УДК 351.74 ББК 35.078
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10257
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Положительный зарубежный опыт и перспективы его использования в России
Иван Алексеевич ШЕВЧЕНКО, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России E-mail: [email protected]
Александр Анатольевич БЕЖЕНЦЕВ, заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное право;
Аннотация. В статье авторами проанализированы общемировые особенности, присущие служебной деятельности полиции, раскрыт положительный зарубежный опыт развитых стран: по сотрудничеству полиции с общественностью (Австрия, Греция, Португалия); по применению в работе полицейских научно-технических средств и широкому внедрению научной организации труда (США); по тесному взаимодействию полицейских систем через интернациональные полицейские структуры (Интерпол, Европол, Южноафриканская региональная организация сотрудничества начальников полиции, Организация начальников полиции семи островных государств, Америпол); по закреплению права полицейских на специальную правовую протекцию (Англия, Германия, Франция, Италия). Предложены перспективы использования рассмотренного прогрессивного опыта в России.
Ключевые слова: служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел, взаимодействие полиции с общественностью, научная организация труда полиции, Интерпол, Европол, социальный статус сотрудника полиции, правовая защита сотрудников полиции, дисциплинарные взыскания в полиции.
Annotation. In the article, the authors analyzed the world-wide features inherent in the police service activity, revealed the positive foreign experience of developed countries: on police cooperation with the public (Austria, Greece, Portugal); on the application in the work of police scientific and technical means and the wide introduction of scientific organization of labor (USA); on the close interaction of police systems through international police structures (Interpol, Europol, the South African Regional Police Chiefs Cooperation Organization, the Organization of Police Chiefs of the seven island states, Ameripol); on securing the right of policemen to special legal protection (England, Germany, France, Italy, prospects of using the considered progressive experience in Russia are offered.
Keywords: service activities of police officers, police interaction with the public, the scientific organization of police work, Interpol, Europol, the social status of a police officer, the legal protection of police officers, disciplinary sanctions against the police.
административный процесс
Рецензент — А.В. Тарасов, начальник кафедры организации работы полиции Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018
Одним из направлений совершенствования управления обеспечением служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел России является изучение и использование прогрессивного опыта работы с сотрудниками полиции развитых зарубежных стран.
Конечно, иностранные государства имеют другой уровень развития, другие, отличные от отечественных, политические, правовые, исторические, культурные обычаи, количество народонаселения, географические габариты и положение, инфраструктуру, что влечет за собой своеобразие построения и функционирования их полицейских формирований, но предпосылки для использования на территории нашего отечества соответствующего положительного опыта, несмотря на это, существуют. И обусловлено это, прежде всего, тем, что Россия, как и другие страны, должна решать немало схожих проблем в борьбе с криминальными проявлениями, особенно транснационального характера, с новыми видами преступлений, которые возникли сравнительно недавно параллельно с общественным развитием и научно-техническим прогрессом, используя при этом сходные тактические особенности превенции, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступных деяний.
Полицейские системы развитых стран мира имеют длительную историю, большой опыт борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, тесные взаимосвязи между собой.-Кроме того, эволюции правоохранительных институтов присущи универсальные тенденции, которые зависят от конфигурации общественного устройства.
С точки зрения требуемого в условиях построения правового государства реформирования органов внутренних дел России, изучение теории и практики полицейской деятельности развитых зарубежных стран является актуальным и целесообразным, поскольку принципы этой деятельности закладывались в условиях политического и экономического плюрализма, особенного интереса к реализации законных интересов и неотъемлемых прав человека и гражданина, а система осуществления государственной власти в течение столетий строилась таким образом, чтобы исключить возможность использования правоохранительных органов не по их прямому назначению.
И хотя государственный аппарат развитых зарубежных стран (в том числе и полиция) не
является идеальным, там сделано очень много для воплощения в жизнь идеи правового, демократического государства, в том числе и в сфере охраны правопорядка.
Всестороннее и комплексное освещение проблематики организации и функционирования полиции развитых зарубежных стран, безусловно, требует специального комплексного исследования, использования больших массивов информации общеправового, ведомственного, нормативного, организационного, фактического характера.
