Влияние рентабельности нематериальных активов на прибыль от реализации продукции отражает моделъ/7,8/:
П„ = (П|)И/на
•(Н/
При'
:вр„/в).
п/п|Ш)
•в, (3)
где П /Нл — потребность в нематериальных активах на единицу объема выручки от реализации продукции; П /П|)м — коэффициент увеличения прибыли от реализации всей продукции.
Сопоставление стоимости нематериальных активов (Н _) со средней списочной численностью персонала (N1 формирует показатель вооруженность нематериальными активами (На/Ы). Отношение стоимости основных фондов (Ф) к численности персонала (Ы) является традиционным показателем фондовооруженности,
Взаимосвязь показателей вооруженности нематериальными активами и основными фондами отражает модель[7,9]:
Ф/N = (Н/1ЧИФ/Н;1)
(4)
где Ф/Ы — фондовооруженность (стоимость основных фондов на одного работника); Н.,Ж — вооруженность работников нематериальными активами; Ф/На — коэффициент соотношения основных фондов и нематериальных активов. Основным показателем эффективности работы персонала является выручка (Вр) от реализации транспортных услуг на одного работающего (В /N3.
Оценить влияние вооруженности нематериальными активами и основными фондами на эффективность работы персонала позволяет модель/8/:
B /N = (H/NMO/HJ-fB /Ф),
(5)
гдеВ ^ - выручка от реализации на одного работающего.
Влияние факторов на изменение прибыли отражает зависимость/5/:
где П/Вр — рентабельность АТУ; В^/Н,, - коэффициент оборачиваемости нематериальных активов; Н./Ф — коэффициент соотношения нематериальных активов и стоимости основных фондов; Ф — средняя годовая стоимость основных фондов.
Библиографический список
1. Бачурин А. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортной организации: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. А, Бачурин; Под ред. 3. И, Аксеновой.- 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 320 с.
2. Василевская И. В. Инновационный менеджмент: Учеб пособие. - М : Издательство РИОР, 2005. - 96 с.
3. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудинидр.;Подред. С.Д. Ильенкова М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 327 с.
4. Костина Н. И., Алексеев А А Финансовое прогнозирование вэкономическихсистемаэсУчеб-.посо&иедлявузов. — М.:ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2002. - 285 с.
5. Савицкая Г. В. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий: Учебник. - 2-е изд., доп. иперераб. - М;: ЙНФРА-М,^005. - 368 с.
6. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер, 20Ö1с.28-32.
7. Завлин П.Н., Васильев A.B. Оценка эффективности инноваций. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2003. — С.23
8. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова,Л.М. Гохберг, С.Ю.Ягудинидр,; Подред. С.Д. Ильенковой.■ М.:ЮНИТИ, 2002,-327 с.
9. О работе автомобильного транспорта Омской области в 2004 году: Аналит. зап./ Омскстат. — Омск, 2005. — 35 с.
10. ТранспоргисвязьОмскойобласти:Стат.сб./Омскстат. -Омск, 2005. - 84 с.
11. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб/ Росстат М., 2004. - 725 с.
П = (П/В ЫВ/Н.МН/ФЬФ,
(6)
ЩЕРБАКОВА Светлана Витальевна, аспирантка Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.
Поступила в редакцию 04.09.06. © Щербакова С. В.
УДК 339.13
Е. А. БАЙДА
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В статье предлагается методика определения конкурентоспособности промышленной продукции, основанная на балльной оценке характеристик ее качества.
Ü
о 1
кия
Переход к рыночным отношениям ставит одну из важных задач — развитие предпринимательства. За понятием «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта или услуги. Сегодня предпринимательскую деятельность принято назы-загьбизнесом.
Развитие предпринимательства играет важную роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует смещению устаревших. Оно немыслимо без новаторства, твор-
ческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Повышение качества продукции (услуг), ее надежности, экономичности - одна из первоначальных задач промышленности.
Привлечь потребителя можно только продукцией, которая имеет преимущества по сравнению с продукцией конкурента, т.е. продукция должна быть конкурентоспособной на рынке.
