СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Статья поступила 08.11.2024
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА
A.В. Курдюмов,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой конкурентного права и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет
Ю.Д. Ощепкова,
ассистент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет
И.А. Паньков,
студент, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет
B.И. Сарычева,
студент, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет
Ключевые слова: Россельхознадзор, контрольно-надзорная деятельность, контроль, надзор, инспектор, эффективность, профилактика, предостережения, предупреждения, информационные системы
Key words: Rosselkhoznadzor, control and supervisory activities, control, supervision, inspector, efficiency. prevention, cautions, warnings, information systems
Настоящее исследование выполнено в рамках хозяйственного договора № П-19/ 2024 от 03.05.2024 «Исследование механизма государственного контроля(надзора) в субъекте Российской Федерации».
В современных условиях при увеличении рисков появления скрытых инфекций возникает необходимость, а в виду развития информационных технологий формируется возможность совершенствования контрольно-надзорной деятельности органов сельскохозяйственного надзора для оперативного реагирования на вызовы и повышения эффективности взаимодействия всех участников процесса.
Успешное управление процессами в контрольно-надзорной деятельности органов сельскохозяйственного надзора требует комплексного подхода, учета специфики отрасли и постоянного совершенствования функциональных процессов.
Цель исследования заключается в анализе контрольно-надзорной деятельности органов Россельхознадзора и разработке предложений по оптимизации для повышения эффективности.
Объектом исследования выступают контрольно-надзорные органы Россельхознадзора в Республике Татарстан и Свердловской области. Предмет исследования - контрольно-надзорная деятельность.
Материалы и методы исследования. В целях реализации поставленных задач исследования авторы использовали сравнительный анализ контрольно-надзорной деятельности в различных субъектах Российской Федерации (Республике Татарстан и Свердловской области), что является важным шагом для поиска путей повышения эффективности деятельности Россельхознадзора и особенностей региональных контрольно-надзорных практик по видам деятельности.
На основе сравнительного анализа выявлены основные отличия в организации, нормативной базе и эффективности контрольно-надзорной системы, что позволяет предоставить более обширное понимание лучших практик в данной сфере.
Результаты исследований и их обсуждение. Отечественные ученые в своих научных трудах контрольно-надзорную деятельность
исследуют относительно субъектов контроля (надзора) применительно к сферам финансово-бюджетной, образования, сельскохозяйственного землепользования и др. [7, 10, 12].
Следует отметить работу научных школ, труды которых посвящены инновационным инструментам администрирования: от разработки до внедрения цифровых инструментов, цифровизации процессов на всех этапах контрольно-надзорной деятельности органа власти [1, 8, 11].
Исследования Плотицыной Л.А. направлены на поиск инструментов, повышающих эффективность контрольно-надзорной деятельности посредством риск-ориентированных подходов, содержащих элементы моделирования и устранения недостоверной информации [9].
Целый пласт исследований посвящен профилактической работе органов контроля (надзора), в том числе расширения спектра контрольно-надзорных мероприятий, обеспечивающих максимальную открытость и доступность для пользователей [4, 13].
Современные реалии (пандемия, санкции и др. вызовы), с которыми столкнулись все участники экономических отношений, затронули и контрольно-надзорную деятельность, ставшую предметом исследований ученых [2, 6].
Несмотря на значительные отличия в организации, принципах и формах отечественной контрольно-надзорной деятельности от зарубежной, в том числе со схожими экономическими условиями, Биткина И.В. свои труды посвятила вопросам сравнения инструментов и алгоритмов проверок объектов контроля [3, 5].
Выбор авторов в качестве объектов исследования двух регионов - Республики Татарстан и Свердловской области - обусловлен стремлением к комплексному пониманию разнообразных подходов к контрольно-надзорной деятельности в различных условиях, что может способствовать разработке более эффективных стратегий в данной области. В то же время Республика Татарстан и Свердловская область сопоставимы по количеству населения. Республика Татарстан является регионом с развитой и уникальной экономической структурой.