В связи с этим в данной статье мы остановимся лишь на некоторых аспектах этой многосторонней проблемы, которые, по нашему мнению, наиболее связаны с обеспечением служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Изучение прогрессивного опыта организации служебной деятельности и системы управления полицейскими органами в развитых государствах планеты (таких, как Соединенные Штаты Америки, Канада, Великобритания, Германия, Франция) позволяет выделить следующие общемировые присущие служебной деятельности полиции особенности:
• разветвленность и разнообразие полицейских органов, наличие полицейских служб и подразделений в различных министерствах и ведомствах, их самостоятельность и независимость друг от друга. Отсюда следует соответствующее построение системы подготовки специалистов, ориентированность ее не только на общие задачи правоохранительной деятельности, а, прежде всего, на специфику конкретной работы в конкретной полицейской службе. Следствием этого становится максимальное сокращение периода адаптации к профессиональной деятельности, повышение ее эффективности;
■ распределение полицейских систем по способам получения на организацию деятельности финансовых средств на государственные (федеральные), муниципальные (местного самоуправления), частные (полиция, синдикатов, концернов, организаций, учреждений, фирм) в условиях тесного сотрудничества между ними;
■ социальная направленность работы полиции, которая ориентирована, прежде всего, на протекцию прав и свобод человека и гражданина;
■ высокий профессионализм полиции достигается не только благодаря глубокой профессиональной подготовке в профес-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018
сиональных полицейских учебных заведениях. Полицейские в Соединенных Штатах Америки, Италии, Испании и других странах вынуждены учиться на протяжении всей службы, поскольку от этого зависит продвижение вверх по карьерной лестнице, присвоение официального чина, оплата труда, льготы;
■ внепартийность в работе полиции накладывает определенные ограничения проявлений политических, партийных убеждений, влечет беспристрастность в служебной деятельности полицейских, осознание того, что полиция служит народу, государству, а не отдельным партиям, кланам, группам;
■ инициативная деятельность общественных добровольных коалиций, сконцентрированная на содействии и помощи органам внутренних дел;
■ открытость, гласность, константная апелляция к мнению социума при решении наиболее сложных задач, появляющихся в правоохранительной правоприменительной практике, обеспечивают полиции доверие и масштабную поддержку народонаселения.
Понятно, что какой бы материально обеспеченной и наделенной необходимой правовой поддержкой не была правоохранительная система, без сотрудничества с общественностью, прежде всего с населением, она не сможет в полной мере решать возложенные на нее масштабные задачи. Поэтому органы внутренних дел энергично принимают участие в большинстве мероприятий, реализуемых среди народонаселения, в организации спортивных состязаний, празднований, осуществляют деятельность в детских садах и школах, осуществляют патронажную работу, отчитываются перед жителями обслуживаемой территории и этим претворяют в жизнь важнейшую идею сближения с ними.
В полиции Соединенных Штатов Америки, Австрии, Греции, Португалии осваивается специализированный курс дополнительного профессионального образования полицейских — «Работа с населением»; для полицейских систем развитых зарубежных стран в достаточно большом количестве готовятся сотрудники отделов психологической, социальной работы.
Отдельно также следует отметить чрезвычайно широкое применение в работе полицейских развитых зарубежных стран научно-технических
средств, широкое внедрение научной организации труда сотрудников полиции. На службу полиции поставлены новейшие достижения естественных и технических наук. Полиция имеет разветвленную систему экспертно-исследова-тельских и научных учреждений. Например, при расследовании умышленного убийства или иного тяжкого преступления полиция Соединенных Штатов Америки может провести в кратчайшие сроки десятки самых разнообразных экспертиз, среди которых и такие, как экспресс-исследования испарений алкоголя и наркотиков в воздухе комнаты, где произошло преступление, исследования химического и биологического состава потожировых следов, микрочастиц, оставленных преступником на полу и одежде потерпевшего.
