дукции на новых географических рынках; новые области применения известного содержания продукции; вариации содержания транспортной продукции с целью приспособления к требованиям определенных сегментов потребителей.
Стратегия диверсификации предполагает включение в производственную программу продукции, которая не имеет прямой непосредственной связи с прежней сферой деятельности. На сегодняшний день эта стратегия является наиболее предпочтительной для отечественных ПСАТ и означает выход на новые рынки с новым видом деятельности. Как показывает практика, это передача в аренду произ водстнен-ных помещений и территории, а также инвестирование средств от основной деятельности в торговлю сопутствующей продукцией. Выбор стратегии зависит от степени насыщения рынка транспортной продукцией, а также от возможностей ПСАТ обновить сбой
ассортимент В связи с том что крупные ПСАТ, как правило, разворачивают свою деятельность в нескольких филиалах, онч чаще всего прибегают к комбинированны:.! С ?р.1ТРГИЯМ.
Таким обра: о тнализ результатов выполненного исследования .изволил систематизировать уровне-вое взаимодействую осп-лшых компонентов методики стратегического планирования ПСАТ. Предложена процедур? прогнозирования потребности в провозных способностях ПСАТ и рассмотрены специфические особенное.и разработки прогнозов потребности в транспгртчой продукции.
ТЕРЕНТЬЕВ Александр Владимирович, доцент кафедры менеджмента и маркетинга.
Поступила в редакцию 05.09.06. © Те'рентьев А. В.
удк 656 1 С. В. ЩЕРБАКОВА
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ_
В статье рассматривается инновационный процесс как непрерывный и динамический, графическая интерпретация которого представляет собой годограф. Приводятся основные показатели эффективности инновационного проекта, реализуемого ГАТП.
Основной задачей транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей предприятий всех форм собственности и населения в перевозках, повышение эффективности и качества работы транспортной системы.
В современных рыночных условиях деятельность грузовых автот ранспортных предприятий (ГАТП) характеризуются негативными тенденциями.
Инфляция привела к росту цен на все виды товаров и услуг. Из-за этого многие клиенты были вынуждены отказаться от услуг ГАТП и стали искать перевозчиков с более низкими тарифами.
Представленные причины привели к снижению объема предоставляемых предприятиями автотранспортных услуг (АТУ). Из-за постоянного снижения платежеспособности клиентуры ухудшилась финан-
совая ситуация ГАТП. Анализ статистических данных по России в целом позволяет достаточно точно проследить темпы снижения показателей (табл. 1).
В табл. 1 представлен объем грузовых перевозок, осуществленный ГАТП России начиная с 1970 [11].
Наглядно видно, что системный кризис в России приходится на период 90-х годов. С 1990 по 1995 гг. объем перевозок сократился па 52%, а к 2000 г. абсолютное снижение достигло 80%. В настоящее время большинство ГАТП работает в условиях жесткой конкуренции, финансовой нестабильности как во внешней среде, так и во внутренней. Руководители таких предприятий не могут в полной мере приспособить деятельность ГАТП к работе в рыночных условиях, продолжается нерациональное использование имеющегося трудового потенциала, неудовлетворительное
Количество перевезенного груза российскими ГАТП, млн тонн
Таблица 1
год
Рис. 1. Объем перевозок ГАТП Омска, млн тонн
расходование ресурсов, нерациональное распределение полученных доходов.
На рис. 1 представлены данные объемов перевозок грузов ГАТП Омска [9,10].
Одним из немаловажных факторов является приватизация ГАТП. При меньшем количестве ГАТП объемы перевозок были значительнее выше, чем при нынешней обстановке. Как показывает практика, смена форм собственности не привела к повышению эффективности работы ГАТП, переход к свободным тарифам на перевозки не увеличил объем перевозок. За период 2001 —2005 гг. выросло количество зарегистрированных ГАТП с учетом частных перевозчиков, имеющих лицензии.
Сократились инвестиционные вложения в развитие производственно-технической базы и обновление подвижного состава.
Сокращение инвестиций привело ГАТП к невозможности обновления подвижного состава, который морально устарел и технически износился на 50-60%. Проведя анализ омских ГАТП, можно сделать вывод, что наибольшее количество автомобилей находится в эксплуатации со сроком службы 10-13 лет. Также видна тенденция, что перевозчики, занимающиеся частным бизнесом, предпочитают малотоннажные автомобили для перевозки грузов «от двери до двери» маленькими партиями, большегрузные автопоезда - для отправок грузов в другие регионы страны. Это привело к простою и избытку на ГАТП сред-нетоннажных автомобилей. Для современных ГАТП, функционирующих в жестких рыночных условиях, необходимы внедренческие подходы нововведений
и инноваций, т.к. это важнейший элемент повышения эффективности деятельности предприятия.