Изучение опыта контрольно-надзорной деятельности двух субъектов контроля (надзора) этих регионов может предоставить ценную информацию и идеи, которые могут быть применимы в контексте развития инструмен-
тов и совершенствования механизма. Так же Республика Татарстан характеризуется особыми условиями, такими как разнообразные климатические и топографические особенности, что делает контрольно-надзорную деятельность более сложной и требующей специализированных подходов. Сравнение Свердловской области с регионом Республика Татарстан, который имеет свои уникальные вызовы, позволит выявить адаптивные меры и эффективные методы.
Анализ информационных систем, используемых в деятельности Управления Россель-хознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области, показало наличие федеральных государственных информационных систем (например, «Сатурн», «Меркурий», «Зерно», «Аргус-Фито»), которые имеют специализированную направленность на контроль качества продукции, учета товаров при обращении по цепочке «производство - хранение, транспортировка - использование - реализация, утилизация», в том числе сертификацию и оформление документов (заявок, обращений, товаросопроводительных и иных).
Наличие данных информационных систем позволяет повышать прозрачность товарных рынков, обеспечивать снижение барьеров входа на товарные рынки, а также отслеживать в онлайн режиме выполнение плановых показателей, в частности, вклад субъектов хозяйственной деятельности в обеспечение продовольственной независимости региона и безопасности страны. В то же время эти информационные системы разрозненны и не предусматривают построение единой системы, что позволяет говорить о локальном признаке этих систем.
В деятельности контрольно-надзорных органов Российской Федерации с 2016 г. активно стали внедряться инструменты «лучших-худших» практик, «белых» и «черных» книг (списков), раскрывающих «как надо» и «как не должно быть» в деятельности объектов контроля (надзора).
Одним из действенных инструментов, позволяющих повысить уровень информирования предпринимательского сообщества и грамотность населения в части требований в области ветеринарии, землепользования, карантина растений, обеспечения качества зерна, снижения процента нарушений и судебных тяжб, стало внедрение в процесс деятельности органов контроля (надзора) публичных обсуждений правоприменительной практики, во
исполнение пунктов 2, 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данное обстоятельство вывело критерии открытости и прозрачности деятельности контрольно-надзорных органов на новый уровень.
Анализ официальных сайтов Управления Россельхознадзора Республики Татарстан (https://16.fsvps.gov.ru) и Управления Россельхознадзора Свердловской области (https://66. fsvps.gov.ru) показало внедрение инструмента публичных обсуждений правоприменительной практики, а также оказание юридической помощи гражданам в Свердловской области и их отсутствие в Республике Татарстан. Противоположная ситуация с размещением плана проведения проверок на 2024 г., который на сайте Управления Россельхознадзора Республики Татарстан размещен, а на сайте Управления Россельхознадзора Свердловской области в открытом доступе отсутствует.
Рубрика «Публичные обсуждения правоприменительной практики» на официальном сайте Управления Россельхознадзора Свердловской области содержит не только план-график мероприятий (место, дата и время, формат/ способ, ответственные, статус), что является распространенной практикой, а также включает в открытом доступе списки участников (от 100 до 200 зарегистрированных лиц), методические рекомендации, уведомления, доклады и презентации, обобщенные итоги,
социологические опросы (анкеты) с результатами, ответы на поступившие вопросы, принятые решения, в том числе возможность подачи заявки на выступление (доклад).
Согласно официальным данным Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области, итоговые показатели контрольно-надзорной деятельности по видам мероприятий в 2023 г. представлены на рисунке 1.
В структуре итоговых показателей контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области анализу подверглись по видам мероприятий: консультации, информирование, профилактические визиты, выписанные предписания и предостережения.
При выполнении анализа авторами принималось во внимание введение в действие Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», обеспечивающего мораторий на проведение целого ряда контрольно-надзорных мероприятий (далее - КНМ) органов контроля. Данное обстоятельство повлекло сокращение КНМ в 2022 г. до 92%, а в ряде случаев начатые проверки подлежали их досрочному завершению. Так, в Управлении Россельхознадзора Свердловской области из 121 согласованного с Прокуратурой КНМ исключено 112 мероприятий, что снизило количество плановых и внеплановых проверок более чем в 5 раз относительно 2021 г.
I Свердловская область ■ Республика Татарстан
Рис. 1. Итоговые показатели контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области по видам в 2023 г., ед.