В коллекциях ФБР находятся практически все виды штатного огнестрельного оружия, из которых когда-либо производились выстрелы в большинстве странах мира, все виды краски, -используемой на почти всех автомобильных заводах мира, образцы практически всех нитей и тканей производства стран производителей, вплоть до кустарного производства африканских племен.
Одновременно законы Соединенных Штатов Америки, Японии, Австралии устанавливают такой порядок использования научно-технических средств, который способствует выявлению истины при расследовании преступлений и одновременно обеспечивает охрану прав и законных интересов граждан. Типичной для органов внутренних дел развитых стран мирового сообщества является крайне значительная техничес-ко-информационная оснащенность наружной патрульной службы, без чего ее результативная служебная деятельность невозможна, поскольку от этого зависит мобильность нарядов. Так, в Вашингтоне полицейский патруль может прибыть на место происшествия примерно в течение двух — трех минут после получения сигнала о случившемся с пульта диспетчера.
Значительное внимание уделяется научному обоснованию направлений оптимизации полицейской службы. Особенно это касается патрульной службы, которая все чаще становится объектом научных изысканий, причем полных и исчерпывающих, с приисканием специалистов из областей управления, юриспруденции, социологии, политологии, экономики и психологии. В отдельных регионах, городах, районах осуществляются многочисленные экспериментальные программы, проводятся опросы, анкетирования полицейских и населения.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018
На формирование стиля работы полиции (прежде всего уголовной) влияет также то, что, согласно официальным данным большинства развитых демократических держав, правоохранительные органы в целом и, как следствие, их сотрудники не несут ответственности за уменьшение уровня раскрытия преступлений в случае, когда это подтверждается объективными основаниями, например, увеличением нагрузки на сотрудников полицейских подразделений, специализирующихся на противодействии отдельным видам противоправных деяний при сохранении их изначальной штатной численности. В результате среди сотрудников полиции практически не встречается такое негативное явление, как сокрытие противоправных деяний от учета.
Улучшению эффективности правоохранительной деятельности и борьбы с преступностью способствует также тесное взаимодействие полицейских систем через Интерпол и непосредственно друг с другом (международные семинары, совместные брифинги, обмен делегациями, изучение прогрессивного опыта друг друга, совместные курсы повышения квалификации полицейских, совместные полицейские акции в пределах нескольких государств).
Положительный опыт органы внутренних дел развитых зарубежных стран приобрели при раскрытии межгосударственных преступлений в сфере бизнеса, по незаконному обороту крупных партий наркотиков, «отмыванию» денежных средств, торговле людьми, сокрытию прибыли и уклонению от уплаты налогов, недобросовестной конкуренции, в сфере компьютерных, экологических преступных деяний.
Однако, с учетом того, что Интерпол объединяет практически все государства планеты и по величине это второе, после ООН, объединение в мире, при обращении за помощью к данной организации можно столкнуться со многими сложностями (длительное время передачи и обработки информации, языковые барьеры, сложная иерархия подчиненности подразделений, несовместимость электронных баз данных). Поэтому более жизнеспособными являются относительно небольшие объединения полиции по континентальному принципу: Европол (объединенная полицейская структура Европейского Союза) [6]; Южноафриканская региональная организация сотрудничества начальников полиции [2]; Организация начальников полиции семи островных государств (объединяет полицейские организации островов Тихоокеанского региона)
[1]; Америпол (объединенная полицейская структура стран Латинской Америки) [3].
В данном контексте интересной является точка зрения о необходимости создания Евраз-пола [4] в качестве самостоятельной международной полицейской организации для координации деятельности полицейских структур стран — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства по противодействию транснациональной и трансграничной преступности. При этом структура Евразпола может состоять из Секретариата с дислокаций штаб-квартиры в крупном городе Таможенного союза и Национальных бюро (в составе служб полиции по оперативной работе министерств внутренних дел государств-участников).
Главным и решающим элементом полицейского аппарата являются сотрудники полиции — именно от них, преимущественно, зависит результативность всех правовых, организационных, материально-технических и других мероприятий, направленных на обеспечение правопорядка.
