ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342.5 ББК 67.400
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ИРИНА ЛЕОНИДОВНА МАКАРЕНКО,
кандидат юридических наук, научный сотрудник Академии управления МВД России
E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены особенности государственного управления с точки зрения взаимодействия общества и правоохранительных органов.
Ключевые слова: государственное управление, правоохранительные органы, общественные организации, полицейская ассоциация, права человека, гражданское общество.
Annotation. The article is devoted to peculiarities of state management from the point of view of interaction between society and law enforcement.
Keywords: public administration, law enforcement agencies, community organizations, police association, human rights, civil society.
Взаимодействие общественных организаций с правоохранительными органами Российской Федерации направлено на реализацию задачи модернизации государственного управления в наиболее проблемной сфере, где нарушение прав и свобод человека и гражданина негативно отражается на имидже всего отечественного государства. Для России также крайне важно и решение другой проблемы - преодоление коррупции в органах правопорядка и других негативных явлений[1].
Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 г. отметил: «Мы не в первый раз говорим о необходимости новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов. Но изменения происходят очень медленно. По-прежнему доминирует обвинительный уклон. Вместо того, чтобы пресекать отдельные нарушения, закрывают дорогу, создают проблемы тысячам законопослушных, инициативных граждан» [2]. Глава государства также подчеркнул, что курс на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций будет сохранен: государство должно научиться использовать их предложения и опыт, в том числе при реализации социальных инициатив.
В научной литературе идет активная дискуссия о возможных путях повышения эффективности взаимо-
действия общественного сектора с правоохранительной системой РФ.
Существует несколько методологических подходов к пониманию данной проблемы. Согласно первому, одной из главных задач гражданского общества является активное воздействие на власть с целью реализации своих правозащитных, контрольных, экспертных и других функций. При этом он полагает, что в современной России институты гражданского общества недостаточно развиты и в ряде субъектов Российской Федерации не могут эффективно сотрудничать с органами государственной власти и развивать механизмы общественного контроля и мониторинга за органами государственной власти. Именно поэтому инициатива в осуществлении взаимодействия должна принадлежать государству, осуществляющему через него соответствующую легитимацию [3, 174].
Государство и гражданское общество должны объединить усилия по противодействию коррупции на основе реализации принципа «обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти». Он предполагает следующие:
1. Непосредственный доступ к информации о деятельности органов государственной власти: обраще-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ния (запросы, письма и др.); посещение служебных мероприятий и др.
2. Опосредованный доступ к информации о деятельности органов государственной власти: освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации и коммуникации; доступ граждан к библиотечным фондам и архивам.
3. Ограничение доступа к сведениям, составляющим государственную, военную, коммерческую, профессиональную тайну и к информации о персональных данных. Иначе говоря, основой взаимодействия общественных организаций с правоохранительной системой может стать разумная открытость органов государственного управления.
Исследователи предлагают осуществить комплекс практических мероприятий: принять ряд законов и подзаконных актов, направленных на регулирование взаимодействия полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества; создать единую информационную базу данных по общественным объединениям; определить направления, разработать программы участия общественных объединений и иных институтов гражданского общества в федеральных, региональных, местных и иных программах укрепления правопорядка; определить критерии и порядок предоставления льгот, финансовой поддержки общественным объединениям и иным институтам гражданского общества на период участия в реализации такого рода программ, постоянно внедрять и совершенствовать различные формы и методы взаимодействия с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества; разработать критерии эффективности взаимодействия полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества [4, 1146].
Согласимся, что проблему следует решать комплексно путем повышения открытости правоохранительных органов, закрепив в Федеральном законе «О полиции» норму, обязывающую сотрудника полиции представлять общественной организации несекретную информацию. Он считает нужным организовать регулярное общественное обсуждение нормативных документов МВД России, действие которых затрагивает интересы общественности. Кроме того, проекты нормативных документов, не содержащие секретные сведения, можно обсуждать дистанционно - посредством сети Интернет - с возможностью для заинтересованных пользователей вносить свои предложения. При этом на этих же электронных ресурсах полиция должна информировать участников обсуждения по вопросам принятия или отклонения полученных предложений [5, 11-13].