Успешная деятельность организации обеспечива -ется выпуском продукции, которая:
• отвечает че тко определенным потребностям, области применения или назначению;
• удовлетворяет требованиям потребителей;
• соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;
■ отвечает требованиям общества;
• учитывает требования охраны окружающей среды;
• предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
• является экономически выгодной (т. е. приносит прибыль).
Все это можно объединить в одну из составляющих конкурентной продукции — качество.
Качество продукции — важнейший критерий функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей нецеповой конкуренции, характерных для современного этапа развития общества. Качество продукции и технический уровень определяют темпы научно-технического прогресса и роста эффективности производства в целом, оказывают существенное влияние на конкурентоспособность отечественных товаров.
XX в. — век расцвета производства ранее известных и совершенно новых, необычных по структуре и свойствам промышленных материалов. Технический прогресс в значительной степени определяется успехами в создании новых материалов повышенного качества. В связи с особой важностью внедрения новых материалов в технической литературе последнего десятилетия наступивший XXI в. именуют веком новых материалов.
Используемые материалы в значительной степени предопределяют технологию производства и качество готовой продукции. Выбор материала определяется не только его физико-механическими и химическими свойствами, требуемыми для данных условий эксплуатации, но й набором технологических, экономических, экологических и других характеристик.
С приходом рыночных отношений Российские предприятия оказались не в состоянии выживать в сложных условиях и соперничать с иностранной продукцией, которая потоком хлынула на российские рынки.
Иностранные производители в условиях постоянной конкуренции пришли к пониманию того, что цена не может быть определяющей характеристикой продукции . Продукция должна отвечать еще многим показателям, которые определят ее спрос, а следовательно, конкурентоспособность.
С другой стороны, спрос той или иной продукции определяется потребителем. Соответственно качество продукции также определяется потребителем, так как, приобретая продукцию, он предъявляет к ней требования, которым она должна отвечать, чтобы Удовлетворить его потребности.
В строительстве промышленных зданий и сооружений, в гражданском и жилищном строительстве чредгючтемие отдавалось материалам других стран
изготовителей, поскольку эти материалы были представлены в широком ассортименте, являлись более эффективными р эксплуатации, более экономичными и относительно легкими в монтаже. Отечественным производителям было достаточно сложно соперничать и дока ;г.]нать свое преимущество.
В связи ме: лющеься социальной и экономической ситуацией в России объемы гражданского и жи-лищг.ого строигел'.ства ста\и расти. Строить стали больше, лучше, разнообразнее. Строительные и проектировочные организации стали отдавать предпочтение нетипочому строительству, которое требует новых, нестандартных и творческих решений. И это стало возможным благодаря расширяющейся области строительных, отделочных и теплоизоляционных материалов. Также поменялась и политика строительства. Она стала ориентироваться на энерго- и ресурсосбережение.
Возросли и требования к строительным материалам. Так, рассматривая отрасль теплоизоляционных материалов, которая на сегодняшний день иолучила широкое развитие, можно отметить, что и к утеплителям стали предъявляться повышенные требования. Они должны не только выполнять свою основную функцию — утеплительную - и соответствовать всем стандартам и нормам, но и отвечать требованиям потребителей, т.е. быть ремонтопригодными, менее трудоемкими в монтаже и др.
Еще раз отметим, что конкурентоспособность продукции, а значит, и конкурентоспособность фирмы, определяется потребителем. Значит, для конкурирования с иностранной продукцией отечественным производителям в своих разработках и усовершенствовании производимого продукта необходимо учитывать все выше изложенное..
Таким образом, одним из направлений политики фирмы должно быть ориентирование продукции на потребителя, т.е. при принятии решения о производстве той или иной продукции, кроме ее нормативных характеристик качества предпринимателям следует брать во внимание и пожелания потребителей.
В данное время фирмами-производителями практикуются маркетинговые исследования рынка производимой продукции, опросы потребителей.