Отношение полицейских к решению профессиональных задач, уровень их мотивации в значительной степени зависят от таких факторов, как наличие действенной системы развития служебных коллективов, справедливость оценки их деятельности, условия для продвижения по службе, обеспечение соответствия материального вознаграждения условиям труда и персональным вкладом каждого. Итак, характерным признаком деятельности полиции развитых стран мирового сообщества является значительная социальная и правовая протекция полицейского, которая напрямую влияет на его служебную деятельность.
С учетом вышесказанного в западных странах значительное внимание уделяется обеспечению соответствующего социального статуса сотрудника полиции, отбору кандидатов и научно обоснованному продвижению полицейских по службе.
Социальный статус — это состояние человека или группы в социально-стратификационной структуре общества, которое обусловлено социально-экономическим положением (т.е. характером и содержанием труда, его оценкой со стороны общества, уровнем образования, дохода) и правовыми гарантиями (объем прав, обязанностей и уровень ответственности). Привлекательность или непривлекательность социального статуса находит свое отражение в общественном мнении, влияет на престиж той или иной про-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018
фессиональной деятельности. Работники государственного бюрократического аппарата (среди них и полицейские) во всем мире имеют некоторые привилегии по сравнению с рядовыми гражданами. Это, в первую очередь, постоянное место работы, возможность регулярного повышения по службе, гарантированная заработная плата и пенсия.
Наряду с этим такие лица имеют и определенные обязанности, которые базируются на основных принципах, распространяющихся на деятельность государственных служащих (полиции) и в России:
а) принцип подчинения вышестоящему руководителю, из которого вытекает обязанность каждого служащего выполнять приказы и распоряжения компетентного начальника. При этом законодательство и судебная практика демократических стран четко придерживаются положения: сотрудник не только имеет право, но и обязан не выполнять распоряжение, которое является явно незаконным, близко к преступлению или связано с отрицательными последствиями для общественного порядка и безопасности;
б) государственный служащий должен безраздельно посвятить себя государственной службе, из чего следует, что он не может заниматься еще какой-то деятельностью, связанной с получением прибыли (исключением является деятельность в области науки, искусства и литературы). Впрочем, воспрещение участия в предпринимательской деятельности для государственных служащих действует не во всех государствах. Например, в некоторых штатах Соединенных Штатов Америки они могут быть держателями акций, облигаций, совладельцами или компаньонами руководителей организаций или фирм, но только при условии, что бизнес не затрагивает интересы правоохранительной службы. Организация и эффективность осуществления контроля и надзора с целью минимизировать злоупотребления со стороны сотрудников, наделенных правом заниматься бизнесом, является одним из важных условий защиты от коррупции;
в) принцип незаинтересованности государственного работника тесно переплетен с предыдущим: ему запрещено проявлять особую заинтересованность в работе любых предприятий, учреждений и организаций, которые так или иначе от него зависят или подконтрольны государственному органу, где работает такой сотрудник;
г) принцип неразглашения служебных данных. Это касается как информации, включаю-
щей государственную и служебную тайну, так и материалов, которые стали известны полицейскому в связи с его служебной деятельностью, обнародование которых может причинить значительный ущерб общественным и частным, государственным и имущественным интересам. При этом в первом случае виновный в разглашении подлежит уголовной ответственности, а во втором — такие действия рассматриваются как дисциплинарный проступок, причем к дисциплинарной ответственности виновное лицо может привлекаться как по жалобе потерпевшего, так и по инициативе руководства;
д) принцип ограничения на участие в политической жизни общества, т.е. при сохранении права голосовать на выборах различных уровней, сотрудники лишены права быть членами политических партий, участвовать в их деятельности, выдвигать свои кандидатуры на выборах любого уровня, публиковать и распространять печатные материалы и иным образом осуществлять пропаганду и агитацию идеологического характера. Департизация полиции является гарантией ее непредвзятого отношения к осуществлению разнообразных социальных программ в области охраны правопорядка и, как следствие, содействует увеличению доверия и необходимой поддержки со стороны народонаселения.