При разработке механизмов повышения эффективности взаимодействия правоохранительной системы с общественными организациями следует учитывать сложное отношение российского социума к органам правопорядка.
По данным опроса Фонда общественного мнения
(ФОМ), проведенного осенью 2014 г., большинство россиян положительно относятся к полиции и доверяют полицейским. Более половины обратились бы в полицию, если бы в отношении них совершилось противоправное действие, например украли кошелек, а в 2008 г. ситуация была иной: тогда сказали, что написали бы заявление о пропаже лишь треть опрошенных[6].
По данным ВЦИОМ в 2012 г. полиции доверял каждый второй россиян (53%), что оказалось ниже, чем в 2011 г. Большинство опрошенных не видят в действиях сотрудников полиции ни особой пользы, ни вреда для сограждан (59%). Остальные склонны несколько чаще говорить о положительном, нежели об отрицательном влиянии полицейских на жизнь населения (20 против 16%). Кроме того, большинство россиян склонны думать, что сотрудники полиции стоят на страже интересов отдельных групп населения, а не всех граждан в целом, причем по сравнению с прошлым годом это мнение стало звучать чаще (с 24 до 41%). Только 19% уверены, что они защищают интересы населения в целом [7].
Необходимость улучшения имиджа правоохранительных органов непосредственно связана с повышением качества работы этого сектора государственного управления, искоренением непрофессионализма и коррупции, пренебрежения к правам и свободам человека и гражданина. Решение этой проблемы возможно при реализации принципа открытости «силовых» ведомств в отношениях с общественными объединениями, представляющими гражданское общество России.
Во-первых, следует законодательно закрепить принцип открытости и равного партнерства, внеся поправки в соответствующие нормативно-правовые акты. Сегодня общественные организации в отношениях с правоохранительными органами обладают ограниченным кругом возможностей. Не следует переоценивать созданные общественные советы при территориальных управлениях МВД, потому что их деятельность носит нерегламентированный и рекомендательный характер. Сложно согласиться с мнением, что общественные советы являются органом контроля над ОВД [8].
Совершенно также очевидно, что даже идеальное законодательство не может быстро изменить реальную практику, поэтому необходимо культивировать в обществе принципы открытости и прозрачности во взаимодействии с полицией через обучение должностных лиц, научные исследования, создание новых площадок для диалога полиции и общества, организации специальных сайтов по различным направлениям деятельности полиции о пропавших детях, о террористических и насильственных экстремистских проявлениях, нарушениях законности сотрудниками полиции. Положительно, что руководство правоохранительных органов также понимает проблемность ситуации и предпринимает меры для улучшения коммуникации со средствами массовой информации и общественными объединениями.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Во-вторых, требуется создание при правоохранительных органах постоянных комиссий из представителей общественных организаций, проводящих мониторинг нарушения прав человека, а также оказывающих содействие в работе сотрудникам правоохранительных органов. В этом случае следует опираться на опыт зарубежных стран, где такие комиссии созданы и эффективно работают.
В-третьих, следует учитывать опыт работы общественных организаций правоохранительной направленности как общероссийских, так и международных. В частности, на территории Российской Федерации созданы региональные отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийская полицейская ассоциация МПА» (далее - ВПА МПА). Эта организация на протяжении многих лет оказывает содействие правоохранительным органам, проводя обучение сотрудников, круглые столы, конференции, а также оказывает благотворительную помощь семьям погибших сотрудников при исполнении служебных обязанностей [9].
Деятельность ВПА МПА способствует и улучшению имиджа отечественной полиции (в ее работе принимают участие как бывшие, так и действующие сотрудники ОВД), развивая идею о ее неразрывности с полицейскими структурами зарубежных стран.