Сравнительный анализ проводился за период 2022-2023 гг. контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области, который выявил, что количественные показатели по всем видам мероприятий в Свердловской области превышают показатели Республики Татарстан, что является объективным ввиду высокой корреляции с количеством объектов контроля по данным субъектам РФ.
За период 2022-2023 гг. в контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области наблюдается рост выписанных предостережений: на 239% (1600 в 2023 г. к 669 в 2022 г.) в Свердловской области и на 122% (950 в 2023 г. к 741 в 2022 г.) - в Республике Татарстан. Аналогичная ситуация по динамике профилактических визитов на объекты контроля: рост на 161% (296 в 2023 г. к 184 в 2022 г.) в Свердловской области и на 153% (250 в 2023 г. к 132 в 2022 г.) - в Республике Татарстан.
Консультации, информирование, профилактические визиты, предостережения - это все относится к профилактическим мероприятиям, и кратный их рост на протяжении последних 3 лет говорит о принятом лозунге контрольно-надзорных органов «Профилактика - основа предотвращения нарушений!».
С 2021 г. контрольно-надзорными органами активно применяется инструмент проведения КНМ без взаимодействия с объектами контроля, и Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области не стали исключением. Так, Управлением Россельхоз-надзора Свердловской области в 2023 г. проведено 2253 КНМ без взаимодействия с хозяйствующими субъектами (2129 в 2022 г.), из них 2072 (1867 в 2022 г.) - это контроль соблюдения обязательных требований и 181 (174 в 2022 г.) выездных обследований.
В результате КНМ Управления Россельхознадзора Свердловской области в 2023 г. выявлено более 1800 нарушений требований законодательства Российской Федерации (1521 в 2022 г.), из них 40% устранены. Из общего количества выявленных нарушений 66% - это нарушения, выявленные в результате мониторинга информационных систем «Меркурий» и «Зерно». Привлечено к административной ответственности 236 лиц, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатель снизился более чем в 2
раза. Общая сумма наложенных Управлением Россельхознадзора Свердловской области штрафов - 1610 тыс. руб., из которых взыскано 873 тыс. руб., что составляет 54% от общей суммы наложенных штрафов.
Управлением Россельхознадзора Республики Татарстан в 2023 г. проведено 1360 кНм без взаимодействия с хозяйствующими субъектами, из них 1258 - это контроль соблюдения обязательных требований и 102 - выездных обследований.
По линии государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области использовались КНМ, такие как: инспекционные визиты; выборочный контроль; документарная проверка; выездная проверка; обследование на компартмент; выездная оценка; участие в проверках прокуратуры, УФСБ России по региону, ГУ МВД; контроль соблюдения обязательных требований; рейдовые мероприятия, выездные обследования и выездные мероприятия охотничьих угодий.
Применение профилактических мероприятий Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознад-зора Свердловской области показывает высокую эффективность в предотвращении и своевременного устранения нарушений объектами контроля, что подтверждает их как одни из действенных мер.
Статистические данные контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области свидетельствуют о различиях в подходах и активности контрольно-надзорных органов в двух регионах, что может быть обусловлено различиями в объеме и приоритетах в контроле.
Вместе с тем Управление Россельхознадзора Республики Татарстан и Управление Россельхознадзора Свердловской области инструментарий официальных сайтов по своему наполнению и структуре используют по-разному несмотря на подведомственность одному органу власти. Данный инструментарий Управлением Россельхознадзора Свердловской области используется шире, с высокой детализацией и проработкой в отличие от официального сайта Управления Россельхознадзора Республики Татарстан, где отсутствует размещение итоговых отчетов о деятельности учреждения, применение инструмента публичных обсуждений правоприменительной практики, а также оказание юридической помощи обра-
тившимся гражданам. Положительным примером также может служить сопровождение издания в виде журнала «Нива Урала», в котором публикуются статьи по актуальным вопросам практиков и научных работников.
Следует отметить, что на официальном сайте Управления Россельхознадзора Свердловской области отсутствует план проведения проверок на 2024 г., а размещенный план проведения проверок на 2023 г. при максимальном увеличении 500% не читаем.
Положения, предусматривающие снижение и нивелирование рисков в данной сфере посредством внедрения комплаенс-системы Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области, отсутствуют.