В соответствии с названными принципами, национальными законодательными и другими нормативными актами различных стран регулируется положение сотрудников полицейских формирований. При этом полицейские занимают специфическое место среди других государственных служащих, что обусловливается характером возложенных на полицию функций. Систему норм, регламентирующих организацию службы в полицейских структурах и правовое положение их сотрудников, составляют преимущественно общенациональные законы «О полиции», декреты и указы глав государств и руководителей исполнительной власти, правовые документы органов местного самоуправления, включающие тезисы о правовом режиме некоторых категорий сотрудников органов внутренних дел. Все подобные документы включают директивы на то, что личный состав полиции образует специальную категорию в публичной службе и обладает соответствующим статусом.
Учитывая значительную социальную важность полицейской деятельности, законодатели большинства держав стараются обеспечить ее, так сказать, стабильный характер. Поэтому в Швеции, Финляндии, Дании, Швейцарии, Гре-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018
ции и других развитых странах полицейским запрещены пколлективные протесты в виде забастовок и других акций, так как это может привести к серьезным нарушениям правопорядка.
Назначение и положение института полиции в развитых зарубежных странах обусловливает предоставление ее сотрудникам целого комплекса специфических прав (и, соответственно, обязанностей), направленных на выполнение правоохранительных функций. При этом законодательство устанавливает лишь общие рамки полномочий полицейских.
Что касается других нематериальных прав сотрудников полиции, необходимо выделить право на специальную правовую протекцию. По уголовному законодательству и специальным законам развитых зарубежных государств сотрудники полиции защищены от угроз, клеветы, оскорбления, и здесь речь идет не только о протекции от действий и бездействия, которые обнаруживаются при уголовных преступлениях, но и от всех тех, которые мешают реализации возложенных на полицию задач.
Практически во всех развитых странах законодательством предусмотрена жесткая ответственность за оскорбление, противодействие или причинение физического вреда сотрудникам полиции или клевету на них.
В Англии в случае если субъект спорит с полицейским, указавшим на нарушение правопорядка, ему может быть инкриминировано неподчинение полиции, лицо может быть подвержено лишению свободы на срок до двух месяцев.
В Италии оскорбление полицейских в общественном месте или через средства массовой информации карается заключением на период до трех лет.
В Германии за распространение клеветы по отношению к органам исполнительной власти (и полиции в том числе), за агрессию в отношении их представителей установлено заключение в местах лишения свободы сроком до пяти лет или крупный штраф.
Во Франции за устное оскорбление сотрудников органов внутренних дел при выполнении должностных обязанностей виновные наказываются арестом на срок от пятнадцати суток до трех месяцев или денежным штрафом. За нанесение удара или совершение иного акта агрессии по отношению к полицейскому виновный субъект может быть осужден к лишению свободы до пяти лет.
В подавляющем большинстве штатов США нападение на полицейских или оказание им фи-
зического сопротивления наказывается денежным штрафом в сумме от пяти до десяти тысяч долларов и (или) лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Положительным примером унификации особенностей прохождения службы в органах внутренних дел является проведенная в начале 2018 г. консолидация более чем 40 ведомственных приказов МВД России, регламентирующих данное направление деятельности.
Приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» [5] утвержден порядок организации прохождения службы.
Досконально описано, как осуществляется отбор на службу в органы внутренних дел, как и каким образом оформляется личное поручительство, как проходит обучение; зафиксирована последовательность назначения на должности, присвоения специальных званий; определена ориентировочная форма контракта о прохождении службы, прописан текст присяги; утверждена примерная форма должностного регламента (инструкции) сотрудника органа внутренних дел; регламентирован порядок прохождения аттестации; закреплены вопросы служебного времени, описаны особенности увольнения со службы в связи прекращением или расторжением контракта, определены квалификационные требования к стажу службы, опыту работы и навыкам, к уровню физической подготовки. Более 40 ведомственных правовых актов, прежде регламентировавших данные вопросы, утратили юридическую силу.
Данным приказом регулируется как применение мер поощрения, так и наложение дисциплинарных взысканий.