Опыт ВПА МПА показывает, что общественные организации правоохранительной направленности могут активно взаимодействовать с полицией. Одним из перспективных направлений в деятельности Ассоциации является взаимодействие с Интерполом. Решением министра внутренних дел РФ В. Колокольцева 2014 г. прошел под эгидой столетия международного полицейского сотрудничества.
Начальник НЦБ Интерпола МВД России генерал-майор полиции А. В. Прокопчук высоко оценил потенциал МПА, полагая, что «сотрудничество МПА с Интерполом может быть выстроено, в первую очередь, в сфере реализации проектов и инициатив, направленных на повышение престижа полицейской службы, предупреждение совершения преступлений, информирования общественности о новых формах и методах противоправной деятельности» [10, 18-19]. Он выделил несколько направлений, в которых может осуществляться взаимодействие неправительственной организации ВПА МПА с Интерполом как межгосударственным полицейским органом.
Во-первых, допускается проведение просветительских мероприятий в образовательных учреждениях, посвященных обсуждению работы в полиции, профилактике преступности, виктимного поведения несовершеннолетних.
Во-вторых, предполагается участие ВПА МПА в проекте Интерпола «Turn back crime» («Дадим преступности отпор»), основной целью которого является повышение защищенности граждан от преступных посягательств путем распространение соответствующих информационных сообщений.
Международной полицейской ассоциацией накоплен значительный опыт по противодействию противоправного поведения населения. В частности, в Кирове МПА инициировало привлечение общественного объединения «Ночной дозор» к патрулированию улиц областного центра с целью противодействия молодежной наркомании.
Представители ВПА МПА входят в состав Общественных советов при территориальных управлениях МВД России и участвуют в проведении совместных просветительских акций. Так, 17 мая 2014 г. состоялась общероссийская акция «Полиция на страже детства». В УМВД России по Тульской области была организована работа многоканального детского телефона доверия, в работе которого принимал участие руководитель Тульского отделения МПА, ректор Института законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации И.Б. Богородицкий.
МПА способствует укреплению престижа сотрудников ОВД России, привлекая их для участия в международных мероприятиях. Ассоциация организовывает сборы и координирует обмены молодежными группами, проводит турпоходы, авто- и велопробеги. МПА активно занимается вопросами предотвращения преступлений, пропагандирует внедрение новых технологий и последних достижений в области науки и техники, применяемых в расследовании преступлении. Большая работа проводится в Информационно-образовательном центре Международной полицейской ассоциации «Замок Гимборн» (ФРГ). В ежегодно проводимых здесь семинарах принимают участие до 2500 сотрудников полиции. В июне 2013 г. делегация Российской секции МПА приняла участие в работе семинара «Преступность в околофутбольной среде», где рассмотрели следующие вопросы:
• о работе следственной группы «Хулиганы» с футбольными фанатами;
• «идентификация, солидарность, реактанс, реактивное сопротивление - социальные процессы в группах ультрас»;
• о работе государственных структур с футбольными фанатами;
• задействование федеральной полиции в связи с пассажирскими перевозками футбольных фанатов. Что, безусловно, является актуальным в преддверии предстоящего в 2018 г. мирового чемпионата по футболу.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод: решение проблемы взаимодействия общественных организаций и правоохранительных органов носит долговременный, комплексный характер. Основное место следует отвести закреплению и развитию принципа открытости во взаимоотношениях органов правопорядка и гражданского общества. Следует внедрять положительный зарубежный опыт, предполагающий постоянное и тесное сотрудничество неправительственных организаций с правоохранительными органами. Не менее важно использовать опыт международ-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ных и общероссийских общественных организаций, уставными целями которых являются содействие полиции, взяв за ориентир деятельность Международной полицейской ассоциации. Важно добиться активного и постоянного привлечения представителей общественных организаций не только к контролю за действиями «силовых» структур по вопросу нарушения ими прав и свобод, но и оказания содействия правоохранительной системе решающей задачу охраны общественного порядка, конституционного строя, жизни и здоровья граждан Российской Федерации.