Также, в развитии открытости контрольно-надзорного органа предлагается рассмотреть внедрение инструмента на официальном сайте управлений Россельхознадзора информационных материалов с одной рубрикой «Инспектор разъясняет» на разные темы: «Инспектор разъясняет: Что проверяют инспекторы-ревизоры управлений Россельхознадзора на поднадзорных объектах?», «Инспектор разъясняет: На каких объектах осуществляется государственный надзор?» по видам, «Рекомендации к формам проектной и иной документации, представляемой в электронной форме», «Инспектор разъясняет: Как и когда проводится проверка?», «Инспектор разъясняет: Какие меры принимает инспектор-ревизор в случаях выявления нарушений при проведении проверки?», «Инспектор разъясняет: Какой документ оформляется по результатам проверки?» и иные.
По результатам проведенного сравнения инструментария контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области при осуществлении регионального государственного надзора разработаны предложения по внедрению информационных технологий при проведении КНМ с их доработкой, предусматривающие решение выявленных проблем.
Одним из основных преимуществ внедрения информационных технологий в контрольно-надзорную деятельность органа государственного надзора является улучшение доступности и обмена информацией. Другой важный аспект внедрения информационных технологий - автоматизация процессов мониторинга и анализа данных. Кроме того, информационные технологии могут способство-
вать повышению эффективности работы органа Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области с подведомственными организациями и объектами контроля через упрощение процедур документооборота со всеми участниками процесса.
Внедрение современных информационных технологий позволяет автоматизировать процессы мониторинга, анализа и обработки данных о текущем состоянии объектов контроля, упростить процедуры документооборота и повысить качество КНМ. Реализация формирования целостной системы мониторинга, анализа и обработки данных позволит оперативно выявлять нарушения, контролировать выполнение сроков и качества работ, а также предотвращать возможные неблагоприятные ситуации на объектах контроля.
Одним из ограничений реализации внедрения информационных технологий может служить возможность обеспечения надлежащей информационной безопасности в органах надзора. В том числе необходимо предусмотреть обучение сотрудников и регламентацию процессов в локальных нормативных актах.
В ходе настоящего исследования авторами выработаны предложения по использованию информационных технологий, способствующих повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности, обеспечивая при этом более высокий уровень точности и безопасности процессов (табл. 1). В данной таблице представлены предлагаемые к использованию различные виды информационных технологий (платформы, системы), их описание, типы проблем, на решение которых они направлены, а также преимущества их использования в контексте контрольно-надзорной деятельности органа (службы).
Выводы. По результатам проведенного сравнения инструментов и основных показателей контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области выявлены сходства и различия в подходах, практиках и результатах контрольно-надзорной системы в данных регионах. На основании полученных данных разработаны предложения по внедрению информационных технологий при проведении контрольно-надзорных мероприятий Управления Россельхознадзора Республики Татарстан и Управления Россельхознадзора Свердловской области при осуществлении регионального государственного надзора.
Таблица 1
Информационные технологии в контрольно-надзорных мероприятиях
Наименование вида инструментария Описание Проблема, на решение которой направлено применение Преимущества
электронные базы данных централизованное хранение и обработка данных неэффективный поиск и анализ данных, риск потери информации быстрый доступ к информации, улучшенный анализ данных
системы дистанционного наблюдения мониторинг объектов контроля с использованием дронов и спутниковых снимков высокотрудоемкий физический осмотр объектов контроля сокращение времени на осмотр
аналитические системы обработка и анализ больших объемов данных для выявления тенденций и прогнозирования рисков сложность обработки информации, вероятность пропуска важных данных точный анализ, оперативное выявление проблем и рисков
автоматизированные системы управления проектами координация всех этапов проекта для эффективного планирования и контроля неэффективное распределение ресурсов и срыв сроков оптимизация рабочего процесса, экономия времени и ресурсов
системы электронного документооборота цифровизация документооборота для ускорения обмена и обработки документации медленный обмен документами, высокий риск ошибок в документации увеличение скорости работы, снижение вероятности ошибок
Примечание: * разработано авторами.
Оптимизация процедур административного контроля (надзора) и внедрение новых инструментов осуществления контроля (надзора) в случае наличия правонарушений, а также использования превентивных и профилактических мер позволят привести к сокращению временных затрат всех участников отношений и повысят эффективность процессов.