Заслуживает внимания опыт проведения дисциплинарного производства в развитых западных странах. Нарушение полицейскими возложенных на них обязанностей и требований, которые к ним предъявляются, влечет за собой применение дисциплинарных санкций, вплоть до уголовной ответственности. Наиболее распространенным видом уголовного преследования за нарушение сотрудником органов внутренних дел порядка несения службы, особенно при осложнении оперативной обстановки, в ряде стран является заключение.
Например, в Италии за оставление служебного поста, невыполнение приказов общего и индивидуального характера, неповиновение начальнику сотрудник полиции может подлежать заключению на срок от одного до пяти лет.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018
Дисциплинарным нарушением в Германии признается любое нарушение, совершенное сотрудником полиции при (или) в связи с осуществлением им своих должностных обязанностей; сходно трактуют это деяние в Великобритании, Франции, Италии, Испании и иных развитых странах. Это значит, что в каждом конкретном случае уполномоченная инстанция сама решает, является ли конкретное деяние дисциплинарным проступком или преступлением.
Что касается дисциплинарных санкций, то применяются только нормативно предусмотренные. В качестве мер дисциплинарного воздействия используются: предупреждение (устное или письменное с фиксацией в личном деле), -выговор; временное отстранение от профессиональной деятельности; приостановление продвижения по службе; снижение в должности, звании, чине; перемещение на другую должность без изменения места проживания; денежный штраф; принудительное увольнение.
Дисциплинарная власть реализуется начальником, который обладает правом назначения на должность. При этом в основе дисциплинарной процедуры лежат две основные гарантии, исходящие из права полицейского на защиту.
Дисциплинарные взыскания налагаются после обязательного рассмотрения дела дисциплинарным советом или иным уполномоченным органом. Эта процедура в подавляющем большинстве развитых зарубежных государств строится на принципе состязательности: сотрудник имеет право подавать возражения, делать ссылки на свидетелей, пользоваться помощью защитника и т.д.
Дисциплинарный совет только выражает свою точку зрения, но она не является окончательной, заключительное решение принимает компетентный руководитель. Кроме того, администрация должна ознакомить сотрудника, применительно к которому ведется дисциплинарное производство, с выдвинутыми обвинениями и документами по существу.
К исключениям по обязательному предварительному разбору материала дисциплинарными советами относят эпизоды участия полицейских в массовых акциях, нарушающих общественный порядок и безопасность, действиях коллективного неповиновения, призывы к данным дей-
ствиям, а также самовольное оставление места несения службы. Решение о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжаловано в соответствующей вышестоящей инстанции или в суде.
Снятие наложенного взыскания сотрудник должен заслужить безупречной службой в течение определенного периода, срок которого зависит от санкции. Могут учитываться и «особые заслуги» в прекращении, раскрытии или расследовании преступлений.
Итак, порядок дисциплинарной процедуры в полиции развитых зарубежных стран в целом является более демократичным, но и рассчитан он на сотрудников, которые в большинстве своем дорожат прохождением службы в полиции, -показывая при этом высокую сознательность и чувство долга. Полагаем, что демократические основы дисциплинарного производства в полиции развитых зарубежных государств необходимо внедрять в России с учетом отечественных особенностей.
Библиографический список
1. Pacific Islands Chiefs of Police (PICP) // URL: https://picp.co.nz/
2. Protocol on Politics, Defence and Security Cooperation (1999). SADC. // URL: http://www. operationspaix.net/DATA/DOCUMENT/3677~v~ Protocol_on_Politics_Defence_and_Secur:ity_Coopeiation.pdf
3. The Police Community of the Americas (Ameripol) // URL: https://en.wikipedia.org/ wiki/Ameripol
4. Нургалиев Б.М., Лакбаев K.C. Новое направление во взаимодействии правоохранительных органов стран Евразийского содружества // Актуальные проблемы современности. 2016. № 1 (11). С. 18-23.
5. Опубликован на офиц. интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru/) 23.03.2018 г. (зарегистрирован в Минюсте России 22.03.2018 г. № 50460)
6. Решение Совета ЕС от 6 апреля 2009 г. о создании Европейского полицейского ведомства (Европол) (2009/371/ПВД) (Люксембург, 6 апреля 2009 г.). — URL: http://base.garant.ru/ 2568908.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018