Инновационные процессы необходимы для эффективного функционирования, успешного развития в будущем, а также для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей АТУ, что характеризует ключевые цели любого ГАТП. Большинство руководителей предприятий в качестве главной цели называют максимизацию прибыли. Основой для достижения указанной цели является инновационная активность предприятия- Инновационная деятельность играет ведущую роль в достижении главной цели ГАТП - получения максимальной прибыли [ 1 ].
Инновация'— это нововведение, результат творческой деятельности, направленный на совершенствование существующей системы и реализованной на практике [2,3].
Основное назначение инноваций — это преодоление возникшего кризиса и получение положительного эффекта. При введении новшества и использования его на практике ГАТП преследуются следующие цели: получение наибольшей прибыли; преодоление технического и технологического отставания; преобразование организационной структуры; выход из кризисной ситуации.
Инновационные проекты (ИП) объединяют в себе комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам данных, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение инновационных целей [2,3].
На ГАТП инновации могут быть представлены в виде продукта (новый товар, новый вид услуг т. д.) либо в виде процесса (новая технология, новая методика, новая организация труда и др.).
Временная диаграмма преобразования потока информации в процессе реализации ИП представлена на рис. 2.
С момента формирования ИП весь поток информации о проекте проходит все этапы. На основе этой информации составляется прогноз и разрабатывается план. По данным прогноза формируется план-график ресурсного обеспечения, доводимый до соответствующих подразделений и служб ГАТП,
ГАТП в обстановке энтропии рынка, изменяющейся внутренней и внешней среды реализует управляющее воздействие, стремясь достичь установ-
Таблица 2
Количество ГАТП Омска
Год 1996 2001 2002 2003 2004
ГАТП 537 1337 1414 1536 1622
Таблица 3
Перевозки грузов и грузооборот транспорта Омской области
Перевезено грузов, млн т Грузооборот, млрд т.км
2004 2005 2004 2005
Всего: из них: 84,6 92,6 115,3 124,7
железнодорожный 13,9 14,6 72,1 76,7
автомобильный 29,8 32,0 1,2 1,3
внутренний водный 2,2 3,1 1,5 1,6
трубопроводный 38,7 42,9 40,5 45,1
1-й цикл 2-й цикл п-й цикл
Рис. 2. Этапы реализации ИП ГАТТ!
1, время
ленных прогнозом и планом показателей. Соответс твующие подразделения ГАТП ведут учет результатов и анализируют деятельность ГАТП, направленную на выполнение ИП. На этом заканчивается 1-й цикл (см. рис. 2).
В результате анализа выявляются расхождения между значениями расчетных и фактических показателей. Начинается 2-й цикл ИП. Корректируются стратегия ГАТП, прогноз, задание, формируются новые управляющие воздействия, которые реализуют дальнейшее осуществление первого проекта, а может быть и начало выполнения нового очередного проекта (очередной проект показан пунктирной линией) на рис, 2.
Выполнение очередного проекта может начаться в любой момент времени, в том числе параллельно с предыдущим проектом.
Формирование и выполнение ИП является непрерывным процессом, и декомпозиция на дискретные этапы и циклы носит условный характер. В связи с этим процесс выполнения ИП для большей наглядности целесообразно представить в полярной системе координат в виде годографа, точки которого отражают прохождение информации через соответствующие этапы ИП (рис. 3).
Длина вектора годографа Я пропорциональна времени отсчета, угол поворота вектора (по часовой стрелке) соответствует этапам ИП.
Важной особенностью процесса выполнения ИП является то, что этот процесс является динамическим и развивается не по замкнутой кривой (окружности), а по спирали. Это объясняется тем, что каждый очередной цикл вносит уточняющие изменения в расчеты ГАТП, и прогноз; формируются новые управленческие воздействия; за время прошедшего цикла происходят изменения в ГАТ; появляются новые результаты учета и анализа.
На рис. 3 достаточно четко просматриваются секторы, соответствующие основным этапам процесса выполнения ИП: модель, прогноз, план, управление, ГАТП, учет, анализ.
ИП должен быть управляемым, только в этом случае он будет эффективным.
Управление - это воздействие со стороны управляющего органа на подразделения, службы, работников ГАТП для достижения целей, стоящих перед ГАТП и его персоналом, согласования и корректировки действий исполнителей. Управление базируется на результатах прогноза, планирования и включает
организацию, контроль и регулирование процессов исполнения работ.
Главное требование к управлению ГАТП в условиях рынка — обеспечение адаптивности (приспосабливаемое™ V гибкости) экономики ГАТП к изменяющимся услог, и хм хозяйствования [1,5].
Типы показе ¡елей эффективности ИП — различают показател! эффективности затратного типа и показатель эффективности ичноваций ресурсного типа [1,7].
1 I юказатель эффективности ИП затратного типа — отношение результата инноваций к величине совокупного живого и овеществленного труда (цена инноваций), которое было потреблено [7].
2. Показатель эффективности ИП ресурсного типа — отношение результата к величине примененных производственных ресурсов в стоимостном выражении. При этом результат нововведения в производстве принимается в годовом исчислении[7].