Предлагаемая ниже методика, ориентированная на определение конкурентоспособности промышленной продукции, основанная на экспертной оценке. В качестве примера будем рассматривать конкурентоспособность теплоизоляционных материалов.
Теплоизоляционные материалы обладают рядом свойств, от которых зависит эффективность их применения. Эти свойства и определяют качество теплоизоляционного материала.
Предл°жим балльный метод определения показателей качества теплоизоляционных ма териалов, ориентируясь на предпочтения потребителей.
Для оценки показателей качества теплоизоляционных материалов по балльному методу, в качестве примера, предложим четыре теплоизоляционных материала, применяемые в России — минеральная вата, стекловолокно, пенополистирол и пенополиуретан.
Основные технико-экономические показатели этих материалов представлены в табл. 1.
Основными показателями качества утеплителей выберем:
— теплопроводность;
— толщина слоя теплоизоляции;
— долговечность (срок эксплуатации).
Данные показатели оцениваем по десятибалльной
шкале. Сумма баллов по оцениваемому теплоизоля-
Технико-экономические показатели теплоизоляционных материалов
Таблица 1
Показатели Минеральная вата Стекловата Пенополистирол Пенополиуретан
Коэффициент теплопроводности, Вт/(мК), приТ = (25±5)0С 0,052-0,058 0,030-0,052 0,036-0,040 0,019-0,025
Плотность, кг/м3 55-150 35-200 40-150 40-100
Водопоглощение по объему, % 2 4...5 1,8...4 2,4
Температура применения от-40 до +7000С от-60 до +1800С от-100 до +800С от-180 до +1600С
Группа горючести негорючие трудногорючие горючие трудногорючие
Срок эксплуатации 15-25 15-30 15 20-30
Производство работ Теплое время года, сухая погода Теплое время года, сухая погода Круглогодично Круглогодично
Таблица 2
Балльная оценка показателей качества теплоизоляционных материалов
Показатель качества Мах балл показателя Значение показателя по разным материалам
Минеральная вата Стекловолокно Пенополистирол Пенополиуретан
А. Теплотехническая характеристика материала А.1. Коэффициент теплопроводности материала, Вт/(м-°С), при Т= (25±5)°С - 0,055 0,041 0,038 0,022
А.2. Коэффициент по отношению к минимальному из предложенных значений Б. 1. - 0,40 0,54 0,58 1,00
А.З. Количество баллов, балл 4 1,6 2,16 2,32 4
Б. Толщина слоя теплоизоляции Б. 1. Толщина теплоизоляционного материала, обеспечивающая сопротивление теплопередаче равное Я 0 = 3 м 1 С ,м - 0,18 0,20 0,12 0,11
Б.2. Коэффициент по отношению к минимальному из предложенных значений В.1. - 1,64 1,81 1,09 1,00
Б.З. Количество баллов, балл 1 1,64 1,81 1,09 1
В. Срок эксплуатации материала В. 1. Расчетный срок службы теплоизоляционного материала, лет - 20 25 15 30
В.2. Коэффициент по отношению к максимальному значению Г. 1. 0,80 0,ВЗ 0,50 1,00
В.З. Количество баллов, балл 5 4 4,15 2,5 5
Суммарная балльная оценка теплоизоляционных материалов (сумма баллов по строкам А.З., Б.З., В.З.,) 10 7,24 8,12 5,91 10
ционному материалу Б при таком подходе может быть рассчитана по формуле:
Л 1=1
где Б1тах — максимально возможное число баллов, которое можно присваивать ¿-му показателю; К- — коэффициент отклонения 1-го показателя по данному теплоизоляционному материалу от наилучшего показателя других предлагаемых материалов; л —количество рассматриваемых критериев (показателей).
Балльную оценку показателей качества теплоизоляционных материалов можно представить в виде табл. 2.
Оценив показатели качества теплоизоляционных материалов по балльному методу, мы получили, что наиболее предпочтительным материалом для теплоизоляции оказался пенополиуретан, он набрал наибольшее количество баллов. Это можно объяснить его высокими теплоизоляционными свойствами и наиболее продолжительным сроком эксплуатации, по сравнению с другими утеплителями.