Библиографический список
1. Агамагомедова, С. А. Государственный контроль и надзор в условиях цифровизации экономики / С. А. Агамагомедова. - Текст : непосредственный // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. -2020. - № 3. - С. 79-85.
2. Архангельский, В. Н. Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области в годы санкций : максимум возможного? / В. Н. Архангельский, М. А. Фельдман. - Текст : непосредственный // Вопросы управления. - 2020. - № 2 (63). - С. 73-84. - DOI 10.22394/23043369-2020-2-73-84.
3. Биткина, И. В. Зарубежная практика организации контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти / И. В. Биткина. - Текст : непосредственный // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 113 (76). - С. 51-56.
4. Бушинская, Т. В. Концептуальные основы управления налогом на имущество организа-
ций / Т. В. Бушинская, П. А. Булдыгин, А. И. Артемова. - Текст : непосредственный // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2020. - № 3 (113). - С. 159-168. -DOI 10.26726/1812-7096-2020-03-159-168.
5. Гребенкина, С. А. Анализ международной практики цифрового взаимодействия в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма / С. А. Гребенкина. - Текст : непосредственный // Вестник евразийской науки. - 2023. - Т. 15. - № S1.
6. Желябовская, К. В. Российские банки и отмывание денег : с точки зрения соблюдения законодательства / К. В. Желябовская. - Текст : непосредственный // Вестник Академии. -2022. - № 3. - С. 72-77. - DOI 10.51409/v.a.2022.09.03.008.
7. Колесникова, К. И. Актуальные направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности в сфере образования / К. И. Колесникова, А. Н. Шунько. - Текст : непосредственный // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2023. - № 11. - С. 10-16. - DOI 10.20339/AM.11-23.010.
8. Корзоватых, Ж. М. Развитие инновационных инструментов налогового администрирования в Российской Федерации / Ж. М. Корзоватых, Н. Г. Морозова. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. - 2021. - № 10 (45б). - С. 145155. - DOI 10.47475/1994-2796-2021-11015.
9. Плотицына, Л. А. Анализ направлений модернизации контрольно-надзорной деятельности органов власти в Российской Федерации / Л. А. Плотицына. - Текст : непосредственный // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-1 (66). - С. 334-338.
10. Полякова, О. Е. Новая организационно-функциональная модель внутреннего государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере / О. Е. Полякова, Е. В. Лаврова, Т. В. Голубева. - Текст : непосредственный // Экономика и управление : проблемы, решения. - 2018. - Т. 1. - № 3. - С. 85-94.
11. Пономарев, А. В. Некоторые особенности контрольно-надзорной деятельности в сфере противодействия коррупции в условиях цифровой трансформации / А. В. Пономарев. - Текст : непосредственный // Оригинальные исследования. - 2023. - Т. 13. - № 8. - С. 113-116.
12. Потоцкая, Л. Н. Цифровизация и ее влияние на механизм сельскохозяйственного землепользования / Л. Н. Потоцкая. - Текст : непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5 : Экономика. - 2022. - № 2 (300). - С. 48-55. - DOI 10.53598/2410-3683-2022-2-300-48-55.
13. Практика профилактической работы с бизнес-сообществом в условиях риск-ориентированной надзорной деятельности Рос-потребнадзора / М. А. Патяшина, М. В. Трофимова, Л. Г. Авдонина [и др.]. - Текст : непосредственный // Санитарный врач. - 2017. -№ 7. - С. 51-55.
References
1. Agamagomedova, S. A. State control and supervision in the context of digitalization of the economy / S. A. Agamagomedova. - Text: direct // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. - 2020. - No. 3.
- P. 79-85. 2. Arkhangelsky, V. N. Union of Small and Medium Businesses of the Sverdlovsk Region during the Years of Sanctions: the Maximum Possible? / V. N. Arkhangelsky, M. A. Feldman.
- Text: direct // Management Issues. - 2020. - No. 2 (63). - P. 73-84. - DOI 10.22394/2304-33692020-2-73-84. 3. Bitkina, I. V. Foreign practice of organizing control and supervisory activities of executive authorities / I. V. Bitkina. - Text: direct // Economy and entrepreneurship. - 2016. - No. 11-3 (76). - P. 51-56.