Литература
1. См: Полиция. Миграция. Коррупция / URL: http://www.svpressa.ru/society/article/103224/http:// www.svpressa.ru/society/article/103224/ (дата обращения: 15 марта 2015 г.).
2. Послание Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. / Официальный сайт Президента РФ/ URL: http://kremlin.ru/news/47173 (дата обращения: 18 марта 2015 г.).
3. Конституционное право России: Учебник / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников, Е.Н. Хазов и др.; Под ред. Б.С. Эбзеева, А. С. Прудникова. М.: Юнити-Дана, 2013.
4. Киричек Е.В. Взаимодействие полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества в условиях реализации принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федераци / Е.В. Киричек// Административное и муниципальное право. 2013. № 12. С. 1139-1147.
5. Конституционное право России: Учебник / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников, Е.Н. Хазов и др.; Под ред. Б.С. Эбзеева, А. С. Прудникова. М.: Юнити-Дана, 2013. С. 147.
6. См: Работа полиции и отношение к полицейским (данные на 27 октября 2014 г.) / Интернет-сайт Фонда общественного мнения/ URL: http://fom.ru/ Bezopasnost-i-pravo/11784 (дата обращения: 20 марта 2015 г.).
7. «Работа полиции: общественная оценка» (24 октября 2012 г.)/ Интернет-ресурс ВЦИОМ/ URL: http:// wciom.ru/index.php?id=459&uid=113269 (дата обращения: 28 марта 2015 г.).
8. См: Гришковец А.А. Общественный совет при МВД России как инструмент контроля за полицией / А.А. Гришковец// Полицейская деятельность. 2014. № 4. С. 370-384.
9. Официальный сайт International Police Association Общероссийская общественная организация «Всероссийская полицейская ассоциация МПА» / URL: http://rusipa.ru (дата обращения: 21 марта 2015 г.)
10. Сотрудничество МПА с Интерполом может быть выстроено в различных сферах // Полицейское братство. 2014. № 34-35. С. 18-19.
References
1. See: Police. Migration. Corruption / URL: http:// www.svpressa.ru/society/article/103224/http://www.sv-pressa.ru/society/article/103224/ (accessed: 15.03.2015).
2. The President's address to the Federal Assembly on December 4, 2014/ Official website of the President of the Russian Federation/ URL: http://kremlin.ru/news/47173 (reference date: 18.03.2015).
3. Grib V.V. the Interaction of public authorities and civil society institutions in the Russian Federation: constitutional and legal aspects: monograph. 2-e Izd., additional and pererab / V.V. Grib. M. Publishing House "Yurist", 2011. 400 p.
4. KirichekE.V. police Cooperation with public associations and other civil society institutions in the implementation of the principle of respect and observance of the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation / Kirichek E.V // Administrative and municipal law. 2013. No. 12. Pp. 1139-1147.
5. Vasiliev S.A. the Main forms of interaction of state bodies with public associations / S.A. Vasiliev // State power and local self-government. 2012. No. 4. S. 11-13.
6. Cm: the work of the police and attitudes towards police (27.10.2014) / Internet website public opinion Foundation / URL: http://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/11784 (reference date: 20.03.2015).
7. "Policing: public evaluation" (24.10.2012)/ the online resource VCIOM/ URL: http://wciom.ru/index. php?id=459&uid=113269 (reference date: 28 марта 2015)
8. Cm: Grishkovets A.A. Public Council under the Ministry of internal Affairs of Russia as a monitoring tool for police / by A.A. Grishkovets// Policing. 2014. No. 4. P. 370-384.
9. The official website of the International Police Association Russian public organization "all-Russian police Association IPA"/ URL: http://rusipa.ru (reference date: 21.03.2015).
10. MPA cooperation with Interpol could be deployed in a variety of fields // of the Police brotherhood. 2014. No. 34-35. P. 18-19.