В зависимости от рассматриваемых показателей качества утеплителей их ранги могут меняться. Так,
Пример оценки уровня конкурентоспособности теплоизоляционных материалов (числовые значения - условные)
Таблица 3
ИПМ Пенополистерол Ми:,гнзльная '..'.та
X -прод ЦП ния характеристики укции - цена потребле- Исходные значения и ш ю Расчетные значения Исходные значения X 5 X и V ю >; п 0} Я о V и ИЗ IX 1 Относительные значения ! к к ш У к п V 3 < о X и ЕГ & 3 го к со О) 3 33 и к, д. Относительные | значения | Примечание
Теплопроводность 0,022 0,4 0,0088 0,038 0,0152 0,58 0,055 0,022 0,4 обратно пропорционально
X Толщина слоя 0,11 0,1 0,011 0,12 0,012 0,92 0,18 Р.018 0,61 обратно пропорционально
Долговечность 30 0,5 15 15 7,5 0,5 20 10 0,67 прямо пропорционально
£ 1,0 2 1,68
Цена потребления 12 12 1 22 1,83 обратно пропорционально
Уровни конкурентоспособности 5,0 4,0
например, если одним из показателей качества мы приняли бы санитарно-гигиенические характеристики материалов, то ранжирование утеплителей изменилось, так как пенополиуретан набрал бы меньшее количество баллов, поскольку его санитарно-гигиенические характеристики значительно уступают характеристикам других материалов.
Характеристики качества прямо пропорциональны показателям конкурентоспособности. Структура оценки показателей конкурентоспособности вытекает из практики.
Цена товара неразрывно связана с его качеством и прямо пропорциональна ему. Интересы потребителя к качеству и цене продукции противоположны.
Для рассмотрения взаимосвязи уровня конкурентоспособности теплоизоляционных материалов с их наиболее предпочтительными характеристиками качества разберем числовой пример оценки уровня конкурентоспособности теплоизоляционных материалов (табл. 3).
Рассмотрим минеральную вату, которая является традиционным и зарекомендовавшим себя утеплителем, и новый утеплитель — пенополистерол.
Нам необходимо составить идеальную потребительскую модель (ИПМ) теплоизоляционного материала. Для этого, исходя из выше описанной оценки теплоизоляционных материалов, выберем наилучшие значения показателей качества материалов. И тогда идеальная модель теплоизоляционного материала примет вид: коэффициент теплопроводности материала - 0,022 Вт/(м-°С), толщина слоятеплоизо-ляции - 0,11 ми долговечность слоя теплоизоляции -30 лет (см. табл. 3).
Расчет численных значений ведется примерно в следующей последовательности:
1. убеждаемся в том, что значения характеристик качества конкурирующей продукции соответствуют требованиям нормативно-правовых документов. В противном случае оценки являются несостоятельными;
2. определяем относительную значимость («вес») характеристик продукции и расчетные значения характеристик;
3. определяем относительные значения характеристик (в их сравнении с таковыми ИПМ) и производим их сложение. После этого определяются численные значения Кн, Кк и К . Если значение К более единицы, то продукция считается конкурентоспособной.
к =!^ = 092;
мин.пати ^ дг^ '
К 9 П
К= пе"' = — = 2,17>1.
К 0 92
мип.вата
В итоге получилось, что пенополистерол более конкурентоспособный материал, чем минеральная вата, так как его характеристики практически совпадают с характеристиками ИПМ. Коэффициент конкурентоспособности минеральной ваты меньше единицы — она менее конкурентоспособна, но, усовершенствуя ее характеристики, можно добиться повышения качества этого материала и соответственно повысить его востребованность на рынке.