Для анализа влияния освоения новшеств на себестоимость АТУ примем в качестве результативного показателя затрат на единицу объема реализации (3/В^). Влияние затрат на освоение новшеств на единицу объема реализации позволяет проанализировать модель [6,7,8]:
3/В = (3 /В )
Р V он ри'
"(3/30|
'" (ВР,/В,,)
(1)
где 3/В - затраты на единицу объема реализации;
3 /В..
затраты на освоение новшеств на единицу
= П../Н
(2)
учет
прогноз
Рис.3. Циклограмма процесса управления инновационным проектом
объема реализации АТУ, произведенной с их применением; 3/3(ш — коэффициент увеличения затрат за счет других затрат, включаемых в себестоимость АТУ; Вр,/Вр —■ доля выручки от реализации новшества в общей выручке от реализации.
Для освоения новшеств необходимы знания, и другие нематериальные активы.
Отношение прибыли (Ппн) от реализации АТУ, произведенной с применением новой техники или технологии, к средней годовой стоимости нематериальных активов (НаУ характеризует рентабельность нематериальных активов [9]:
где — рентабельность нематериальных активов при освоении новшеств.
Влияние рентабельности нематериальных активов на прибыль от реализации продукции отражает модель/7,8/:
П„ = (П|)И/на
•(Н/
При'
:вр„/в).
п/п|Ш)
•в, (3)
где П /Нл — потребность в нематериальных активах на единицу объема выручки от реализации продукции; П /П|)м — коэффициент увеличения прибыли от реализации всей продукции.
Сопоставление стоимости нематериальных активов (Н _) со средней списочной численностью персонала (N1 формирует показатель вооруженность нематериальными активами (На/Ы). Отношение стоимости основных фондов (Ф) к численности персонала (Ы) является традиционным показателем фондовооруженности,
Взаимосвязь показателей вооруженности нематериальными активами и основными фондами отражает модель[7,9):
Ф/N = (Н/1ЧИФ/Н;1)
(4)
где Ф/Ы — фондовооруженность (стоимость основных фондов на одного работника); Н.,Ж — вооруженность работников нематериальными активами; Ф/На — коэффициент соотношения основных фондов и нематериальных активов. Основным показателем эффективности работы персонала является выручка (Вр) от реализации транспортных услуг на одного работающего (В /N1).
Оценить влияние вооруженности нематериальными активами и основными фондами на эффективность работы персонала позволяет модель/8/:
B /N = (H/NMO/HJ-fB /Ф),
(5)
гдеВ ^ - выручка от реализации на одного работающего.
Влияние факторов на изменение прибыли отражает зависимость/5/:
где П/Вр — рентабельность АТУ; В^/Н,, - коэффициент оборачиваемости нематериальных активов; Н./Ф — коэффициент соотношения нематериальных активов и стоимости основных фондов; Ф — средняя годовая стоимость основных фондов.
Библиографический список
1. Бачурин А. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортной организации: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. А, Бачурин; Под ред. 3. И, Аксеновой.- 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 320 с.
2. Василевская И. В. Инновационный менеджмент: Учеб пособие. - М : Издательство РИОР, 2005. - 96 с.
3. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудинидр.;Подред. С.Д. Ильенкова М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 327 с.
4. Костина Н. И., Алексеев А А Финансовое прогнозирование вэкономическихсистемах:Учеб-.посо&иедлявузов. — М.:ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2002. - 285 с.
5. Савицкая Г. В. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий: Учебник. - 2-е изд., доп. иперераб. - М;: ЙНФРА-М,^005. - 368 с.
6. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер, 20Ö1с.28-32.
7. Завлин П.Н., Васильев A.B. Оценка эффективности инноваций. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2003. — С.23
8. Инновационный менеджмент: Учебник Для вузов/ С.Д. Ильенкова,Л.М. Гохберг, С.Ю.Ягудинидр,; Подред. С.Д. Ильенковой.■ М.:ЮНИТИ, 2002,-327 с.
9. О работе автомобильного транспорта Омской области в 2004 году: Аналит. зап./ Омскстат. — Омск, 2005. — 35 с.
10. ТранспоргисвязьОмскойобласти:Стат.сб./Омскстат. -Омск, 2005. - 84 с.
11. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб/ Росстат М., 2004. - 725 с.
П = (П/В ЫВ/Н.МН/ФЬФ,
(6)
ЩЕРБАКОВА Светлана Витальевна, аспирантка Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.
Поступила в редакцию 04.09.06. © Щербакова С. В.
УДК 339.13
Е. А. БАЙДА
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В статье предлагается методика определения конкурентоспособности промышленной продукции, основанная на балльной оценке характеристик ее качества.
Ü
о 1
кия
Переход к рыночным отношениям ставит одну из важных задач — развитие предпринимательства. За понятием «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта или услуги. Сегодня предпринимательскую деятельность принято назы-загьбизнесом.
Развитие предпринимательства играет важную роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует смещению устаревших. Оно немыслимо без новаторства, твор-