4. Bushinskaya, T. V. Conceptual foundations of managing property tax of organizations / T. V. Bushinskaya, P. A. Buldygin, A. I. Artemova. -
Text: direct // Regional problems of economic transformation. - 2020. - No. 3 (113). - P. 159-168.
- DOI 10.26726/1812-7096-2020-03-159-168.
5. Grebenkina, S. A. Analysis of international practice of digital interaction in the field of combating money laundering and terrorist financing / S. A. Grebenkina. - Text: direct // Bulletin of Eurasian Science. - 2023. - Vol. 15. - No. S1.
6. Zhelyabovskaya, K. V. Russian banks and money laundering: from the point of view of compliance with the law / K. V. Zhelyabovskaya.
- Text: direct // Bulletin of the Academy. - 2022.
- No. 3. - P. 72-77. - DOI 10.51409 / v.a.2022.09.03.008.
7. Kolesnikova, K. I. Actual directions for improving control and supervisory activities in the field of education / K. I. Kolesnikova, A. N. Shun-ko. - Text : direct // Alma Mater (Higher School Bulletin). - 2023. - No. 11. - P. 10-16. - DOI 10.20339/AM.11-23.010.
8. Korzovatykh, Zh. M. Development of innovative tax administration tools in the Russian Federation / Zh. M. Korzovatykh, N. G. Morozova.
- Text : direct // Bulletin of the Chelyabinsk State University. - 2021. - No. 10 (456). - P. 145-155.
- DOI 10.47475/1994-2796-2021-11015.
9. Plotitsyna, L. A. Analysis of the directions of modernization of control and supervisory activities of government bodies in the Russian Federation / L. A. Plotitsyna. - Text : direct // Economy and entrepreneurship. - 2016. - No. 1-1 (66). - P. 334-338.
10. Polyakova, O. E. New organizational and functional model of internal state control and supervision in the financial and budgetary sphere / O. E. Polyakova, E. V. Lavrova, T. V. Golubeva. -Text : direct // Economy and management: problems, solutions. - 2018. - Vol. 1. - No. 3. - P. 85-94.
11. Ponomarev, A. V. Some features of control and supervisory activities in the field of combating corruption in the context of digital transformation / A. V. Ponomarev. - Text : direct // Original research. - 2023. - V. 13. - No. 8. - P. 113-116.
12. Potockaya, L. N. Digitalization and its impact on the mechanism of agricultural land use / L. N. Potockaya. - Text: direct // Bulletin of Adyghe State University. Series 5: Economy. -2022. - No. 2 (300). - P. 48-55. - DOI 10.53598/2410-3683-2022-2-300-48-55.
13. Practice of preventive work with the business community in the context of risk-oriented supervisory activities of Rospotrebnadzor / M. A. Patyashina, M. V. Trofimova, L. G. Avdonina [et al.]. - Text: direct // Sanitary doctor. - 2017. -No. 7. - P. 51-55.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Контактная информация: Курдюмов Александр Васильевич
заведующий кафедрой конкурентного права и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет 620044, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62 E-mail: [email protected]
Ощепкова Юлия Денисовна
ассистент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет 620044, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62 E-mail: [email protected]
Паньков Иван Александрович
студент, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет 620044, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62 E-mail: [email protected]
Сарычева Варвара Ильинична
студент, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет 620044, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62 E-mail: [email protected]
Contact Information: Kurdyumov Aleksander Vasilyevich
Head of the Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation, Ural State Economic University 620044, Russian Federation, Yekaterinburg, March 8, 62 E-mail: [email protected]
Oshchepkova Yulia Denisovna
Assistant of the Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation, Ural State Economic University 620044, Russian Federation, Yekaterinburg, March 8, 62 E-mail: [email protected]
Pankov Ivan Alexandrovich
Student, Ural State Economic University 620044, Russian Federation, Yekaterinburg, March 8, 62 E-mail: [email protected]
Sarycheva Varvara Ilyinichna
Student, Ural State Economic University 620044, Russian Federation, Yekaterinburg, March 8, 62 E-mail: [email protected]