии. -2022. - № 3. - С. 72-77. - DOI 10.51409/v.a.2022.09.03.008.

7. Колесникова, К. И. Актуальные направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности в сфере образования / К. И. Колесникова, А. Н. Шунько. - Текст : непосредственный // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2023. - № 11. - С. 10-16. - DOI 10.20339/AM.11-23.010.

8. Корзоватых, Ж. М. Развитие инновационных инструментов налогового администрирования в Российской Федерации / Ж. М. Корзоватых, Н. Г. Морозова. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. - 2021. - № 10 (45б). - С. 145155. - DOI 10.47475/1994-2796-2021-11015.

9. Плотицына, Л. А. Анализ направлений модернизации контрольно-надзорной деятельности органов власти в Российской Федерации / Л. А. Плотицына. - Текст : непосредственный // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-1 (66). - С. 334-338.

10. Полякова, О. Е. Новая организационно-функциональная модель внутреннего государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере / О. Е. Полякова, Е. В. Лаврова, Т. В. Голубева. - Текст : непосредственный // Экономика и управление : проблемы, решения. - 2018. - Т. 1. - № 3. - С. 85-94.

11. Пономарев, А. В. Некоторые особенности контрольно-надзорной деятельности в сфере противодействия коррупции в условиях цифровой трансформации / А. В. Пономарев. - Текст : непосредственный // Оригинальные исследования. - 2023. - Т. 13. - № 8. - С. 113-116.

12. Потоцкая, Л. Н. Цифровизация и ее влияние на механизм сельскохозяйственного землепользования / Л. Н. Потоцкая. - Текст : непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5 : Экономика. - 2022. - № 2 (300). - С. 48-55. - DOI 10.53598/2410-3683-2022-2-300-48-55.

13. Практика профилактической работы с бизнес-сообществом в условиях риск-ориентированной надзорной деятельности Рос-потребнадзора / М. А. Патяшина, М. В. Трофимова, Л. Г. Авдонина [и др.]. - Текст : непосредственный // Санитарный врач. - 2017. -№ 7. - С. 51-55.

References

1. Agamagomedova, S. A. State control and supervision in the context of digitalization of the economy / S. A. Agamagomedova. - Text: direct // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. - 2020. - No. 3.

- P. 79-85. 2. Arkhangelsky, V. N. Union of Small and Medium Businesses of the Sverdlovsk Region during the Years of Sanctions: the Maximum Possible? / V. N. Arkhangelsky, M. A. Feldman.

- Text: direct // Management Issues. - 2020. - No. 2 (63). - P. 73-84. - DOI 10.22394/2304-33692020-2-73-84. 3. Bitkina, I. V. Foreign practice of organizing control and supervisory activities of executive authorities / I. V. Bitkina. - Text: direct // Economy and entrepreneurship. - 2016. - No. 11-3 (76). - P. 51-56.

4. Bushinskaya, T. V. Conceptual foundations of managing property tax of organizations / T. V. Bushinskaya, P. A. Buldygin, A. I. Artemova. -

Text: direct // Regional problems of economic transformation. - 2020. - No. 3 (113). - P. 159-168.

- DOI 10.26726/1812-7096-2020-03-159-168.

5. Grebenkina, S. A. Analysis of international practice of digital interaction in the field of combating money laundering and terrorist financing / S. A. Grebenkina. - Text: direct // Bulletin of Eurasian Science. - 2023. - Vol. 15. - No. S1.

6. Zhelyabovskaya, K. V. Russian banks and money laundering: from the point of view of compliance with the law / K. V. Zhelyabovskaya.

- Text: direct // Bulletin of the Academy. - 2022.

- No. 3. - P. 72-77. - DOI 10.51409 / v.a.2022.09.03.008.

7. Kolesnikova, K. I. Actual directions for improving control and supervisory activities in the field of education / K. I. Kolesnikova, A. N. Shun-ko. - Text : direct // Alma Mater (Higher School Bulletin). - 2023. - No. 11. - P. 10-16. - DOI 10.20339/AM.11-23.010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Korzovatykh, Zh. M. Development of innovative tax administration tools in the Russian Federation / Zh. M. Korzovatykh, N. G. Morozova.

- Text : direct // Bulletin of the Chelyabinsk State University. - 2021. - No. 10 (456). - P. 145-155.

- DOI 10.47475/1994-2796-2021-11015.

9. Plotitsyna, L. A. Analysis of the directions of modernization of control and supervisory activities of government bodies in the Russian Federation / L. A. Plotitsyna. - Text : direct // Economy and entrepreneurship. - 2016. - No. 1-1 (66). - P. 334-338.

10. Polyakova, O. E. New organizational and functional model of internal state control and supervision in the financial and budgetary sphere / O. E. Polyakova, E. V. Lavrova, T. V. Golubeva. -Text : direct // Economy and management: problems, solutions. - 2018. - Vol. 1. - No. 3. - P. 85-94.

11. Ponomarev, A. V. Some features of control and supervisory activities in the field of combating corruption in the context of digital transformation / A. V. Ponomarev. - Text : direct // Original research. - 2023. - V. 13. - No. 8. - P. 113-116.

12. Potockaya, L. N. Digitalization and its impact on the mechanism of agricultural land use / L. N. Potockaya. - Text: direct // Bulletin of Adyghe State University. Series 5: Economy. -2022. - No. 2 (300). - P. 48-55. - DOI 10.53598/2410-3683-2022-2-300-48-55.

13. Practice of preventive work with the business community in the context of risk-oriented supervisory activities of Rospotrebnadzor / M. A. Patyashina, M. V. Trofimova, L. G. Avdonina [et al.]. - Text: direct // Sanitary doctor. - 2017. -No. 7. - P. 51-55.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Контактная информация: Курдюмов Александр Васильевич

заведующий кафедрой конкурентного права и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет 620044, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62 E-mail: [email protected]

Ощепкова Юлия Денисовна

ассистент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет 620044, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62 E-mail: [email protected]

Паньков Иван Александрович

студент, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет 620044, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62 E-mail: [email protected]

Сарычева Варвара Ильинична

студент, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет 620044, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62 E-mail: [email protected]

Contact Information: Kurdyumov Aleksander Vasilyevich

Head of the Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation, Ural State Economic University 620044, Russian Federation, Yekaterinburg, March 8, 62 E-mail: [email protected]

Oshchepkova Yulia Denisovna

Assistant of the Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation, Ural State Economic University 620044, Russian Federation, Yekaterinburg, March 8, 62 E-mail: [email protected]

Pankov Ivan Alexandrovich

Student, Ural State Economic University 620044, Russian Federation, Yekaterinburg, March 8, 62 E-mail: [email protected]

Sarycheva Varvara Ilyinichna

Student, Ural State Economic University 620044, Russian Federation, Yekaterinburg, March 8, 62 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.