Предложенные методики могут применяться для оценки конкурентоспособности теплоизоляционных материалов, как при проектировании новых утеплителей, так и при усовершенствовании свойств уже используемых утеплителей. Оценки показателей качества теплоизоляционных материалов основаны на экспертном методе, поскольку при анализе конкурентоспособности того или иного материала принимаются во внимание предпочтения потребителей этой строительной продукции. И в качестве экспертов для балльной оценки показателей качества материала могут быть приглашены как производители этих материалов, менеджеры по продажам стро-
ительных материалов, проектировщики, так и специалисты подрядных организаций, которые непосредственно производят монтаж этих материалов.
Библиографический список
1. ГОСТ 16381-77. Материалыиизделиястроительныетепло-изоляционные. Классификация и общие технические требования |Электрон. ресурс]. - Введен 1977-07-01 // Кодекс. Право / ЗАО «ИнформационнаякомпанияиКодекс». — СПб., 2001.
2. Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг/ ред. В.М. Власовой. — М.: Финансы и статистики, 2000. — 240 с.
3. Дурнев В. Д. Экспертиза и управление качеством промышленных материалов / В.Д. Дурнев, С.В, Сапунов, В.К. Федюкин. -СПб.: Питер, 2004. - 254с.
4. Федотова М.А. Оценки недвижимости и бизнеса / М.А. Федотова, Э. А. Уткин. — М.:Ассоциацияавторов «издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭКСМО», 2000. - 352 с.
БАИДА Елена Александровна, аспирантка кафедры «Управление качеством и сертификация».
Поступила в редакцию 14.09.06. © Байда Е. А.
УДК [336 3381 658 Н. А. ЧАНЧИБАДЗЕ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА_
В статье рассматриваются проблемы предоставления экономической поддержки муниципального пассажирского транспорта на основе распределения расходных полномочий между различными уровнями управления.
Одним из важнейших условий нормального функционирования муниципального пассажирского транспорта, независимо от направленности его реформирования, является своевременность и достаточность финансирования. Действующая система возмещения затрат влечет за собой убыточность всех видов массового городского пассажирского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, метрополитен). Это объясняется значительным разрывом между необходимым уровнем затрат, как правило, остаточным принципом бюджетного финансирования и закономерным, в силу социальной значимости транспортной услуги, ограничением роста проездной платы.
В связи со спецификой муниципального пассажирского транспорта, который является сферой производства услуг, так как удовлетворяет личные потребности населения, перевод его на рельсы рыночной экономики вызывает гораздо больше сложностей, чем в других отраслях народного хозяйства. Транспортная сфера отличается от классического бизнеса, производящего товары и услуги в условиях конкуренции и имеющего прибыль. Он лишен последних двух признаков. Это характерно и для развитых капиталистических стран, но для нашей страны альтернативы общественному транспорту в городах пока нет, поскольку индивидуальный транспорт развит слабо, а его нормальная эксплуатация и хранение не обеспечены.
Разрабатывая все компоненты, способствующие переводу муниципальной транспортной системы на рыночные отношения (налоговая, бюджетная поли-
тика, акционирование, приватизация, иинованцион-ная политика), не следует забывать о роли государства в переходный период. Задача государственных и местных органов управления общественным транспортом состоит в создании исчерпывающих правовых и экономических условий для нормального й безопасного функционирования транспортных предприятий независимо от формы собственности, обеспечивающих гармонизацию интересов населения, клиентуры и перевозчиков, атакже интересы самого государства или муниципального образования.
В соответствии с распределением расходных обязательств между уровнями бюджетной системы финансовое обеспечение политики, направленной на формирование муниципального пассажирского транспорта, осуществляется, как показано в табл. 1
Федеральная программа "Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)", а также ее подпрограмма "Реформирование пассажирского транспорта общего пользования", внесенные в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета, с правовой точки зрения, создают позитивную основу для реформирования финансово-экономической базы транспортной отрасли, имеющей важнейшее социально-экономическое значение для всего народного хозяйства Российской Федерации. Реализация федеральной программы предполагает финансирование в объеме 4,5 трлн руб. (в ценах 2001 г.): более 22% из федерального бюджета, более 30% из бюджетов субъектов федерации и более 47% из внебюджетных источников. Но фактическое финанси-